Из опыта организации внутришкольного контроля
В педагогической печати и практике часто ставится вопрос о целях и задачах внутришкольного контроля и его содержании. Ответ очевиден: ответственность образовательных учреждений, установленная Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», определяет необходимость осуществления внутреннего контроля деятельности образовательного учреждения со стороны его руководителей.
Предмет и формы контроля определяются руководителем образовательного учреждения в соответствии с компетенцией и ответственностью образовательного учреждения, определёнными законодательством об образовании, а также уставом образовательного учреждения.
Непосредственный контроль деятельности должностного лица образовательного учреждения - внутришкольный (внутриучрежденческий) контроль осуществляет руководитель и его заместители в соответствии с должностными инструкциями. Именно контроль в образовательном учреждении способствует формированию достоверной информации о результатах деятельности участников образовательного процесса, предупреждает проявление недостатков в работе.
При осуществлении должностного контроля можно воспользоваться следующими нормативно-правовыми документами:
· Письмом от 10.08.1999 г. № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности»;
· Приказом от 05.10.1999 г. № 473 «Об упорядочении инспекционно-контрольной деятельности в системе образования»;
· Письмом от 25.01.2000 г. № 22-06-85 «Об усилении контроля за соблюдением требований к уставам образовательных учреждений, предусмотренных законодательством Российской Федерации»;
· Письмом от 14.05.2001 г. № 22-06-648 «Об усилении контроля за исполнением законодательства об образовании Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях».
Внутришкольный контроль, его качество, его профессиональная и нравственная основа – одна из вечных и самых сложных управленческих проблем. Каждый руководитель школы постоянно нуждается в чётком представлении о том, как развивается школа, каковы тенденции этого развития, как совершенствуется образовательный процесс. Иными словами, нужен постоянный анализ, постоянная обратная связь, информированность обо всех сферах жизни и деятельности коллектива. Такую информацию – достоверную и полную – можно получить только с помощью хорошо налаженного внутришкольного контроля.
Предлагая вам свою систему, нисколько не претендую на её полноту и универсальность, но она много лет помогает мне в организации этой сферы управленческой деятельности. Итак, перечислю разделы своего плана контроля:
1. Контроль обеспечения доступности общего образования.
В этой статье предлагаю ознакомиться с вариантом первого раздела планирования, а если возникнет интерес, то готова обсудить и другие. Жду ваших откликов, коллеги!
Контроль обеспечения доступности общего образования
№ п/п |
Объект контроля |
Содержание контроля |
Цели контроля |
Вид контроля |
Форма контроля |
Метод контроля |
Сроки |
Итоги (где слушается) |
1. |
Сохранение контингента учащихся |
Комплектование классов, списки учащихся по классам |
Оформление приказов о движении учащихся, сохранность контингента, наполняемость классов |
Тематический |
Предупредитель ный |
Проверка приказов, списков учащихся по классам |
В течение года |
Книга приказов, списки по классам |
2. |
Вновь прибывшие учащиеся |
Адаптация вновь прибывших учащихся в новых классных коллективах |
Создание психологически комфортной среды вновь прибывшим учащимся |
Обзорный |
Предупредитель ный |
Наблюдения, беседы, психологическая поддержка |
В течение года |
Собеседования с классными руководителями |
3. |
Обеспечен ность учебниками и учебными пособиями |
Обеспеченность учащихся учебниками для изучения гуманитарных предметов |
Соответствие выбранных учителями УМК федеральному и краевому перечню учебников, обоснованность выбранных УМК |
Тематический |
Персона льный |
Анализ рабочих программ, беседы с руководителями МО, библиотекарем |
Сентябрь |
Совещание при директоре |
4. |
Образовательные программы |
Выполнение образовательных программ по предметам гуманитарного цикла |
Анализ выполнения теоретической и практической части образовательных программ по предметам гуманитарного цикла |
Тематический |
Персона льный |
Собеседования с педагогами, проверка журналов |
1 раз в четверть |
Совещание при завуче, справка
|
5. |
Домашнее задание |
Дозировка домашнего задания |
Соответствие дозировки домашнего задания установленным нормативам |
Тематический |
Классно-обобщающий |
