Юрта - традиционное бурятское жилище

  • Домашняя работа
  • Занимательные материалы
  • Работа с родителями
  • docx
  • 09.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основное жилище бурят - юрта Бурятское название войлочной юрты – hэеы гэр, деревянной – модон гэр. Озеро Байкал, вокруг которого живет бурятский народ, можно считать центром Байкальского региона. Юрта представляет собой лёгкую сборно-разборную постройку. Круглая юрта - оригинальный, исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленная для кочевого образа жизни. Транспортабельность (небольшой вес), мобильность (быстро собирается и разбирается), универсальность (в ней жили круглый год), достаточная устойчивость против ветров за счет полусферической формы и небольшой высоты, сейсмобезопасность - за счет подвижной конструкции стен.
Иконка файла материала +Юрта - традиционное бурятское жилище.docx

https://4raskraski.ru/wp-content/uploads/2020/04/buryat.pnghttps://rukami.boltai.com/wp-content/uploads/sites/36/2016/02/7246249d635eb04f08791351518b5b6819.jpghttps://4raskraski.ru/wp-content/uploads/2020/04/buryat.png

 

Юрта - традиционное бурятское жилище

 

 

 

 

 

https://4raskraski.ru/wp-content/uploads/2020/04/buryat.pnghttps://4raskraski.ru/wp-content/uploads/2020/04/buryat.png

 

 

https://rukami.boltai.com/wp-content/uploads/sites/36/2016/02/7246249d635eb04f08791351518b5b6819.jpg

Основное жилище бурят - юрта

Бурятское название войлочной юрты – hэеы гэр, деревянной – модон гэр.

  Озеро Байкал, вокруг которого живет бурятский народ, можно считать центром Байкальского региона. Юрта представляет собой лёгкую сборно-разборную постройку.  Круглая юрта - оригинальный, исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленная для кочевого образа жизни. Транспортабельность  (небольшой вес), мобильность (быстро собирается и разбирается), универсальность (в ней жили круглый год), достаточная устойчивость против ветров за счет полусферической формы и небольшой высоты, сейсмобезопасность - за счет подвижной конструкции стен.

http://razukraska.ru/wp-content/gallery/yurta/yurta4.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кочевой дом состоит из девяти                                                                           основных элементов:


уняа
– струганные жерди, из которых строится свод юрты бурят. Используются исключительно гибкие породы деревьев: это увеличивает срок службы элементов. Их число достигает шестидесяти;
тооно – специальный круг на вершине юрты. Он образует отверстие, которое служит для вывода дыма и освещения жилища днем. Диаметр «окна» составляет около метра. Обод делают из березы.                     По периметру в нем высверлены отверстия, в которые устанавливаются жерди свода;
тээнги – опорные столбы конструкции. Их всего два и своим верхним краем они упираются в тооно;
дааган – распорки верхнего обода, служащие для придания ему жесткости. С бурятского языка это слово переводится как «нести на себе»;
http://urta.biz/images/kalkulyator/yurta.pngурхэ – покрытие юрты. К каждому его углу привязывались длинные веревки, которые доходили до нижнего края решетчатого основания. При необходимости можно было приподнять урхэ, потянув за веревку. Тогда в юрту образовывалось дополнительное отверстие для поступления свежего воздуха и света; 
туургэ – войлок, покрывающий боковые части жилища. Каждый рулон в длину достигает трех метров. Его поверхность обязательно обрабатывается специальным антисептическим раствором из табака, кислого молока и соли;
зээг – волосяные веревки, крепящиеся по верхнему краю покрытия. Войлоком сначала закрывают юго-западную часть юрты, затем – юго-восточную и только после этого закрывают остальные части жилища. Такой порядок продиктован необходимостью максимальной защиты от холодных северо-западных ветров;
дээбэри накидываются после туургэ. Они представляют собой два огромных куска войлочного
https://static.akipress.org/st_runews/.storage/usernews/images/kod_kyrgyzov/2018/6115ab708ce7d29c01bb6897029a3b44.jpgпокрытия, узкого вверху и широкого снизу. Наиболее толстый и плотный войлок всегда располагается на северо-западной части юрты;
хошлон – пояса из конского волоса, которыми юрта перетягивается сверху войлочного покрытия. Они удерживают верхние и средние части утепления. Внизу покрытие перетягивалось войлочными лентами, а при необходимости накрывались сухим навозом.

