Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями
Оценка 4.7

Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Детсад
02.07.2017
Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями
В данном материале очень подробно раскрыты основные задачи, новые принципы и содержание взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Рассмотрено несколько этапов сотрудничества с родителями по В. П. Дубровой. Так же выделены виды связей детского сада и семьи, направленные на их взаимодействие.В данном материале очень подробно раскрыты основные задачи, новые принципы и содержание взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Рассмотрено несколько этапов сотрудничества с родителями по В. П. Дубровой. Так же выделены виды связей детского сада и семьи, направленные на их взаимодействие.
Cотрудничество.docx
Cотрудничество – это общение  "на равных", где ни одна  сторона не имеет права указать другой как правильно воспитывать ребенка. Проблема   вовлечения   родителей   в   единое   пространство   детского развития в ДОУ может решаться в трех направлениях: ­   работа   с   педагогами   дошкольного   учреждения   по   организации взаимодействия с семьей, их ознакомление с системой новых форм работы с родителями; ­ повышение педагогической культуры родителей; ­вовлечение родителей в деятельность ДОУ.   К   новым   принципам   взаимодействия   относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении как новых тем, так и старых в новом звучании. Сегодня   и   всегда содержание   взаимодействия   педагогов   и   родителей определяется   целями   и   задачами   воспитания   подрастающего   поколения, стоящими перед обществом, приоритетностью общественного или семейного воспитания. В   течение   ряда   лет   практика   сотрудничества   общественного   и семейного   основная   задача   которых   –   сообщить   знания,   сформировать   и   даже представления, перевоспитать   их.   Педагогам   было   проще   строить   работу   с   родителями   с   проконтролировать,   убеждения,   исправить, целью сообщения знаний, используя разнообразные формы просвещения, без учета обратной связи. При этом сами родители порой сетовали на то, что знания им даются «слишком общие» и «не касаются именно их ребенка». Основные задачи детского сада в работе с семьей: • создание благоприятной атмосферы при общении с родителями; • обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов; • творческое взаимодействие педагогов и родителей; • повышение педагогической грамотности родителей на основе федерального  госстандарта дошкольного образования; • повышение квалификации педагогов. На   этапе   создания   положительного   эмоционального   микроклимата происходит   знакомство   с  семьей,  ее  особенностями,  изучение  потребности семьи в рамках воспитания. Педагогу нужно уделить особое внимание на эти моменты   при   установке   взаимодействия.   Для   этого   необходимо   чтобы каждый   педагог   мог   проанализировать   свой   опыт   общения   с   родителями. Овладение   навыками   общения   происходит   в   процессе   приобретения определенных   знаний   в   области   психологии   общения   и   развития   навыков общения.   Этому   способствует   проведение,   совместно   с   педагогом психологом,   упражнений   и   тестов,   а   также   различных   заданий   для воспитателей   для   благоприятных   условий   сотрудничества   с   родителями дошкольников на основе самоанализа собственного опыта и развития техники общения. Для   родителей   важно   участвовать   в   мероприятиях   детского   сада: утренники, праздники, еженедельные посиделки и кружки, собрания. Второй этап повышения педагогической грамотности родителей ­ это повышение их педагогической культуры. На этом этапе в ДОУ организуются тематические   родительские   собрания,  которые   проходят   в  форме   круглых столов,   дискуссий,   практикумов,   деловых   игр,   тренингов,   мастер­классов. Темы   родительских   собраний   определяются   потребностями   родителей посредством   анкетирования.   Актуальны   такие   запросы   родителей   как «Возрастные особенности ребенка», «Взаимоотношения детей в определенной группе»,   «Развитие   речи   ребенка»,   «Развитие   творческого   потенциала ребенка». На собрании у родителей появляются новые вопросы касательно развития своего ребенка, возникают идеи для новых тем собраний.  Психолог ДОУ проводит с родителями интереснейшие тренинги «Стили воспитания», проживая   те   или   иные   воспитательные   воздействия   на   ребенка,   во   время тренинга, родитель может оценить, то какие методы воспитания применяет именно он, понять свой стиль воспитания. В ходе тренингов можно решить такие вопросы как «Наказание ­ польза или вред», «Кусака в группе» и т.д. [10] Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей.  