задания школьной олимпиады по истории для 7 класса

  • docx
  • 18.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала олимпиада 2020 ВОШ ИСТОРИЯ 7 кл.docx

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ 2019-2020 уч.г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

7 КЛАСС

http://100balnik.com/wp-content/uploads/2017/09/8f23217.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определенную работу, которую лучше организовать следующим образом:

- внимательно прочитайте задание;

- если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, но содержательным, полным; запишите ответ четко и разборчиво);

- при ответе на тестовые задания определите верный  ответ и цифру(-ы), соответствующую(-ие) выбранному Вами ответу, занесите в таблицу, расположенную ниже задания.  

            За каждый правильный ответ Вы можете получить определенное количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.

Сумма набранных баллов за все решенные  вопросы – итог Вашей работы. максимальное количество баллов – 75.

            Задания считаются правильными при условии, что Вы вовремя сдали их членам жюри.

Желаем успеха!

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      «День за днем, за годом год, за веком век»

Выполните задания и заполните ответы в таблицу.

Максимальное количество баллов за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов за правильные ответы задания № 1 - _5__баллов.

1.1.           К последствиям крещения Руси относилось:

1) ослабление власти великого князя;

2) обострение отношений Руси с соседями иной веры;

3) приобщение Руси к греческой, византийской культуре;

4) усиление усобиц между русскими князьями.

1.2. норманнская теория – это изложение взглядов на проблему:

1) происхождения норманнов;

2) открытия викингами Америки;

3) возникновения Скандинавии;

4) образования Древнерусского государства.

1.3. Регулярная дань, собираемая на Руси для ханов Золотой Орды, называлась:

1) ясак;          2) тягло;                  3) выход;           4) оброк.

1.4. Последней была включена в состав Российского централизованного государства территория:

1) Переяславского княжества;                       2) Новгородской земли;

3) Тверского княжества;                                4) Рязанского княжества.

1.5. к результатам политической раздробленности  Руси относится:

1) установление тесных экономических связей между княжествами;

2) установление норм крепостного права;

3) наличие в каждом княжестве собственных органов власти и войска;

4) развитие городского самоуправления.

 

Запишите ответы в таблицу.

Номер задания

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

Цифра ответа

 

 

 

 

 

 

Задание № 2. Рассмотрите план города, представленный ниже, и выполните задания. Максимальное количество баллов за выполнение задания полностью – 5 баллов.

2.1. Напишите название города, показанного на плане. Укажите имя легендарного основателя города, чьё имя он получил (2 балла).

Ответ: ___________________________________________________________

2.2. Укажите название обозначенного на плане города храма, который был первым каменным храмом на территории Древнерусского государства (1 балл).

Ответ: _________________________________________________________

2.3. Назовите имя одного из легендарных братьев, в честь которого названа часть города, обозначенная на плане (1 балл).

Ответ: _________________________________________________________

2.4. Название какой из обозначенных на плане церквей связано с первым известным нам фактом канонизации в истории России?  (1 балл)

Ответ: _________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 3.

Расположите события в хронологической последовательности. Ответ запишите в таблицу. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов за выполнение задания - 6 баллов.

А) женитьба Ивана III на Софье Палеолог

Б) провозглашение Карла Великого императором

В) первая религиозная реформа князя Владимира

Г) начало войны Алой и Белой розы в Англии

Д) первое упоминание о Москве в летописи

Е) открытие Васко да Гамой морского пути в Индию

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Ответ:

 

 

Задание № 4

Максимальное количество баллов за выполнение задания – 2 балла.

Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов).

Перечень событий (процессов):

А) внутренняя политика первых русских    князей

Б) русско-византийские войны

В) возникновение и распад империи Карла  Великого

Г) окончательная ликвидация зависимости  Руси от Орды

1)                                                2)

 

 

 

 

 

                                                                       

 

 

 

 

 

3)                                                        4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Ответ:

 

 

Задание № 5

Определите, о каком событии, месте, личности идет речь в текстах. Максимальное количество баллов за выполнение всего задания – 8 баллов.

5.1. О каком правителе идет речь? (2 балла)

Он выдал дочерей своих замуж за правителей европейских государств: Елизавету – за Харальда Сурового норвежского, Анастасию – за Андрея I венгерского; сыновей женил на  иностранных принцессах: Изяслава – на польской, Святослава – на немецкой и т.д. Сам женился на дочери шведского короля

Ответ:________________________________________________________________

5.2. Какое событие описывает автор стихотворения? Укажите событие и год (2 балла)

«По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклонясь;

 И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

И, отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты…

Под ними лошади тонули,

Под ними дыбом лед вставал,

Их стремена на дно тянули,

Им панцирь выплыть не давал».

