Задания для внеклассной работы по математике. Данные задания позволяют развивать интерес учащихся к предмету математика. Можно использовать на кружке по математике, для внеурочных занятий, при подготовке к олимпиаде по математике, а также на уроках на этапе мотивации учащихся. Материал будет полезен учителям, работающим в 5- 6 классах
ЗАДАЧИ НА ВЗВЕШИВАНИЕ
1. На одной чаше весов лежат 7 одинаковых яблок и 3 одинаковых персика,
на другой чаше – 4 таких же яблока и 5 таких же персиков. Весы находятся в
равновесии. Что тяжелее: яблоко или персик?
Р е ш е н и е . Обозначим: Я – яблоко, П – персик. Первоначально на весах: 7Я
+ 3П и 4Я + 5П. Снимем с каждой чаши весов по 4Я и 3П. Останется 3Я на
одной чаше и 2П – на другой. При этом весы попрежнему будут в равновесии.
Значит, персик тяжелее.
2. [22] Какие 4 гири нужно взять, чтобы с их помощью можно было бы
взвесить любой груз в целое число граммов от 1 до 15, при условии, что класть
гири можно только на одну чашу весов?
О т в е т . 1, 2, 4, 8 г.
3. [22] Какие 4 гири нужно взять, чтобы с их помощью можно было бы
взвесить любой груз в целое число граммов от 1 до 40, при условии, что класть
гири можно на обе чаши весов?
О т в е т . 1, 3, 9, 27 г.
4. Имеется 8 одинаковых на вид шариков, один из которых весит меньше
остальных. Как с помощью двух взвешиваний на чашечных весах найти
отличающийся от других шарик?
Р е ш е н и е . Взять 6 шариков, 3 положить на одну чашу весов, 3 – на другую.
Если чаши в равновесии, то искомый шарик находится среди двух отложенных.
Его можно найти следующим взвешиванием. Если же чаши не в равновесии, то он
среди 3 шариков, лежащих на чаше, которая весит меньше. Из этих трех шариков
один отложить, а другие два взвесить на чашечных весах. Если чаши в
равновесии, то искомый шарик – отложенный. Если нет, то искомый – более
легкий шарик.
5. Среди шести монет находится одна фальшивая, но неизвестно, легче она
настоящих или тяжелее. Среди этих монет известна также и одна настоящая
монета. Необходимо с помощью трёх взвешиваний на чашечных весах
определить фальшивую монету.Р е ш е н и е . Пронумеруем монеты: от 1 до 6. Пусть настоящая монета – 1.
Тогда
1й шаг: на чашах весов монета 1 и монета 2.
а) Если весы не в равновесии, то монета 2 – фальшивая. Задача решена.
б) Если весы в равновесии, то монеты 1 и 2 – настоящие. Переходим к шагу
2.
2й шаг: на чашах весов монеты 1, 2 и монеты 3, 4.
а) Если весы не в равновесии, то среди монет 3 и 4 есть фальшивая.
Переходим к шагу 3.1.
Шаг 3.1: на чашах весов монеты 1 и 3.
Если весы не в равновесии, то монета 3 – фальшивая. Задача решена.
Если весы в равновесии, то монета 3 – настоящая, а монета 4 – фальшивая.
Задача решена.
б) Если весы в равновесии, то монеты 3 и 4 – настоящие, а среди монет 5 и 6
есть фальшивая.
Шаг 3.2: на чашах весов монеты 1 и 5.
Если весы не в равновесии, то монета 5 – фальшивая. Задача решена.
Если весы в равновесии, то монета 5 – настоящая, а монета 6 – фальшивая.
Задача решена.
6. В мешке 24 кг гвоздей. Как, имея только чашечные весы без гирь, отмерить
9 кг гвоздей?
Р е ш е н и е .
1й шаг: делим гвозди на 2 равные части по 12 кг.
2й шаг: первую часть из 12 кг гвоздей делим на две равные части по 6 кг.
3й шаг: первую часть из 6 кг гвоздей делим на две равные части по 3 кг.
Искомые 9 кг – вторая часть из 6 кг гвоздей и полученные 3 кг.
ЗАДАЧИ НА ВЗВЕШИВАНИЕ
7. В пакете содержится 3 кг 600 г крупы. Как разделить крупу на два веса по
800 г и вес в 2 кг, сделав 3 взвешивания на чашечных весах, имея одну гирю в 200
г?
Р е ш е н и е .
1й шаг: делим крупу на две равные части – 1800 г и 1800 г.2й шаг: рассыпаем на весы первую часть: гиря + 800 г и 1000 г; гирю
убираем, 800 г отмерили, 1000 г убираем с весов.
3й шаг: аналогично поступаем со второй частью крупы: еще 800 г отмерили,
1000 г высыпаем к 1000 г, которые отмерили на шаге 2.
8. [22] У хозяйки есть рычажные весы и гиря в 100 г. Как за три взвешивания
она может отвесить 700 г крупы?
Р е ш е н и е .
1й шаг: Отвесим 100 г крупы.
2й шаг: 100 г и гиря – 200 г
3й шаг: 200 г и гиря – 400 г
100 г + 200 г + 400 г = 700 г.
9. У продавца имеется 9 кг крупы и чашечные весы с гирями в 50 г и 200 г.
Как ему за три взвешивания отвесить 2 кг этой крупы?
Р е ш е н и е .
1й шаг: делим крупу на две равные части – 4500 г и 4500 г.
2й шаг: одну из полученных частей рассыпаем опять поровну – 2250 г и 2250
г.
3й шаг: на одну чашу весов кладем обе гири (250 г), на другую высыпаем
крупу до тех пор, пока весы не будут в равновесии. Останется 2 кг крупы.
10. [28] Имеется 80 монет, одна из которых фальшивая, причем она легче
других. За какое наименьшее число взвешиваний на весах без гирь можно найти
фальшивую монету?
Р е ш е н и е . Фальшивую монету можно определить за 4 взвешивания.
1й шаг: кладем на чаши по 27 монет. В случае равновесия фальшивая монета
будет среди оставшихся 26. Если одна чаша легче, то фальшивая среди лежащих
на ней 27.
2й шаг: кладем на обе чаши по 9 монет из числа «подозреваемых» и
рассуждаем аналогично.
3й шаг: положим на чаши по 3 монеты.
4й шаг: кладем по одной монете.11. [28] 4 кошки и 3 котенка весят 15 кг, а 3 кошки и 4 котенка 13
кг. Сколько весит кошка и сколько весит котенок? (Вес всех кошек одинаков,
вес всех котят – тоже.)
Р е ш е н и е . Сравнивая оба взвешивания, легко увидеть, что, когда мы
заменили 1 кошку на 1 котенка, общий вес изменился на 2 кг (15 кг – – 13 кг).
Следовательно, кошка тяжелее котенка на 2 кг. Зная это, заменим при первом
взвешивании всех 4 кошек котятами: у нас тогда будет 4 + 3 = 7 котят, а стрелка
весов вместо 15 кг покажет на 2 4 = 8 кг меньше (так как масса котенка на 2 кг
меньше массы кошки). Значит, 7 котят весят 15 – 8 = 7 кг. Отсюда ясно, что
котенок весит 1 кг, а взрослая кошка 1 + 2 = 3 кг.