Принципы взаимодействия ДОУ с родителями: 1) доброжелательный стиль общения; 2) индивидуальный подход к каждому родителю; 3) сотрудничество, не «над» родителем, а «вместе» с ним; 4) привлечение родителей к подготовке и участию мероприятиях детского сада. Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями воспитанников имеет ряд преимуществ: Во­первых,   отмечается   положительный   и   эмоциональный   настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены   в   том,   что   ДОУ   всегда   поможет   им   в   решении   педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги, в свою очередь, заручаются   пониманием   со   стороны   родителей   в   решении   проблем   (от материально­хозяйственных до воспитательно­образовательных). Во­вторых,   учитывается   индивидуальность   ребёнка.   Педагог   постоянно поддерживает   контакт   с   семьёй,   знает   особенности,   привычки   своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к повышению эффективности педагогического процесса. В­третьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают,   что   дошкольное   учреждение   является   лишь   помощником   в  деле воспитания   и   обучения   дошкольника. В   целом,   появляется   возможность реализации единой программы воспитания и развития детей в детском саду и семье. В  зависимости   от   различий   в  семейном  воспитании,  в  структуре   общения, необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяется не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей. Так же можно дифференцировать работу, разделив родителей на две большие группы: так называемые   гармоничные   семьи   (талантливые,   активные   семьи;   семьи благополучные в психолого­педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи группы риска). В.П. Дуброва, Е.А. Милашевич выделяют виды связей детского сада и семьи, направленные на их взаимодействие:    ­   Это связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние семьи   на   ребенка   через   повышение   педагогической   культуры   родителей, оказание   им   помощи.   Это   реализуется   в   таких   формах   работы   как родительские   собрания,   консультации,   лектории   и   т.д.   формула   «Детский сад­семья».     ­  Это   включение   родителей   в   воспитательно   –  образовательный   процесс детского сада. Формула взаимодействия  «Семья – детский сад». Родители оказывают помощь детскому саду, налаживают работу кружков, проведение экскурсий и т.д.    ­   Связи ­ координационные. Они возникают, когда родители и педагоги становятся   партнерами, возможности в воспитании детей.    совместно   реализуют   свои   специфические  В.П. Дуброва предлагает следующие этапы сотрудничества с родителями: На   1   этапе продумывается   содержание   и   формы   работы   с   родителями, проводятся опросы родителей с целью изучения их потребностей. Родителям предлагается   ответить   на   вопросы   анкеты.   Результаты   опроса   являются основанием для планирования работы с родителями. На   2   этапе устанавливаются   между   воспитателями   и   родителями доброжелательные   межличностные   отношения   с   установкой   на   будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую   будут   проводить   с   ними   педагоги   детского   сада.   Этого   можно достичь   введением   личностных   аспектов   во   взаимодействие   с  родителями, улучшением взаимоотношений между родителями и ребенком, сокращением психологической дистанции между педагогами и родителями. На 3 этапе – формировать у родителей более полный образ своего ребенка и правильного   его  воспитания   посредством   сообщения   им   знания   о  ребенке, например, особенности общения ребенка со сверстниками, отношение ребенка к   труду   в   семье.   Это   поможет   родителям   убедиться   в   профессиональной компетентности воспитателя. На 4 этапе – ознакомление воспитателей с проблемами семьи. На этом этапе активная роль принадлежит родителям. Они рассказывают о положительных чертах ребенка, о трудностях, тревогах, об отрицательном поведении детей и взрослых.   Воспитателям   нужно   поддерживать   партнерские   отношения   с родителями. На этом этапе так же проводятся опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания. На 5 этапе – совместное исследование и формирование личности ребенка. Здесь планируется конкретное содержание работы с родителями, выбираются формы   сотрудничества   (отдельно   для   каждой   возрастной   группы, учитываются   возможности   и   индивидуальные   особенности   каждого воспитателя).  Задача   педагогов   –   заинтересовать   родителей,   предлагая   им   как традиционные,   так   и   новые   формы   взаимодействия.  