Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Детсад
02.07.2017
В данном материале очень подробно раскрыты основные задачи, новые принципы и содержание взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Рассмотрено несколько этапов сотрудничества с родителями по В. П. Дубровой. Так же выделены виды связей детского сада и семьи, направленные на их взаимодействие.В данном материале очень подробно раскрыты основные задачи, новые принципы и содержание взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Рассмотрено несколько этапов сотрудничества с родителями по В. П. Дубровой. Так же выделены виды связей детского сада и семьи, направленные на их взаимодействие.
Cотрудничество.docx
Cотрудничество – это общение "на равных", где ни одна сторона не
имеет права указать другой как правильно воспитывать ребенка.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского
развития в ДОУ может решаться в трех направлениях:
работа с педагогами дошкольного учреждения по организации
взаимодействия с семьей, их ознакомление с системой новых форм работы с
родителями;
повышение педагогической культуры родителей;
вовлечение родителей в деятельность ДОУ.
К новым принципам взаимодействия относится вариативность
содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель
нуждается в изучении как новых тем, так и старых в новом звучании.
Сегодня и всегда содержание взаимодействия педагогов и родителей
определяется целями и задачами воспитания подрастающего поколения,
стоящими перед обществом, приоритетностью общественного или семейного
воспитания.
В течение ряда лет практика сотрудничества общественного и
семейного основная задача которых – сообщить знания, сформировать
и даже
представления,
перевоспитать их. Педагогам было проще строить работу с родителями с
проконтролировать,
убеждения,
исправить,
целью сообщения знаний, используя разнообразные формы просвещения, без
учета обратной связи. При этом сами родители порой сетовали на то, что
знания им даются «слишком общие» и «не касаются именно их ребенка».
Основные задачи детского сада в работе с семьей:
• создание благоприятной атмосферы при общении с родителями;
• обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
• творческое взаимодействие педагогов и родителей;
• повышение педагогической грамотности родителей на основе федерального
госстандарта дошкольного образования; • повышение квалификации педагогов.
На этапе создания положительного эмоционального микроклимата
происходит знакомство с семьей, ее особенностями, изучение потребности
семьи в рамках воспитания. Педагогу нужно уделить особое внимание на эти
моменты при установке взаимодействия. Для этого необходимо чтобы
каждый педагог мог проанализировать свой опыт общения с родителями.
Овладение навыками общения происходит в процессе приобретения
определенных знаний в области психологии общения и развития навыков
общения. Этому способствует проведение, совместно с педагогом
психологом, упражнений и тестов, а также различных заданий для
воспитателей для благоприятных условий сотрудничества с родителями
дошкольников на основе самоанализа собственного опыта и развития техники
общения.
Для родителей важно участвовать в мероприятиях детского сада:
утренники, праздники, еженедельные посиделки и кружки, собрания.
Второй этап повышения педагогической грамотности родителей это
повышение их педагогической культуры. На этом этапе в ДОУ организуются
тематические родительские собрания, которые проходят в форме круглых
столов, дискуссий, практикумов, деловых игр, тренингов, мастерклассов.
Темы родительских собраний определяются потребностями родителей
посредством анкетирования. Актуальны такие запросы родителей как
«Возрастные особенности ребенка», «Взаимоотношения детей в определенной
группе», «Развитие речи ребенка», «Развитие творческого потенциала
ребенка». На собрании у родителей появляются новые вопросы касательно
развития своего ребенка, возникают идеи для новых тем собраний. Психолог
ДОУ проводит с родителями интереснейшие тренинги «Стили воспитания»,
проживая те или иные воспитательные воздействия на ребенка, во время
тренинга, родитель может оценить, то какие методы воспитания применяет
именно он, понять свой стиль воспитания. В ходе тренингов можно решить такие вопросы как «Наказание польза или вред», «Кусака в группе» и т.д.
[10]
Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель
детей, но и как воспитатель родителей.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1) доброжелательный стиль общения;
2) индивидуальный подход к каждому родителю;
3) сотрудничество, не «над» родителем, а «вместе» с ним;
4) привлечение родителей к подготовке и участию мероприятиях детского
сада.
Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями
воспитанников имеет ряд преимуществ:
Вопервых, отмечается положительный и эмоциональный настрой
педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители
уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических
проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения
семьи предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги, в свою очередь,
заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от
материальнохозяйственных до воспитательнообразовательных).
Вовторых, учитывается индивидуальность ребёнка. Педагог постоянно
поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего
воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к повышению
эффективности педагогического процесса.
Втретьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и
осознают, что дошкольное учреждение является лишь помощником в деле
воспитания и обучения дошкольника. В целом, появляется возможность
реализации единой программы воспитания и развития детей в детском саду и
семье. В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения,
необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями
должна проводиться активно, применяется не в общем, а с точки зрения ее
действенности по отношению к каждой категории родителей. Так же можно
дифференцировать работу, разделив родителей на две большие группы: так
называемые гармоничные семьи (талантливые, активные семьи; семьи
благополучные в психологопедагогическом отношении) и проблемные семьи
(требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи группы риска).
