4 класс
Олимпиадные задания по окружающему миру
№ школы ____________________Класс _________________
Фамилия_____________________Имя __________________
Задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Количество баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего баллов: |
Вопрос 1. Доскажи словечко:
1) Холод. Все сады пусты.
Ну какие тут цветы?
Но у нас назло морозу,
В марте продают … ___________________
2) Ежик вырос в десять раз,
Получился… _________________________
3) Он верен морю, как матрос,
Предвестник бури … __________________
Вопрос 2. Каких из перечисленных деревьев в природе не существует (зачеркни)? Дай развернутый ответ о тех деревьях, которые существуют.
Колбасное, молочное, мыльное, свечечное, бутылочное.
Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 3. Прочитай текст. Определи, сколько в нем допущено фактических ошибок. Укажи их количество.
У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды шишки. В них находятся семена.
Вопрос 4. Ответь на вопросы:
1) Кто трижды меняет облик, когда рождается, прежде чем стать взрослым?______________________
2) Моря какого из океанов не омывает берега России? ________________________________________
3) В это озеро впадает 336 рек, а вытекает всего лишь одна – Ангара. Что это за озеро? ____________
4) Где можно увидеть деревья высотой по колено, толщиной с карандаш?________________________
5) Это насекомое «поет» крыльями, а «слушает» коленками? __________________________________
6) К какой группе растений (деревья, кустарники, травы) относится банан? ______________________
Вопрос 5. Подбери названия растений и расположи их по горизонтали, так чтобы по вертикали получилось слово «листопад»:
|
|
|
|
|
Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопрос 6. Собери из букв как можно больше названий рек России (буквы можно использовать несколько раз ):
Н И Л В О Г А Б Ь Е С Й Д М У Р
Ответ: ____________________________________________________________________________________
Вопрос 7. Разгадай кроссворд:
1) Большое скопление снега. Что это?
2) Осадки, падающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуют снежные хлопья. Что это ?
3) Покров влажного или замерзшего снега на ветвях, стволах деревьев и т. д. Что это?
4) Похолодание после оттепели приводит к замерзанию мокрого снега. Становится скользко. Что это?
5) Сильная метель со снегом и ветром.
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопрос 8. Имеется смесь из соли, песка и опилок. Как с помощью воды отделить друг от друга вещества, входящие в эту смесь?
Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопрос 9. Нарисуй знак, который говорит:
«Не уничтожай диких животных!»
4 класс
Ответы на олимпиадные задания по окружающему миру
Задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Количество баллов |
3 |
10 |
12 |
18 |
16 |
6 |
10 |
15 |
10 |
Всего баллов: 100 |
Вопрос 1. За каждое верно сказанное слово – 1 балл.
1) мимоза; 2) дикобраз; 3) альбатрос
Вопрос 2.
Ответ: Все существуют.
Вопрос 3. .За верно определенное количество фактических ошибок – 4 балла
У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды шишки. В них находятся семена.
Ответ: 4 ошибки
Вопрос 4. За каждый верный ответ – 3 балла.
7) Насекомые.
8) Индийского.
9) Байкал.
10) В тундре.
11) Кузнечик.
12) Трава.
Вопрос 5.
|
|
|
|
К |
Л |
Е |
Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И |
В |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
М |
О |
Р |
О |
Д |
И |
Н |
А |
|
|
Л |
И |
С |
Т |
В |
Е |
Н |
Н |
И |
Ц |
А |
|
|
|
|
|
|
О |
Р |
Е |
Ш |
Н |
И |
К |
|
|
|
|
|
Л |
О |
П |
У |
Х |
|
|
|
|
|
|
Б |
Е |
Р |
Е |
З |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д |
У |
Б |
|
|
|
|
|
|
Вопрос 6. За каждое название реки – 0,5 балла.
Ответ: Волга, Обь, Енисей, Лена, Дон, Амур, Нева, Онега, Ладога, Десна, Урал, Двина и т д
Вопрос 7. За каждое верно отгаданное слово – 2 балла
|
|
|
|
1 С |
У |
Г |
Р |
О |
Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 С |
Н |
Е |
Ж |
И |
Н |
К |
И |
|
|
|
|
|
|
|
3 Н |
А |
Л |
Е |
П |
Ь |
|
|
4 Г |
О |
Л |
О |
Л |
Е |
Д |
И |
Ц |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 Б |
У |
Р |
Я |
|
|
|
|
|
Вопрос 8.
