Задачи линейного программирования. Математика . 9 класс
Оценка 4.6
Работа в классе
docx
математика
9 кл—11 кл
05.07.2017
В статье рассматриваются задачи линейного программирования. Материал доступен учащимся 9 класса и более старшим учащимся. Задачи можно использовать , как на уроке, так и на занятиях кружка или факультатива для подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Задачи имеют цветные рисунки.
Задача линейного программирования.docx
ЗАДАЧА ЛИНЕЙНОГО
ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Учащиеся специализированных математических классов в состоянии
разобраться с задачами, в которых требуется найти экстремальное значение
линейной функции F=a1x1+a2x2+…+anxn нескольких неотрицательных
переменных x1, x2,…,xn при условии, что эти переменные удовлетворяют
заданной системе линейных уравнений или неравенств. Подобные задачи
возникают в связи с планированием производства, управления различными
процессами, в экономике и т.д. Математическая дисциплина, изучающая эти
вопросы, называется «линейным программированием».
Задача 1 (Иванов А.П.)
Небольшая мебельная фирма производит книжные шкафы и серванты.
На изготовление одного книжного шкафа расходуется 1 м2 древесно
стружечной плиты,
4
3
м2 сосновой доски и 1,5 человекачаса рабочего
времени. Аналогичные данные для серванта даются цифрами: 1,5 м2 древесно
стружечной плиты, 1,5 м2 сосновой доски и 4,5 человекачаса. Прибыль от
реализации одного книжного шкафа составляет 500р, а серванта – 1200р. В
течение одного месяца в распоряжении фирмы имеются: 120 м2 древесно
стружечной плиты, 150 м2 сосновых досок и 315 человекочасов рабочего
времени. В каких количествах следует выпускать книжные шкафы и серванты,
чтобы ожидаемая прибыль была максимальной? Какова эта прибыль?
Заполним таблицу1. Пусть х и у искомое количество шкафов и сервантов соответственно,
Р прибыль фирмы, полученная за счет производства х шкафов и у сервантов.
Тогда нужно найти целые неотрицательные решения системы неравенств
x+1,5y 120;
4 x+1,5y 150;
3
1,5х+4,5у 315;
х 0;
у 0,
для которых выполняется условие Р(х,у)=500х+1200уmax.
Преобразуем систему неравенств к виду:
2x+3y 240;
8x+9y 900;
х+3у 210;
х 0;
у 0.
Обратимся к геометрической интерпретации данной системы(Рис. 1).
Рис. 1
Множество решений полученной системы (область, выделенная
желтым цветом). Область задает характеристики выпуска продукции, для
которых хватит сырья.
Рис. 2 и 3 дают возможность понять смысл параметра Р.
Рис. 3
Пусть Р=50*1200 , тогда уравнение прибыли примет вид:
Рис. 2
50х+120у=50*120. Другому фиксированному значению прибыли Р=0 отвечает
другая прямая, параллельная данной. Придавая Р различные значения,
получим семейство параллельных прямых, являющихся линиями уровня для
функции Р, т.е. линиями, во всех точках которых функция Р принимает
значения Р=const.
Пересечем многоугольник OABCD (рис.4) прямой 500х+1200у=Р0 и
будем перемещать ее параллельно самой себе в направлении увеличения Р0 . В
предельном положении будет либо одна общая точка, либо сторона.
Рис. 4 Практически требуется найти координаты точек A,B,C,D, затем
вычислить соответствующее им значение функции Р(х,у) и выбрать среди них
наибольшее.
А(0;70), Р(0;70)=5000+120070=84000;
В(30;60), Р(30;60)=50030+120060=87000;
С(90;20), Р(90;20)=50090+120020=69000;
D(112,5;0), Р(112,5;0)=500112,5+12000=56250.
Наибольшее значение Р=87000 достигается при х=30, у=60.
О т в е т : 30 книжных шкафов и 60 сервантов, прибыль87000
рублей.
Задача 2 (о рационе) с двумя продуктами и четырьмя витаминами.
Условие задачи в таблице 2.
В строках таблицы (кроме последней) указано содержание витаминов
в единице продукта 1 и продукта 2 , необходимый минимум в рационе.
Последняя строка показывает стоимость продукта.
Составим математическую модель. Пусть х и у искомое количество
единиц продукта 1 и продукта 2 и соответственно, Р их стоимость. Тогда
нужно найти неотрицательные решения системы неравенств :
3x+y 17;
5x+3y 47;
х+у 13;
5х+12у 100;
х 0;
у 0,
для которых функция Р(х,у)=7х+6у принимает наименьшее значение.
Действуя по разобранному алгоритму, получим:
А(0;17), Р(0;17)=70+617=102;
В(1;14), Р(1;14)=71+617=91;
С(4;9), Р(4;9)=74+69=82;
D(5;8), Р(5;8)=75+68=83;
Е(20;0), Р(20;0)=720+60=140.
Наименьшее значение Р=82 при х=4, у=9.
О т в е т : 4 единицы продукта 1 и 9 единиц продукта 2.
Примечание. Рисунки 5, 6 позволяют быстро проверить
промежуточные результаты задачи 2.
3х+у=17 (a)
5х+3у=47 (b)
х+у=13 (c)
5х+12у=100 (d)
Рис. 5
Рис. 6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Лурье М.В. Задачи на составление уравнений. Техника решения. Учебное
пособие. 2е изд., стер. – М.: Издательство УНЦ ДО, 2004.
2 Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе: Сб.
статей / Сост. Е.Г. Глаголева, О.С. ИвашевМусатов. М.: Просвещение,
1980.
3 Алгебра и математический анализ для 10 класса: Учеб. Пособие для
учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики / Н.Я. Виленкин, О.С.
ИвашевМусатов, С.И. Шварцбурд.5е изд. М.: Просвещение, 1997.
4 Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 1011 класс:
Учебнометодическое пособие/ С.Н. Олехник, М.К. Потапов, П.И.
Пасиченко. М.: Дрофа, 2001
5 Школа решения нестандартных задач. В.Голубев. г. «Математика» №3,
2005
6 Неравенства. А.Ш.Блох, Т.Л. Трухан. Минск: Народная асвета, 1972
Статью подготовила Утятникова С.А.
Задачи линейного программирования. Математика . 9 класс
Задачи линейного программирования. Математика . 9 класс
Задачи линейного программирования. Математика . 9 класс
Задачи линейного программирования. Математика . 9 класс
Задачи линейного программирования. Математика . 9 класс
Задачи линейного программирования. Математика . 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.