спортсмена вооружает его специальными знаниями, имеющими отношение к спортивной деятельности. Она включает знанияпо истории, теории и методикеспорта и данного вида спорта в частности, физиологии и психологии, гигиене, биомеханике физических упражнений, врачебному контролю, правилами организации и судейства спортивных соревнований. Теоретическая подготовка осуществляется непосредственно на учебно - тренировочных занятиях, но может проводиться также в виде лекции, бесед, самостоятельного изучения соответствующей литературы.
Введение.
В соответствии с законом "Об образовании" любая образовательная
деятельность по учебным предметам вообще и физической культуре в
частности должна осуществляться на основе образовательных
программ,
которые либо рекомендованы соответствующими
организациями (департамент образования, министерство образования),
либо разработаны специалистами образовательного учреждения.
Секционная работа в образовательном учреждении по видам спорта
является дополнительным физкультурным образованием и должна
осуществляться на основе соответствующей образовательной
программы. На протяжении многих лет работы в школе я провожу
занятия секции ОФП (волейбол, баскетбол). Спортивные секции по
лёгкой атлетике, волейболу и баскетболу для учащихся с 511 классы. С
самого начала возникла проблема обеспечения содержания занятий на
основе образовательной программы.
Обеспечение содержания занятий через реализацию школьной
программы затруднено, поскольку речь идёт о дополнительном
образовании, углублённом изучении раздела "Баскетбол","Волейбол, да
и контингент занимающихся разновозрастный. Обеспечить содержание
занятий на основе программы ДЮСШ не представляется возможным,
так как её содержание строго дифференцировано по годам обучения и
уровню спортивного мастерства.
Пояснительная записка.Данный раздел программы объединяет содержание внеклассных
форм физического воспитания: в кружках физической культуры,
спортивных секциях, группах общей физической подготовки, а также
факультативные и консультативные занятия. Содержание занятий в
различных формах внеклассной работы определяется с учётом возраста
школьников.
Для спортивных секций материал по общей физической подготовке
является единым. По специальной физической подготовке он
представлен в программе отдельно по основным видам спорта. При
наличии соответствующих условий учителя могут организовать занятия
и по другим видам спорта, включая национальные. Количество
спортивных секций и кружков по предложению учителей физической
культуры определяется администрацией школы.
Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе
интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и
закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах
спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных
способностей, нравственных качеств, приобщить их регулярным
тренировкам.
В пояснительной записке содержат основные положения
теоретической подготовки, физической подготовки, технической
подготовки, тактической подготовки, моральноволевой подготовки.
Подготовка спортсмена сложный многосторонний процесс,
включающий спортивную тренировку, спортивные соревнования и
другие факторы, дополняющие тренировку и соревнования общий
режим жизни, специальное питание, отдых, средства восстановления
и
спортсмена
сторонами
являются физическая, техническая, тактическая, морально
волевая и теоретическая подготовки.
Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья,
достижение высокого уровня физического развития, воспитание
необходимых
физических
качеств.Её
принято
подготовку (ОФП) и
физическую
подразделять
специальную физическую подготовку (СФП).
спортсмену
на
общую
подготовки
Основными
другие.
Цель
высокой
и спортивные
ОФП достижение
игры, гимнастика, упражнения
работоспособности
занимающегося. Её средствами являются разнообразные физические
упражнения(ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля,
подвижные
с
отягощением и др.).СФП направлена на воспитание отдельных
физических качеств, навыков и умений, необходимых в избранном
виде спорта. Она проводится систематически и помогает спортсмену
подготовится к соревнованиям. Средствами еёявляются специальные
упражнения и элементы избранного вида спорта. Соотношение ОФП
и СФП в процессе спортивной тренировки меняется: по мере роста
спортивного мастерства постепенно возрастает удельный вес СФП.
Техническая подготовка спортсмена направлена на изучение ивозможных
преодолению
соревнований,
совершенствование техники движений, свойственных данному виду
спорта.
Тактическая подготовка вооружает спортсмена способами и
формами ведения борьбы в процессе соревнований( тактика в
спорте это искусствоведения спортивной борьбы).В содержание
тактической подготовки входит обучение спортсмена поведению во
время
трудностей,
использованию возникающих трудностей. В процессе тактической
подготовки спортсмены овладевают необходимыми приёмами и
действиями, тактическими знаниями.
Для построения тактического плана спортивной борьбы
необходимо изучить своих соперников и их тактические приёмы,
знать и правильно распределять свои силы, применять такие
манёвры,которые могут принести успех. План тактическойборьбы
должен быть подчинён интересам коллектива и команды.
