Юрта - традиционное бурятское жилище
Оценка 4.7

Юрта - традиционное бурятское жилище

Оценка 4.7
Домашняя работа +2
docx
Междисциплинарный 4
3 кл
09.02.2021
Юрта - традиционное бурятское жилище
Основное жилище бурят - юрта Бурятское название войлочной юрты – hэеы гэр, деревянной – модон гэр. Озеро Байкал, вокруг которого живет бурятский народ, можно считать центром Байкальского региона. Юрта представляет собой лёгкую сборно-разборную постройку. Круглая юрта - оригинальный, исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленная для кочевого образа жизни. Транспортабельность (небольшой вес), мобильность (быстро собирается и разбирается), универсальность (в ней жили круглый год), достаточная устойчивость против ветров за счет полусферической формы и небольшой высоты, сейсмобезопасность - за счет подвижной конструкции стен.
+Юрта - традиционное бурятское жилище.docx

https://4raskraski.ru/wp-content/uploads/2020/04/buryat.pnghttps://rukami.boltai.com/wp-content/uploads/sites/36/2016/02/7246249d635eb04f08791351518b5b6819.jpghttps://4raskraski.ru/wp-content/uploads/2020/04/buryat.png

 

Юрта - традиционное бурятское жилище

 

 

 

 

 

https://4raskraski.ru/wp-content/uploads/2020/04/buryat.pnghttps://4raskraski.ru/wp-content/uploads/2020/04/buryat.png

 

 

https://rukami.boltai.com/wp-content/uploads/sites/36/2016/02/7246249d635eb04f08791351518b5b6819.jpg

Основное жилище бурят - юрта

Бурятское название войлочной юрты – hэеы гэр, деревянной – модон гэр.

  Озеро Байкал, вокруг которого живет бурятский народ, можно считать центром Байкальского региона. Юрта представляет собой лёгкую сборно-разборную постройку.  Круглая юрта - оригинальный, исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленная для кочевого образа жизни. Транспортабельность  (небольшой вес), мобильность (быстро собирается и разбирается), универсальность (в ней жили круглый год), достаточная устойчивость против ветров за счет полусферической формы и небольшой высоты, сейсмобезопасность - за счет подвижной конструкции стен.

http://razukraska.ru/wp-content/gallery/yurta/yurta4.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кочевой дом состоит из девяти                                                                           основных элементов:


уняа
– струганные жерди, из которых строится свод юрты бурят. Используются исключительно гибкие породы деревьев: это увеличивает срок службы элементов. Их число достигает шестидесяти;
тооно – специальный круг на вершине юрты. Он образует отверстие, которое служит для вывода дыма и освещения жилища днем. Диаметр «окна» составляет около метра. Обод делают из березы.                     По периметру в нем высверлены отверстия, в которые устанавливаются жерди свода;
тээнги – опорные столбы конструкции. Их всего два и своим верхним краем они упираются в тооно;
дааган – распорки верхнего обода, служащие для придания ему жесткости. С бурятского языка это слово переводится как «нести на себе»;
http://urta.biz/images/kalkulyator/yurta.pngурхэ – покрытие юрты. К каждому его углу привязывались длинные веревки, которые доходили до нижнего края решетчатого основания. При необходимости можно было приподнять урхэ, потянув за веревку. Тогда в юрту образовывалось дополнительное отверстие для поступления свежего воздуха и света; 
туургэ – войлок, покрывающий боковые части жилища. Каждый рулон в длину достигает трех метров. Его поверхность обязательно обрабатывается специальным антисептическим раствором из табака, кислого молока и соли;
зээг – волосяные веревки, крепящиеся по верхнему краю покрытия. Войлоком сначала закрывают юго-западную часть юрты, затем – юго-восточную и только после этого закрывают остальные части жилища. Такой порядок продиктован необходимостью максимальной защиты от холодных северо-западных ветров;
дээбэри накидываются после туургэ. Они представляют собой два огромных куска войлочного
https://static.akipress.org/st_runews/.storage/usernews/images/kod_kyrgyzov/2018/6115ab708ce7d29c01bb6897029a3b44.jpgпокрытия, узкого вверху и широкого снизу. Наиболее толстый и плотный войлок всегда располагается на северо-западной части юрты;
хошлон – пояса из конского волоса, которыми юрта перетягивается сверху войлочного покрытия. Они удерживают верхние и средние части утепления. Внизу покрытие перетягивалось войлочными лентами, а при необходимости накрывались сухим навозом.

