Языковой портфель
Оценка 4.8

Языковой портфель

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
английский язык
4 кл—9 кл
02.09.2017
Языковой портфель
Структура педагогического проекта 1. Актуальность: изменение подходов к образованию: содержание (чему учить), педагогические технологии (как учить), критерии оценивания (как оценить) Функции оценки!!! Индивидуальные образовательные маршруты в лицее!!! Способ решения проблемы – технология языковой портфеля. Опыт зарубежных стран Цель Проектирование и апробации модели языкового портфеля как средства … при (в условиях) реализации индивидуальных образовательных маршрутов Задачи: • Проектирование модели языкового портфеля для • Апробация
Языковой портфель 1.doc
Структура педагогического проекта 1. Актуальность: изменение подходов к образованию: содержание (чему учить),  педагогические технологии (как учить), критерии оценивания (как оценить) Функции оценки!!! Индивидуальные образовательные маршруты в лицее!!! Способ решения проблемы – технология языковой портфеля. Опыт зарубежных стран Цель Проектирование и апробации модели языкового портфеля как средства …  при  (в  условиях) реализации индивидуальных образовательных маршрутов  Задачи:  Проектирование модели языкового портфеля для   Апробация  ПРИМЕНЕНИЕ ПОРТФОЛИО ПРИ ОЦЕНИВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ  ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  Гусева Елена Анатольевна, Никитина Светлана Игоревна Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка N1273  (ГОУ СОШ N1273), г. Москва  задать вопрос автору Контроль знаний — это один из важных и ответственных элементов целостного учебно­ воспитательного   процесса.   В   русле   общего   процесса   модернизации   российского образования стоит вопрос о пересмотре технологии оценивания деятельности учащихся. Это   связано   с   тем,   что   педагогический   контроль   не   всегда   отвечает   принципам объективности,   научности   и   всесторонности.   Одна   из   причин:   многие   функции   оценки работают слабо или не реализуются совсем. С другой стороны, слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности   –   одна   из   причин   отставания   школьников   в   учении.   Отсутствие   навыков самооценивания   является,   также,   препятствием   в   формировании   у   них   способности   к самообразованию,   саморазвитию,   без   чего   невозможна   успешная   социализация   в современном быстроменяющемся мире. Между тем существуют, но недостаточно адаптированы к учебному процессу эффективные средства   обучения   и   контроля,   такие   как   портфолио   ученика.   Технология   портфолио позволяет   изменить   подходы   к   традиционной   системе   оценивания,   обеспечивая   более полную   реализацию   всех   функций   педагогического   контроля   и   оценки,   перенося педагогическое ударение с оценки на самооценку. Эффективность   использования  портфолио   подтверждается  международным   опытом. Во многих   странах   (Соединенные   Штаты   Америки,   Канада,   Великобритания   и   др.)   в образовательных   учреждениях   общепринятой   является   практика   использования портфолио. Диапазон его применения: от начальной до высшей школы, а также на рынках труда. В мировой практике активно используются новые формы портфолио: основанные на применении   современных   информационных   технологий   –   «электронный   портфолио»; ориентированные   на   новые   образовательные   цели   –   «паспорт   компетенций   и квалификаций»; принятый Советом Европы единый образец портфолио – «Европейский языковой портфолио». В России разработка индивидуального портфеля учебных достижений (портфолио) была предусмотрена Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего среднего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 г. № 2783). В 2004 г. в рамках эксперимента по предпрофильной подготовке предполагалось использовать портфолио в качестве одной из составляющих   образовательного   рейтинга   выпускников   основной   школы,   наряду   с результатами итоговой аттестации. По результатам эксперимента были созданы несколько вариантов­моделей портфолио и даны методические рекомендации к их использованию [1]. Опыт по использованию в учебном процессе школы N 1273 портфолио по информатике с 2004 по 2007 годы позволяет сделать  некоторые выводы о том, как портфолио может усовершенствовать оценочный компонент в рамках существующей системы обучения [2]. Применение портфолио в рамках существующей системы обучения позволяет более полно реализовать   все  функции   оценки:  диагностическую,   обучающую,   организующую, воспитывающую,  на основе системного подхода, который обеспечивает их оптимальное сочетание. Диагностическая   функция,   должна   не   только   свидетельствовать   об   уровне   овладения необходимыми знаниями и умениями, но и указывать на причины недочетов в подготовке школьника. Между тем информативность оценок выставляемых в журнал очень низка. Ведение учащимися индивидуальных портфолио, являющихся коллекцией работ и  результатов учащегося, позволит:  Отразить степень их активности при изучении различных тем, разделов или    предметов;  проследить   индивидуальный   прогресс   ученика,   достигнутый   им   в   процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;  глубже понять причины успехов и неудач в учебе, на основе анализа самоотчетов  учеников по изучаемым темам, разделам или предметам.  