Задание ОГЭ № 13 Синтаксический анализ сложного предложения (9 класс)

  • Презентации учебные
  • Раздаточные материалы
  • ppt
  • 04.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 13_теория+практика.ppt
МБОУ «Чокурдахская основная  МБОУ «Чокурдахская основная  общеобразовательная школа им.А.Г.Чикачева» общеобразовательная школа им.А.Г.Чикачева» Задание ОГЭ № 13  Синтаксический анализ  сложного предложения • Автор работы: Портнягина Надежда Дмитриевна, учитель русского языка и литературы, высшей категории
Выполним несколько тестовых заданий, алгоритм выполнения которых нам уже известен
 (2)Он шел прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча. (3)В руке он держал веревку, к которой была привязана серая тряпка.
 (2)Он шел прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запекшаяся, как печать из сургуча. (3)В руке он держал веревку, к которой была привязана серая тряпка.  прихрамывая
 Я устроил в доме ярмарку: развесил под потолком гирлянды еловых и ольховых шишек, кисти калины и рябины.
 Я устроил в доме ярмарку: развесил под потолком гирлянды еловых и ольховых шишек, кисти калины и рябины.  рябиновыекисти
 Сердца наши слишком были утомлены.
 Сердца наши слишком были утомлены.  сердцабылиутомлены
 Я замер и стал вслушиваться. Мне казалось, (1) что и не музыка это,(2) а ключ течёт из-под горы. Кто-то, (3) казалось,(4) припал к воде губами,(5) пьёт,(6) пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри.
• Я замер и стал вслушиваться. Мне казалось,(1) что и не музыка это,(2) а ключ течёт из-под горы. Кто-то, (3) казалось,(4) припал к воде губами,(5) пьёт,(6) пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри. • 34
Во время нашей игры в шахматы я заметил, что старик замирает и вслушивается, когда кто-нибудь хлопает дверью в конце вагона, и не успокаивается до тех пор, пока шаги в коридоре не затихают с другой стороны.
Во время нашей игры в шахматы я заметил, что старик замирает и вслушивается, когда кто-нибудь хлопает дверью в конце вагона, и не успокаивается до тех пор, пока шаги в коридоре не затихают с другой стороны. 4
 Вода на мелководье была прозрачной (1), и каждый камушек радостно сиял (2), отбрасывая на песчаное дно дрожащую тень.
Вода на мелководье была прозрачной (1), и каждый камушек радостно сиял (2), отбрасывая на песчаное дно дрожащую тень.  1
Задание 13
Задание 13. Среди предложений 1­6 найдите  Среди предложений 1­6 найдите  Задание 13.  сложноподчинённое предложение с однородным  сложноподчинённое предложение с однородным  соподчинением придаточных. Напишите номер этого  соподчинением придаточных. Напишите номер этого  предложения. предложения. • (1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом.
Вспомним теорию! В CПП может быть несколько придаточных частей. Такие СПП называются многочленными. Соподчинение Последовательное  подчинение Однородное  подчинение Неоднородное  подчинение
Однородное соподчинение Однородное соподчинение При ОДНОРОДНОМ подчинении оба придаточных подчиняются главному и отвечают на один и тот же вопрос (относятся к одному и тому же виду). • [Она знала],  (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты),  (что чувствуют они себя связанно). [ – = ], (что – = ), (что = – ). •
Запомни! Запомни! • Если придаточные связаны союзом И, то запятая между ними не ставится: • • [Она знала],  (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты) и (что чувствуют они себя связанно).  [ – = ], (что – = ) и (что = – ).
Запомни! Запомни! Чаще всего придаточные присоединяются ОДИНАКОВЫМИ  союзами или союзными словами. Но могут присоединяться и РАЗНЫМИ, но вопрос при этом один и тот же: [В своих письмах я не пытаюсь объяснить], (что такое добро) и  (почему добрый человек внутренне красив).
Неоднородное (параллельное)  подчинение Неоднородное (параллельное)  подчинение • При ПАРАЛЛЕЛЬНОМ подчинении оба придаточных подчиняются главному, но отвечают на разные вопросы  (Когда мы встали), [то нельзя было понять], (который час). (Когда – = ), [то = ], (который – ).
Последовательное подчинение Последовательное подчинение • При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении 1-ое придаточное подчиняется главному, 2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д. • Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго. • [ = – ], (которые = ), (когда – =).
Запомни! Запомни! Придаточные предложения при последовательном подчинении чаще всего располагаются следующим образом:  [  = – ], ( = –  ), ( = –  ). Но может быть и другой порядок: одно придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов):  [– = ], (что,(когда – =), –  =).