Ответ: Смесь высыпают в посуду с водой. Опилки будут находиться на поверхности воды и их можно легко собрать. После этого смесь размешать до растворения соли в воде. Затем раствор отфильтровать. В фильтре останется песок. Воду выпарить на огне. На дне посуды останется соль.
Вопрос 9. За соответствующий теме знак – 10 баллов.
Окружающий мир 4 класс |
|
Задание № 1
Расставьте числа в таблицу по порядку от причины к следствию, чтобы объяснить, почему в степи многие животные ведут подземную жизнь.
|
Растения пытаются найти влагу под землей |
|
Солнце летом высоко |
|
В почве много червей и личинок |
|
Осадки быстро испаряются |
|
Жаркая погода |
Задание № 2
Дополните предложения.
Уровень моря на Земле ____________________ в любой точке земного шара и лишь немного колеблется в результате приливов и отливов. Поэтому высоту частей суши принято отсчитывать от __________________________ . Для того чтобы высота местности на карте выглядела нагляднее, ее часто обозначают ___________________. Чем в более насыщенный зеленый цвет окрашена на карте суша, тем _________________________, чем насыщеннее коричневый цвет, тем _________________________________.
Задание № 3
Разгадайте ребус. Составьте цепь питания с этим животным.
______________________________________________________
Задание № 4
Прочитайте приведенные в таблице примеры. Какие свойства воды и воздуха в них описаны? Запиши эти свойства.
Примеры |
Свойства |
В аквариуме, наполненном водой, хорошо видна форма и цвет рыб и растений. |
|
Вода в стакане оказалась сладкой на вкус. |
|
На дне колодца все лето лежит и не тает пласт льда. |
|
На сильном морозе стеклянная банка, наполненная водой, лопнула. |
|
Мама на кухне печет пирог. Ты находишься в другой комнате и не видишь, что делает мама, но точно определяешь, что она печет пирог. |
|
Зимнюю одежду утепляют мехом или слоем ткани из рыхлых волокон. |
|
Задание № 5
Рассмотрите диаграмму. Она показывает, как изменялось количество детей, перенесших простудные заболевания в 2008 году. По данным диаграммы ответьте на вопросы:
1. В каком месяце наблюдается максимальное количество заболевших детей? ______________________
2. В каком месяце наблюдается резкий рост заболеваемости? ______________________
3. Сравни показатели заболеваемости в феврале и октябре. ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Перечислите профилактические меры, которые должен соблюдать каждый ученик в школе и дома, чтобы избежать простудных заболеваний.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задание № 6
Прочитайте рассказ, найдите экологические ошибки, подчеркните их.
Осень в лесу
Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.
Задание № 7
Ι. 1. Проведите на контурной карте линию, которая делит планету на Северное и Южное полушарие. Как она называется?_________________________
2. Подпишите на карте названия материков, полностью расположенных к югу
от проведенной тобой линии.
3. Запишите названия материков, которые пересекаются проведенной тобой
линией. ___________________________________________________________
ΙΙ. 1. Приведите примеры морей, которые омывают берега нашей страны.
2. Укажите, бассейнам каких океанов принадлежат указанные тобой моря.
Впишите их названия в таблицу.
Названия морей |
Названия океанов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 8
Соотнесите группу животных с характерными особенностями их строения.
1. Тело покрыто перьями.
Насекомые 2. Тело покрыто шерстью.
3. Три части: голова, брюшко, грудь.
Птицы 4. Два крыла, две ноги.
5. Три пары ног.
Звери 6. Крылья и ноги прикреплены к груди.
7. Развиваются из яиц.
8. Рождают живых детенышей и выкармливают молоком.
Ты закончил работу. Молодец!
Подпись проверяющего: _____________________________
№ |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
ИТОГО |
Количество баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструкция по проверке олимпиадной работы по окружающему миру.
Задание № 1
Расставьте числа в таблицу по порядку от причины к следствию, чтобы объяснить, почему в степи многие животные ведут подземную жизнь.