Портфолио расширяет потенциал обучающей функции педагогического контроля,  предоставляя дополнительные возможности:   выявления пробелов и дифференциации знания от незнания на защите портфолио, осуществляемой, например, по следующим критериям: аккуратность и логичность изложения материала в портфолио; наличие всех запланированных по курсу работ; отражение   собственных   позиций   ученика   (самоанализ   по   теме);   оригинальность творческой работы, процесс решения проблем; компетентность ответов на вопросы товарищей по изученной теме;  обеспечения обратной связи от ученика к учителю при затрудненном оценивании индивидуальных   достижений   ученика   в   коллективных   методах   работы   (метод проектов, обучение в сотрудничестве и т.д.);   мотивации   к   необходимости   и   полезности   контроля   прежде   всего   самому обучаемому,   поскольку   соединяясь,   в   результате   регулярного   выставления самооценок   с   самоконтролем,   он   помогает   совершенствовать   знания,   делает   их более ясными и систематизированными, содействует развитию памяти и мышления.  частого контроля, что заставляет школьников учиться интенсивнее.   Организующая функция педагогического контроля знаний школьников проявляется в его влиянии на организацию всего учебного процесса. В зависимости от результатов контроля в рамках   школы   принимается   решение   о   необходимости   проведения   дополнительных занятий,   корректировке   тематического   планирования,   и   т.д.   Данная   функция педагогического контроля влияет и на организацию внешней – окружной, региональной, федеральной системы контроля состояния учебной работы в школе. Основным методом реализующим данную функцию признается тестирование школьников, которое при условии дальнейшей информатизации образования будет постепенно переходить на компьютерную основу. Следует однако отметить, что широкие возможности информационных технологий, позволяющие   удаленно   проводить   конкурсы   и   олимпиады,   хранить   и   организовывать доступ   к   большим   объемам   информации,   открывают   перспективы   к   использованию портфолио как одного из инструментов оценивания достижений не только учащегося, но и класса, школы, округа и т.д. Реализацию  воспитывающей функции педагогического контроля посредством портфолио можно   рассматривать   как   с   положительной,   так   и   с   отрицательной   стороны. Положительным   является   повышение   учебной   мотивации   школьников,   формирование ответственности   за   результаты   своего   учебного   труда,   формирование   установок   на сотрудничество   учеников   и   учителей   в   процессе   приобретения   знаний,   поскольку портфолио:     документирует все личные достижения школьников, обеспечивая тем самым их  официальное признание;  поощряет активность и самостоятельность учеников, расширяя возможности  обучения и самообучения;  выступает   как   инструмент   самооценки   и   самопознания,   развивая   навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;  придает   значение   планированию   учащимся   своих   образовательных   результатов, формируя умение учиться – ставить цели, организовывать  собственную учебную деятельность.  Портфолио поможет молодым людям освоить минимальные навыки саморекламы,  необходимые при составлении резюме и прохождении различных собеседований. Что  касается   минусов,  к  ним  можно  отнести  так  называемые   «ложные,   но  ощутимые» мотивы, которыми, по словам Л.Н. Толстого, являются следующие: «... первое и самое употребительное   —   ребенок   учится   для   того,   чтобы   не   быть   наказанным;   второе   — ребенок учится для того, чтобы быть награжденным; третье — ребенок учится для того, чтобы быть лучше других; четвертое — ребенок или молодой человек учится для того, чтобы   получить   выгодное   положение   в   свете».   Второй,   третий   и   четвертый   мотивы напрямую относятся к портфолио. Последний (четвертый) мотив в современном обществе принят как положительный, поэтому его к минусам относить не будем. Подводя   итог,   заметим,   что   при   условии   дальнейшей   информатизации   образования, применение   технологии   портфолио   в   учебном   процессе,   позволит   изменить   к   лучшему традиционную систему оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического   контроля   и   оценки,   осуществляя   интеграцию   количественной   и качественной   оценок,   перенося   педагогическое   ударение   с   оценки   на   самооценку. Перспективность   использования   портфолио   обусловлена   тем,   что   идея   портфолио отражает   новые   цели   образования,   понимание   сути   учебного   процесса,   способствует развитию личности обучаемого как основной ценности всего образовательного процесса. Литература: 1. Новикова T.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Рекомендации по построению  различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной  средней школы // Профильная школа. М., —2004. —С.4­11.  2. Никитина С.И. Эксперимент по созданию портфолио по информатике //  Применение новых технологий в образовании: Материалы XVI Международной  конференции 28­29 июня 2005. — Троицк, 2005. С. 45­47.  Позвольте представить Вашему вниманию технологию портфолио, а именно, «языковой портфель»,  который  создают и  апробируют  в  своей  работе  учителя  английского   языка МОУ   «Гимназия   №   6».   Создание   языкового   портфеля   учителями   данного образовательного учреждения не было чем­то неожиданным. К этому они шли планомерно через   интеграцию   учебных   предметов,   через   использование   проектной   методики.   