ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСТОРИИ 2019-2020 уч.г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
7 КЛАСС
Уважаемый участник!
При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определенную работу, которую лучше организовать следующим образом:
- внимательно прочитайте задание;
- если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, но содержательным, полным; запишите ответ четко и разборчиво);
- при ответе на тестовые задания определите верный ответ и цифру(-ы), соответствующую(-ие) выбранному Вами ответу, занесите в таблицу, расположенную ниже задания.
За каждый правильный ответ Вы можете получить определенное количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.
Сумма набранных баллов за все решенные вопросы – итог Вашей работы. максимальное количество баллов – 75.
Задания считаются правильными при условии, что Вы вовремя сдали их членам жюри.
Желаем успеха!
1. «День за днем, за годом год, за веком век»
Выполните задания и заполните ответы в таблицу.
Максимальное количество баллов за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов за правильные ответы задания № 1 - _5__баллов.
1.1. К последствиям крещения Руси относилось:
1) ослабление власти великого князя;
2) обострение отношений Руси с соседями иной веры;
3) приобщение Руси к греческой, византийской культуре;
4) усиление усобиц между русскими князьями.
1.2. норманнская теория – это изложение взглядов на проблему:
1) происхождения норманнов;
2) открытия викингами Америки;
3) возникновения Скандинавии;
4) образования Древнерусского государства.
1.3. Регулярная дань, собираемая на Руси для ханов Золотой Орды, называлась:
1) ясак; 2) тягло; 3) выход; 4) оброк.
1.4. Последней была включена в состав Российского централизованного государства территория:
1) Переяславского княжества; 2) Новгородской земли;
3) Тверского княжества; 4) Рязанского княжества.
1.5. к результатам политической раздробленности Руси относится:
1) установление тесных экономических связей между княжествами;
2) установление норм крепостного права;
3) наличие в каждом княжестве собственных органов власти и войска;
4) развитие городского самоуправления.
Запишите ответы в таблицу.
Номер задания |
1.1. |
1.2. |
1.3. |
1.4. |
1.5. |
Цифра ответа |
|
|
|
|
|
Задание № 2. Рассмотрите план города, представленный ниже, и выполните задания. Максимальное количество баллов за выполнение задания полностью – 5 баллов.
2.1. Напишите название города, показанного на плане. Укажите имя легендарного основателя города, чьё имя он получил (2 балла).
Ответ: ___________________________________________________________
2.2. Укажите название обозначенного на плане города храма, который был первым каменным храмом на территории Древнерусского государства (1 балл).
Ответ: _________________________________________________________
2.3. Назовите имя одного из легендарных братьев, в честь которого названа часть города, обозначенная на плане (1 балл).
Ответ: _________________________________________________________
2.4. Название какой из обозначенных на плане церквей связано с первым известным нам фактом канонизации в истории России? (1 балл)
Ответ: _________________________________________________________
Задание № 3.
Расположите события в хронологической последовательности. Ответ запишите в таблицу. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов за выполнение задания - 6 баллов.
А) женитьба Ивана III на Софье Палеолог
Б) провозглашение Карла Великого императором
В) первая религиозная реформа князя Владимира
Г) начало войны Алой и Белой розы в Англии
Д) первое упоминание о Москве в летописи
Е) открытие Васко да Гамой морского пути в Индию
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Ответ:
Задание № 4
Максимальное количество баллов за выполнение задания – 2 балла.
Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации. Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов).
Перечень событий (процессов):
А) внутренняя политика первых русских князей
Б) русско-византийские войны
В) возникновение и распад империи Карла Великого
Г) окончательная ликвидация зависимости Руси от Орды
1) 2)
3) 4)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
Ответ:
Задание № 5
Определите, о каком событии, месте, личности идет речь в текстах. Максимальное количество баллов за выполнение всего задания – 8 баллов.
5.1. О каком правителе идет речь? (2 балла)
Он выдал дочерей своих замуж за правителей европейских государств: Елизавету – за Харальда Сурового норвежского, Анастасию – за Андрея I венгерского; сыновей женил на иностранных принцессах: Изяслава – на польской, Святослава – на немецкой и т.д. Сам женился на дочери шведского короля
Ответ:________________________________________________________________
5.2. Какое событие описывает автор стихотворения? Укажите событие и год (2 балла)
«По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты…
Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лед вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал».
