Задания для формирования функциональной грамотности на уроках
Оценка 4.7

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках

Оценка 4.7
docx
24.08.2022
Задания для формирования функциональной грамотности на уроках
Задания для формирования функциональной грамотности на уроках.docx

«Задания для формирования функциональной грамотности на уроках

русского языка. Читательская грамотность»

Класс: 5

Разработала: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №71»

Куприянова Алина Александровна

 

ВОЛШЕБНИК

Фантастическая юмореска

Я летел над самой водой. Повторяя крутой поворот реки, не успел заметить лодку и больно ушиб ноги.

В лодке сидели двое мальчишек лет по четырнадцать. Тот, что работал вёслами, был худой и рыжий. Второй – крепкий, в выгоревшей тельняшке, – правил рулём.

– Больно? – спросил «морячок».

– Терпимо, – ответил я.

– Да вы присаживайтесь, – предложил рыжий. – Я Женя. Его Славой зовут. А вас как?

– Волшебник, – представился я.

Мальчишки заулыбались.

– Вы нас за маленьких-то не считайте, – сказал Слава.

– Откройтесь, – предложил Женя. – Только нам.

– В чём? – улыбнулся я.– В чём мне открыться?

– Давно на Земле? Откуда прибыли? Честно, мы никому не расскажем.

– На Земле я уже несколько тысяч лет живу, – ответил я. – Коренной житель. Сказки-то читаете?

– Не-а, – мотнул головой Слава.

– Мы больше фантастику, – сказал Женя. – Мы понимаем... – Он глубоко вздохнул. – Земляне не созрели для контакта.

– Ребята! – возмутился я. – Волшебник я! Земной!

– Да-да, – протянул Слава. – У вас хорошая маскировка.

– Я сейчас докажу вам, – твёрдо сказал я. Превратился в чёрного кота и для верности пару раз мяукнул.

– Перевоплощение, – уныло сказал Женя.

– В фантастике давно встречается, – подтвердил Слава.

– Хорошо. Смотрите!

Я поднялся в воздух метров на тридцать. Сделав над речкой круг, вернулся на скамейку:

– Антигравитация, – протянул Женя. – Так из какой вы системы? Сириус? Альфа Центавра? Альдебаран?..

Я исчез и тут же появился на берегу речки. Потом снова возник на скамейке.

– Телепортация, – объяснил Женя.

– Мгновенное перемещение, – перевёл Слава. – Старо и знакомо.

– Погоду только не трогайте, – предупредил меня Женя. – А то напустите дождя, сохни потом.

Я лихорадочно соображал, что ещё сделать. Волшебник я, в конце концов, или нет?!

– Хоп!.. – И я протянул мальчишкам дюжину книжек из «Библиотеки фантастики». – Дарю!

Их глаза загорелись радостью.

– Да, на это способен только волшебник, – сказал Слава.

Но я ещё не разучился читать мысли. Из благодарности за книжки они сделали вид, что поверили мне. А я сделал вид, что поверил им. Что ж, не худший вариант для прощания. Я помахал им рукой и полетел дальше.

(По Р. Кутовому)

 

Выполните задания

 

1. Как вы считаете, был ли главный герой действительно волшебником?

Ответьте ДА или НЕТ и объясните свою точку зрения, опираясь на текст.

 

2. За кого приняли главного героя мальчики? Запишите свой ответ.

 

3. Почему Слава и Женя без всякого интереса относятся к тому, что главный герой может летать, исчезать и появляться? Найдите и выпишите из текста реплику Славы или Жени, которая это объясняет.

 

4. В тексте рассказчик говорит: «Я лихорадочно соображал, что ещё сделать». Объясните, почему герой произносит эту фразу.

 

5. Почему в конце разговора мальчики всё-таки назвали главного героя волшебником? Отметьте ОДИН правильный ответ.

А. Мальчики наконец удостоверились в его способностях.

Б. Женя и Слава выбрали вежливый способ завершить разговор.

В. Герои таким образом выразили признательность за подарок.

Г. Ребята «подыграли» собеседнику, чтобы тот не забрал книги.

 

6. Как главный герой понял, поверили ли ему в конце концов Слава и Женя?

Запишите свой ответ.

 

7. Что изменилось бы, если бы рассказ был написан НЕ от первого лица?

Отметьте ОДИН правильный ответ.

А. В этом случае из рассказа исчез бы весь юмор.

Б. Было бы неясно, правду ли говорит главный герой.

В. Повествование стало бы более эмоциональным.

Г. Нужно было бы изменить заголовок к рассказу.

 

8. Автор назвал свой текст фантастической юмореской. Над чем смеётся автор? Отметьте ВСЕ правильные ответы.

А. Читатели фантастики потеряли способность удивляться.

Б. Люди совершенно перестали верить друг другу.

В. Современному человеку кажется, что он может всё объяснить.

Г. Люди слишком много думают о контактах с инопланетянами.

Д. Молодые люди употребляют чересчур много «умных» слов.

 

Чтение учащимися текста и выполнение заданий (лист 1) - 40 мин.

Сдача листа с выполненными заданиями учителю

Заполнение анкеты (лист 2) - 5 мин.

Оценка результатов:

Список

учащихся

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание5

Задание 6

 

 

Общее

кол-во баллов

1 - 2 б.

1 - 2 - 3 б.

1 - 2 - 3 б.

1 - 2 - 3 б.

1 - 2 - 3 б.

1 - 2 - 3 б.

 

 

0 - 17 б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общее кол-во баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках русского языка

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках русского языка

Перевоплощение, – уныло сказал

Перевоплощение, – уныло сказал

В тексте рассказчик говорит: «Я лихорадочно соображал, что ещё сделать»

В тексте рассказчик говорит: «Я лихорадочно соображал, что ещё сделать»

Чтение учащимися текста и выполнение заданий (лист 1) - 40 мин

Чтение учащимися текста и выполнение заданий (лист 1) - 40 мин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2022