Уже несколько лет учителя гимназии № 6 используют метод проектов на своих уроках и во внеклассной деятельности. Итак, что же такое «языковой портфель»? Полное название доклада ­ «Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика». По   удачному   выражению   известного   русского   педагога   и   психолога   П.Ф.   Каптерева, “школа   своим   учением   окажет   наиболее   глубокое   влияние   в   том   случае,   когда   она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу… Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та   необходимая   почва,   на   которой   школа   только   и   может   существовать”. В январе 2000 года в России была принята Концепция новой структуры и содержания общего среднего образования, предполагающая, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе,   а   набор   ключевых   компетенций   в   интеллектуальной,   гражданско­правовой, другие задачи: изучать выработку мышления, иностранные практических коммуникативной, информационной, социально­трудовой, бытовой и прочих сферах. При этом в содержание образования должны быть включены иностранные языки (как широко используемые   в   мире   европейские,   так   и   языки   государств,   наших   соседей:   японский, китайский,   норвежский,   эстонский,   латышский)   и   информационные   технологии. Согласно Концепции содержания общего среднего образования, начиная со 2­го класса начальной   школы,   вводится   изучение   иностранного   языка   и   обучение   работе   с компьютером. В целях обновления содержания обучения иностранным языкам в 2003­2004 учебном году в гимназии № 6 был открыт класс с углубленным изучением английского языка, предусматривающий  обязательное  изучение английского  в пятом классе  при 6­х часах   в   неделю,   в   шестом   классе   учебная   нагрузка   –   5   часов   в   неделю. В   условиях   стандартизации   образования»,   перед   учителями   английского   языка   стоят следующие   1) Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования: достижения   оптимального   сочетания   фундаментальных   и   практических   знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей навыков. 2) Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности одного иностранного языка и желание языки. 3) Расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни. 4) Развить навык самостоятельной работы учащихся. 5)   Усилить   дифференциацию   и   индивидуализацию   образовательного   процесса. 6) Продолжить работу с одаренными детьми, 7) Развить у обучающихся навык рефлексии. Задачей   школы   является   создание   таких   условий,   которые   бы   обеспечивали   “запуск” механизмов   самообразования,   самопознания   и   самоактуализации   личности,   а   также способствовали достижения. Одним из таких средств может стать портфолио. Портфолио в переводе с итальянского означает   В   зависимости   от   целей   создания   портфолио   бывают   разных   типов. Первый   тип   портфолио   —   это   “папка   достижений”,   направленная   на   повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения   в   спорте,   музыке,   шахматах   и   т.   д.;   благодарственные   письма   родителям, табели п.). Второй тип — рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских  и психологических обследований и т. д. — в общем, все, что делалось года). Третий   тип   портфолио   —   проблемно­исследовательский,   связанный   с   написанием реферата,   научной   работы,   подготовкой   в   выступлению   на   конференции.   Четвертый тип портфолио — тематический, создаваемый в процессе изучения какой­либо большой   С 2003 года учащиеся класса с углубленным изучением английского языка гимназии № 6 г. Губкин портфеля. В основе нашей технологии ведения языкового портфеля/ портфолио учащегося лежат:   ­ американский портфель, формированию документами”, определенного   принимают успеваемости, специалиста”.   в   создании   языкового     участие срока   (например мотивации   в   течение   “папка   учебного раздела,   “папка   значки,   курса. медали   и   т.   темы,   бы       с                           ­ языковой портфель России, ­ «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком», принятые Советом Европы в 1996 году в Страсбурге. Учащийся самостоятельно оценивает  свои языковые умения и навыки, пользуясь дескрипторами для уровней А, В, С. Кроме  того учитель может оценить реальные умения и навыки учащегося. Это позволит создать  более объективную картину. Затем как ученик, так и учитель могут планировать  дальнейшее развитие специфических языковых умений конкретного учащегося для  достижения им намеченного уровня. Через определённый промежуток времени (например,  четверть, год, в конце периода обучения) ученик учитель делают повторный/ финальный  замер умений и навыков, чтобы увидеть положительную динамику.  ­ Европейский языковой портфель, который осуществляет две функции: • социальную – подобно портфолио художника демонстрирует способности владельца  портфеля по иностранным языкам. Портфель не заменяет аттестатов или дипломов,  которые учащиеся получают на основании экзаменов, а служит в качестве приложения к  последним, предоставляя дополнительную информацию, • педагогическую – помогает учащимся развивать свои мыслительные способности и  самооценку. Эта функция соответствует задаче Совета Европы: способствовать развитию  автономности учащегося и изучению языков на протяжении всей жизни.  