Консультации педагога- психолога для родителей детей дошкольного возраста на актуальные темы: "почему мы кричим на детей?" , Эмоциональна брошенность" ведь ребёнок полностью зависит от адекватной эмоциональной заботы взрослых. Принимающие, понимающие, чувствующие своего ребёнка родители, формируют у ребёнка так называемую безопасную привязанность, при которой ребёнок верит в то, что „Я нужен, важен и любим”.
ПОЧЕМУ МЫ КРИЧИМ НА ДЕТЕЙ.docx
ПОЧЕМУ МЫ КРИЧИМ НА ДЕТЕЙ?
Любим, а кричим. Кричим оттого, что любим? Или нас самих чтото
тяготит?
Сегодня снова сорвался на ребенке. Проорался как следует. Кричал долго,
видно за всех, на кого не успел или не смог накричать сегодня. Выместил на
ребенке всю злобу, накопившуюся за день.
Когда наконец пришел в себя, посмотрел на него. Стало стыдно! Ужасно
стыдно. Передо мной мое дитя, кровиночка родненькая, единственный,
чудесный мой, он стоит и втягивает голову в свои маленькие плечи, пытаясь
спрятаться от моих несправедливых слов, защититься. Глаза его полны
испуга. Кажется, он не понимает, кто я. Это ведь его любимый папочка, а он –
его любимый сладкий зайчик.
А почему мы кричим? Какойто очередной пустяк, мелкая оплошность или
детская неспешность выводят нас? Срываемся потому, что ребенок просто
ребенок. Он никуда не торопится: ему некуда еще торопиться, поэтому и
делает все медленно, неторопливо. Он активен, поэтому «скачет», где надо и
не надо (но чаще второе, конечно). Он не боится ошибиться, поэтому и не
боится пробовать. Он пробует, ошибается, делает выводы и снова пробует.
Это его природа.
Иногда думаю: может быть, этот ребенок, живущий в глубине души каждого
из нас, так проявляет себя. Быть может, мы, взрослые, на подсознательном
уровне, сами того не осознавая до конца, злимся на детей за их
непосредственность, неторопливость, пытливый ум, который всему радуется и
улыбается, который любит жить и любит саму жизнь?
Мы злимся, потому что сами лишили себя всего этого во имя какихто других
далеких и чужих идеалов и целей. Мы сами лишили себя радости познания,
радости новых впечатлений и испытаний, мы запретили себе ошибаться и
выглядеть глупо, не повзрослому, мы добровольно носим хмурые лицамаски
и называем это серьезностью, мы давно уже не ждем от людей добра и
искренних улыбок. А ведь, на самом деле, потребность в простых радостях: в
человеческой доброте и искренности, открытости и улыбках окружающих нас
людей – никуда не делаcь. Мы ждем, мы хотим именно этого.
Ребенок внутри каждого из нас жив и иногда он робко просит, чтобы мы вновь
побыли детьми. Но нам некогда заниматься такими глупостями, мы вышли из
этого возраста, чтобы просто играть или открыто удовлетворять свое
любопытство. Мы вышли из возраста, когда легко и от души улыбаются встречным людям! Мы идем по дороге, которую считаем правильной, только
потому, что по ней прошло и продолжает идти большинство людей, а
большинство, на наш взгляд, не может ошибаться. Конечно, путь большинства
для когото и есть действительно верный, но лишь для части людей!
И вот мы каждый день просыпаемся для того, чтобы завладеть все большим
количеством материальных объектов. Сначала машина и квартира, потом
коттедж, вилла, у когото не одна, у когото сразу по тричетыре; дальше
больше – вертолеты, самолеты, яхты, острова, и все больше, все длиннее – и
так до бесконечности.
И в этой гонке мы копим обиды и злость, часто чувствуем себя не в своей
тарелке, и система постоянно говорит нам о том, что мы несовершенны,
неприспособленны, а мы ругаемся и обижаемся на себя и на весь мир, на
работу, на сослуживцев, на соседей и на домочадцев.
