Задачи экологического содержания на уроках математики в начальной школе.
Оценка 4.8

Задачи экологического содержания на уроках математики в начальной школе.

Оценка 4.8
doc
23.04.2021
Задачи экологического содержания на уроках математики в начальной школе.
Албогачиева Д.doc

Албогачиева Д. М.

студентка 2 курса факультета «Педагогики», направление «Педагогика и методика начального образования»,

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»

dalialbogachieva.1802@gmail.com

 

Аушева М.Б.,

Старший преподаватель кафедры «Педагогики и методики начального образования»

 

 

 

Задачи экологического содержания на уроках математики в начальной школе.

        

 

Аннотация: В реалиях современного мира вопрос о нравственности и этичности в контексте взаимоотношения человека и природы стал особенно актуальным. Экологическая культура формируется на протяжении всей жизни человека, однако большая часть базовых принципов закладывается в раннем возрасте.

Таким образом, в экологическом воспитании ключевую роль играют знания, полученные в процессе обучения в младших классах. Это обусловлено тем, что в начальной школе формируются основные черты характера и личностные качества ребенка, в том числе его восприятие окружающей среды.

         В данном возрасте экологическое воспитание особенно значимо с точки зрения непрерывного взаимодействия ребенка с окружающей средой.

Интеграция темы экологии в уроки математики позволяет развить у ребенка не только эмоциональное, но и рациональное восприятие. На уроке математики создаются такие условия, при которых ученики начальных классов учатся давать рациональную оценку тому, с чем сталкиваются в процессе взаимодействия с природой. Текстовые задачи дают возможность передать детям информацию о природных процессах, явлениях, экологических проблемах, с которыми сталкивается современный человек.

         Ключевые слова: воспитание, экология, математика, задачи, школа, восприятие, формирование, окружающая среда.

         Annotation: In the realities of the modern world, the question of morality and ethics in the context of the relationship between humans and nature has become particularly relevant.  Environmental culture is formed throughout human life, but most of the basic principles are laid at an early age.

Thus, in environmental education, knowledge gained in the learning process in junior classes is played.  This is due to the fact that in elementary school the main features of the nature and personal qualities of the child are formed, including its environmental perception.

         At this age, environmental education is particularly significant in terms of the continuous interaction of the child with the environment.

Integration of ecology themes in mathematics lessons allows you to develop a child not only emotional but also rational perception.  At the lesson of mathematics, such conditions are created under which students of primary classes learn to give a rational assessment of what is faced with the process of interaction with nature.  Text tasks make it possible to transfer information about natural processes, phenomena, environmental issues faced with a modern person.

         Keywords: upbringing, ecology, mathematics, tasks, school, perception, formation, environment.

 


                    Одной  из самых актуальных задач, стоящих перед современной системой образования является многостороннее развитие ребенка. В связи с этим, реформируется процесс обучения, и создаются условия, в которых одним из изменений стало внедрение экологического воспитания.

Обусловлено это тем, что сегодня в процессе технологического развития человечество сталкивается с такой глобальной проблемой как ухудшение экологического состояния планеты.

         Для решения данной проблемы приоритетным является модернизация образования и развитие экологической грамотности, которой, к сожалению, владеют не все. Экологическую культуру, возможно, привить с помощью соответствующего образования и воспитания.

         Понятия экологической культуры, воспитания и ответственности тесно и неотрывно связаны друг с другом. Важно не только знать об окружающей среде, но и развивать такие личностные качества, как самоконтроль и эмпатия к окружающему миру.

        Появляется вопрос: В чем роль начального образования в данной ситуации?

      В период обучения в начальной школе у школьников закладываются основы знаний, в том числе экологии. Результативность обучения при хорошем усвоении базы выше, поэтому, чем раньше начинается усвоение материала, тем лучше. Так, в экологическом воспитании ключевую роль  играет именно воспитание, полученное в начальных классах и основанное на фундаментальных данных об экологической культуре.

      Понятие экологического воспитание подразумевает формирование у человека систематизированного представления об экологических знаниях. В течение данного психолого-педагогического процесса вырабатывается поведение, позиция и мировоззрение касательно проблем, связанных с экологическим состоянием окружающей среды и роли человека в ней.