3. Исключаем простые предложения 4. Исключаем СПП с одним придаточным, 1. Внимательно прочитай задание. 2. Найди грамматические основы во всех предложениях, которые предлагаются в задании. (ОГЭ – Задание 8) (одна грамматическая основа); потому что ИСКОМОЕ предложение будет состоять как минимум из трех частей! задание 11, ОГЭ – Задание 12) ). 5. Исключаем все ССП и БСП (ОГЭ –
6. Выделяем все средства связи (союзы и союзные слова), не забывая о составных или употребленных рядом союзах. 7. Устанавливаем смысловые связи между частями: для этого сначала находим главную, затем задаем от нее вопросы к придаточным. 8. Вспоминаем теоретический материал по теме «СПП с несколькими придаточными: с последовательным, параллельным и однородным подчинением придаточных. комбинированные, в которых есть как последовательное, так и параллельное с однородным соподчинением. Поэтому отнести их к какому-то одному типу невозможно. 9. Обращаем внимание! Существуют предложения с 10. Записываем правильный ответ!!!
сложноподчинённое предложение с однородным  сложноподчинённое предложение с однородным  соподчинением придаточных. Напишите номер этого  соподчинением придаточных. Напишите номер этого  Среди предложений 1­6 найдите  Среди предложений 1­6 найдите  предложения. предложения. • (1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом.
Среди предложений 1­6 найдите  Среди предложений 1­6 найдите  сложноподчинённое предложение с однородным  сложноподчинённое предложение с однородным  соподчинением придаточных. Напишите номер этого  соподчинением придаточных. Напишите номер этого  предложения. предложения. • (1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом.
Среди данных предложений найдите  Среди данных предложений найдите  сложноподчинённое предложение с последовательным  сложноподчинённое предложение с последовательным  подчинением придаточных.  Напишите номер этого  подчинением придаточных.  Напишите номер этого  предложения. предложения. 1.Когда я уже хотел было выйти на берег, вдруг почувствовал, что леска за что-то зацепилась. 2. Котелок был ещё горячий, потому что его держали, завернув в спальный мешок. 3. И вдруг я почувствовал, что уже не могу сделать ни шагу, потому что все силы уходят на то, чтобы удержаться на месте. 4. Горы медленно разворачивались, и слева под глубоким обрывом сверкала река, сужаясь и вновь растекаясь, раздваиваясь и снова стекаясь.
Среди данных предложений найдите  Среди данных предложений найдите  сложноподчинённое предложение с последовательным  сложноподчинённое предложение с последовательным  подчинением придаточных.   подчинением придаточных.   Напишите номер этого предложения. Напишите номер этого предложения. 1. Когда я уже хотел было выйти на берег, вдруг почувствовал, что леска за что-то зацепилась. 2. Котелок был ещё горячий, потому что его держали, завернув в спальный мешок. 3. И вдруг я почувствовал, что уже не могу сделать ни шагу, потому что все силы уходят на то, чтобы удержаться на месте. 4. Горы медленно разворачивались, и слева под глубоким обрывом сверкала река, сужаясь и вновь растекаясь, раздваиваясь и снова стекаясь.
Среди предложений 12–15 найдите сложное предложение с  Среди предложений 12–15 найдите сложное предложение с  однородным подчинением придаточных.  придаточных. однородным подчинением  Напишите номер этого предложения.    Напишите номер этого предложения. • (12)Всё, что было связано с морем и парусами, приводило меня в волнение. (13)Книгу я тихо открыл и стал читать, как десятилетний мальчик Венька стоит на крыше своего дома и смотрит на входящую в бухту эскадру, как блестит на солнце оранжевая ребристая черепица на белых домиках. • (14)Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе. • (15)Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе грохнуло.
Среди предложений 12–15 найдите сложное предложение с  Среди предложений 12–15 найдите сложное предложение с  однородным подчинением придаточных.  придаточных. однородным подчинением  Напишите номер этого предложения.    Напишите номер этого предложения. • (12)Всё, что было связано с морем и парусами, приводило меня в волнение. (13)Книгу я тихо открыл и стал читать, как десятилетний мальчик Венька стоит на крыше своего дома и смотрит на входящую в бухту эскадру, как блестит на солнце оранжевая ребристая черепица на белых домиках. • (14)Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе. • (15)Видимо, с пугачом ладилось: Лёшка, не сказав ни слова, ушёл, а через минуту на дворе грохнуло.
Среди предложений 15–23 найдите сложноподчинённое  Среди предложений 15–23 найдите сложноподчинённое  с однородным подчинением придаточных.  предложение с однородным  подчинением придаточных.  предложение  Напишите номер этого предложения.   Напишите номер этого предложения. • (15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин сказал: • – (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать..
Среди предложений 15–23 найдите сложноподчинённое  Среди предложений 15–23 найдите сложноподчинённое  с однородным подчинением придаточных.  предложение с однородным  подчинением придаточных.  предложение  Напишите номер этого предложения.   Напишите номер этого предложения. • (15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин сказал: • –(18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать..
Источники: Источники: • 1. Драбкина С.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие- Москва: Интеллект-центр, 2014. • 2. https://rus-oge.sdamgia.ru/test?theme=93 Образовательный портал для подготовки к экзаменам