Задача «Дистрофия Беккера»
Составитель: Е.В. Агеева МОУ «СОШ №43 имени Героя Советского Союза генерала армии В.Ф. Маргелова» г. Саратов.
Общая характеристика задачи.
Предмет: Биология (общая биология)
Класс: 10-11
Программа: программа общеобразовательных учреждений; Общая биология. Углубленный уровень. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. М-Дрофа, 2018.
Цель задачи: Задача построена на основе материала, предложенного для изучения предмета биология в 10-11 классе при изучении темы «Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов».
Действия учащихся: данная задача может быть использована для самостоятельного получения знаний по теме «Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов» или для контроля знаний по данной теме, что предполагает применение ранее полученных знаний учащимися.
Замысел задачи: проверка естественнонаучной грамотности, а также грамотного и внимательного чтения. Ситуация выявляет умения учащихся решать генетические задачи, используя знания, полученные ранее на уроках биологии. Повышение интереса к предмету и к науке биология в целом.
Формируемые умения при решении задачи, ориентированные на преодоление дефицитов, таких как:
· работа с текстом
· нахождение точной информации в тексте;
· перевод один вид текста в другой (от словесного описания к схеме родословной)
· работа с составными текстами (сопоставление, сравнение, анализ, формулировка соответствующих выводов и правильного ответа);
· аргументированность ситуации
· неоднократное возвращение к условию задачи.
Использованные источники:
Общая биология 10 класс. Углубленный уровень. В.Б. Захаров,
С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. М-Дрофа, 2018.
· https://infourok.ru/zadachi-dlya-ocenki-estestvennonauchnoj-gramotnosti-15-letnih-uchashihsya-obsheobrazovatelnyh-shkol-4233658.html
· https://yandex.ru/turbo/ilive.com.ua/s/health/distrofiya-bekkera_109548i15950.html
· https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temureshenie-zadach-po-shemam-rodoslovnihpodgotovka-k-gia-klass-1432675.html
· https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/Becker-muscular-dystrophy
Текст задачи.
С давних времен и по сей день некоторые люди страдают миопатией или мышечной дистрофией- болезнью Беккера, которая является неизлечимой и прогрессирующей. Ученые многих стран пытались разгадать причину это страшной болезни, пока в середине XX века генетики и биохимики не обнаружили, что патология наследуется рецессивно и сцеплена с Х-хромосомой, поэтому болеют только лица мужского пола. Частота встречаемости дистрофии Беккера составляет 1 новорожденный на 20 тысяч детей.
Здоровая девушка Лиза I -1 , отец которой страдал дистрофией Беккера, вышла замуж за здорового парня Лёню I- 2. У них родились две дочери Анна II-1 и Мария II-4. Когда девочки выросли и вышли замуж за здоровых юношей, у Анны II-1 родились три девочки, три мальчика, двое из которых III 1 и III-5 были больны дистрофией Беккера. Мария II-4 в браке родила здоровую дочку III- 9, у которой в последствии, родился больной мальчик IV-8 и три здоровых девочки. IV-9,10,11
Дополнительный материал
Задание 1. Определите характер наследования дистрофии Беккера.
Задание 2. Найдите из представленных фотографий дистрофию Беккера.
А В С
Задание 3. Определите, по какому из рассмотренных наследственных признаков составлена схема родословной?
Задание 4. Используя схему родословной, запишите генотипы членов семьи, обозначенные номерами II-1, II- 2, III-1, III-3, IV-8
Задание 5. Какова вероятность рождения у пары III -6 и III -7(отмеченные черной стрелочкой) больного мальчика? Определите его генотип.
Лист ответов.
Задание 1.
Деятельность: Выявление информации в тексте.
Ответ: признак дистрофии Беккера наследуется как рецессивный, сцепленный с Х -хромосомой.
Балл: 1
Задание 2.
Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов на фотографиях.
(Ответ: А )
Балл: 1
Задание 3.
Деятельность: Перевод одной формы текста (словесный текст) в другую (схема родословной). Выдвинуть гипотезу и обосновать её.
Ответ: Схема составлена по наследованию признака дистрофии Беккера. Характер наследования данного признака – сцепленный с Х-хромосомой – рецессивный, т.к. признак встречается только у лиц мужского пола, больные мужчины встречаются не в каждом поколении.
Критерии оценивания
Содержание верного ответа |
Баллы |
Элементы ответа Верно определен признак |
1 |
Верно определен тип наследования признака |
1 |
Верно определен характер наследования признака |
2 |
Приведено 2 обоснования, нет биологических ошибок |
3 |
Приведено 1 обоснование, нет биологических ошибок |
2 |
Приведено 1 обоснование, но имеются биологические ошибки |
1 |
Ответ неверный |
0 |
Максимальное количество баллов |
10 |
Задание 4.
Используя схему родословной, запишите генотипы членов семьи, обозначенные номерами II-1, II- 2, III-1, III-3, IV-8
Деятельность: Перевод одной формы текста (словесный текст) в другую- (схема генотипа).
Ответ.
II-1 XВ Xb
II- 2 XB Y
III-1 Xb Y
III-3 XВ Xb
IV-8 Xb Y
За каждый правильный генотип 1 балл. (итого 5 баллов)
Задание 5.
Деятельность: Решение задач на сцепленное с полом наследование.
Ответ:
Дано:
Xb -Дистрофия Беккера –
сцепленный с Х-хромосомой
рецессивный признак.
XB – отсутствие болезни
Р ♀ XB Xb х ♂ XB Y
здорова-носитель здоров
Найти: F1-?
Какова вероятность рождения
больного мальчика?
Схема решения задачи:
Р ♀ XB Xb х ♂ XВ Y
здорова-носитель здоров
G XB Xb XВ Y
F1 1 XВ XB, 1 XВ Xb , 1 XВY, 1 Xb Y
♀ здоровая ♀ здорова-носитель ♂ здоров ♂ дистрофия Беккера
25% 25% 25% 25%
Ответ: Вероятность рождения больного мальчика 25 %.
Генотип больного ребенка с дистрофией Беккера ♂ Xb Y.
Критерии оценивания
Содержание верного ответа |
Баллы |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок (правильно определены генотипы и фенотипы родителей, правильно написаны гаметы, определены генотипы и фенотипы потомков, правильно определено числовое значение вероятности рождения здоровой дочери) |
3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальное количество баллов |
3 |
ИТОГО по задаче 20 баллов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.