Урок 64
Площадь фигуры. Единицы площади
Цели урока: ввести термин «площадь фигуры»; познакомить учащихся с единицами площади (квадратным метром, квадратным дециметром, квадратным сантиметром) и их обозначениями; закреплять табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6; совершенствовать навыки вычисления доли числа; развивать умения анализировать и обобщать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Сколько треугольников вы видите на чертеже?
2. Вставьте пропущенные числа.
3. Задачи.
а) В столовом сервизе 12 глубоких и столько же мелких тарелок. Сколько тарелок в этом сервизе?
б) Уже прошло 30 минут урока. Через 5 минут прозвенит звонок. Сколько минут продолжается урок в нашей школе?
4. Заштрихуйте передние грани кубов, изображенных верно.
III. Сообщение темы урока.
– Как называются данные на доске фигуры?
– Что их объединяет? (Это многоугольники, стороны которых равны 2 см.)
– Как найти периметр каждого многоугольника?
= 2 · 3 = 6 (см) или 2 + 2 + 2 = 6 (см).
= 2 · 4 = 8 (см) или 2 + 2 +2 + 2 = 8 (см).
= 2 · 5 = 10 (см) или 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10 (см).
– Как найти площадь этих фигур?
– Какие трудности у вас возникли?
– Сегодня на уроке мы узнаем, что называют площадью фигуры.
IV. Изучение нового материала.
Задание № 1 (с. 22).
– Мастер облицовывает плитками в ванной комнате две стены. Каждая плитка квадратной формы с длиной стороны 1 дм. Ее площадь считают равной одному квадратному дециметру. Записывают так: 1 дм2.
– Рассмотрите таблицу в учебнике.
– Сколько плиток пошло на облицовку одной стены? (12.)
– Другой стены? (15.)
– На какую стену мастер израсходовал больше плиток?
– Назовите площадь каждой стены в квадратных дециметрах. (12 дм2 и 15 дм2.)
– Площадь какой стены больше и почему?
– Прочитайте определение квадратного дециметра на с. 22 учебника.
– Сформулируйте определение квадратного сантиметра. (Квадратным сантиметром называют площадь квадрата с длиной стороны 1 см.)
– Сформулируйте определение квадратного метра.
– Квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр – это единицы площади.
Их обозначают так: см2, дм2, м2.
– Покажите вырезанные из бумаги квадраты площадью 1 дм2, 1 см2 и 1 м2.
– Сравните попарно площади этих квадратов, накладывая меньший квадрат на больший.
– В квадрате площадью 1 дм2 может уместиться ровно 100 квадратов площадью 1 см2, а в квадрате площадью 1 м2 – ровно 100 квадратов площадью 1 дм2.
Справочный материал для учителя
Фигура на рисунке 1 состоит из 8 квадратов со стороной 1 см каждый. Площадь одного такого квадрата называют квадратным сантиметром. Пишут: 1 см2. Значит, площадь всей фигуры равна 8 см2.
Если какую-нибудь фигуру можно разбить на р квадратов со стороной 1 см, то ее площадь равна р см2.
Прямоугольник на рисунке 2 состоит из 3 полос, каждая из которых разбита на 5 квадратов со стороной 1 см. Весь прямоугольник состоит из 5 · 3 = 15 таких квадратов, и его площадь равна 15 см2.
Чтобы найти площадь прямоугольника, надо умножить его длину на ширину.
Запишем это правило в виде формулы. Площадь прямоугольника обозначим буквой S, его длину – буквой а, а ширину – буквой b.
Получаем формулу площади прямоугольника:
Две фигуры называют равными, если одну из них можно так наложить на вторую, что эти фигуры совпадут.
Площади равных фигур равны. Их периметры тоже равны.
Линия KLMN на рисунке 3 разбивает прямоугольник ABCD на две части. Одна из частей имеет площадь 12 см2, а другая – 9 см2. Площадь всего прямоугольника равна 3 · 7, то есть 21 см2. При этом 21 = 12 + 9.
Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.
Отрезок АС разбивает прямоугольник на два равных треугольника: ABC и ADC (рис. 4).
Площадь каждого треугольника равна половине площади всего прямоугольника.
· Квадратной единицей называют не квадрат, а его площадь.
· Квадратным сантиметром называют площадь квадрата с длиной стороны 1 см.
· Квадратным дециметром называют площадь квадрата с длиной стороны 1 дм.
· Квадратным метром называют площадь квадрата с длиной стороны 1 м.
! Следите за правильным применением учащимися терминологии. В быту дети довольно часто слышат, как взрослые говорят о том, что площадь такой-то комнаты или квартиры равна 15 м, 60 м и т. д. Разъясните, что в этих случаях речь идет о площадях 15 м2, 60 м2, а не о длинах.
– Рассмотрите рисунок на с. 23 учебника и объясните, как найти площадь фигуры. (Надо разделить фигуры на квадраты с длиной стороны 1 см и пересчитать, сколько получилось квадратов.)
