Составление заданий-тестов для проведения диагностики музыкальных способностей детей.
1)Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма:
- для установления уровня развития ладового чувства:
Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.
Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.
Задание 3. Упражнения на различение лада.
- для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений
Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу) Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках “Василёк” или “Петушок” р. н. мелодия).
Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.
Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.
- для установления уровня развития чувства ритма
Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.
Задание 2. Прослушав пьесы: «Мотылёк», «Польку», «Марш», С. Майкапара, дети должны изобразить Мотылька (лёгкого, изящного и нежного); веселый танец; решительный, важный уверенный марш.
Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы. Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.
Задание 3. Учитель импровизирует на фортепиано. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.
2)Тест-игра «Тембровые прятки»
Цель: выявление уровня тембрового слуха по показателю определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии
- Давай поиграем с тобой в музыкальные прятки. Сейчас одну и ту же мелодию будут исполнять разные голоса. Послушай и отгадай, чей голос исполнял её в первый, во второй, третий раз и т. д.
Звучит аудиозапись одной и той же мелодии (напр. В.Витлин «Серенькая кошечка»), исполняемая указанными инструментами в последовательности: 1) фортепиано, 2)гитара, 3)флейта, 4)баян, 5)металлофон, 6)дуэты: гитара+треугольник, 7) баян+бубен, 8)ксилофон, 9)трио: балалайка+баян+барабан, 10)фортепиано+баян+маракас.
Критерии оценки:
3)Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо»»
Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.
- Поиграем с тобой в «громко-тихо». Я играю на пианино, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты – тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан», адекватное исполнение контрастной динамики которой «форте – пиано» оценивается в 1 балл).
- А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет также её исполнить на барабане (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш», адекватное динамическое исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуендо» оценивается в 2 балла. Всего 4 балла).
Стимулирующий материал: барабан (или бубен) и фрагменты музыкальных пьес – А.Александров «Барабан»; Э.Парлов «Марш».
Критерии оценки:
4)Тест-игра «Незавершённая мелодия»
Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.
- Сейчас мелодии будут «прятаться»: одни из них прозвучат полностью, а другие – нет. Послушай и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая – «спряталась» раньше времени?
После настройки в тональности исполняется любая известная ребёнку мелодия, например, «В лесу родилась ёлочка», в которой последний звук не доигрывается, прервавшись на словах «зелёная бы…».
Стимулирующий материал методики может подбираться диагностом самостоятельно.
Методика использования стимулирующего материала строится в следующем порядке:
1-я мелодия – не доигрывается последний такт;
2-я мелодия – доигрывается до конца;
3-я – не доигрывается последняя фраза мелодии;
4-я – прерывается на середине второй фразы (из четырёх);
5-я – доигрывается до конца.
Критерии оценки:
5)Кот и котёнок
Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства – адекватного ощущения соотношений высоты звуков.
- Кот и котёнок потерялись в тёмном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется, например, звук до1), а так – котёнок (исполняется более высокий звук, например, соль1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котёнок?
Код задания |
Предъявляемые звуки (первой октавы, второй октавы) |
Присуждаемый балл (за правильный ответ) |
Правильный ответ |
1.1. |
ми1 – соль2 |
1 |
Кот - котёнок |
1.2. |
соль2 – фа1 |
2 |
Котёнок – кот |
1.3. |
фа1 – фа2 |
3 |
Кот - котёнок |
2.1. |
фа2 – соль1 |
1 |
Котёнок - кот |
2.2. |
ми2 – соль1 |
2 |
Котёнок - кот |
2.3. |
ля1 – ми2 |
3 |
Кот - котёнок |
3.1. |
ля1 – ре2 |
1 |
Кот - котёнок |
3.2. |
ре2 – си1 |
2 |
Котёнок - кот |
3.3. |
до2 – си1 |
3 |
Котёнок - кот |
Алгоритм предъявления теста:
Вначале даётся задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа – задание 2.3., затем – задание 3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается – 1.2.(где за правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, даётся задание 1.1. (1 балл). И так по каждому блоку.
Критерии оценки:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.