       Юрты обычно строились из лиственничных бревен, реже из сосновых. Бревна обычно были обращены плоскостью внутрь, а ребром наружу. Фундамент юрты делали из восьми коротких лиственничных бревен - чурбаков, разрубленных пополам. Эти чурбаки укладывались разрубленной плоскостью книзу, на них ставили четыре очень массивных бревна - газари-модон. На этом фундаменте и возводились стены: укладывали над газари-модонами девять бревен, а в промежутках между ними десять бревен, которые образовывали стену - хана. Посреди юрты вкапывали четыре массивных лиственничных столба - тээнги, сверху на них укладывали четыре поперечные горизонтальные балки - хараса, на которых лежала крыша. В столбы втыкались колышки - хаднык, на которые вешали сбрую, одежду, ружья и т.д. Под хараса обычно ласточки вьют гнезда, поэтому под гнезда ставили дощечки для помета. Крыша юрты, как правило, многослойная - доски, лиственничная кора и дерн. Богатые буряты покрывали крышу еще и тесом поверх дерна. Дымовое отверстие в крыше служило в юрте единственным источником света, чем оно шире, тем в юрте было светлее, но очень широким его делать было нельзя, иначе дож дь мог залить вещи внутри самой юрты. С дымовым отверстием у бурят были связаны многие религиозные обряды. Через него «брызгали» предкам и небесным божествам и воссылали к ним молитвы. Через него в юрту проносили некоторые религиозные вещи, которые нельзя было проносить через дверь (например, березку или сосну, использованные https://fsd.videouroki.net/html/2018/01/22/v_5a6557588dcb3/99707147_3.jpegво время жертвоприношений). Когда крыша была готова, прорубали дверь, до этого делали лишь отверстие, в которое проходили рабочие.

Дверь в юрту ориентирована на юг. После двери стелили пол - ойор, под полом укладывали брусья - дырэ, на которых лежали доски пола. Благодаря дырэ под полом оставалось много свободного пространства, что с одной стороны избавляло юрту от сырости, а с другой оно, сообщаясь с очагом, служило ему для тяги. Лишь после настила пола окончательно налаживали очаг - гулумта, устанавливали три камня - дулэ, пол очага, каменную стенку, загородку - галзаха, чтобы зола не разлеталась, и утрамбовывали вокруг очага глину. В последнюю очередь прикрепляли к стене юрты (с левой стороны) полку данхэ, на которой хра­нились священные предметы: «монгольские камни» - три камня, которые при обряде очищения изображают очаг, священная трава ханха (богородская трава), трава с тайлага и другие предметы культа. Справа на эту полку кладут всякие мелкие предметы, не принадлежащие хозяйству и могущие разбиться или затеряться. Над священными предметами вешались онгоны (их еще называли «бурханы») - изображения духов: Бара-онгон - лев, могущественный шаман; Андэн-хубун-ирие-бара - также могущественный шаман. Оба они - покровители охоты. Майлага - три жены утренней зарницы Солбон - вешались для детей, вызывали плодородие. Остальные онгоны вешали снаружи.

https://media.nazaccent.ru/cache/5f/ac/5faca248dc55ab3ebd510f25d4f43259.jpg       По бурятской традиции она делилась на две половины получалось, что женская часть была левой, а мужская – правой. Это очень важный нюанс, поскольку все, что связано с понятием «левый» считалось чужеродным и потусторонним.
Запрещается принимать гостей в левой половине юрты. Непозволительно подносить им напиток или еду левой рукой: это считается пожеланием смерти. Женщинам, проживающим в левой части юрты, вовсе не запрещалось находиться в мужской половине. Запрет не касался дочерей и жены, но он был и относился к невесткам. Так подчеркивалось, что в доме есть «чужая кровь».