Посещение уроков проверка дневников, журналов |
В течение года |
Заседание МО |
6. |
Состояние здоровья учащихся |
Оформление страниц здоровья в классных журналах |
Обследование учащихся школьным врачом, специалистами |
Тематический |
Персона льный |
Проверка журналов, рекомендации |
Сентябрь, январь |
Справка по проверке журналов |
7. |
Охрана здоровья |
Выявление учащихся со слабым здоровьем |
Организация занятий лечебной физкультурой, составление списка инвалидов |
Тематический |
Персона льный |
Изучение медицинских карт. |
Сентябрь
|
Приказ на организацию занятий |
8. |
Профилакти ческая работа |
Соблюдение требований СанПиН к учебным кабинетам, режиму занятий |
Проведение физпауз, утренней зарядки (5-6 классы), уровень освещенности рабочих мест, режим проветривания помещений |
Фронтальный |
Предупредитель ный |
Беседы, наблюдения, посещения уроков, дежурство |
Ежедневно |
Оперативное совещание |
9. |
Работа с больными детьми |
Организация обучения на дому |
Качество и своевременность проведения индивидуальных занятий с учащимися, обучающимися на дому |
Тематический |
Персона льный |
Беседы, наблюдения, проверка журналов индивидуальных занятий |
1 раз в четверть,
1 раз в месяц |
Совещание при директоре, табель учета рабочего времени |
10. |
Посещае мость занятий учащимися |
Посещаемость занятий учащимися |
Профилактика пропусков уроков |
Тематический |
Персона льный |
Беседы, наблюдения, проверка журналов, анализ отчетов |
1 раз в четверть
2 раза в год |
Справка по проверке журналов Отчет в УО |
11. |
Посещае мость занятий учащимися группы риска |
Посещаемость группы риска занятий учащимися |
Контроль посещаемости занятий учащимися классными руководителями |
Тематический |
Персона льный |
Беседы, наблюдения, проверка журналов, анализ отчетов |
1 раз в четверть
2 раза в год |
Справка по проверке журналов Отчет в УО |
12. |
Посещае мость курсов по выбору, элективных курсов |
Посещаемость курсов по выбору, элективных курсов учащимися 9-10 классов |
Посещаемость, успешность обучения старшеклассников на курсах по выбору, элективных курсах |
Тематический |
Персона льный |
Проверка журналов, собеседования с классными руководителями, наблюдения, анкетирование |
1 раз в четверть
|
Совещание при директоре, справка |
13. |
Занятость учащихся |
Занятость учащихся во внеурочное время в соответствии с интересами |
Комплектование кружков, факультативных, лекционных занятий |
Тематический |
Предупредитель ный |
Беседы, списки групп дополнительного образования |
1 раз в полугодие |
Совещание при директоре |
14. |
Занятость учащихся группы риска |
Посещаемость учащимися группы риска внеурочных занятий |
Профилактика безнадзорности, правонарушений учащимися группы риска |
Тематический |
Предупредитель ный |
Беседы с учащимися, с классными руководителями, родителями |
В течение года |
Консультации с психологом, с классными руководителями, родителями |
15. |
Успеваемость учащихся группы риска |
Состояние успеваемости учащихся группы риска |
Своевременное отслеживание классными руководителями успеваемости учащихся группы риска |
Тематический |
Персона льный |
Наблюдения, беседы |
1 раз в четверть |
Отчеты классных руководителей |
16. |
Организация дежурства |
Дежурство учителей, учащихся в рекреации 1-го этажа |
Соблюдение графика дежурства в рекреации 1-го этажа |
Обзорный |
Предупредитель ный |
Наблюдения, беседы, оказание помощи |
В течение года |
Утренние планерки передачи дежурства, график |
17. |
Расписание занятий |
Соблюдение требований СанПиН к расписанию учебных занятий |
Качество составления диспетчером расписания учебных занятий, расписания дополнительного образования |
Обзорный |
Предупредитель ный |
Изучение, анализ |
В течение года |
Совещание при директоре |
18. |
Родительский всеобуч |
Работа с родителями |
Информационно- разъяснительная работа по изучению нормативно- правовых документов, возрастных особенностей учащихся |
Тематический |
Предупредитель ный |
Посещение родительских собраний, оказание помощи |
В течение года |
Совещание при завуче |
19. |
Работа психолого-логопедичес кой службы |
Уровень работы психолого-логопедической службы |
Профилактика затруднений и проведение индивидуальных занятий, консультаций с учащимися, их родителями |
Обзорный |
Предупредитель ный |
Наблюдения, беседы |
В течение года |
Совещание при директоре |
Белешникова Т.Е., заместитель директора МАОУ
«Лицей №102 имени академика М.Ф.Решетнёва»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.