В работе " Условия успешного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения" рассмотрены общепедагогические и специфические условия для успешного взаимодействия воспитателей детского сада и родителей, также подробно рассмотрены основные условия, необходимые для реализации доверительного взаимодействия между дошкольным образовательным учреждением и семьей.В работе " Условия успешного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения" рассмотрены общепедагогические и специфические условия для успешного взаимодействия воспитателей детского сада и родителей, также подробно рассмотрены основные условия, необходимые для реализации доверительного взаимодействия между дошкольным образовательным учреждением и семьей.
Условия успешного взаимодействия семьи и ДОО
Начинать работу по установке коммуникации стоит начать с анализа
социального статуса семьи, их ожиданий и требований к ДОУ и развитию
ребенка. Метод анкетирования позволит вызвать родителей на нужный
разговор, а личная беседа поможет педагогу предложить оптимальные
варианты работы с их ребенком, подобрать подход к воспитанию ребенка.
Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и
общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от
воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив
целиком воспитание детей на общество. “Я работаю, у меня нет времени и
специальных знаний заниматься воспитанием”, это мнение можно услышать
и сегодня.
В работах Е. П. Арнаутовой, А. С. Жичкиной, С. Мусиенко, Т. Н.
Дороновой первым решающим условием положительного направления
взаимодействия выделяются доверительные отношения между воспитателями,
педагогами и родителями. Необходима диалогичность в общении между
педагогами детского сада и родителями. Нужно помнить о том, что не
передача научных психологопедагогических знаний является целью
воспитания родителей, а формирование у них «педагогической концепции» и
«педагогической рефлексии», для того, чтобы родители научились понимать
своего ребенка, смогли правильно построить общение с ним и совместную
деятельность.
Дифференцированный подход при организации работы с родителями
необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их
педагогических знаний и умений. Дифференцированный подход в работе по
повышению педагогической культуры родителейэто
система
целенаправленных воздействий на выделенные по сходным показателямгруппы отцов и матерей с целью повышения эффективности их деятельности
по семейному и общественному воспитанию.
Для осуществления дифференцированного подхода воспитателям
детского сада и родителям необходимо соблюдение как общепедагогических,
так и специфических условий, таковыми являются:
1 взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
2 соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
3 учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, условия
подготовленности в вопросах воспитания;
4 сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы
со всеми родителями группы;
5 взаимосвязь разных форм работы с родителями;
6 одновременное влияние на родителей и детей;
7 обеспечение в работе с родителями определенной последовательной системы.
При такой дифференциации специфичными являются не только содержание
общения, но и методы передачи их определенной категории родителей.
Дифференциация родителей в детском саду проводится на основе
тестирования, анкетирования по определённой программе изучения семьи:
Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия),
психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения).
Для этого необходимо проведение индивидуальных консультаций с
родителями дошкольников, использование различных методик («Анализ
семейного воспитания Эйдемиле, Юстицкий, рисуночные методики «Моя
семья», «Мой дом» и т.п.).
Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают
положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и
отрицательных переживаний родителей и детей.
Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в
воспитательном процессе, желание воспитывать ребенка. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней
педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания),
участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной,
организованной, коммуникативной).
После изучения семей составляется «социальный паспорт» с целью
корректировки педагогического воздействия. Изучение семьи воспитанника
позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её
уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности,
взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение
семьи – дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления
уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в
воспитании детей.
Учитывая, выше изложенное, можно сделать вывод, что: основными
условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия
между ДОУ и семьей, являются следующие:
1
изучение семей воспитанников:
2
учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном
уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание,
структуры и характера семейных отношений и др.;
3
4
открытость детского сада семье;
ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Таким образом, необходимо выстроить диалог ДОУ и семьи, диалог на
основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, чтобы затраченные
усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей, чему в
решающей степени способствуют совместные усилия семьи и ДОУ по
созданию единого пространства развития каждого ребенка.