       Юрты обычно строились из лиственничных бревен, реже из сосновых. Бревна обычно были обращены плоскостью внутрь, а ребром наружу. Фундамент юрты делали из восьми коротких лиственничных бревен - чурбаков, разрубленных пополам. Эти чурбаки укладывались разрубленной плоскостью книзу, на них ставили четыре очень массивных бревна - газари-модон. На этом фундаменте и возводились стены: укладывали над газари-модонами девять бревен, а в промежутках между ними десять бревен, которые образовывали стену - хана. Посреди юрты вкапывали четыре массивных лиственничных столба - тээнги, сверху на них укладывали четыре поперечные горизонтальные балки - хараса, на которых лежала крыша. В столбы втыкались колышки - хаднык, на которые вешали сбрую, одежду, ружья и т.д. Под хараса обычно ласточки вьют гнезда, поэтому под гнезда ставили дощечки для помета. Крыша юрты, как правило, многослойная - доски, лиственничная кора и дерн. Богатые буряты покрывали крышу еще и тесом поверх дерна. Дымовое отверстие в крыше служило в юрте единственным источником света, чем оно шире, тем в юрте было светлее, но очень широким его делать было нельзя, иначе дож дь мог залить вещи внутри самой юрты. С дымовым отверстием у бурят были связаны многие религиозные обряды. Через него «брызгали» предкам и небесным божествам и воссылали к ним молитвы. Через него в юрту проносили некоторые религиозные вещи, которые нельзя было проносить через дверь (например, березку или сосну, использованные https://fsd.videouroki.net/html/2018/01/22/v_5a6557588dcb3/99707147_3.jpegво время жертвоприношений). Когда крыша была готова, прорубали дверь, до этого делали лишь отверстие, в которое проходили рабочие.

Дверь в юрту ориентирована на юг. После двери стелили пол - ойор, под полом укладывали брусья - дырэ, на которых лежали доски пола. Благодаря дырэ под полом оставалось много свободного пространства, что с одной стороны избавляло юрту от сырости, а с другой оно, сообщаясь с очагом, служило ему для тяги. Лишь после настила пола окончательно налаживали очаг - гулумта, устанавливали три камня - дулэ, пол очага, каменную стенку, загородку - галзаха, чтобы зола не разлеталась, и утрамбовывали вокруг очага глину. В последнюю очередь прикрепляли к стене юрты (с левой стороны) полку данхэ, на которой хра­нились священные предметы: «монгольские камни» - три камня, которые при обряде очищения изображают очаг, священная трава ханха (богородская трава), трава с тайлага и другие предметы культа. Справа на эту полку кладут всякие мелкие предметы, не принадлежащие хозяйству и могущие разбиться или затеряться. Над священными предметами вешались онгоны (их еще называли «бурханы») - изображения духов: Бара-онгон - лев, могущественный шаман; Андэн-хубун-ирие-бара - также могущественный шаман. Оба они - покровители охоты. Майлага - три жены утренней зарницы Солбон - вешались для детей, вызывали плодородие. Остальные онгоны вешали снаружи.

https://media.nazaccent.ru/cache/5f/ac/5faca248dc55ab3ebd510f25d4f43259.jpg       По бурятской традиции она делилась на две половины получалось, что женская часть была левой, а мужская – правой. Это очень важный нюанс, поскольку все, что связано с понятием «левый» считалось чужеродным и потусторонним.
Запрещается принимать гостей в левой половине юрты. Непозволительно подносить им напиток или еду левой рукой: это считается пожеланием смерти. Женщинам, проживающим в левой части юрты, вовсе не запрещалось находиться в мужской половине. Запрет не касался дочерей и жены, но он был и относился к невесткам. Так подчеркивалось, что в доме есть «чужая кровь».

     На правой стороне хранились конская сбруя, охотничий инвентарь - то есть предметы, имеющие отношение к специфике мужского труда. Здесь же вдоль стены, стояли друг за другом одна две деревянные кровати. В богатых домах кровати были сделаны из древесины кедра. Иногда устанавливали просто лежанки - широкие плахи на круглых чурках, где спали члены большой семьи.

     На левой стороне (правая при входе) размещались предметы, относящиеся к кухне, а так как домашним  хозяйством занимается женщина, эта часть считается женской.

     Еще одним особенным местом в доме, который, как правило, располагался напротив входной двери, был "төр" (почетное место - Sputnik). Это место обычно занимал глава семейства, а если в дом приходил гость, то его усаживали рядом. Северная сторона юрты (хоймор) считалась почетной, в ней принимали гостей. Если северная часть считалась почётной, то южное пространство, примыкающая к двери, самая «низшая» часть жилища. При приёме гостей строго соблюдались сословные и возрастные особенности человека: почтенные по возрасту и рангу люди рассаживались выше на почётной стороне, молодежь и люди победнее, оказывались «ниже» - ближе к двери. В самом центре располагался очаг, а вверху было специальное отверстие, чтобы дым выходил. Традиционно ставилась она входом на юг.