Морально волевая подготовка спортсмена направлена на
воспитание у него нравственных черт и волевых качеств. Воля это
сознательная активность спортсмена, направлена на преодоление
препятствий,на достижение поставленной цели.Воля воспитывается в
процессе
время
тренировок и соревнований: страх перед трудным элементом,
болезненных ощущений или неблагоприятных условий внешней
среды (жара, холод, высокая влажность и др.).
Воспитание волизависит, прежде всего, от самих
занимающихся. Каждый спортсмен, заботясь о своей волевой
подготовке, должен изучить природу объективных и субъективных
трудностей, с которыми может встретиться в соревнованиях,
воспитывать у себя способность к их преодолению. Важно
отметить, что морально волевые качества, воспитанные в спорте,
потом становятся постоянными чертами личности человека,
проявляются в трудовой, боевой, общественной деятельности.
трудностей, возникающих
преодоления
во
включает
знанияпо
Теоретическая подготовка
спортсмена вооружает его
специальными знаниями, имеющими отношение к спортивной
и
деятельности. Она
методикеспорта и данного вида спорта в частности, физиологии и
упражнений,
психологии,
врачебному контролю, правилами организации и судейства
спортивных
подготовка
осуществляется
учебно тренировочных
занятиях, но может проводиться также в виде лекции, бесед,
самостоятельного изучения соответствующей литературы.
физических
Теоретическая
на
гигиене, биомеханике
истории, теории
непосредственно
соревнований.
Задачи внеклассной работы:
1.Содействовать выполнению стоящих перед школой учебно
воспитательных задач.
2.Углублять и расширять знания, умения и навыки, полученныеучащимися на уроках физической культуры.
3.Организовывать здоровый отдых учащихся.
4.Воспитывать и развивать организаторские навыки у учащихся.
5.Прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической
культурой и спортом.
6.Воспитывать у учащихся нравственность и моральноволевые
качества.
7.Обеспечить спортивно техническую подготовку.
Ожидаемые результаты
Объяснить:
• роль и значение физической культуры вразвитий
общества и человека, цели и принципы современного
олимпийского движения, его роль и значение в
современном мире, влияние на развитие массовойфизической культуры и спорта высших достижений;
• роль и значение занятий физической культурой в
укреплении здоровья человека, профилактике вредных
привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
• индивидуальные
и
психического развития и их связь с регулярными
занятиями физичесскими упражнениями;
физического
особенности
• особенности функционирования основных органов и
структур организма во время занятий физическими
планирования
упражнениями,
индивидуальных занятий физическими упражнениями
различной
их
эффективности;
особенности
и
направленности
контроля
• особенности организации и проведения индивидуальных
общей
оздоровительно
занятий
профессиональноприкладной
корригирующей направленности;
упражнениями
физическими
и
• особенности обучения и самообучения двигательным
физических
действиям,
способностей на занятиях физической культурой;
особенности
развития
• особенности форм урочных и внеурочных занятий
физическими упражнениями, основы их структуры,
содержания и направленности;
• особенности содержания и направленности различных
систем физических упражнений, их оздоровительную и
развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
• личной гигиены и закаливания организма;
• организации
и
самодеятельных
упражнениями и спортом;
проведения
форм
самостоятельных
и
физическими
занятий
• культуры
коллективных занятий и соревнований;
поведения
взаимодействия
во
время
• профилактики травматизма и оказания первой помощи
при травмах и ушибах;
экипировки и использования спортивного инвентаря на
занятиях физической культурой.
•
Проводить:
•
самостоятельные и самодеятельные занятия физическимиупражнениями с общей профессиональноприкладной и
оздоровительнокорригирующей направленностью;
• контроль за индивидуальным физическим развитием и
физической
подготовленностью,
физической
работоспособностью, осанкой;
• приём страховки и самостраховки во время занятий
физическими упражнениями, приёмы оказания первой
помощи при травмах и ушибах;
• приём массажа и самомассажа;
•
и
занятия
соревнования с учащимися младших классов;
•
судейство соревнований по одному из видов спорта;
• участие в соревнованиях по избранному виду спорта.
физической
культурой
спортивные
Составлять:
• индивидуальные комплексы физических упражнений
различной направленности;
• планыконспекты индивидуальных занятий и систем
занятий.
Определять:
• уровни
индивидуального физического
развития и
•
двигательной подготовленности;
эффективность занятий физическими упражнениями,
функциональное состояние организма и физическую
работоспособность;
• дозировку физической нагрузки и направленность
воздействий физических упражнений.