4 |
Растения пытаются найти влагу под землей |
1 |
Солнце летом высоко |
5 |
В почве много червей и личинок |
3 |
Осадки быстро испаряются |
2 |
Жаркая погода |
За верный ответ 2 балла
Задание № 2
Дополните предложения.
Уровень моря на Земле одинаковый в любой точке земного шара и лишь немного колеблется в результате приливов и отливов. Поэтому высоту частей суши принято отсчитывать от уровня моря.
Для того чтобы высота местности на карте выглядела нагляднее, ее часто обозначают разными цветами. Чем в более насыщенный зеленый цвет окрашена на карте суша, тем она ниже, чем насыщеннее коричневый цвет, тем выше горы.
За каждое верно дополненное предложение 1 балл
Максимальное количество баллов за задание 5 баллов
Задание № 3
Разгадайте ребус. Составьте цепь питания с этим животным.
Верно разгаданный ребус (полевка) 1 балл
Верно составлена цепь питания:
Рожь (другое злаковое растение) - полевка - сова (или ёж, уж, лисица, ястреб) 1 балл
Максимальное количество баллов за задание 2 балла
Задание № 4
Прочитайте приведенные в таблице примеры. Какие свойства воды и воздуха в них описаны? Запиши эти свойства.
Примеры |
Свойства |
В аквариуме, наполненном водой, хорошо видна форма и цвет рыб и растений. |
Вода прозрачна
|
Вода в стакане оказалась сладкий вкус. |
Вода- растворитель |
На дне колодца все лето лежит и не тает пласт льда. |
Вода плохо проводит тепло |
На сильном морозе стеклянная банка, наполненная водой, лопнула. |
Превращаясь в лед, вода расширяется
|
Мама на кухне печет пирог. Ты находишься в другой комнате и не видишь, что делает мама, но точно определяешь, что она печет пирог. |
Воздух не имеет запаха, но разносит запахи
|
Зимнюю одежду утепляют мехом или слоем ткани из рыхлых волокон. |
Воздух плохо проводит тепло
|
За каждое верно определенное свойство 1 балл
Максимальное количество баллов 6 баллов
Задание № 5
Рассмотрите диаграмму. Она показывает, как изменялось количество детей, перенесших простудные заболевания в 2008 году. По данным диаграммы ответьте на вопросы:
1. В каком месяце наблюдается максимальное количество заболевших детей?
Февраль 1 балл
2. Когда наблюдается резкий рост заболеваемости?
Ноябрь 1 балл
3. Сравни показатели заболеваемости в феврале и октябре.
В феврале число заболевших больше, чем в октябре 1 балл
В феврале число заболевших больше, чем в октябре на 60 человек 2 балла
Итого 5 баллов
Перечислите профилактические меры, которые должен соблюдать каждый ученик в школе и дома, чтобы избежать простудных заболеваний.
Варианты ответов:
1-2 варианта 1 балл
3-4 варианта 2 балла
5 и более вариантов 3 балла
Максимальное количество баллов за задание 8 баллов
Задание № 6
Ι. 1. Проведите на контурной карте линию, которая делит планету на Северное и Южное полушарие. Как она называется?
Линия проведена верно 1 балл
Верно указано название – экватор 1 балл
Австралия 1 балл
Антарктида 1 балл
3. Запишите названия материков, которые пересекаются проведенной тобой линией.
Южная Америка 1 балл
Африка 1 балл
Итого 6 баллов
ΙΙ. 1. Приведите примеры морей, которые омывают берега нашей страны.
Впишите их названия в таблицу.
Верно указано название 1-3 моря 1 балл
4-6 морей 2 балла
7-9 3 балла
10- 12 4 балла
2. Укажите, бассейнам каких океанов принадлежат указанные тобой моря.
Запишите их названия в таблицу.
Верно определены 1-3 пары 1 балл
4-6 2 балла
7-9 3 балла
10- 12 4 балла
Итого 8 баллов
Максимальное количество баллов за задание 14 баллов
Названия морей |
Названия океанов |
Черное |
Атлантический |
Азовская |
Атлантический |
Балтийское |
Атлантический |
Берингово |
Тихий |
Охотское |
Тихий |
Японское |
Тихий |
Белое |
Северный Ледовитый |
Баренцево |
Северный Ледовитый |
Карское |
Северный Ледовитый |
Море Лаптевых |
Северный Ледовитый |
Восточно-Сибирское |
Северный Ледовитый |
Чукотское |
Северный Ледовитый |
.
