«Задачи взаимодействия воспитателей дошкольного учреждения с родителями в условиях внедрения ФГОС
в ДОУ»
Новая система взаимодействия ДОУ с семьей.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОО с семьей неоспоримы и многочисленны.
-
Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на
совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что
ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в
то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и
предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются
пониманием со стороны родителей в решении
педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых
и осуществляется это взаимодействие.
- Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.
- Родители
самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то
направление в развитии и воспитании ребенка, которое
они считают нужным. Таким образом, родители берут
на себя ответственность за воспитание ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей:
ü открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
ü сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
ü создание активной развивающей
среды, активных форм общения детей и
взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
ü диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка. Функции работы ДОУ с семьей.
ü Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
ü Психолого - педагогическое просвещение родителей.
ü Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
ü Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
ü Взаимодействие родителей с общественными организациями города.
Для лучшей организации
взаимодействия родителей и педагогов
целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между
воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами.
Статья 18 "Закона об образовании" гласит: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".
Но, к сожалению, очень часто между педагогами и родителями возникает проблема нехватки взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Педагоги детского сада часто испытывают большие трудности в общении с родителями. Очень много зависит от инициативы, терпения, интуиции педагога. Он должен стать профессиональным помощником в семье, ведь воспитание наших детей - это наша общая цель. И от нас всех: педагогов и родителей, бабушек и дедушек, окружающего ребенка пространства зависит каким он будет человеком.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяться работе с родителями.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство - взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО решается в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2.Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи работы:
ü Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
ü Объединить усилия для развития и воспитания детей;
ü Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
ü Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
ü Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1. Индивидуальный подход. Необходимне только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
2. Позитивный настрой
на общение
является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа
педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны
категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией
детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге»,
если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с
родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от
него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное
взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное
хорошо проведенное мероприятие.
3. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
4. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд липринесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
5. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
6. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Для того чтобы спланировать
работу с родителями,
надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать
необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий
от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на
эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной,
подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Список используемой литературы:
- «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования»
- Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб.пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.