        Все это в совокупности создает экологическую культуру, эмоционального и чувствительного восприятия процессов, происходящих вокруг. [3]

        Экологическое сознание формируется в течение всей нашей жизни. Однако в разные периоды развития личности требования к знаниям будет варьироваться. Это связано с тем, что у каждого возраста имеются характерные именно для него психологические особенности.

        У школьников младших классов происходит развитие аналитической и систематической формы мышления. В этом возрасте учеба активно влияет на процессы познания и восприятия, которые связанны с окружающей средой.  Согласно «Концепции», на данном этапе личностного развития ребенок выделяет свое место и роль окружающей среде. Таким образом, развивается ценностно-эмоциональное отношение к окружающему миру, формируется личный опыт, за счет взаимодействия с внешней средой, а также определяется нравственная концепция по отношению к социальной и природной средам. [1]

      Как должна проявляться экологическая культура у ребенка? Прежде всего, взаимодействия с окружающей средой должны быть на уровне привычек. Он должен понимать что хорошо, а что плохо. Например, он должен осознавать, что к природе и животным надо относится бережно. При всем этом у школьников явно должна быть инициативность в решении экологических проблем или же неравнодушие.

       Если ребенок обладает таковыми качествами, то он старается узнать больше об окружающем мире, оценить его состояние, передать свои чувства, относительно увиденного и контролирует свое поведение. Последний пункт включает соблюдение правил поведения в обществе, на улице и природе.

         В процессе воспитания учитель сталкивается с ответственностью. Она заключается в том, что учитель находится в постоянном поиске мотивации школьников к знаниям. Это может быть похвала, одобрение, поддержка. В данном же контексте речь идет о самом процессе и стратегии обучения.

         Сама по себе математика является точной наукой. По своей сути она ориентирована на анализ и количественную оценку события. Это значит, что на уроках математики ученики могут не только узнать новый материал об окружающей среде и явлениях, но и закрепить данную информацию за счет практических аналитических заданий. Здесь и играет ключевую роль содержание текстовых задач.

     Текстовые вопросы дают возможность затронуть проблемы, связанные с окружающей средой, поддержанием ее состояния, рациональным использованием природных ресурсов, а также восстановлением и воспроизводством природных ресурсов.

Учитель  должен тщательно подбирать задачи. Их содержание не должно быть слишком сложным или, наоборот, легким. Задача должна быть достоверной, привычной и занимательной. Но также требуется некоторое время, чтобы ее объяснить и правильно донести ее суть детям. [2]

     Выбор задач и их постановка должны быть сделаны так, чтобы потребность учащихся в получении новых знаний по математике и знания, полученные под влиянием этой потребности, приводили к решению не только задач, но и других прикладных вопросов.

         Перед подачей нового учебного материала необходимо использовать задания, которые характеризуются ясной постановкой задачи, а также ее доступным практическим решением.

Примеры, взятые из реальной жизни, которая окружает ребенка, предоставляют возможность школьнику раскрыть прикладное значение математики. Эти примеры не должны вызывать затруднения, связанные с пониманием содержания, для учеников младших классов. [2]

     Таким образом, даже на уроках математики в начальной школе учитель затрагивает разъясняет тему состояния экологии, а также проблем связанных с состоянием окружающей среды сегодня. Помимо этого, улучшается интерактив между учителем и учеником.

          Во-первых, обучение математики протекает легче для самих школьников, так как темы, связанные с математикой, закрепляются за счет получения и выполнения заданий, информация в которых связана с окружающим миром.

Во-вторых, заинтересованность в предмете и его изучении повышается, когда содержание задач пересекается с тем, что ребенок видит в окружающем его мире.

    Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что основной целью задач экологического содержания на уроках математики является совмещение содержания математического характера и вопросов экологии и защиты окружающей среды. Школьник, который находится на уроке математики имеет возможность узнать что-то новое о природе и мерах по ее защите. 

