« Задания по развитию естественно - научной грамотности».
Цель: разработка заданий, направленных на развитие естественно - научной грамотности обучающихся.
Количество заданий – 8.
Задания должны проверять следующие группы естественно - научных умений:
- научно объяснять явления (3 задания);
- интерпретировать научную информацию (3 задания);
- проводить учебное исследование (2 задания).
Типы заданий:
- множественный выбор;
- задания на сопоставления;
- задания на исключение неправильных утверждений.
Отметка за выполнение практической работы: зачет/незачет.
Зачет выставляется при выполнении всех перечисленных требований к практической работе.
Задания на проверку естественно - научных умений:
- научно объяснять явления (3 задания);
Задание 1.
Текст к заданию.
Во всех горных районах страны достаточно обычны обвалы, оползни, селевые потоки и снежные лавины. В 2002 г. россияне стали свидетелями страшной трагедии. В Кодорском ущелье на Кавказе произошло катастрофическое обрушение ледника Колка. О возможности такого бедствия уже давно предупреждали гляциологи, работающие на Кавказе. К сожалению, практически никаких мер по защите населения ущелья не было предпринято. Катастрофа повлекла за собой многочисленные человеческие жертвы.
Сопоставьте причину возникновения обвалов и ее характер:
1.Природная 2.Антропогенная
А. Воздействие сейсмических толчков
Б. Неправильное проведение работ при строительстве
В. Горные разработки
Г. Сильные проливные дожди
Пояснение: Компетенции и умения: научное объяснение явлений (вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания). Для ответа на вопрос учащимся нужно вспомнить причины возникновения обвалов и классифицировать их по характеру возникновения (природные или человеческие).
ЗАДАНИЕ 2.
На рисунках представлены климатограммы, построенные по данным метеонаблюдений в разных регионах России. Рассмотрите климатограммы и выполните задания. Определите, какому климатическому поясу / типу климата соответствует каждая климатограмма. Подпишите название климатического пояса / типа климата под соответствующей климатограммой.
А Б
°С мм °С мм
50
40
30
20
10
0
– 10
– 20
– 30
– 40
– 50
я ф м а
м и и а
с о н д
500
450
400
350
300
250
200
150
100
50
0
50
40
30
20
10
0
– 10
– 20
– 30
– 40
– 50
я ф м
а м и и а
с о н д
500
450
400
350
300
250
200
150
100
50
Пояснение: компетенции и умения: научное объяснение явлений (вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания).
ЗАДАНИЕ 3.
Школьник из Астрахани описал особенности местного климата в письме своему другу, который живёт в Салехарде.
Для климата |
нашего города |
|
характерны |
большие годовые |
и суточные колебания температуры воздуха. Воздушные массы |
||||
меняют своё направление в течение года, и часто ветры приносят |
||||
сухой воздух из полупустынь и пустынь Казахстана. Осадков |
||||
у нас выпадает мало, и климат считается самым засушливым |
||||
в России. Зима |
малоснежная |
с |
частыми |
оттепелями, но |
в отдельные дни бывают довольно сильные морозы. Лето жаркое и засушливое. |
-По тексту письма определите, какой тип климата, представленный одной из климатограмм, характерен для города Астрахани. Укажите в ответе название климатического пояса / типа климата.
![]() |
Пояснение: компетенции и умения: научное объяснение явлений (вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания).
Задания на проверку естественно - научных умений:
Компетенция -интерпретировать научную информацию (3 задания);
ЗАДАНИЕ 1.
Производство хлопка в мире составляет свыше 25 млн тонн ежегодно. Осуществляется оно в 80 странах. Основная область применения хлопка: производство высококачественной, прекрасной по техническим характеристикам ткани.
Как техническая культура хлопок возделывается очень давно. Раньше позволить себе носить одежду из хлопка могли только очень богатые люди. Сегодня это совсем не предмет роскоши, а вещи первой необходимости. Ткани из хлопчатника прочные, красивые, легко окрашивающиеся, мягкие и приятные к телу, износостойкие.
Однако у тканей из хлопка есть и недостатки. Рассмотрите таблицу:
Выберите, какие текстильные изделия можно или не следует делать из чисто хлопковой ткани. Отметьте «можно» или «не следует» для каждого из элементов одежды.
Элемент одежды |
Можно |
Не следует |
Постельное бельё |
|
|
Жёсткая шляпа с полями |
|
|
Майка для жаркой погоды |
|
|
Одежда для бега по утрам |
|
|
Свитер для ношения зимой |
|
|
ЗАДАНИЕ 2.
Гидроэлектростанция
Гидроэнергетика считается экологически чистым способом получения электроэнергии. Это универсальная, гибкая отрасль, которая в самом малом размере может питать один дом, а в самом большом – снабжать промышленность и население возобновляемой электроэнергией. Гидроэлектростанции (ГЭС) строят на реках, сооружая высокую плотину и создавая большие водохранилища.
|
Чтобы производить гидроэлектричество, необходимо наличие трёх компонентов: движущейся воды, турбины и генератора. ГЭС – это заводы, которые преобразуют энергию падающей воды в электричество. Плотина строится через реку, чтобы поднять уровень воды, с которого может осуществляться её падение, необходимое для развития движущей силы. Проточная вода поворачивает колесо турбины, которое соединено с генератором. Генератор имеет ротор, который вращает турбина. При повороте ротора генератора производится электричество.
|
Причина, по которой выработка электроэнергии ГЭС составляет лишь около 20% мирового производства электричества, заключается в необратимом влиянии на экосистему по всему руслу реки и ирригацию прилегающих территорий. Размеры всего гидроузла, включая водохранилище, достигают сотен тысяч гектаров.
1. Почему гидроэлектростанции относят к экологически чистым и возобновляемым источникам электроэнергии? |
||
2. В процессе выработки электроэнергии на ГЭС происходят преобразования одних видов энергии в другие. Установите последовательность преобразования видов энергии при работе ГЭС.
|
||
|
|
ЗАДАНИЕ 3.
Борис Ханин
Приставшие к берегу лодки,
Приплыли сушить паруса.
Чтоб не был их век столь коротким
Под солнцем они в небесах
Теряют
соленую влагу,
И тем продлевают свой век.
Трепещут подобные флагам
Под ветром. Когда его нет,
Под солнцем горячим склонившись
Всю влагу свою отдают,
С которой на время простившись,
Контрасты цветов создают……
Используя информацию, заключенную в картину А. Дерена и стихотворение Б. Ханина, следует указать физическое явление, лежащие в основе сушки парусов, какие факторы влияют на процесс сушки?
Задания на проверку естественно - научных умений:
Компетенция - проводить учебное исследование (2 задания).
Задание 1.
Пользуясь знаниями по географии, определите, какой из пяти географических объектов лишний. Из предложенных вариантов выберите верное обоснование своего ответа (верно определён общий признак для четырёх объектов в логическом ряду и найдено правильное обоснование для ошибочного элемента). Из списка названий географических объектов подберите пример, который наилучшим образом может заменить ошибочный элемент.
1. Пользуясь знаниями по географии, определите, какой из пяти географических объектов лишний.
Кракатау – Везувий – Фудзияма – Этна – Мауна-Лоа
Из предложенных вариантов выберите верное обоснование своего ответа (верно определён общий признак для четырёх объектов в логическом ряду и найдено правильное обоснование для ошибочного элемента).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.