Все копим и копим негатив. А потом? Потом мы видим своих маленьких,
беззащитных ангелочков, которые еще живые, в отличие от нас. Наши
ангелочки! Они еще хотят пошалить, никуда не спешат, хотят знать все! Они
хотят жить! Жить понастоящему! И они живут! А мы все больше загоняем их
с каждый днем в свой «правильный» взрослый мир!
Я отдышался после крика. Побагровел от стыда и чувства вины за свою
взрослую незрелость, за свою невыдержанность. Поднял ребенка на руки:
– Прости, меня, мое золотце. Прости… – больше я ничего не мог сказать.
– Все в порядке, папочка, я люблю тебя. Это в тебя сейчас вселилась злая
Снежная Королева из мультика, правда? Ведь ты же не можешь на самом деле
на меня так кричать? – и он посмотрел мне в глаза своим невинным детским
взглядом.
– Да, малыш, это была она, и за нее я тоже хочу извиниться.
На глазах моих выступили слезы. Спасибо вам, наши маленькие учителя и
психологи, спасибо, что учите нас жить, и каждый день своей неспешностью,
любознательностью и искренней добротой возвращаете нас к настоящей
жизни. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БРОШЕННОСТЬ
Ребёнок полностью зависит от адекватной эмоциональной заботы
взрослых. Принимающие, понимающие, чувствующие своего ребёнка
родители, формируют у ребёнка так называемую безопасную
привязанность, при которой ребёнок верит в то, что „Я нужен, важен и
любим”.
Из таких отношений с родителями ребёнок делает следующие выводы: „Со
мной всё в порядке”
„Людям можно доверять”
„Меня уважают и ценят”
„Отношения с людьми приносят много удовольствия, тепла и радости”
„Это безопасно быть самим собой с другими. Другие принимают меня таким,
какой я есть”
„Это нормально – ошибаться. Со мной всё в порядке”
„Это нормально – просить других о помощи, поддержке, утешении”
„Это важно – показывать свои чувства другим”
Такие убеждения о себе и других людях являются прочной основой для
самоуважения, уверенности в себе и способности строить хорошие отношения
с людьми.
Эмоциональная брошенность – это когда мы, будучи детьми, знаем, что
родители нас любят (ведь мы покормлены, одеты, обуты и т.д.), но НЕ
ЧУВСТВУЕМ этого.
Эмоциональная брошенность – это нечувствительность родителя к
эмоциональным потребностям ребёнка (потребности в эмоциональном
самовыражении, потребности в поддержке и утешении, потребности в
уважении и внимании, потребности в физическом контакте, потребность в
помощи, потребность в общении и т.д, ). А также страх, что удовлетворяя эмоциональные потребности ребёнка, его „испортят или избалуют”.
Эмоциональная брошенность – это избегание телесного контакта с ребёнком
(обнять, погладить по голове, взять на руки, баюкать на руках и т.д.).
Эмоциональная брошенность – это игнорирование эмоциональных
переживаний ребенка: „Перестань рыдать, ничего ужасного не случилось”,
„Не бойся, здесь нет ничего страшного”, „Что ты стесняешься! Иди поиграй с
детьми”.
Эмоциональная брошенность – это завышенные ожидания по отношению к
ребёнку, например, слишком раннее приучение к горшку, отказ посидеть с
ребёнком перед сном и почитать книжку („ты уже взрослая, должна засыпать
сама”), отказ в утешении („ты уже взрослая, перестань плакать как
маленькая”). Это раздражение и недовольство ребёнком – что он не такой
умный, не такой красивый, не такой способный, не такой общительный, как
родителям хотелось бы – и унизительное сравнивание ребёнка с другими
„более умными”, „более послушными”, „более прилежными”, „более
отзывчивыми” детьми.
Эмоциональная брошенность – это навязывание „правильного, хорошего”
поведения. При этом особенно не углубляясь во внутренний мир ребёнка –
что его волнует, интересует, заботит, пугает, радует, огорчает, что он думает,
чего хочет и т.д. Это ещё и угрожающие фразы типа: „Не будешь слушаться,
отдам тебя той тёте/полицейскому/гному”, „Мне такой непослушный мальчик
не нужен” и т.д.
Поскольку без поддержки взрослого человека ребёнок не способен вступить в
контакт с переживанием брошенности, пережить его и тем самым исцелить
свою рану, то ребёнок закрывается от своих чувств. Именно изза этого
эмоциональная брошенность оставляет такой сильный след на личности
ребёнка.
У ребёнка развивается устойчивый страх, что его бросят, чувство
беспомощности, повышенная тревожность, угнетённость. Ребёнок растёт
замкнутым, с чувством неуверенности в себе, в своих способностях, со
страхом проявить инициативу и любознательность, с готовностью
подчиняться другим, зависимым.
Отвержение ребёнка родителями приводит к формированию у него
внутреннего конфликта: „Меня никто не любит, но я очень хочу, чтобы вы
меня полюбили” и „Я никому не нужен и не любим. Оставьте меня все в
покое”. Что рождает проблемы и конфликты в отношениях с людьми. Ребёнок также верит, что „Если я буду плохо себя вести (плохо чтото
делать), то меня не будут любить” и от этого рождается устойчивый страх
неудачи.
Переживая эмоциональную брошенность со стороны родителей, ребёнок
начинает верить и в то, что „Это моя вина” и „Меня справедливо отвергают”,
потому что „Я плохой” и „Я вечно всё делаю не так”. Эти негативные
убеждения о себе закрепляются и автоматически переносятся во взрослую
жизнь. Это проявляется, как отсутствие самоуважения, стремление себя всё
время улучшать/исправлять и желание соответствовать ожиданиям других.
Мы можем всю жизнь пытаться избегать столкновения со своим страхом быть
покинутым, отвлекая себя от него разными способами.
Чтобы избежать столкновения со своими чувствами, мы стараемся
удерживать жизнь в привычных рамках, приспосабливаться к требованиям и
ожиданиям других и избегать ситуаций, в которых есть риск быть непонятым,
отвергнутым или покинутым. Мы также надеемся, что когдато мы найдём
человека, который избавит нас от одиночества, чувства внутренней пустоты и
никогда не предаст. Мы можем постоянно быть в поиске такого человека, и
постоянно разочаровываться, что наши ожидания опять не оправдались.
Все наши попытки убежать от боли брошенности обречены на провал. Травма
покинутости всё равно рано или поздно всплывёт. Например, когда ктото нас
отвергнет, умрёт близкий нам человек или наш любимый человек в очередной
раз окажется не таким, каким мы хотели его видеть. Тогда мы испытаем
глубокое чувство пустоты и паники, и скорее всего будем недоумевать,
откуда берётся эта огромная боль.
Обычно мы не осознаём свою рану брошенности, поэтому не понимаем, что
чувство паники и боли — это эхо пережитого опыта брошенности и
предательства в раннем возрасте, который так глубоко нас напугал, что мы
похоронили наше воспоминание об этом гдето очень глубоко внутри.
Наша рана брошенности может проявляться также как хроническое ощущение
своей неважности и незначимости, чувство одиночества и пустоты, или же как
телесное проявление (болезнь, боль).
Чтобы помочь себе исцелить свою рану брошенности, нам важно осознанно
встретиться со своей болью и чувством пустоты, и выразить их надёжному
человеку. Очень важно, чтобы в такой момент у нас была поддержка человека,
которому мы можем довериться. Признав своё право чувствовать свою боль и переживая её, мы получаем бесценный опыт, что всю эту боль и страдание
можно выдержать, прожить и отпустить, и в результате получить врутреннее
чувство опоры на самого себя.
Когда мы сталкиваемся с нашими чувствами брошенности и одиночества,
принимаем их и позволяем себе их чувствовать – запускается процесс
исцеления. В результате мы чувствуем покой и расслабление, и перед нами
открывается возможность начать строить отношения с людьми, полные
глубокой любви и близости.
Консультации педагога- психолога для родителей
Консультации педагога- психолога для родителей
Консультации педагога- психолога для родителей
Консультации педагога- психолога для родителей
Консультации педагога- психолога для родителей
Консультации педагога- психолога для родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.