Задание № 7
Прочитайте рассказ, найдите экологические ошибки, подчеркните их.
Осень в лесу
Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.
За каждую верно найденную ошибку 1 балл
Максимальное количество баллов за задание 9 баллов
Задание № 8
Соотнесите группу животных с характерными особенностями их строения.
1. Тело покрыто перьями.
Насекомые 2. Тело покрыто шерстью.
3. Три части: голова, брюшко, грудь.
Птицы 4. Два крыла, две ноги.
5. Три пары ног.
Звери 6. Крылья и ноги прикреплены к груди.
7. Развиваются из яиц.
8. Рождают живых детенышей и выкармливают молоком.
Насекомые 3, 5, 6, 7 Птицы 1, 4, 7 Звери 2, 8
Верно указаны все особенности 4 балла
Верно указаны 7-8 особенностей 3 балла
Верно найдено 5-6 особенностей 2 балла
Верно найдено 3-4 особенности 1 балл
Менее 3-х 0 баллов
Максимальное количество баллов за задание 4 балла
Баллы
Задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Итого |
Кол-во баллов |
2 |
5 |
2 |
6 |
8 |
14 |
9 |
4 |
50 |
Всего баллов: 50
Окружающий мир 4 класс
Задание 1.
Почему перелетные птицы улетают осенью в теплые края?
А. им холодно Б. не хватает пищи В. у них нет гнезд
Подчеркни номер верного ответа. Всего 1 балл
Задание2
Рассмотри содержание главы энциклопедии.
Подумай, какой параграф энциклопедии тебе будет необходим, чтобы приготовить сообщение по теме: «Кожа. Синяки и царапины».
Обведи номер параграфа главы.
А. 1 параграф Б. 2 параграф В. 3 параграф Г. 4 параграф
. Всего 1 балл
Задание 3
Где быстрее начинает таять снег на реке: по берегам или с середины?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего 2 балла Задание 4
Почему воробей в морозную погоду сидит нахохлившись?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего2 балла
Задание 5
Баснописец Крылов написал нравоучительную басню о корнях и листьях; он сравнивал листья с бездельниками, у которых только красивый наряд. А вот корни – это скромные труженики. Расскажи Крылову; чем полезны листья.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего 3 балла
Задание 6_
Ребята учились ориентироваться по сторонам горизонта и выполняли задание.
1. Три клетки на север, две – на восток.
2. Три клетки на север, две – на восток, три – на юг, две – на запад.
3. Три клетки на юг, три – на северо-восток, три – на юг.
Проверь, правильно ли выполнено задание.
Вопрос А: Если за верное выполнение каждого задания ребятам давали один балл, то сколько всего баллов суммарно набрали Ваня и Оля? В ответе запиши число.
Ответ: _______________
Вопрос Б: Обведи номер задания, которое выполнили верно оба ученика.
А. Задание 1 Б. Задание 2 В. Задание 3
Всего 4 балла
Задание 7_
В каком направлении туристам надо возвращаться домой, если они всё время двигались на юго-восток?
Всего 2 балла
Задание 8_
4. Вставьте в пустые клетки цифры по порядку: от причины к следствию, чтобы объяснить круговорот воды в природе.
1. Вода стекает в водоёмы.
2. В воздухе вода превращается в туман.
3. Нагретый воздух поднимает воду вверх.
4. Вода выпадает в осадок.
5. Воздух остывает.
6. Солнце нагревает воздух.
Всего 6 баллов
Задание 9_
Тебе предстоит сделать сообщение по теме «Характеристика России» по плану. Прочитай текст о России.
|
Вопрос А: Запиши номера предложений в пункты плана, чтобы получилось сообщение о России.
План:
А. Название страны |
|
Б. Занимаемая территория |
|
В. Водные границы страны |
|
Г. Горы |
|
Д. Равнины |
|
Вопрос Б: Прочитай визитную карточку о России.
Обведи букву предложения, в котором ты нашёл ошибку.
Всего 6 баллов
Задание 10_
волк Всего 6 баллов Задание 10 На каком материке расположен южный полюс? _____________________________________________________________________________________________________________________________________- Всего 1 балл |
Задание 11
Какие города Хабаровского края ты знаешь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
За каждый город по 1 баллу
Задание 12
На каком полюсе теплее; Северном или Южном?(почему?)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего 3 балла
Задание 13
Какая птица своим поведением предсказывает погоду?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего 1 балл
Задание 14
Почему многие птицы принимают «Муравьиные ванны»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего 2 балла
Инструкция по проверке олимпиадной работы по окружающему миру
Задание 1. Ответ: Не хватает пищи. 1 балл
Задание2 Ответ: А 1 балл
Задание 3 Ответ: С середины, помогает течение, меньше слой снега.
Всего 2 балла
Задание 4 Ответ: Между перьями воздух- он плохой проводник тепла и холода.
Всего2 балла
Задание 5 Ответ: Листья – зелёная фабрика кислорода, перерабатывают углекислый газ, выделяют кислород. Всего 3 балла
Задание 6_ Ответ: суммарно набрали Ваня и Оля - 4 балла
Б -2б
Всего 4 балла
Задание 7_Ответ: Северо - запад
Всего 2 балла
Задание 8_Ответ: 6 – 3 – 2 – 5 – 4 – 1 Всего 6 баллов
Задание 9_
Всего 6 баллов
Задание 10_ Ответ: Антарктида Всего 1 балла
Задание 11 За каждый город по 1 баллу.
Задание 12 Ответ: на Северном. Ближе к материкам. Близко протекает Гольфстрим. Всего 3 балла
Задание 13 Ответ: Ласточка, перед дождём летает над землёй. Ловит насекомых.
Всего 1 балл
Задание 14 Ответ: Для избавления от паразитов.
Всего 2 балла
Максимальное количество баллов 39
баллов
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Задание 1 (2 балла). Вода – единственное вещество на Земле, которое существует сразу в разных состояниях. В каких? Напиши, приведи по три примера.
1 - __________________________________________________________________________
2 - __________________________________________________________________________
3 - __________________________________________________________________________
Задание 2 (4 балла). Прочитай и дополни предложения.
В чайнике на плите кипит вода. Пар вырывается из узкого носика, сердито стучит крышкой. Да так сильно, что крышка подскакивает. Не снимешь вовремя чайник с огня – много воды выкипит и превратится в ______.
А окно в кухне тем временем запотеет, и по стеклу сбегут струйки воды. Почему же запотело кухонное окно? Потому что ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________.
Воду может нагреть огонь или солнце. Когда люди заметили, что у пара большая
сила, они стали думать: «А нельзя ли эту силу заставить работать?» И придумали
(перечисли изобретения человека, для чего они нужны)
__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________.
Много замечательных свойств есть у водяного пара. С его помощью (опиши, какие превращения водяного пара можно увидеть в природе) _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Вот такой он, пар, – работник и художник.
Задание 3 (2 балла). Рассмотри рисунки насекомых. Раздели их на две группы и запиши. Напиши признак, по которому проведено деление. Дополни каждую группу своим примером.
1 группа: 2 группа:
__________________ __________________
__________________ __________________
__________________ __________________
__________________ __________________
__________________ __________________
Задание 4 (3 балла). Рассмотри план местности села Мирного.
А) Запиши, какие объекты живой и неживой природы ты встретишь по дороге от дома Ивановых до метеорологической станции.
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Б) Дополни предложение:
Школьники, совершая экскурсию, шли сначала от школы на северо-восток до реки Татьянки. Повернув на юго-восток, они дошли до кустарников. От кустарников они повернули на _____________________________ и дошли до магазина.
Нарисуй маршрут школьников на плане местности.
Задание 5 (1 балл). Школьники села Мирный помогают лесничеству в охране почв. Выбери и подчеркни то, что поможет бороться с водной эрозией почв:
а) высадка полезащитных лесных полос;
б) вспашка поперек склонов, проведение снегозадержания, вспашка без оборота пласта;
в) вспашка и посев поперек склонов.
Задание 6 (4 балла) . Как ориентироваться в лесу, если нет компаса. Напиши несколько способов ориентирования на местности.