Очаг

Очаг в доме кочевников был не просто плитой для приготовления пищи, а символом – семьи, единства и благополучия.
Гал гуламта – центр бурятской юрты, вокруг которого протекает жизнь многих поколений. Это точка отсчета и одновременно оберег, который отгораживает семейную вселенную от неприятностей остального мира. В то же время это связующий элемент между мудростью предков и жизненной энергией потомков, символ единения и преемственности поколений.
Огонь издавна считался живым существом. Его оберегали, с ним разговаривали, ему угождали. С костром принято было обсуждать текущие дела, сетовать на беды, делиться радостью, просить совета в трудной ситуации. В ночное время очаг должен гореть постоянно. Он оберегает жилище от нечистой силы и злых помыслов; освещает дорогу душам обитателей юрты, странствующим во время сна.
С очагом семьи связано множество запретов, соблюдение которых напрямую связано с благополучием семьи.

Строго запрещается:

1.  любым способом осквернять очаг. Это равнозначно оскорблению хозяйки огня и неизбежно приведет к угасанию рода;

2.  лить воду на огонь. Этот запрет также существует во многих народов Якутии, Монголии, Таджикистана, России. Две взаимоисключающие стихии – вода и огонь – почитались одинаково. Поэтому костер в степи или в лесу предпочитали тушить землей – третьей умиротворяющей стихией;

3.  касаться огня ножом или другим острым предметом. Нельзя рубить возле костра;

4.  сидеть с вытянутыми в сторону очага ногами. Это может оскорбить духа огня;

5.  https://www.culture.ru/storage/images/5feb01e0ab8d37482de4b48ed075106a/eac4e2f6c915cdbc0bd59e1c3ae9fd8a.jpgбросать в костер волос, мусор или грязь. Не разрешалось даже подкидывать подгнившие дрова.

     Об уважительном отношении народов Бурятии к огню говорит тот факт, что у них по сей день сохранился обычай гасить костер водой (!), когда дом продают за долги или сыновья уходят от родителей. Огонь должен угаснуть, чтобы «не видеть» этого позора.

                           Дверь и порог

Еще один очень важный оберег бурятской юрты – порог. Двери отведена функция границы между внешней реальностью и внутренним миром семьи. Ее пересечение всегда сопровождалось соблюдением определенных обрядов или традиций. Если в славян принято снимать головной убор при входе, то гость, посетивший юрту, обязан был оставить за порогом ружье и нож. Это был признак добрых намерений и выражение почитания хозяину жилья. Если же оно, выходя, споткнулся о порог, то был обязан вернуться и разжечь щепку или полену у костра. Только так можно было сохранить благодать внутри дома.     

    Никогда буряты не станут разговаривать между собой через порог. По их верованиям это обязательно приведет к раздору в семье.
    Как порог не пускает злых духов, так и сердце кочевника не раскроется человеку с недобрыми намерениями. Жизнь по соседству с Природой научила этих людей отличать добро и зло на уровне интуиции. Но если бурят увидел в путешественнике друга, то он сделает все, чтобы добрый человек вспоминал его семью и очаг его дома с благодарностью.

Перед юртой устраивали коновязь в виде столба с орнаментом.

 

Коновязь.

Сэргэ  у дома олицетворяет  благосостояние хозяина и его гостеприимство.

     Сэргэ в виде столба ставился у юрты («пока стоит сэргэ – семья жива»). Нельзя ни в коем случае разрушать сэргэ — оно должно было само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня, что вполне понятно. Эта коновязь — символ дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезались три горизонтальные канавки. Верхняя предназначалась для привязывания коней небожителей, верхнего мира, средняя для коней людей, и нижняя — для лошадей подземного мира.

 Непременной принадлежностью бурятского двора  была «сэргэ» – коновязь в виде вкопанного в землю столба, верхняя часть которого покрывалась резным орнаментом. Коновязь служила предметом особого почитания. Наличие её во дворе свидетельствовало о богатстве и достоинстве хозяина, а её отсутствие – о безлошадности и бедности.     

     Согласно обычаю степняков, гостя встречают у коновязи, принимая поводья его коня, помогают спуститься, придерживая стремена, а затем под руки вводят в юрту. Сэргэ перед юртой степняка означал призыв «Добро пожаловать».

 

https://fotki.ykt.ru/albums/userpics/25633/42_img_2420.jpg В наши дни ученных многих стран волнуют проблемы мобильной архитектуры, создания удобных передвижных жилищ на уровне современных требований - иными словами, это почти те проблемы, которые нашли решение в конструкции юрты.

5

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru