Задания для внеклассной работы по математике. Данные задания позволяют развивать интерес учащихся к предмету математика. Можно использовать на кружке по математике, для внеурочных занятий, при подготовке к олимпиаде по математике, а также на уроках на этапе мотивации учащихся. Материал будет полезен учителям, работающим в 5- 6 классах
ЗАДАЧИ СО СПИЧКАМИ
1. На рисунке изображено неверное равенство, составленное из спичек.
Переложите одну спичку так, чтобы оно стало верным. Найдите все возможные
решения.
Р е ш е н и е .
, или
2. [29] На рисунке изображено неверное равенство, составленное из спичек.
Переложите одну спичку так, чтобы оно стало верным.
Р е ш е н и е .
3.
[23] Переложите две спички так, чтобы корова смотрела в
противоположную сторону.Р е ш е н и е .
4. [29] Выложите из 5 спичек 5 одинаковых треугольников и 1 пятиугольник.
О т в е т .
5. Двадцать четыре спички выложены так, как показано на рисунке.
Сколько здесь квадратов? Выполните следующие задания:
а) уберите 4 спички так, чтобы образовалось 4 маленьких квадрата и один
большой;
б) уберите 4 спички так, чтобы образовалось 5 равных квадратов;
в) уберите 6 спичек так, чтобы образовалось 5 равных квадратов;
г) уберите 8 спичек так, чтобы образовалось 5 равных квадратов;
д) переложите 12 спичек так, чтобы образовалось 2 равных квадрата;е) уберите 6 спичек так, чтобы образовалось 2 квадрата и два равных
неправильных шестиугольника;
ж) уберите 8 спичек так, чтобы образовалось 4 равных квадрата (укажите 2
решения);
з) уберите 8 спичек так, чтобы образовалось 3 квадрата;
и) уберите 6 спичек так, чтобы образовалось 3 квадрата;
к) уберите 8 спичек так, чтобы образовалось 2 квадрата (укажите 2 решения).
ЗАДАЧИ СО СПИЧКАМИ
6. [14] Из 35 спичек выложена фигура, напоминающая спираль. Переложите 4
спички так, чтобы образовалось 3 квадрата.
Р е ш е н и е .7. [14] Шестнадцать спичек, выложенных в форме квадрата, представляют
изгородь сада. Часть площади этого сада занята домом, изображенным в виде
квадрата из четырех спичек. Остальную часть сада требуется разделить при
помощи 10 спичек на 5 участков, одинаковых по форме и площади.
Р е ш е н и е .
8. [29] 48 спичек разложены на три неравные кучки. Если из первой кучки
переложить во вторую столько спичек, сколько в этой второй кучке имелось,
затем из второй в третью переложить столько, сколько в этой третьей перед тем
будет находиться, и из третьей переложить в первую столько спичек, сколько в
этой первой кучке будет тогда иметься, то спичек во всех кучках станет
одинаковое количество. Сколько спичек было в каждой кучке первоначально?Р е ш е н и е . Так как 48 спичек оказались разложены в 3 равные кучки, то в
этих кучках было по 48 : 3 = 16 спичек. Рассмотрим процесс перекладывания
спичек «с конца»:
1. «Из третьей переложить в первую столько спичек, сколько в этой первой
кучке будет тогда иметься» – в первой кучке стало 16 спичек, притом, что
добавили в неё столько, сколько там на тот момент было. Значит, в первой кучке
на предыдущем шаге стало 16 : 2 = 8 спичек, а в третьей – 16 + 8 = 24 спички.
2. «Из второй в третью переложить столько, сколько в этой третьей перед
тем будет находиться» – в третьей кучке стало 24 спички, а добавили в неё
столько, сколько там на тот момент было. Значит, в третьей кучке на
предыдущем шаге стало 24 : 2 = 12 спичек, а во второй – 16 + 12 = = 28 спичек. В
первой кучке пока 8 спичек.
3. Наконец, «из первой кучки переложить во вторую столько спичек, сколько
в этой второй кучке имелось» – во второй кучке стало 28 спичек, а добавили в
неё столько, сколько там на тот момент было. Значит, во второй кучке
изначально было 28 : 2 = 14 спичек, а в первой – 8 + 14 == 22 спички. В третьей
кучке 12 спичек.
9. Из 26 спичек длиной по 5 см сложили прямоугольник наибольшей
площади. Чему равна его площадь?
Р е ш е н и е . Если периметр прямоугольника равен 26 спичкам, то сумма его
длины и ширины равна 13 спичкам. Осуществим перебор вариантов и выясним, в
каком случае площадь будет наибольшей: 1 12, 2 11, 3 10, … Наибольшее
значение площади получится при сторонах прямоугольника 6 и 7 спичек. Тогда
длина – 35 см, ширина – 30 см, откуда площадь равна 1050 см2.
10. [14] Сколько потребуется спичек, чтобы выложить равными квадратами
один квадратный метр, если средняя длина спички – 5 см.
Р е ш е н и е . Если длина спички 5 см, то 1 м2 – это квадрат 20 20 спичек, то
есть состоящий из 400 квадратов. На каждый квадрат израсходовано по 4
спички, то есть всего 1600 спичек. Однако в этом количестве каждая спичка
использована для построения 2 квадратов, за исключением тех спичек, которые
расположены по периметру исходного квадрата. Их 80. Тогда 1680 – удвоенное
число использованных спичек. Значит, потребуется 840 спичек.