1 - _____________________________ 2 - ________________________________
3 - _____________________________ 4 - ________________________________
5 - _____________________________
Укажи стороны горизонта на рисунках:
Задание 7 (4 балла). Ответь на вопросы. Где сможешь, поясни свой ответ.
А) Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? ________________________________
______________________________________________________________________________
Б) Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? ___________________________________
______________________________________________________________________________
В) Спросил учитель: «Почему день зимой короче, а когда придет июнь – день длиннее ночи?» Поспешил Петров с ответом: «Потому что жарко летом! День-то нагревается, вот и расширяется». А в самом деле, почему? ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
Г) Что означают числа: 22 июня, 22 декабря, 21 марта, 23 сентября. ____________________
____________________________________________________________________________________
Задание 8 (3 балла). Какой секрет животного человек использовал для создания изделий. Что изобрел человек? Подпиши названия изделий около соответствующего рисунка животного.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Ответы
Задание1
1 Жидкое: суп, сок, роса
2 твердое: лед
3 газообразное: пар
Задание 2 В чайнике на плите кипит вода. Пар вырывается из
узкого носика, сердито стучит крышкой. Да так сильно, что крышка подскакивает.
Не снимешь вовремя чайник с огня – много воды выкипит и превратится в пар.
А окно в кухне тем временем запотеет, и по стеклу сбегут струйки воды.
Почему же запотело кухонное окно? Потому что на холодное окно осел теплый пар и
вновь превратился в воду.
Воду может нагреть огонь или солнце.
Когда люди заметили, что у пара большая сила, они стали думать: «А нельзя ли
эту силу заставить работать?» И придумали пароходы и паровозы, которые стали
возить людей по рекам, морям и железной дороге.
И еще одну работу нашли для пара: он обогревает зимой наши дома.
Много замечательных свойств есть у водяного пара. С его помощью мороз рисует на
стеклах сказочные узоры. Он рождает дождевые тучи и снежинки. Без него не
выпадет роса на траву и не украсятся инеем деревья.
Вот такой он, пар, – работник и художник.
Задание 3
1 вариант: Летающие: Б.коровка, стрекоза, шмель
Нелетающие: тля
2 вариант: Хищные: Стрекоза, б.коровка
Растительноядные: тля, шмель
Задание 7
А) бабочка
Б) Грязный снег тает быстрее, т.к. он темный. Темный свет забирает больше солнечных лучей
В)
Г) 21 марта – весеннего равноденствие
22 июня- солнцестояние (Купало)
23 сентября- осеннее равноденствие
22 декабря- зимнее противостояние
Олимпиадные задания
для учащихся ЧЕТВЕРТЫХ классов по окружающему миру
Дорогой друг! Ты ведь любишь проводить наблюдения в природе, ставить опыты и эксперименты. Предлагаем тебе проверить свои исследовательские способности.
Задание1А: Ты знаешь источники изучения исторического прошлого? Назови их виды и приведи примеры.
№ п/п |
Виды источников изучения исторического прошлого |
Названия предметов, соответствующих каждому виду |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
Задание 1Б): Археология - одна из главных помощниц истории. Докажи это письменно_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2 : Предлагаем совершить путешествие по карте России:
А)На ней разными цветами изображена поверхность суши. Как цвета помогают тебе дать характеристику земной поверхности? Не забудь, что ты - исследователь:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Б) Исследуй водную поверхность. Как тебе в этом помогают цвета?
___________________________________________________________________________________________
В) Напиши соответствующие географические названия:
• Горы, протянувшиеся с севера на юг через всю нашу страну- ___________________________________________________________________________________________
• Равнина, раскинувшаяся от западных границ России до Уральских гор,_______________________________________________________________________________________
• Равнина, расположенная к востоку от Уральских гор,- ___________________________________________________________________________________________
• Самое большое в мире озеро, называемое морем___________________________________________________________________________________ •Великая русская река, протекающая, по европейской части нашей страны
___________________________________________________________________________________________
•Самое глубокое в мире озеро- ___________________________________________________________________________________________
Задание 3: А) Перечисли, какие природные сообщества есть в нашей местности:_________________________________________________________________________________
Б) Опиши то сообщество, которое тебя больше всего привлекает. Можешь воспользоваться планом: какие организмы составляют природное сообщество, цепь питания, которая сложилась в этом сообществе:
___________________________________________________________________________________________
Задание4: Ты с ребятами пошел в поход. Напиши, как ты будешь действовать, если один товарищ получил солнечный удар, а другой незначительно поранил руку:
___________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо тебе за участие!
Рекомендации учителю
к проверке олимпиадных заданий по окружающему миру в ЧЕТВЕРТЫХ КЛАССАХ
Март 2009 год
Цель проведения олимпиады: создать условия для формирования познавательного интереса у учащихся, к окружающему миру, проверить их умения использовать знания в нестандартной ситуации, готовить к участию в олимпиадах.