     На правой стороне хранились конская сбруя, охотничий инвентарь - то есть предметы, имеющие отношение к специфике мужского труда. Здесь же вдоль стены, стояли друг за другом одна две деревянные кровати. В богатых домах кровати были сделаны из древесины кедра. Иногда устанавливали просто лежанки - широкие плахи на круглых чурках, где спали члены большой семьи.

     На левой стороне (правая при входе) размещались предметы, относящиеся к кухне, а так как домашним  хозяйством занимается женщина, эта часть считается женской.

     Еще одним особенным местом в доме, который, как правило, располагался напротив входной двери, был "төр" (почетное место - Sputnik). Это место обычно занимал глава семейства, а если в дом приходил гость, то его усаживали рядом. Северная сторона юрты (хоймор) считалась почетной, в ней принимали гостей. Если северная часть считалась почётной, то южное пространство, примыкающая к двери, самая «низшая» часть жилища. При приёме гостей строго соблюдались сословные и возрастные особенности человека: почтенные по возрасту и рангу люди рассаживались выше на почётной стороне, молодежь и люди победнее, оказывались «ниже» - ближе к двери. В самом центре располагался очаг, а вверху было специальное отверстие, чтобы дым выходил. Традиционно ставилась она входом на юг.

Очаг

Очаг в доме кочевников был не просто плитой для приготовления пищи, а символом – семьи, единства и благополучия.
Гал гуламта – центр бурятской юрты, вокруг которого протекает жизнь многих поколений. Это точка отсчета и одновременно оберег, который отгораживает семейную вселенную от неприятностей остального мира. В то же время это связующий элемент между мудростью предков и жизненной энергией потомков, символ единения и преемственности поколений.
Огонь издавна считался живым существом. Его оберегали, с ним разговаривали, ему угождали. С костром принято было обсуждать текущие дела, сетовать на беды, делиться радостью, просить совета в трудной ситуации. В ночное время очаг должен гореть постоянно. Он оберегает жилище от нечистой силы и злых помыслов; освещает дорогу душам обитателей юрты, странствующим во время сна.
С очагом семьи связано множество запретов, соблюдение которых напрямую связано с благополучием семьи.

Строго запрещается:

1.  любым способом осквернять очаг. Это равнозначно оскорблению хозяйки огня и неизбежно приведет к угасанию рода;

2.  лить воду на огонь. Этот запрет также существует во многих народов Якутии, Монголии, Таджикистана, России. Две взаимоисключающие стихии – вода и огонь – почитались одинаково. Поэтому костер в степи или в лесу предпочитали тушить землей – третьей умиротворяющей стихией;

3.  касаться огня ножом или другим острым предметом. Нельзя рубить возле костра;

4.  сидеть с вытянутыми в сторону очага ногами. Это может оскорбить духа огня;

5.  https://www.culture.ru/storage/images/5feb01e0ab8d37482de4b48ed075106a/eac4e2f6c915cdbc0bd59e1c3ae9fd8a.jpgбросать в костер волос, мусор или грязь. Не разрешалось даже подкидывать подгнившие дрова.

     Об уважительном отношении народов Бурятии к огню говорит тот факт, что у них по сей день сохранился обычай гасить костер водой (!), когда дом продают за долги или сыновья уходят от родителей. Огонь должен угаснуть, чтобы «не видеть» этого позора.

                           Дверь и порог

Еще один очень важный оберег бурятской юрты – порог. Двери отведена функция границы между внешней реальностью и внутренним миром семьи. Ее пересечение всегда сопровождалось соблюдением определенных обрядов или традиций. Если в славян принято снимать головной убор при входе, то гость, посетивший юрту, обязан был оставить за порогом ружье и нож. Это был признак добрых намерений и выражение почитания хозяину жилья. Если же оно, выходя, споткнулся о порог, то был обязан вернуться и разжечь щепку или полену у костра. Только так можно было сохранить благодать внутри дома.     