Таким образом, портфолио ­ набор инструментов для документирования и оценивания  языковых умений учащегося. Он позволяет владельцу вести запись изучения им языка и  самостоятельно оценивать свой уровень с помощью таблиц, ставить индивидуальные цели.  Обратите внимание: оценивать самостоятельно. Мы попросили учащихся 6­а класса охарактеризовать портфолио одним словом, используя  «само­». Перед Вами полученный в ходе мозгового штурма результат. Так как работа  велась на английском языке, я предлагаю Вам его в первоначальном виде и на русском  языке. Как мы определили цели создания и ведения портфеля? • отмечать способности, умения, навыки и личный опыт учащегося на уровне самооценки,  взаимооценки и оценки взрослыми  • исследовать собственное развитие в течение определённого времени  • учить учащихся оценивать себя • ставить реальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем • развивать у учащихся навык рефлексии по поводу проделанной работы • развивать письменные навыки  • обеспечивать преемственность в процессе обучения  • узнать что­то новое и улучшить свои профессиональные умения Что мы включаем в языковой портфель? В портфеле ученика обязательно есть • Титульный лист  • Содержание • Цель изучения английского языка и создания портфолио • Письменные работы, характеризующие процесс обучения  • Сочинения  • Рисунки • Письменные творческие работы  • Листы оценки • Листы самооценки. Вот таким образом выглядит страница «Содержание» в портфеле учащихся: “My Language Portfolio” Content Page  1. Introduction  2. My portrait  3. What I know and can do in foreign languages 4. Getting better  5. My dossier Разделы портфеля:  1. Паспорт представляет языки общения в семье; где учился; языки, которые изучал в  школе и вне школы; пребывание за границей; проекты. Кроме того, он включает  Общеевропейскую шкалу уровней владения языками. Пользуясь дескрипторами, учащиеся  и учитель оценивают уровень владения иностранным языком учащегося. Шкала даёт  учащемуся перспективу дальнейшего развития коммуникативных умений.  2. Языковая биография 3. Досье включает «лучшие» с точки зрения учащегося работы, свидетельствующие об его  успехах в овладении языками.  • «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными оценками) • стихи и рассказы, написанные учащимся  • индивидуальные и групповые проекты  • работы, выполненные на компьютере  • письма, открытки • грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося • памятки, рекомендации по развитию учебных навыков (умение организовать свою работу;  схема написания эссе, письма и т.д.).  4. Рефлексия включает оценочные листы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о  портфеле.  Ученики пишут рефлексию к каждому проекту в портфолио. Для этого в 2003­2004  учебном году нами была разработана форма оценки и самооценки проектов.  PROJECT SELF­EVALUATION FORM (Individual) 1. I’d like to present a project… 2. It was done by… 3. The title of my project is … 4. I’ve chosen this topic because… 5. My project is about… PROJECT EVALUATION FORM (Group) Project topic ______________________________________________ Name ____________________________________________________ The project  is are great fantastic The description of … terrific The illustration(s) of… boring В ней они объясняют важность данной конкретной работы для них лично. Объясняют,  какая цель была достигнута, какой навык совершенствовался. Что они узнали о себе?  Почему это – «лучшая» работа? «Лучшая» не обязательно подразумевает отличную оценку. Перед Вами критерии, которыми могут руководствоваться учащиеся при отборе проектов  для портфолио: • Он интересный • Я думаю, мой проект красивый • Мне он нравится • Мои одноклассники считают, что он хороший  • Я многое узнал, выполняя это задание  • Мне было интересно делать это задание  • Мой проект показывает, что я …  • Я красиво написал  • Мой учитель посоветовал мне  • Этот проект показывает мои успехи в изучении английского языка Критерии были определены в ходе совместного обсуждения с учащимися. Оценивание портфеля.  В конце каждой четверти портфель оценивается учителем и одноклассниками с помощью  оценочных листов. В конце года учащиеся представляют портфели на школьной  конференции и защищают его на экзамене. Перед экзаменом учащиеся получают свои  портфели с рецензиями и заполненными оценочными листами. Вот примеры оценочных листов: Portfolio Peer Review “My Language Portfolio” belonging to: _______________________________________ Directions: Get a general flavour of the Portfolio by first quickly going through each page. Go back and check: 1) Content Items – are all (or not all) content items are present in Portfolio? 2) Image Quality – does it look good, can you read it? 3) Content Quality – are sentences grammatically correct? Are the texts interesting? Make comments. ? Content Image Quality* Content Quality Comments X G P X G P  * X – excellent, G – good, P – poor  Identity Card  Let me introduce myself (letter)  Coat­of­Arms  Project: One day in the amusement park  What is My Language Portfolio for me? # 1 (essay­reflection)  I know, I can (Unit 1­3)  Skills summary  Learning Strategies Assessment Card  Personal Conduct Grading Card  Attendance and Assignments Assessment Card  Showcase 1 (What is the English language for me?)  