    Данный метод обучения позитивно влияет на результативность изучения математики за счет того, что становится более интересным.

     Сами задания могут быть любой вариации. Одни могут просто содержать информацию о том, какие явления есть в природе. Другие же могут быть связаны с окружающим миром. Например, задачи, в которых требуется оценить расстояние или величины.

         Также, задачи могут нести прикладной характер и иметь направленность, связанную с экологией. В них различного рода проблемы решаются именно с помощью математики. К таким проблемам можно отнести установление закономерности природных процессов или же задачи демонстрационного типа. К последним можно отнести описательный контекст задачи, повествующий о том, как устроены объекты природы. В том числе, в условии задачи могут упоминаться пути решения существующих экологических проблем.

      Содержание математических задач может быть использовано по разным причинам. Первое — это передача общих понятий и сведений о природе или экологии. Второе — демонстрация, уже упомянутого понятия. К примеру, описание явления. Помимо этого, задачи могут мотивировать к установлению взаимосвязи понятия, явления или процесса с примером, доказывающим его наличие или демонстрирующим его понимание.

          Подводя итог, современный процесс обучения должен соответствовать тенденциям современной жизни общества. Одной из актуальных проблем является вопрос экологического состояния планеты и окружающей среды. Образование, играющее важную роль в процессе познания и перцепции окружающего мира, тоже должно поднимать вопросы, связанные с экологией, в процессе похода к созданию самой системы. Школа, как институт, оказывает влияние на формирование мировоззрения и личностных качеств человека. В особенности, начальная школа закладывает фундаментальные знания и привычки. Это связанно с возрастом детей, в котором больше всего активизируется тяга к познанию и анализу событий, происходящих вокруг.

          Математика, как дисциплина, мотивирует к рациональному восприятию процессов и явлений. Задания, которые школьники выполняют на уроках математики, позволяют лучше усвоить знания, которые касаются описания внешнего мира. Содержания задач, могут широко применяться с точки зрения повышения вовлеченности детей в экологические проблемы, а также играет значимую роль в процессе формирования у них экологической культуры.

        Таким образом, задачи экологического содержания на уроках математики в начальной школе могут оказать положительное влияние на повышении образованности в сфере экологии уже на начальном этапе обучения детей.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Александрова С.С., Психологические особенности младшего школьника, 2005.

2.     Колко М.А., Текстовые задачи экологического содержания в начальном курсе математики, 2018.

3.     Фидарова А.А., Экологическое воспитания младшего школьника при обучении математике, Ульяновск, 2019.


Скачано с www.znanio.ru

Албогачиева Д. М. студентка 2 курса факультета «Педагогики», направление «Педагогика и методика начального образования»,

Албогачиева Д. М. студентка 2 курса факультета «Педагогики», направление «Педагогика и методика начального образования»,

Ключевые слова: воспитание, экология, математика, задачи, школа, восприятие, формирование, окружающая среда

Ключевые слова: воспитание, экология, математика, задачи, школа, восприятие, формирование, окружающая среда

Экологическую культуру, возможно, привить с помощью соответствующего образования и воспитания

Экологическую культуру, возможно, привить с помощью соответствующего образования и воспитания

Таким образом, развивается ценностно-эмоциональное отношение к окружающему миру, формируется личный опыт, за счет взаимодействия с внешней средой, а также определяется нравственная концепция по отношению к…

Таким образом, развивается ценностно-эмоциональное отношение к окружающему миру, формируется личный опыт, за счет взаимодействия с внешней средой, а также определяется нравственная концепция по отношению к…

Но также требуется некоторое время, чтобы ее объяснить и правильно донести ее суть детям

Но также требуется некоторое время, чтобы ее объяснить и правильно донести ее суть детям

Сами задания могут быть любой вариации

Сами задания могут быть любой вариации

Содержания задач, могут широко применяться с точки зрения повышения вовлеченности детей в экологические проблемы, а также играет значимую роль в процессе формирования у них экологической…

Содержания задач, могут широко применяться с точки зрения повышения вовлеченности детей в экологические проблемы, а также играет значимую роль в процессе формирования у них экологической…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2021