Задание № 2 (с. 23).
Учащиеся читают величины, записанные единицами площади.
Задание № 3 (с. 23).
Выполняя задание, учащиеся устанавливают взаимосвязь между двумя изученными единицами площади: 1 дм2 = 100 см2.
Не следует требовать от учащихся знания наизусть этой зависимости.
Задание № 4 (с. 23).
Для выполнения задания учащиеся используют палетку. Цель задания – научить детей измерять площадь фигур с помощью палетки. Сначала объясните ученикам, как надо накладывать палетку на фигуру, чтобы было удобно выполнять измерения, и только потом переходите к практической работе. Рассуждать дети должны примерно так: «В голубой фигуре ровно 13 квадратов. Площадь каждого квадрата – 1 см2, значит, площадь фигуры – 13 см2.
В желтой фигуре ровно 12 квадратов (их площадь – 12 см2), 6 половинок квадратов (их площадь – 3 см2) и 4 четвертинки квадрата (их площадь – 1 см2). Следовательно, площадь желтой фигуры:
12 + 3 + 1 = 16, то есть 16 см2».
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
Задание № 11 (с. 25).
12 : 2 = 6 |
6 : 2 = 3 |
40 : 4 = 10 |
15 : 3 = 5 |
8 : 2 = 4 |
12 : 3 = 4 |
6 : 3 = 2 |
40 : 5 = 8 |
15 : 5 = 3 |
8 : 4 = 2 |
12 : 4 = 3 |
6 : 6 = 1 |
|
|
|
12 : 6 = 2 |
|
|
|
|
Вывод: чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на значение частного.
Задание № 13 (с. 25).
Ответ: пятая часть, четвертая часть и две шестых части.
2. Работа в печатной тетради № 2.
Задание № 35.
Чертеж:
Ответ: 10 см2.
Задание № 192.
Ответ: 7 см2 и 8 см2.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите единицы измерения площади фигуры.
Домашнее задание: № 10, 12 (учебник); № 32, 191 (рабочая тетрадь).
Урок 65
Площадь фигуры. Единицы площади
Цели урока: продолжить формирование умений определять площадь фигуры приемом пересчитывания квадратов, на которые разделена фигура; совершенствовать навыки работы с математическими графами; развивать логическое мышление и умение рассуждать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Вставьте пропущенные числа.
2. Задача.
Почтальон принес в наш дом 2 десятка газет и 8 журналов – в каждую квартиру что-нибудь одно. Сколько квартир получили газету или журнал?
3. Рассмотрите чертеж:
а) Какая фигура «лишняя»?
б) У какой фигуры 6 вершин, 5 граней, 9 ребер?
в) У какой фигуры только одна вершина?
г) В чем сходство и различие фигур 4 и 5?
д) Названия каких из этих фигур ты знаешь?
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке будем определять площадь различных геометрических фигур.
IV. Изучение нового материала.
Задание № 5 (с. 24).
Предложите учащимся выполнить чертеж клумб не в тетради, а на отдельном листе бумаги. Это позволит легко организовать самостоятельную проверку. Для этого дети вырезают ножницами изображения клумб и накладывают их друг на друга. Если четырехугольная «клумба» полностью уместится на треугольной, то задание выполнено верно.
Задание № 6 (с. 24).
Чертежи:
Задание № 7 (с. 24).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?
– Что известно? Что надо узнать?
– Запишите кратко условие задачи и решите ее.
Решение:
Ответ: 70 м2.
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа в печатной тетради № 2.
Задание № 34.
Площадь фигуры № 1 – 6 см2.
Площадь фигуры № 2 – 8 см2.
Площадь фигуры № 3 – 7 см2.
Сложнее всего найти площадь фигуры № 4. Учащиеся должны рассуждать примерно так: «В синей фигуре 10 квадратов (их площадь – 10 см2) и 4 половинки (их площадь – 2 см2). Следовательно, площадь красной фигуры:
10 + 2 = 12, то есть 12 см2».
Площадь фигуры № 5 – 20 см2.
Площадь фигуры № 6 – 32 см2.
2. Работа по учебнику.
Задание № 16 (с. 26).
· Пять больше трех.
· Двадцать шесть больше трех.
· Двадцать шесть больше пяти.
– Какое отношение задает первый граф? (Отношение «больше».)
– Какое отношение задает второй граф? (Отношение «меньше».)
· 20 меньше 70.
· 15 меньше 70.
· 15 меньше 20.
· 15 меньше 81.
· 20 меньше 81.
· 70 меньше 81.
Задание № 17 (с. 26).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?
– Что известно? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи и решите ее.
Запись:
Решение:
1. Сколько белых грибов принес Миша?
30 : 5 = 6 (гр.)
2. Сколько подберезовиков принес?
30 : 6 = 5 (гр.)
3. Сколько принес лисичек?
20 – 5 – 6 = 9 (гр.)
4. На сколько больше нашел лисичек, чем белых грибов?
9 – 6 = 3 (гр.)