What did you like best about this Portfolio? Reviewer’s Name: ______________________________________________________________ Date Portfolio Peer Review completed and submitted to teacher: _________________________ Unit Date I know Date I can Unit 1 “About a lot of things” I know how to use Present Indefinite Tense I can tell my  classmates about interesting things I know how to use Past Indefinite Tense I can descried the places I visited  I know how to use Future Indefinite Tense I can describe the things I enjoyed I know how to use Present Perfect Tense I can describe the people I met I know how to use Present Continuous Tense I can ask questions I know how to use Past Continuous Tense I can ask different kinds of questions I can read and translate the examples I can write a letter to a friend about real things I enjoyed I can ask for and give permissions I can use modal verbs can and may Оценить свою работу по созданию языкового портфеля учащиеся могут, участвуя в  проведении внеклассных мероприятий.  Каким образом велась работа по внедрению языкового портфеля в учебный процесс? В 2003 – 2004 учебном году работа над Портфелем началась с Досье, в которое учащиеся  складывали свои работы, проекты, творческие задания. На данном этапе, как Вы видите,  мы не отказались от метода проектов, а, наоборот, используем его как компонент  технологии портфолио. На более позднем этапе мы начали работать с Биографией, помогая учащимся наметить  свои собственные учебные задачи и проанали¬зировать свои учебные достижения.  Затем мы познакомили учащихся с Паспортом и показали им, как можно оценить себя на  основе уровней, разработанных Советом Европы.  Можно использовать и обратный порядок.  В начале языковой портфель вводится как один из инструментов рефлексии по поводу  своей языковой принадлежности и степени владения изучаемыми иностранными языками.  Именно таким образом мы построили свою работу в 2004­2005 учебном году. Далее учащиеся переходят к Биографии и ставят индивидуальные задачи. Учебные результаты накапливаются в Досье и оцениваются в Биографии. На основе этой оценки  ставятся новые задачи.  Этот процесс повторяется до конца учебного года, когда учащиеся вновь возвращаются к  Паспорту и снова проводят самооценку.  В 2004­2005 учебном году была разработана программа спецкурса «Диалог с друзьями».  Второе название курса ­ «Языковой портфель как инструмент оценивания и развития  ученика».  Цели данного курса можно определить как: • формирование межкультурной коммуникативной компетенции, • осознание общечеловеческих ценностей, развитие межличностных взаимодействий  школьников в общении, расширение фоновых знаний, • развитие у обучающихся навыка рефлексии по поводу проделанной работы, • продолжение создания языкового портфеля. Задачи курса: 1) создание языковой среды и на ее основе создание потребности в использовании  английского языка как средства реального общения в процессе межкультурного  взаимодействия  2) развитие языковых, интеллектуальных и познавательных возможностей обучающихся, 3) развитие письменных навыков обучающихся, 4) расширение эрудиции учащихся и их лингвистического и общего кругозора, 5) создание условий для организации международного телекоммуникационного проекта, 6) развитие навыков самооценки языкового уровня обучающихся с целью  совершенствования специфических умений и навыков. В целях обеспечения наибольшей активности учащихся основную часть занятий мы  проводим в форме семинаров и семинаров­практикумов с использованием активных  методов и коммуникативных приемов обучения. На таких занятиях широко используются: • коммуникативные приемы работы с текстовым материалом, • парная и групповая работа, обеспечивающая постоянное речевое взаимодействие  учащихся, • переписка со сверстниками – носителями языка, • взаимоконтроль и самоконтроль посредством использования дескрипторов, оценочных  листов, шкалы уровней владения английским языком, автобиографических записей,  памяток, и т.д. В рамках курса предполагается изучение нескольких разделов, каждый из которых состоит из нескольких тем и предполагает рассмотрение ряда вопросов и выполнение  разнообразных заданий. Изучение темы заканчивается выполнением письменных проектов, написанием писем  американским друзьям. Именно поэтому спецкурс называется «Диалог с друзьями». В ходе работы над созданием языкового портфеля по английскому языку определилась  концепция. Основные положения концепции заключаются в следующем:  1. Создание "Языкового Портфеля" требует совместной работы трех заинтересованных  сторон ­ ученика, учителя и родителей. 2. Посредством "Языкового Портфеля" осуществляется поддержка и повышение  мотивации на всех этапах обучения за счет активизации самооценки учащихся.  3. "Языковой Портфель" усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, что  способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование  ценностных установок. 4. Систематическое поэтапное заполнение "Языкового Портфеля" реализует идею  непрерывного образования и приобретает особую значимость при переходе обучающегося с одной ступени обучения на другую. 5. "Языковой Портфель" создает предпосылки для совершенствования и самостоятельного  изучения английского языка. Языковой портфель учащихся  ­ служит средством неформального оценивания достижений учащихся по предмету,  ­ повышает мотивацию учащихся к дальнейшему совершенствованию навыков владения  иностранным языком,  ­ учит аккуратно вести записи, ­ организовывать их в папку.  