Определение степени овладения логическими операциями мышления. ученики, которые правильно выполнили задание, очевидно, обладают умением выделять существенное, т.е. способны к абстрагированию. Те, кто допустили ошибки, не умеют выделять существенные и несущественные признаки. Показатель рекомендуется рассчитывать по следующей формуле:
Способность к = число правильных ответов
абстрагированию 5 заданий
МЕТОДИКИ.doc
МЕТОДИКИ
Определение степени овладения логическими операциями мышления.
1. Способность выделять существенное
Учитель предлагает ряд слов: пять слов даётся в скобках, а одно – перед ними. Ученики
за 20 секунд должны исключить из скобок (то есть выделить) два слова, наиболее
существенные для слова, стоящего перед скобками. Достаточно предложить из данного
перечня по 5 заданий.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);
Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево);
Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово);
Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания);
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник);
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед);
Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты);
Больница (сад, врач, помещение, радио, больные);
Любовь (розы, чувство, человек, город, природа);
Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).
Обработка полученных данных: ученики, которые правильно выполнили задание,
очевидно, обладают умением выделять существенное, т.е. способны к абстрагированию. Те,
кто допустили ошибки, не умеют выделять существенные и несущественные признаки.
Показатель рекомендуется рассчитывать по следующей формуле:
Способность к = число правильных ответов
абстрагированию 5 заданий
2. Сравнение
Учащимся предъявляются или называются какиелибо два предмета, либо понятия.
Например:
Книгатетрадь Солнцелуна
Лошадь корова Сани телега
Озеро река Дождь снег
Линейка треугольник Автобус троллейбус Каждый ученик на листе бумаги должен написать слева черты сходства, а справа – черты
различия названных предметов или понятий. На выполнение задания по одной паре слов
даётся 4 минуты. После этого листки собираются.
Обработка полученных данных: составляется общий список черт сходства и различия
названных предметов, затем устанавливается, какую часть из этого списка сумел написать
ученик. Доля названных учеником черт сходства и различия из общего числа черт в
процентах – это уровень развития у него умения сравнивать.
3. Обобщение
Предлагается два слова. Учащемуся нужно определить, что между ними общего.
Дождьград Жидкость газ
Нос глаз Предательство трусость
Сумма произведение Водохранилище канал
Сказка былина Школа учитель
История природоведение Доброта справедливость
Обработка полученных данных:
Уровень умения = число правильных ответов
обобщать 5 заданий
4. Классификация
Эта методика также выявляет обобщать, классифицировать.
подходит. Необходимо найти это слово.
Даны 5 слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не
1. Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.
2. Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.
3. Дождь, снег, осадки, иней, град.
4. Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.
5. Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.
6. Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён.
7. Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.
8. Секунда, час, год, вечер, неделя.
9. Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий.
10. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
11. Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый. 12. Самолёт, пароход, техника, поезд, дирижабль.
13. Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник.
14. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
Учащимся можно предложить 5 заданий. Время – 3 минуты.
Обработка полученных данных:
Уровень сформированности = число правильных ответов
Задания для повышения грамотности и внимания
Задания для повышения грамотности и внимания
Задания для повышения грамотности и внимания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.