5. На сколько меньше нашел подберезовиков, чем белых грибов?
6 – 5 = 1 (гр.)
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие правила математических граф вам известны?
Домашнее задание: № 14, 15 (учебник); № 195 (рабочая тетрадь).
Урок 66
Площадь фигуры. Единицы площади
Цели урока: совершенствовать навыки определения площади фигуры; закреплять умение решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; развивать внимание и логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Разгадайте правило, по которому записан каждый ряд чисел и продолжите его.
19, 17, 15, …
71, 73, 75, …
44, 46, 45, 47, 46, …
23, 26, 24, 27, …
91, 95, 92, 96, 93, …
2. Задача.
Аудиокассета рассчитана на 60 минут записи. На этой кассете у меня уже записана музыка, звучащая 56 минут. Уместится ли на кассете еще одна песня, запись которой занимает 4 минуты?
3. Рассмотрите чертеж.
Выберите фигуру, которую нужно нарисовать.
III. Сообщение темы урока.
– Прочитайте величины, записанные на доске.
– Зачеркните «лишнюю» величину в каждой строке:
а) 91 см, 10 дм, 100 м, 29 см2, 41 дм;
б) 45 кг, 24 дм2, 83 см2, 15 дм2, 43 м2;
в) 25 м2, 68 м2, 38 см2, 74 м2, 91 см2.
– Сегодня на уроке будем определять площадь различных многоугольников.
IV. Изучение нового материала.
Задание № 8 (с. 24).
– Прочитайте задание.
– Какую форму должен иметь кусок ткани? (Форму квадрата.)
– Какой длины должны быть стороны квадрата? (По 6 см.)
– Какой вывод вы можете сделать? (Для заплатки потребуется кусок ткани квадратной формы со сторонами по 6 см.)
– Изобразите такую заплатку в тетради.
– Найдите площадь заплатки.
Решение: 6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 = 36 (см2).
Задание № 9 (с. 24).
– Чему равна площадь квадратной обертки? (25 см2.)
– Что вы можете сказать о квадрате? (У квадрата все стороны равны.)
– Чему равна длина сторон этой обертки? (5 см2.)
– Сделайте проверку. Постройте в тетради квадрат с длинами сторон по 5 см и убедитесь, что его площадь равна 25 см2.
Работа по карточкам.
Закрасьте: 20 см2 – синим цветом;
5 см2 – красным цветом;
30 см2 – зеленым цветом.
– Какая площадь 1 дм2 осталась незакрашенной?
Учащиеся работают самостоятельно.
Работы сдаются учителю на проверку.
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
Задание № 18 (с. 26).
– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?
– Что известно? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи и решите ее.
Разложили – в 6 с. по ? к.
Решение: 1) 10 – 2 = 8 (к.) – со II грядки.
2) 10 + 8 = 18 (к.) – всего.
3) 18 : 6 = 3 (к.) – в каждой сетке.
Ответ: 3 к.
Задание № 20 (с. 26).
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Запишите условие задачи в таблицу.
Решение: 1) 3 · 4 = 12 (р.) – стоимость сырков.
2) 12 + 28 = 40 (р.) – стоимость всей покупки.
Ответ: 40 рублей.
Задание № 22 (с. 27).
– Рассмотрите рисунок и составьте по нему задачу.
Задача. В мотке было 30 м. Отрезали 12 м 50 см. Какой длины канат остался в мотке?
– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?
– Запишите кратко условие задачи.
Запись: Было – 30 м.
Отрезали – 12 м 50 см.
Осталось – ?
Решение:
30 м – 12 м 50 см = 17 м 50 см
Ответ: 17 м 50 см.
2. Работа в печатной тетради № 2.
Задания № 36, 37, 38.
Эти задания являются подготовительными для введения отношений «больше в...» и «меньше в...».
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что называют площадью фигуры?
– Назовите единицы площади.
Домашнее задание: № 19 (учебник); № 39, 40 (рабочая тетрадь).
Урок 67
Практическая работа по теме
«Площадь фигуры. Единицы площади»
Цели урока: проверить умения и навыки вычисления площади фигуры; развивать практические навыки, внимание и умение анализировать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Практическая работа.
Задание № 1.
Дорисуйте фигуру так, чтобы получился прямоугольник, площадь которого равна:
а) 9 см2, б) 21 см2,
в) 15 см2, г) 18 см2,
д) 27 см2.
Задание № 2.
Вычислите периметр и площадь фигуры удобным способом.
Задание № 3.
Разделите фигуру на многоугольники площадью 4 см2. Если сможете, найдите несколько решений.
Чему равны у этой фигуры площадь |
|
|
|
|
|
|
|
|
и периметр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
? |
Выберите любое из ваших решений и составьте из полученных четырех многоугольников другую фигуру, не выходящую за границу прямоугольника:
Чему равны у этой фигуры площадь |
|
|
|
|
|
|
|
|
и периметр |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
? |
III. Итог урока
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.