Преимущества   новой системы взаимодействия ДОУ с семьей: ­ положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса на совместную работу по развитию и воспитанию детей; ­ учет индивидуальности каждого воспитанника; ­ помощь родителям в выборе направления в развитии и воспитании ребенка; ­   укрепление   внутрисемейных   связей,   эмоционального   общения   между родителями; ­ возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье; ­ возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений; ­ открытость и доступность детского сада для родителей; ­ сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей; ­ участие родителей в создании развивающей среды; ­ выявление проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка. В   процессе   работы   с   семьей   в   ДОУ   решаются   задачи,   связанные   с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и   педагогов   в   объединения   по   интересам   и   увлечениям,   организации совместного семейного досуга. Кризисная   ситуация   конца   XX   века   способствовала   разрушению достигнутого   уровня   дошкольного   образования   (сокращение   сети,   низкий охват   детей   дошкольным   образованием,   объявление   детского   сада необязательной   ступенью   образования).   С   другой   стороны,   государство провозгласило возрождение, становление гражданского общества, в котором жить, трудиться, любить, воспитывать своих детей предстоит сегодняшним малышам.   И   от   того,   какими   они   будут,   как   образованы,   а,   главное,   как воспитаны   (недаром   говорят:   “образование   без   воспитания   ­   меч   в   руках сумасшедшего”) будет зависеть, какое возрождаем общество, счастливо ли, интересно   ли   в   нем   станет   жить.   Таким   образом,   формируется   взгляд   на возрастающую   роль   воспитания   в   условиях   становления   гражданского общества,   на   совершенствование   социальной,   культурной   жизни   общества, уровня  нравственного  воспитания  в  обществе, социально­педагогическую   и психолого­педагогическую помощь семье. В   воспитании   сегодняшнего   малыша,   будущего   гражданина, заинтересованы  и родители, и детский сад. Родители стремятся вырастить здоровых крепких детей, хорошо воспитать, воспитатели стремятся сделать то же самое и помочь в этом родителям. Задача детского сада “повернуться” лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка, особенно ребенка, отягощенного патологией в развитии. Именно взаимодействие ДОУ и семьи в интересах   развития   личности   ребенка,   в   котором   первостепенное   значение приобретает   не   вопрос   о   том,   кто   за   что   в   ответе,   кто   “ведет”,   а   кто “ведомый”, кто кому должен и должен ли; стоит задача выстраивания таких отношений   между   детским   садом   и   родителями,   которые   позволили   бы добиться   максимальной   пользы   для   психического,   физического   и нравственного благополучия ребенка. Итак,   делаем   вывод,   что  работа   с   родителями   строится   на   принципах сотрудничества.   Можно   выделить   и   основные   задачи,   стоящие   перед дошкольным   учреждением   в   работе   с   родителями:   Изучение   семей   детей; привлечение   родителей   к   активному   участию   в   деятельности   дошкольного учреждения;   изучение   семейного   опыта   воспитания   и   обучения   детей; просвещение   родителей   в   области   педагогики   и   детской   психологии. Содержание,   организация   и   методика   сотрудничества   ДОУ   и   родителей включает: единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей; взаимное   доверие   во   взаимоотношениях   между   педагогами   и   родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление   авторитета   педагога   в   семье   и   родителей   в   детском   саду; установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;   взаимопомощь   в   совместной   работе   по   воспитанию дошкольников.   Ежедневное   общение   воспитателя   с   родителями   создает большие   возможности   для   индивидуальной   работы,   для   укрепления   связи между семьей и детским садом; систематическую плановую связь детского сада   с   родителями   в   течение   всего   года   с   учетом   задач   и   содержания образовательной   работы   с   детьми;   привлечение   актива   родителей, общественности   к   деятельности   дошкольного   учреждения,   к   работе   с семьями.

Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями

Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями

Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями

Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями

Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями

Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями

Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями

Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями

Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями

Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями

Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями

Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями

Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями

Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями

Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями

Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2017