Задача на уроках математики в начальной школе

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 31.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Задача на уроке математики.pptx
Задача на уроке математики Колотова Е. Ф.
Роль задач в начальном курсе математики • Обучение решению задач рассматривается как цель обучения (ребёнок должен уметь решать задачи) • Процесс обучения решению задач рассматривается как способ математического в частности и интеллектуального в целом развития ребёнка
Задача -как математическое понятие В начальных классах под задачей подразумевается специальный текст, в котором обрисована некая житейская ситуация, охарактеризованная численными компонентами. Ситуация обязательно содержит определённую зависимость между этими численными компонентами. Таким образом, текст задачи можно рассматривать как словесную модель реальной ситуации в действительности.
Для полноценной работы над задачей ребёнок должен уметь: • Хорошо читать и понимать смысл прочитанного; • Анализировать текст задачи, выявляя его структуру и взаимосвязь между данными и искомыми; • Правильно выбирать и выполнять арифметические действия; • Записать решение задачи с помощью соответствующей математической символики.
Методика работы над задачей • Этапы работы учителя при работе над задачей: 1) Подготовительная работа. 2) Работа по разъяснению текста задачи. 3) Разбор задачи (анализ), поиск пути решения и составление плана решения. 4) Запись решения и ответ. 5) Проверка, или работа над задачей после её решения.
1. Подготовительная работа • Повторение различных соотношений величин, используемых в задаче; • устное решение простых задач, готовящих детей к узнаванию этих же структур в тексте составной задачи; • Повторение правил, характеризующих пропорциональную зависимость величин
2. Работа по разъяснению текста задачи • Эта работа заключается в том, что педагог выясняет все ли слова и обороты текста понятны детям «производительность труда». «расход горючего» и др.)
3. Разбор (анализ) задачи • Анализ задачи – поиск пути решения и составление плана решения. • Разбор может быть аналитическим ( «от вопроса») и синтетическим («от данных»)
4. Запись решения и ответа • По действиям без пояснения – в этом случае пишут полный ответ; • По действиям с пояснением- в этом случае пишут краткий ответ; • Выражением; • По действиям с вопросами; • В случае решения задачи с помощью уравнения пишут постепенную запись уравнения с пояснением
5. Проверка, или работа над задачей после её решения- заключается в следующем • Если задача решалась по действиям, то запись решения одним сложным выражением (в составной задаче). Запись выражением не является другим способом решения, а всего лишь другой формой её записи( -Запишем решение задачи в другой форме:выражением; • Проверка решения; • Решение другим способом; • Варьирование данных, условия, вопроса; • Составление обратной задачи.
При самостоятельной работе ребёнка над задачей, ему необходимо уметь: 1) Читать текст задачи, понимая смысл прочитанных фраз; 2) Моделировать заданную в задаче ситуацию, при этом модель не должна быть формальной, а должна «наводить» на способ решения; 3) Составлять математическое выражение соответствующее смыслу ситуации (выбор действия); 4) Оформлять запись решения и ответ; 5) Контролировать результат;
• Задачи-важнейшее средство формирования математических знаний, умений и навыков, и одно из основных форм учебной деятельности в процессе изучения математики, а также средство математического развития ребёнка, формирования у него УУД. • Правильно организованный процесс обучения решению задач является действенным средством общего развития младшего школьника, формирование УУД.