Как учитель, просматривая портфели, я отмечаю развитие навыков письменной речи  учащихся. Но более важно для меня то, что посредством иностранного языка дети  раскрывают свою личность, мысли, побуждения и мечты.  Я думаю, что портфель может быть использован учителями разных предметов, а также  классными руководителями для накопления и обобщения опыта учащихся и своего опыта,  потому что работа ученика – это всегда работа учителя. Очень признательна и благодарна администрации гимназии № 6 за возможность работать и  реализовывать свои идеи, учащимся (теперь уже) 7­а класса – за участие в работе по  созданию портфолио. (Приложение – электронная презентация) Литература 1. Английский язык: Развитие навыков повседневной и академической письменной речи  /Авт.­сост. О. Ю. Болтнева. ­ М.: Дрофа, 2004. – 272 с.: ил. – (Дидактические материалы) 2. Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в  области изучения иностранных языков//Иностранные языки в школе. № 5. 2000. С. 6­11. 3. Гроссмейстер образовательных технологий//Коммуникативная методика. № 3. 2003. С.  58­59. 4. European Language Portfolio: accredited model № 8.2001, awarded to Center for Information  on language Teaching and Research. Council of Europe 5. Европейский языковой портфель//Перевод. – М.: «Еврошкола», 1998 6. Полат Е. С. Портфель ученика// Иностранные языки в школе. № 1. 2002. С. 22­27. 7. Представляем новый учебник: “English V – учебник для 5 класса школ с углубленным  изучением английского языка//“English” № 18, 2000 (p. 5­12) 8. Протасова Е. Ю. Европейская языковая политика//Иностранные языки в школе. № 1.  2004. С. 8­14 9. Сафонова В. В., Соловова Е. Н. Английский язык 5­9 классы школ с углубленным  изучением иностранных языков. – М.: Просвещение, 1997. 10. Стандарт основного общего образования по иностранному языку 11. Хрусталева Л. В., Богородицкая В. Н. Учебник английского языка для VI класса шк. с углубл. изуч. англ. яз., лицеев, гимназий, колледжей. 3­е издание. – М.: 2003 12. English Teaching Forum (Vol. 40, number 4) October 2002 / “Teaching Portfolios as  Assessment Tools” 13. Erin Bouma. The challenge of project work in Russia//“English” № 17, 2003 14. Using Self­Assessment in the Classroom. Rationale and Suggested Techniques. by Christine  Coombe / “English” № 10, 2003 (p.7) 15. http: // www.english­zone.com/teach Языковой портфель  как инструмент формирования  социо­ кросс­культурной  компетенции учащегося   Иванова Надежда Валентиновна, учитель английского языка  муниципальной средней школы №5  Советского района г. Красноярска 2004 год      «Неизученная жизнь не стоит того, чтобы её прожить». Сократ                 I.      Вступление.   Интеграция   в   мировое   сообщество,   процесс   построения   открытого   общества,   а, следовательно,   и   открытого   образования,   ставят   перед   российскими   педагогами   цель «воспитания поколения, обладающего общепланетарным мышлением» (6), т.е. граждан мира,   осознающих   «свою  роль   и   ответсвенность   в   глобальных   общечеловеческих процессах.» (6)             II.      Что такое «портфель» учащегося?   В основе моей технологии ведения языкового портфеля/ портфолио учащегося лежат три «кита»:   американский   портфель,   языковой   портфель   России   и   Европейский   языковой портфель.   II.1       Американский портфель учащегося   Впервые   я   познакомилась   с   технологией   ведения   портфеля   учащегося   при   посещении Института Подготовки Лидеров имени д. Кеннеди (the Leadership Training Institute of John F. Kennedy High School) в городе Силвер Спринг штата Мериленд, США, летом 1999 года. Преподаватели   Карен   Хавен   и   Пэтти   Бронсон   поделились   опытом   работы   с   данной технологией.    Портфель ведётся по целому ряду предметов, изучаемых в старшей школе. Отслеживает работу учащегося над портфелем учитель родного языка.  Такой портфель включает следующие компоненты: •          свидетельства персонального роста (автобиографический очерк: история семьи, особые события и отношения ценности; кратко­ и долгосрочные цели); •         свидетельства проявления лидерских качеств в школе, семье и сообществе; •          свидетельства   общественно­полезной   работы   (резюме   общественной   работы; групповой проект, который принесёт пользу сообществу); •          свидетельства академических достижений   (лучшие, с точки зрения учащегося, работы).   Цели ведения портфеля:   •         Показать таланты и лучшие работы учащегося  •         Развивать у учащегося навык рефлексии по поводу проделанной работы •          Дать   возможность   учителям   понять,   какие   курсы   и   задания   оказали   наибольшее влияние на учащегося, и лучше понять его личность    Рефлексия:   Ученики пишут рефлексию   к каждой статье портфолио. В ней они объясняют важность данной конкретной работы для них лично. Объясняют, какая цель была достигнута, какой навык   совершенствовался.   Что   они   узнали   о   себе?   Почему   это   –   «лучшая»   работа? «Лучшая» не обязательно подразумевает отличную оценку.    Оценивание портфеля.   В   конце   каждого   семестра   портфель   оценивается   учителем/   группой   учителей/ сверстниками   с   помощью   оценочных   листов,   разработанных   учителями.   В   конце   года учащиеся представляют портфели на конференции учащихся/ родителей. По   окончании школы учащиеся получают свои портфели с рекомендательными письмами   II.2       Европейский языковой портфолио   Европейский   языковой   портфолио   был   разработан   и   пилотирован   Отделом   языковой политики   при   Совете   Европы   в   Страсбурге   в   1998­2000   годах.   