Задание 1: проверяет знание учащимися исторических источников и их значения при изучении истории.
Оценка: за верно указанный вид исторических источников:
вещественные – 1 балл,
письменные – 1 балл,
устные – 1 балл
За верно приведенные примеры к каждому источнику- 1 балл
Максимальное количество баллов за задание 1А- шесть.
За правильный обоснованный ответ о роли археологии в изучении истории
вопрос 1Б - 3 балла.
Максимальное количество баллов за первое задание -9.
Задание 2А проверяет умение учащихся читать карту и расшифровывать ее условные обозначения.
Оценка: Учащиеся полно характеризуют цветовые обозначения на карте : горы – коричневым цветом разной интенсивности, равнины - желтым или зеленым цветом.
2Б Разные глубины морей и океанов - синим цветом разной интенсивности.
За каждое верно указанное цветовое обозначение на карте- 1 балл.
За каждое указание интенсивности цвета- 1 балл
Задание 2В: проверяет умение ориентироваться в географической карте.
Оценка: За каждый верно указанный объект – 1 балл
Уральские горы- 1 балл;
Восточно-Европейская или Русская равнина- 1 балл;
Западно-Сибирская равнина- 1 балл;
Каспийское море (озеро) – 1балл;
река Волга- 1 балл;
озеро Байкал- 1 балл.
В случае орфографической ошибки - снимается 0,5 балла за ошибку
Задание 3: проверяет знание природных сообществ нашей местности
К ним относятся: лес, луг, водоем
За каждое правильно названное природное сообщество – 1 балл,
За наиболее полный перечень организмов природного сообщества- 3 балла
За каждое правильно составленное звено цепи питания – 1 балл
За орфографическую ошибку снимается 0,5 балла.
Задание 4 проверяет умение оказывать практическую помощь людям, попавшим в беду. За каждое правильно указанное действие при оказании первой помощи или при солнечном ударе, небольшой ране- -1 балл.Снимается 0,5 балла за орфографическую ошибку
Все обо всём.
1. Вычеркни лишнее название.
2. Угадай материки. Запиши их названия.
А) Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии. (Австралия)
Б) И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. (Антарктида)
В) А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком. (Африка)
3. Ответь на вопрос, одним словом.
4. Назови каждую группу обобщенным понятием.
|
Гренландия |
Азия |
|||
|
Гоби |
Баренцево |
|||
(1-я группа – горы, 2-я группа – острова, 3-я группа – части света, 4-я группа – равнины, 5-я группа – пустыни, 6-я группа – моря)
5. Подчеркни одной чертой название тел, а двумя чертами название веществ.
Подкова, стакан, сахар, медь, крахмал, капля воды, железо, кусок сахара, сосулька, вода, воздух, пузырёк воздуха в воде, медная проволока.
Блиц-турнир.
В мире животных.
1. Подчеркни названия насекомых.
Бабочка, ласточка, жужелица, ящерица, стрекоза, тарантул, клоп, клещ, вьюн, скорпион, вертишейка, улитка, комар, пчела, мухоловка, овсянка, адмирал, круглоголовка, дубовая хохлатка, верблюдка, боярышница, бронзовка.
2. Ответь на вопросы.
А) Почему кошки часто умываются? (Кошки – хищники.
Охотятся из засады. Лишние запахи им не нужны)
Б) Где у кузнечика ухо? (На ноге)
В) Что делает еж зимой? (Впадает в спячку)
Г) Кто может пить ногой? (Лягушка)
Д) След, какого хищного зверя похож на человеческий? (След медведя)
Решение экологических задач.
Найдите ошибки в экологических очерках, используя свои наблюдения в природе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.