    Никогда буряты не станут разговаривать между собой через порог. По их верованиям это обязательно приведет к раздору в семье.
    Как порог не пускает злых духов, так и сердце кочевника не раскроется человеку с недобрыми намерениями. Жизнь по соседству с Природой научила этих людей отличать добро и зло на уровне интуиции. Но если бурят увидел в путешественнике друга, то он сделает все, чтобы добрый человек вспоминал его семью и очаг его дома с благодарностью.

Перед юртой устраивали коновязь в виде столба с орнаментом.

 

Коновязь.

Сэргэ  у дома олицетворяет  благосостояние хозяина и его гостеприимство.

     Сэргэ в виде столба ставился у юрты («пока стоит сэргэ – семья жива»). Нельзя ни в коем случае разрушать сэргэ — оно должно было само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня, что вполне понятно. Эта коновязь — символ дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезались три горизонтальные канавки. Верхняя предназначалась для привязывания коней небожителей, верхнего мира, средняя для коней людей, и нижняя — для лошадей подземного мира.

 Непременной принадлежностью бурятского двора  была «сэргэ» – коновязь в виде вкопанного в землю столба, верхняя часть которого покрывалась резным орнаментом. Коновязь служила предметом особого почитания. Наличие её во дворе свидетельствовало о богатстве и достоинстве хозяина, а её отсутствие – о безлошадности и бедности.     

     Согласно обычаю степняков, гостя встречают у коновязи, принимая поводья его коня, помогают спуститься, придерживая стремена, а затем под руки вводят в юрту. Сэргэ перед юртой степняка означал призыв «Добро пожаловать».

 

https://fotki.ykt.ru/albums/userpics/25633/42_img_2420.jpg В наши дни ученных многих стран волнуют проблемы мобильной архитектуры, создания удобных передвижных жилищ на уровне современных требований - иными словами, это почти те проблемы, которые нашли решение в конструкции юрты.

5

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Юрта - традиционное бурятское жилище

Юрта - традиционное бурятское жилище

Основное жилище бурят - юрта

Основное жилище бурят - юрта

Кочевой дом состоит из девяти основных элементов: уняа – струганные жерди, из которых строится свод юрты бурят

Кочевой дом состоит из девяти основных элементов: уняа – струганные жерди, из которых строится свод юрты бурят

Каждый рулон в длину достигает трех метров

Каждый рулон в длину достигает трех метров

Юрты обычно строились из лиственничных бревен, реже из сосновых

Юрты обычно строились из лиственничных бревен, реже из сосновых

Когда крыша была готова, прорубали дверь, до этого делали лишь отверстие, в которое проходили рабочие

Когда крыша была готова, прорубали дверь, до этого делали лишь отверстие, в которое проходили рабочие

Оба они - покровители охоты. Майлага - три жены утренней зарницы

Оба они - покровители охоты. Майлага - три жены утренней зарницы

Запрет не касался дочерей и жены, но он был и относился к невесткам

Запрет не касался дочерей и жены, но он был и относился к невесткам

Очаг Очаг в доме кочевников был не просто плитой для приготовления пищи, а символом – семьи, единства и благополучия

Очаг Очаг в доме кочевников был не просто плитой для приготовления пищи, а символом – семьи, единства и благополучия

Поэтому костер в степи или в лесу предпочитали тушить землей – третьей умиротворяющей стихией; 2

Поэтому костер в степи или в лесу предпочитали тушить землей – третьей умиротворяющей стихией; 2

Дверь и порог Еще один очень важный оберег бурятской юрты – порог

Дверь и порог Еще один очень важный оберег бурятской юрты – порог

Коновязь. Сэргэ у дома олицетворяет благосостояние хозяина и его гостеприимство

Коновязь. Сэргэ у дома олицетворяет благосостояние хозяина и его гостеприимство

В наши дни ученных многих стран волнуют проблемы мобильной архитектуры, создания удобных передвижных жилищ на уровне современных требований - иными словами, это почти те проблемы,…

В наши дни ученных многих стран волнуют проблемы мобильной архитектуры, создания удобных передвижных жилищ на уровне современных требований - иными словами, это почти те проблемы,…

Юрта - традиционное бурятское жилище

Юрта - традиционное бурятское жилище
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.