Он   был   запущен   в пилотирование по всей Европе во время проведения Общеевропейского года языков как инструмент поддержки развития поликультурности и полиязычности.    Цели портфолио:   •         Развитие самоопределения граждан Европы; •         Укрепление культурного и лингвистического разнообразия; •          Развитие   межкультурного   образования   и   формирование   межкультурной компетенции; •          Формирование   осознания   разнообразия   языкового   и   культурного   наследия Европы. (7)   Задачи портфолио:   •         Углубление взаимопонимания среди граждан Европы; •         Уважение  разнообразных культур и стилей жизни; •         Защита и развитие лингвистического и культурного разнообразия; •         Развитие полиязычности на протяжении всей жизни; •         Формирование способности самостоятельно изучать языки; •         Создание прозрачных программ изучения языков; •         Развитие мобильности благодаря  чёткому описанию языковых навыков. (7)     Функции портфолио   •          самооценки   (учащийся   оценивает   свой   языковой   уровень   с   целью совершенствования специфических умений и навыков); •         оценки (отслеживает реальный языковой уровень учащегося); •          педагогическая (учитель отслеживает самостоятельную, внеаудиторную работу учащегося   и   совершенствование   его   языкового   уровня)   «Одной   из   основных педагогических   функций   этого   документа   является   помощь   в   развитии   умений самостоятельно овладевать неродными языками.» (3); •          образовательная   (позволяет   развивать   индивидуальные   языковые   способности учащегося, работать с одарёнными детьми, повышать их внутреннюю мотивацию к самостоятельному изучению языков на протяжении всей жизни). (7)   Разделы общеевропейского портфеля:   •          Языковой паспорт ­  обзор индивидуальных компетенций в языке/­ах в данный период   времени.   Основываясь   на   Общеевропейской   шкале   уровней   владения языками,   паспорт   включает   самооценку   и   оценку   учителем   или   языковым институтом языковых компетенций учащегося. Указывает, когда и кем была сделана оценка.   Кроме   того,   включает   формальные   квалификации   и   описание   опыта межкультурного общения.    •          Языковая   биография   ­  способствует   развитию   навыков   планирования, рефлексии   и   самооценки   в   процессе   изучения   языка.   Развитие   полиязычности, компетенции   в   ряде   языков.   Что   я   умею   делать   на   других   языках?   Каков   мой языковой и культурный опыт  в учебном контексте и во внеаудиторное время?   •          Досье  ­ материалы для документирования и иллюстрирования достижений или опыта, описанных в паспорте и языковой биографии. Владелец собирает работы, свидетельствующие  о его достижениях в самостоятельном изучении языка.   II.3   «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком»     В основе Европейского Языкового Портфеля лежит документ «Общеевропейская шкала оценивания» (5) (“Common  European  Framework  of  Reference”(10), который был принят Советом Европы в 1996 году в Страсбурге. Цель его заключается в том, чтобы описывать уровни владения тем или иным языком в соответствии с существующими международными стандартами   и   облегчить   сопоставление   разных   систем   квалификаций.   Документ описывает компетенции, необходимые для общения, знания   и навыки, ситуации и сферы общения.   Учащийся   самостоятельно   оценивает   свои   языковые   умения   и   навыки,   пользуясь дескрипторами для уровней А ­ С. Кроме того учитель может оценить реальные умения и навыки учащегося. Это позволит создать более объективную картину. Как ученик, так и учитель   могут   планировать   дальнейшее   развитие   специфических   языковых   умений конкретного   учащегося   для   достижения   им   намеченного   уровня.   Через   определённый промежуток времени (например, четверть, год, в конце периода обучения) ученик/ учитель делают повторный/ финальный замер умений и навыков, чтобы увидеть положительную динамику.   II.4   Языковой портфель России   В   статьях   Гальсковой   Н.Д.»   (1)   и   Полат   Е.С.   (4)   даётся   подробное   описание основополагающих   идей,   заложенных   в   общероссийский   проект   под   одноимённым названием.   В   основу   данной   технологии   положены   «Общеевропейские   компетенции владения иностранным языком». В статье подробно описываются компоненты портфеля. Актуальна   шкала   соответствий   общеевропейских   языковых   компетенций   российской системе школьного языкового образования, т.  е. языковые уровни соотнесены с формой/ программой преподавания иностранного языка в каждом конкретном случае.          III.       «Языковой портфель» учащегося (из опыта работы  Ивановой Н.В.)   В классах углублённого изучения английского языка старшей школы мои ученики ведут языковые  портфели с 2000 года. С 2003 года я начала работу над портфелем во всех классах, начиная с третьего. Большую помощь в организации работы младших школьников с портфолио оказала статья Гальсковой Н.Д.и Никитенко З.Н. (2)   Цель портфеля:   •         Формирование межкультурной компетенции учащихся; •         Формирование у учащихся гражданского самосознания (гражданин России/ мира) •          Формирование у учащихся стремления самостоятельно осваивать культурное и языковое наследие Европы.   