Задания-тесты для проведения диагностики музыкальных способностей детей
Оценка 4.7

Задания-тесты для проведения диагностики музыкальных способностей детей

Оценка 4.7
docx
16.04.2020
Задания-тесты для проведения диагностики музыкальных способностей детей
задания.docx

Составление  заданий-тестов для проведения диагностики музыкальных способностей детей.

 

1)Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма:

- для установления уровня развития ладового чувства:

Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.

Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.

Задание 3. Упражнения на различение лада.

- для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений

Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу) Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках “Василёк” или “Петушок” р. н. мелодия).

Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.

Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.

- для установления уровня развития чувства ритма

Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.

Задание 2. Прослушав пьесы: «Мотылёк», «Польку», «Марш», С. Майкапара,  дети должны изобразить Мотылька (лёгкого, изящного и нежного); веселый танец; решительный,  важный уверенный марш.

Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы. Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.

Задание 3. Учитель импровизирует на фортепиано. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.

 

2)Тест-игра «Тембровые прятки»

Цель: выявление уровня тембрового слуха по показателю определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии

 - Давай поиграем с тобой в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные голоса. Послушай и отгадай, чей голос исполнял её в первый, во второй, третий раз и т. д.

Звучит аудиозапись одной и той же мелодии (напр. В.Витлин «Серенькая кошечка»), исполняемая указанными инструментами в последовательности: 1) фортепиано, 2)гитара, 3)флейта, 4)баян, 5)металлофон, 6)дуэты: гитара+треугольник, 7) баян+бубен, 8)ксилофон, 9)трио: балалайка+баян+барабан, 10)фортепиано+баян+маракас.

Критерии оценки:

  • слабый уровень – адекватное определение тембров первых трёх фрагментов:    всего = 1 – 3 балла;
  • средний уровень – адекватное определение тембра первых семи исполненных фрагментов: всего = 4 – 7 баллов;
  • высокий уровень – адекватное определение тембра исполненной музыкальной фразы в пределах 8 – 10 предъявленных фрагментов: всего = 8 – 10 баллов.

 

 

 

3)Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

 - Поиграем с тобой в «громко-тихо». Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты – тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан», адекватное исполнение контрастной динамики которой «форте – пиано» оценивается в 1 балл).

 - А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет также её исполнить на барабане (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш», адекватное динамическое исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуендо» оценивается в 2 балла. Всего 4 балла).

Стимулирующий материал: барабан (или бубен) и фрагменты музыкальных пьес – А.Александров «Барабан»; Э.Парлов «Марш».

Критерии оценки:

  • слабый уровень динамического чувства = 1 балл;
  • средний уровень = 2 – 3 балла;
  • высокий уровень = 4 – 5 баллов.

 

4)Тест-игра «Незавершённая мелодия»

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

 - Сейчас мелодии будут «прятаться»: одни из них прозвучат полностью, а другие – нет. Послушай и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая – «спряталась» раньше времени?

После настройки в тональности исполняется любая известная ребёнку мелодия, например, «В лесу родилась ёлочка», в которой последний звук не доигрывается, прервавшись на словах «зелёная бы…».

Стимулирующий материал методики может подбираться диагностом самостоятельно.

Методика использования стимулирующего материала строится в следующем порядке:

1-я мелодия – не доигрывается последний такт;

2-я мелодия – доигрывается до конца;

3-я – не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я – прерывается на середине второй фразы (из четырёх);

5-я – доигрывается до конца.

Критерии оценки:

  • слабый уровень – правильно определены 1 – 2 пункта;
  • средний уровень – правильно определены 3 – 4 пункта;
  • высокий уровень – правильно определены все 5 пунктов.

 

5)Кот и котёнок

Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства – адекватного ощущения соотношений высоты звуков.

 - Кот и котёнок потерялись в тёмном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется, например, звук  до1), а так – котёнок (исполняется более высокий звук, например, соль1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котёнок?

 

 

    Код

задания

Предъявляемые звуки

(первой октавы, второй           октавы)

Присуждаемый балл (за правильный

            ответ)

         Правильный

                  ответ

     1.1.

           ми1 – соль2

                 1

Кот - котёнок

     1.2.

           соль2 – фа1

                 2

Котёнок – кот

     1.3.

           фа1 – фа2

                 3

Кот - котёнок

     2.1.

           фа2 – соль1

                 1

Котёнок - кот

     2.2.

           ми2 – соль1

                 2

Котёнок - кот

     2.3.

           ля1 – ми2

                 3

Кот - котёнок

     3.1.

           ля1 – ре2

                 1

Кот - котёнок

     3.2.

           ре2 – си1

                 2

Котёнок - кот

     3.3.

           до2 – си1

                 3

Котёнок - кот

Алгоритм предъявления теста:

Вначале даётся задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа – задание 2.3., затем – задание  3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается – 1.2.(где за правильный ответ присуждается  2 балла), если же и это задание выполняется неверно, даётся  задание 1.1. (1 балл). И так по каждому блоку.

Критерии оценки:

  • высокий уровень = 7 – 9 баллов (3+3+3; или 3+3+2; или 3+2+2);
  • средний уровень = 4 – 6 баллов (3+2+1; или 3+1+1; или 2+1+1);
  • низкий уровень = 1 – 3 балла (2+1+0; или 1+1+1; или1+1+0; или1+0+0).

 

 

 


 

Составление заданий-тестов для проведения диагностики музыкальных способностей детей

Составление заданий-тестов для проведения диагностики музыкальных способностей детей

Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»

Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»

Код задания Предъявляемые звуки (первой октавы, второй октавы)

Код задания Предъявляемые звуки (первой октавы, второй октавы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2020