Задача «Элемент жизни».
Составитель: Ускова Н.М. МОУ «Вохомская СОШ»
Общая характеристика задачи.
Предмет: Химия.
Класс: 9.
Цель задачи: Задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учебного предмета химия 9 класс, для изучения химического элемента углерода.
Действия учащихся: Данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Углерод и его соединения», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
• находить точную информацию в тексте;
• переводить один вид текста в другой (от словесного описания к схеме);
• работать с текстами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
• при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;
• привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи.
Использованные источники:
• Химия. 9 класс Габриелян О.С. - М.: Дрофа, 2013.
• Рисунок из интернета.
https://studopedia.ru/21_41966_allotropnie-modifikatsii-ugleroda.html
Текст задачи.
Вся земная жизнь основана на углероде. Каждая молекула живого организма построена на основе углеродного скелета. Атомы углерода постоянно мигрируют из одной части биосферы (узкой оболочки Земли, где существует жизнь) в другую. На примере круговорота углерода в природе можно проследить в динамике картину жизни на нашей планете.
Основные запасы углерода на Земле находятся в виде содержащегося в атмосфере и растворенного в Мировом океане диоксида углерода, то есть углекислого газа (CO2). Растения поглощают эти молекулы, затем в процессе фотосинтеза атом углерода превращается в разнообразные органические соединения и таким образом включается в структуру растений. Далее возможно несколько вариантов:
1.Углерод может оставаться в растениях, пока растения не погибнут. Тогда их молекулы пойдут в пищу редуцентам (организмам, которые питаются мертвым органическим веществом и при этом разрушают его до простых неорганических соединений), таким как грибы и термиты. В конце концов углерод вернется в атмосферу в качестве CO2;
2. Растения могут быть съедены травоядными животными. В этом случае углерод либо вернется в атмосферу (в процессе дыхания животных и при их разложении после смерти), либо травоядные животные будут съедены плотоядными (и тогда углерод опять же вернется в атмосферу теми же путями);
3. растения могут погибнуть и оказаться под землей. Тогда в конечном итоге они превратятся в ископаемое топливо – например, в уголь.
В случае же растворения исходной молекулы CO2 в морской воде также возможно несколько вариантов:
углекислый газ может просто вернуться в атмосферу (этот вид взаимного газообмена между Мировым океаном и атмосферой происходит постоянно);
углерод может войти в ткани морских растений или животных. Тогда он будет постепенно накапливаться в виде отложений на дне Мирового океана и в конце концов превратится в известняк или из отложений вновь перейдет в морскую воду.
Если углерод вошел в состав осадочных отложений или ископаемого топлива, он изымается из атмосферы. На протяжении существования Земли изъятый таким образом углерод замещался углекислым газом, попадавшим в атмосферу при вулканических извержениях и других геотермальных процессах. В современных условиях к этим природным факторам добавляются также выбросы при сжигании человеком ископаемого топлива. В связи с влиянием CO2 на парниковый эффект исследование круговорота углерода стало важной задачей для ученых, занимающихся изучением атмосферы.
Составной частью этих поисков является установление количества CO2, находящегося в тканях растений (например, в только что посаженном лесу) – ученые называют это стоком углерода. Поскольку правительства разных стран пытаются достичь международного соглашения по ограничению выбросов CO2, вопрос сбалансированного соотношения стоков и выбросов углерода в отдельных государствах стал главным яблоком раздора для промышленных стран. Однако ученые сомневаются, что накопление углекислого газа в атмосфере можно остановить одними лесопосадками.
Углерод постоянно циркулирует в земной биосфере по замкнутым взаимосвязанным путям. В настоящее время к природным процессам добавляются последствия сжигания ископаемого топлива.
Вопросы. 1. О элементе или веществе идет речь в тексте? (1 балл)
2. Дополните схему круговорота, вставьте пропущенные слова.( 1 балл за каждый правильно указанный процесс)
|
|
|
|
|
|
|
3. Составьте возможные уравнения химических превращений, о которых идет речь в тексте
Лист ответов.
Задание 1. Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление ее с имеющимися знаниями.
Ответ: Речь об элементе. Балл: 1.
Задание 2. Деятельность: Перевод одной формы текста (словесный текст) в другую (схему).
Дополните схему круговорота, вставьте пропущенные слова.
Ответ:
Критерии оценивания: Описаны все элементы схемы, (1 балл за каждый правильно указанный процесс), всего 7 баллов
Задание 3. Деятельность: составить уравнения реакций, расставить коэффициенты.
Ответ: . С+О2=СО2;
СО2+Н2О=Н2СО3
6СО2+ 6Н2О = С6Н12О6+6О2;
С6Н12О6+6О2 =6СО2+ 6Н2О
СаСО3+ СО2+Н2О=Са(НСО3)2;
Са(НСО3)2= СаСО3+ СО2+Н2О
Критерии оценивания: за каждое правильно составленное уравнение реакции-1 балл. Всего 6 баллов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.