Ответ: ________________________________________________________________
5.3. О каком древнерусском городе идет речь? (2 балла)
«Старовечный и вечно новый
Над рекой поднимается город…
Горд он колоколом недрёмным,
Медь гремит его гулко и веще.
Часто скопищем светлым и темным
Вкруг него собирается вече.
Горд торговыми город рядами…
Завалили лавки дарами,
Иноверцы да инородцы!»
Ответ: ________________________________________________________________
5.4. прочитайте отрывок из произведения А.К. Толстого «История государства Российского…» Событие, о котором идет речь в отрывке, дало название картине В.Васнецова. Подпишите картину, указав ее название и год исторического события (2 балла).
«И стали все под стягом,
И молвят: «Как нам быть?
Давай пошлем к варягам:
Пускай придут княжить.
Ведь немцы тороваты,
Им ведом мрак и свет.
Земля ж у нас богата,
Порядка в ней лишь нет!»
Ответ: ______________________________________________________________
Задание № 6
Исключите лишнее слово в ряду и укажите причину Вашего выбора. За каждое правильно исключенное слово – 1 балл, за указание причины исключения слова – 2 балла. Максимальное количество за полное выполнение задания – 9 баллов.
6.1. поляне, северяне, радимичи, варяги.
Ответ: _________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
6.2. Рюрик, Радим, Синеус, Трувор
Ответ: ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
6.3. Святослав, Ярополк, Владимир, Куря
Ответ: _________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Задание № 7
Расставьте указанные события в хронологическом порядке. Ответ запишите в таблицу. За каждую верную позицию 2 балла. Максимальное количество баллов за выполнение задания – 16 баллов.
А) Куликовская битва
Б) осада и уничтожение г. Козельска
В) создание «Русской Правды»
Г) княжеский съезд в г.Любече
Д) восстание древлян против Игоря
Е) первое упоминание о Москве
Ж) битва на р.Калке
З) стояние на р.Угре
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 8
Максимальное количество баллов за выполнение задания – 8 баллов.
8.1. Назовите имя князя, о котором повествует летописный источник (2 балла). С каким героем античности его часто сравнивают? (2 балла)
«В лето 964, когда…вырос и возмужал, стал он собирать много храбрых воинов. И легко ходил в походах как пардус (леопард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни воза, ни котла, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав войлок, с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Иду на вы».
Ответ: _________________________________________________________
8.2. Назовите полное имя героя, о котором повествует текст (2 балла), а также год указанного события (2 балла).
«Во время осады этого боярина не было в Рязани. Вернувшись и увидев сожженный город, он собрал дружину и погнался за монголо-татарами. Настиг их во Владимирском княжестве и вступил в бой. Мужественно сражались рязанцы, но силы были не равны. Под натиском превосходящих войск Батыя почти весь отряд погиб. Глядя на мертвого героя, монгольский хан сказал: «Если служил бы ты мне, держал бы я тебя у своего сердца!» Отдавая должное храбрости и доблести русских воинов, приказал Батый похоронить их по принятому обычаю, а немногих оставшихся в живых отпустил.
Ответ:_________________________________________________________________
Задание № 9
Из приведенных слов составьте определения исторических понятий и запишите их. Напишите сами понятия (термин). Слова не могут быть использованы дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по числам и падежам (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 6):
9.1. _божество, деревянное, или, изображение, каменное, языческое - _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.2. памятники, представляющие, собой, письменности, палочка, повседневные, специальная, Руси, записи, кора, на, березовая, писАло. –
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.3. родовитость, заслуги, а, не, порядок, высшие, должности, служба, предки, назначение, государственные, соответствие, личные –
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 10
Заполните таблицу, расположив номера событий соответственно веку и месту, в котором они произошли (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 7):
Век |
Мир |
Россия |
IX |
|
|
X |
|
|
XI |
|
|
XII |
|
|
XIII |
|
|
XIV |
|
|
XV |
|
|
1) Разделение церквей
2) Крещение Руси
3) Захват Константинополя крестоносцами
4) Прибытие варяжских князей в славянские и угро-финские земли
5) Начало Столетней войны
6) Первое упоминание Москвы в летописи
7) Открытие Нового Света Христофором Колумбом
Задание 11.
Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задания (максимальный балл – 3).
1. Назовите одно любое историческое событие (явление, процесс), произошедшее в Вашем регионе (1 балл).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какое значение имело указанное Вами событие (явление, процесс) для Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом? (2 балла).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.