В.П. Дуброва, Е.А. Милашевич выделяют виды связей детского сада и
семьи, направленные на их взаимодействие:
Это связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние
семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей,
оказание им помощи. Это реализуется в таких формах работы как
родительские собрания, консультации, лектории и т.д. формула «Детский
садсемья».
Это включение родителей в воспитательно – образовательный процесс
детского сада. Формула взаимодействия «Семья – детский сад». Родители
оказывают помощь детскому саду, налаживают работу кружков, проведение
экскурсий и т.д.
Связи координационные. Они возникают, когда родители и педагоги
становятся партнерами,
возможности в воспитании детей.
совместно реализуют свои специфические
В.П. Дуброва предлагает следующие этапы сотрудничества с родителями:
На 1 этапе продумывается содержание и формы работы с родителями,
проводятся опросы родителей с целью изучения их потребностей. Родителям
предлагается ответить на вопросы анкеты. Результаты опроса являются
основанием для планирования работы с родителями.
На 2 этапе устанавливаются между воспитателями и родителями
доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой,
которую будут проводить с ними педагоги детского сада. Этого можно
достичь введением личностных аспектов во взаимодействие с родителями,
улучшением взаимоотношений между родителями и ребенком, сокращением
психологической дистанции между педагогами и родителями.
На 3 этапе – формировать у родителей более полный образ своего ребенка и
правильного его воспитания посредством сообщения им знания о ребенке,
например, особенности общения ребенка со сверстниками, отношение ребенка
к труду в семье. Это поможет родителям убедиться в профессиональной
компетентности воспитателя.
На 4 этапе – ознакомление воспитателей с проблемами семьи. На этом этапе
активная роль принадлежит родителям. Они рассказывают о положительных
чертах ребенка, о трудностях, тревогах, об отрицательном поведении детей и
взрослых. Воспитателям нужно поддерживать партнерские отношения с
родителями. На этом этапе так же проводятся опросы родителей с целью
изучения отдельных проблем семейного воспитания.
На 5 этапе – совместное исследование и формирование личности ребенка.
Здесь планируется конкретное содержание работы с родителями, выбираются
формы сотрудничества (отдельно для каждой возрастной группы,
учитываются возможности и индивидуальные особенности каждого
воспитателя).
Задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как
традиционные, так и новые формы взаимодействия. Преимущества новой
системы взаимодействия ДОУ с семьей:
положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного
процесса на совместную работу по развитию и воспитанию детей;
учет индивидуальности каждого воспитанника;
помощь родителям в выборе направления в развитии и воспитании ребенка; укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения между
родителями;
возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в
ДОУ и семье;
возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений;
открытость и доступность детского сада для родителей;
сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
участие родителей в создании развивающей среды;
выявление проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с
возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей
и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации
совместного семейного досуга.
Кризисная ситуация конца XX века способствовала разрушению
достигнутого уровня дошкольного образования (сокращение сети, низкий
охват детей дошкольным образованием, объявление детского сада
необязательной ступенью образования). С другой стороны, государство
провозгласило возрождение, становление гражданского общества, в котором
жить, трудиться, любить, воспитывать своих детей предстоит сегодняшним
малышам. И от того, какими они будут, как образованы, а, главное, как
воспитаны (недаром говорят: “образование без воспитания меч в руках
сумасшедшего”) будет зависеть, какое возрождаем общество, счастливо ли,
интересно ли в нем станет жить. Таким образом, формируется взгляд на
возрастающую роль воспитания в условиях становления гражданского
общества, на совершенствование социальной, культурной жизни общества,
уровня нравственного воспитания в обществе, социальнопедагогическую и
психологопедагогическую помощь семье.
В воспитании сегодняшнего малыша,
будущего гражданина,
заинтересованы и родители, и детский сад. Родители стремятся вырастить здоровых крепких детей, хорошо воспитать, воспитатели стремятся сделать
то же самое и помочь в этом родителям. Задача детского сада “повернуться”
лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою
сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка, особенно ребенка,
отягощенного патологией в развитии. Именно взаимодействие ДОУ и семьи в
интересах развития личности ребенка, в котором первостепенное значение
приобретает не вопрос о том, кто за что в ответе, кто “ведет”, а кто
“ведомый”, кто кому должен и должен ли; стоит задача выстраивания таких
отношений между детским садом и родителями, которые позволили бы
добиться максимальной пользы для психического, физического и
нравственного благополучия ребенка.
Итак, делаем вывод, что работа с родителями строится на принципах
сотрудничества. Можно выделить и основные задачи, стоящие перед
дошкольным учреждением в работе с родителями: Изучение семей детей;
привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного
учреждения; изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Содержание, организация и методика сотрудничества ДОУ и родителей
включает: единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;
взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями,
понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей;
укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;
установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и
самокритики; взаимопомощь в совместной работе по воспитанию
дошкольников. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает
большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи
между семьей и детским садом; систематическую плановую связь детского
сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания
образовательной работы с детьми; привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, к работе с
семьями.
Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями
Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями
Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями
Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями
Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями
Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями
Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями
Задачи, принципы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.