Ответ: ________________________________________________________________

5.3. О каком древнерусском городе идет речь? (2 балла)

«Старовечный  и вечно новый

Над рекой поднимается город…

Горд он колоколом недрёмным,

Медь гремит его гулко и веще.

Часто скопищем светлым и темным

Вкруг него собирается вече.

Горд торговыми город рядами…

Завалили лавки дарами,

Иноверцы да инородцы!»

Ответ: ________________________________________________________________

5.4. прочитайте отрывок из произведения А.К. Толстого «История государства Российского…» Событие, о котором идет речь в отрывке, дало название картине В.Васнецова. Подпишите картину, указав ее название и год исторического события (2 балла).

«И стали все под стягом,

И молвят: «Как нам быть?

Давай пошлем к варягам:

Пускай придут княжить.

Ведь немцы тороваты,

Им ведом мрак и свет.

Земля ж у нас богата,

Порядка в ней лишь нет!»

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2015/12/11/regnum_picture_1449862180595073_normal.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: ______________________________________________________________

 

Задание № 6

              Исключите лишнее слово в ряду и укажите причину Вашего выбора. За каждое  правильно исключенное слово – 1 балл, за указание причины исключения слова – 2 балла. Максимальное количество за полное выполнение задания  – 9 баллов.

6.1.  поляне, северяне, радимичи, варяги.

Ответ: _________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

6.2. Рюрик, Радим, Синеус, Трувор

Ответ: ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

6.3. Святослав, Ярополк, Владимир, Куря

Ответ: _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Задание № 7

                 Расставьте указанные события в хронологическом порядке. Ответ запишите в таблицу. За каждую верную позицию 2 балла. Максимальное количество баллов за выполнение задания – 16 баллов.

А) Куликовская битва

Б) осада и уничтожение г. Козельска

В) создание «Русской Правды»

Г) княжеский съезд в г.Любече

Д) восстание древлян против Игоря

Е) первое упоминание о Москве

Ж) битва на р.Калке

З) стояние на р.Угре

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 8

                 Максимальное количество баллов за выполнение задания – 8 баллов.

8.1. Назовите имя князя, о котором повествует летописный источник (2 балла). С каким героем античности его часто сравнивают? (2 балла)

«В лето 964, когда…вырос и возмужал, стал он собирать много храбрых воинов. И легко ходил в походах как пардус (леопард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни воза, ни котла, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав войлок, с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Иду на вы».

Ответ: _________________________________________________________

8.2. Назовите полное  имя героя, о котором повествует текст (2 балла), а также год указанного события (2 балла).

«Во время осады этого боярина не было в Рязани. Вернувшись и увидев сожженный город, он собрал дружину и погнался за монголо-татарами. Настиг их  во Владимирском княжестве и вступил в бой. Мужественно сражались рязанцы, но силы были не равны. Под натиском превосходящих войск Батыя почти весь отряд погиб. Глядя на мертвого героя, монгольский хан сказал: «Если служил бы ты мне, держал бы я тебя у своего сердца!» Отдавая должное храбрости и доблести русских воинов, приказал Батый похоронить их по принятому обычаю, а немногих  оставшихся в живых отпустил.

Ответ:_________________________________________________________________

 

Задание № 9

Из приведенных слов составьте определения исторических понятий и запишите их. Напишите сами понятия (термин). Слова не могут быть использованы дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по числам и падежам (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 6):

9.1. _божество, деревянное, или, изображение, каменное, языческое - _______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.2. памятники, представляющие, собой, письменности, палочка, повседневные, специальная, Руси, записи, кора, на, березовая, писАло. –

_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.3. родовитость, заслуги, а, не, порядок, высшие, должности, служба, предки, назначение, государственные, соответствие,  личные –

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание № 10

Заполните таблицу, расположив номера событий соответственно веку и месту, в котором они произошли (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 7):

 

Век

Мир

Россия

IX

 

 

X

 

 

XI

 

 

XII

 

 

XIII

 

 

XIV

 

 

XV

 

 

1)     Разделение церквей

2)     Крещение Руси

3)     Захват Константинополя крестоносцами

4)     Прибытие варяжских князей в славянские и угро-финские земли

5)     Начало Столетней войны

6)     Первое упоминание Москвы в летописи

7)     Открытие Нового Света Христофором Колумбом

 

Задание 11.

Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задания (максимальный балл – 3).

1. Назовите одно любое историческое событие (явление, процесс), произошедшее в Вашем регионе (1 балл).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какое значение имело указанное Вами событие (явление, процесс) для Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом? (2 балла).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________