Задачи портфеля:   ¤      отмечать языковые способности, умения, навыки учащегося;   ¤      отслеживать  опыт межкультурного общения учащегося; ¤      исследовать  развитие учащегося в течение определённого времени; ¤      изучить особенности себя как личности и развивать самоуверенность; ¤      развивать письменные навыки;  ¤       обеспечивать преемственность в процессе обучения (при переходе в другое учебное заведение, изучение языков на протяжении всей жизни); ¤      подготавливать к поступлению в среднее/ высшее учебное заведение и на работу.   Разделы портфеля:   1.     Паспорт. 2.     Языковая биография.  3.     Досье работы, свидетельствующие об  успехах учащегося в овладении языками: •         свидетельства развития личности, лидерских качеств, достижения в учёбе;  •         «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными оценками); •       автобиографические записи; •         список прочитанной литературы; •         работы по чтению, словарные работы; •         стихи и рассказы, написанные учащимся; •         индивидуальные и групповые проекты (картинки, коллажи, слайды, видео); •         работы, выполненные на компьютере; •         письма – деловые и личные; •         письменные доклады, рефераты; •          рекомендательные   письма,   награды   и   другие   формы   признания   достижений учащегося.   4.      Памятки  включают рекомендации по развитию учебных навыков (скорости чтения; умения организовать свою работу;  схема написания эссе, личного и делового письма, резюме; советы по подготовке к собеседованию; терминологический словарь и т.д.).   5.      Рефлексия  включает   оценочные   листы   и   отзывы   учителя,   одноклассников   и родителей о портфеле.   IV.       Заключение    В   заключение   хочу   отметить,   что   портфели   учащихся   служат   не   только   средством неформального оценивания  достижений  учащихся по предмету, но также повышают их мотивацию в дальнейшем совершенствовании навыков владения иностранным языком, учат их   аккуратно   вести   записи   и   организовывать   их   в   папку.   Как   учитель,   просматривая портфели, я отмечаю развитие навыков письменной речи учащихся. Но более важно для меня то, что посредством иностранного языка дети раскрывают свою личность, мысли, побуждения и мечты.    Я думаю, что портфель может быть использован учителями разных предметов, а также классными руководителями для накопления и обобщения опыта учащихся.    Если мыслить более глобальными категориями, то языковой портфель учащегося делает образовательный   процесс   более   открытым   (для   других   учащихся,   учителей, администрации,   родителей).   «К   системам   открытого   обучения   предмету   могут   быть отнесены те, в которых: •         Обеспечиваются возможности самооценки уровня знаний, умений и навыков, •         Имеется объективная система накопления и публикации оценочных мероприятий по   учебному   прохождению   и   успешности   обучения   каждого   обучаемого».   (3) Именно это имеет место быть в технологии ведения портфеля.       V.               Библиография 1.      Гальскова   Н.Д.   Языковой   портфель   как   инструмент   оценки   и   самооценки учащихся в области изучения иностранных языков,  Иностранные языки в школе, №5­2000г., с. 6 2.      Гальскова   Н.Д.,   Никитенко   З.Н.   Методика.   Теория   и   практика   обучения иностранному языку. Айрис Пресс, Москва. 2004, с. 218 3.     Кирко И.Н., Пак Н.И. Педагогическая система открытого обучения предметам в условиях информационно­образовательной среды,  Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы (Материалы  I  Региональной конференции),  Красноярск, 2004, с. 11 4.     Полат Е.С. Портфель ученика, Иностранные языки в школе, №5­2000г., с. 22 5.     Симкин В.Н. «Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция», Иностранные языки в школе, №5­1998г., с. 82 6.       Сысоев П.В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования, Иностранные языки в школе, №4­2004 г., с.14 7.      European Language Portfolio (ELP)Principles And Guideline With Added         Explanatory Notes (Version 1.0) 8.      Ivanova, N. Language Portfolio as an Instrument for Student Development, IN  ELT Reform   in   Russia:   Regional   Aspects   (Proceedings   of   the   3rd  Regional   KELTA Conference,Krasnoyarsk, 2003, p. 140 9.      Ivanova,   N.   Language   Portfolio   as   an   Instrument   for   Student   Development   and Assessment, IN  School in the XXI Century: Skillful Teaching – Successful Learning, Interregional Ural­Siberian TEA Alumni Conference, Novosibirsk, 2003, p. 32 10. Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference. Strasburg, 1996   11. Pollari, P. “This is My Portfolio”: portfolios in Finnish upper secondary schools, IN Kennedy, Ch. Exploring Change in English Language Teaching. Macmillan Heinemann, p.105   VI. Благодарность:       Исследования по данному вопросу стали возможны благодаря поддержке Программы  признания учителей, финансируемой Бюро вопросов образования и культуры при  Информационном агентстве Соединённых Штатов Америки, под эгидой Акта Фулбрайта ­  Гейса 1961 года, под управлением Американских Советов по международному  образованию. Мнения, высказанные автором в данной статье, являются её личными и не  выражают точку зрения Информационного Агентства и Американских Советов.

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель

Языковой портфель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017