ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ КОДА ПРАВИЛЬНОГО ВАРИАНТА ОТВЕТА

  • Раздаточные материалы
  • rtf
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Использование тестовых заданий для систематического контроля знаний обучающихся 6–11 классов стало особенно актуальным в связи с введением итоговой аттестации по биологии в форме ЕГЭ. В методическом материале включены задания по школьному курсу биологии. Содержание заданий направлено на проверку общебиологических знаний у обучающихся и выпускников, экологической и генетической грамотности, знаний норм и правил здорового образа жизни.
Иконка файла материала Базовый уровень с кодом.rtf
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ КОДА ПРАВИЛЬНОГО ВАРИАНТА ОТВЕТА Б а з о в ы й   у р о в е н ь 1. Формы изменчивости, их причины, значение и примеры. Заполнить таблицу (проставить цифры). Форма изменчивости Причина  Значение Примеры возникновения (а) (б) (в) I. Ненаследственная модификационная (фенотипическая)  II. Наследственная мутационная (генотипическая)  III. Наследственная комбинативная  (генотипическая) 1)   Возникновение   при   слиянии   половых   клеток,   когда   у   потомков обнаруживаются новые сочетания генов. 2) Белокочанная капуста в условиях жаркого сухого климата не образует кочан. 3) Представляет собой материал для естественного отбора, так как новые гены могут быть полезными, вредными или нейтральными. 4)   При   скрещивании   белого   и   серого   кроликов   существует   вероятность появления черного потомства. 5) Недоразвитие  или  полное  отсутствие  крыльев  у  некоторых  насекомых. 6)   Возникновение   изменений   в   условиях   среды   влияет   на   изменение организма в пределах нормы реакции, определяемой генотипом. 7) Формирование низкорослых пород коров, завезенных в горы. 8) Возникновение изменений в генах и хромосомах. 9) Распространение в популяциях новых генотипов и фенотипов. 10)   При   скрещивании   красноплодных   и   белоплодных   особей   клубники потомство имеет розовые плоды. 11) Формирование приспособленности к разным условиям среды в пределах одного генотипа.2.   Формы     борьбы,     результат     борьбы,     примеры.     Заполнить     таблицу (проставить соответствующие номера). Форма борьбы Результат борьбы (а) Примеры (б) I. Внутривидовая  II. Межвидовая  III. Борьба с неблагоприятными условиями среды  1) Использование одного вида другим в качестве пищи или места обитания. 2) Редукция листьев у растений пустыни. 3) Конкуренция между лисами и волками за пищу. 4) Выживание в изменившихся условиях наиболее приспособленных особей. 5) Конкуренция между особями в одновозрастном хвойном лесу. 6) Изменение окраски и густоты шерсти зимой у зайцеобразных. 7) Сохранение популяции и вида за счет гибели слабых особей. 8) Борьба за главенство в прайде львов. 9) Угнетение культурных растений сорняками. 10) Победа   более   жизнеспособной   популяции   над   менее   жизнеспособной, занимающей ту же территорию. 3. Формы отбора, искусственный и естественный отбор. Заполните таблицу, используя порядковый номер предложения из списка. Обозначения в некоторых графах могут повторяться. Признаки сравнения Искусственный отбор Естественный отбор (а) (б) I. Исходный материал для отбора  II. Отбирающий фактор  III. Путь изменений  IV. Результат отбора  V. Формы отбора  1) Бессознательный (стихийный) отбор. 2) Человек. 3) Новые виды.4) Условия среды (живая и неживая природа). 5) Движущий отбор. 6) Индивидуальные признаки организма. 7) Особи отбираются и становятся производителями или отбраковываются человеком. 8)   Особи   уничтожаются   в   борьбе   за   существование,   выживают   наиболее приспособленные. 9) Методический (осознанный) отбор. 10) Новые сорта; породы; штаммы. 11) Стабилизирующий отбор. 12) Массовый и индивидуальный отбор. 4. Установите соответствие между цифрами и буквами: 1) Участвует в эндоцитозе. 2) В каналах образует молекулы белка. 3) Обеспечивает протекание процессов обмена веществ. 4) Содержит наследственную информацию. 5) Содержит ферменты. 6) Несет на себе рибосомы. 7) Не имеет мембранного строения. 8) Состоит из билипидного и белкового слоев. А. Рибосома. Б. Эндоплазматическая сеть. В. Клеточная мембрана. Г. Цитоплазма. Д. Лизосомы. Е. Хромосомы. 5. Установите соответствие между цифрами и буквами: 1)  Делит клетку на секции, в которых одновременно проходят химические реакции; 2) Имеет граны и тилакоиды. 3) Внутри заключает кариоплазму. 4) Состоит из ДНК и белковой обкладки. 5) Обладает способностью к отделению мелких пузырьков. 6) Осуществляет пищеварение в клетке. 7) Обеспечивает тургор в клетке.8) Встречается только у эукариот. А. Лизосома. Б. Хлоропласт. В. Ядро. Г. Цитоплазма. Д. Комплекс Гольджи. Е. Эндоплазматическая сеть. Ж. Хромосома. 6.   Митоз   (А)   и   мейоз   (Б).   Зачитать   утверждение   (1–15),   буквы   и   цифры соотнести. А. Митоз. Б. Мейоз. 1) Основа генотипической изменчивости. 2) Перед началом деления удваивается ДНК. 3) Ядро клетки делится один раз. 4) Образуются соматические клетки. 5) Имеет место кроссинговер. 6) В результате процесса образуются гаметы. 7) Гомологичные хроматиды конъюгируют. 8) Ядро делится два раза. 9) Образующиеся клетки имеют диплоидный набор хромосом. 10) Конъюгация гомологичных хромосом отсутствует. 11) Типичное деление клеток. 12) Имеет место редукционное деление. 13) Образуются биваленты. 14)  Создается   возможность   для   возникновения   в   гаметах   новых   генных комбинаций. 15) На одной из стадий наблюдается конденсация хромосом. 7. Найдите соответствие терминов их содержанию и латинскому названию. Термин Латинское название Содержание I. Ароморфоз А. «Прилаживание»,  «приноравливание» II. Дегенерация В. «Вырождаться» Б. Упрощение общей организации организма Г. Совершенствование форм организма,  способствующее повышению общей организации,обеспечивающее преимущества в разной среде  обитания III. Идиоадап­ тация Д. «Поднимаю» +  «форма» Е. Приспособления к специальным условиям, но не  изменяющие уровень организации 8. Движущие силы эволюции: А. Биологические факторы. Б. Социальные факторы. 1) Мутации. 2) Популяционные волны. 3) Трудовая деятельность. 4) Дрейф генов. 5) Общественный образ жизни. 6) Речь. 7) Изоляция. 8) Мышление. 9) Культура. 10) Борьба за существование. 11) Естественный отбор. 9.   Распределите   признаки,   свойственные   австралопитеку,   синантропу   и неандертальцу: А. Австралопитек. Б. Синантроп. В. Неандерталец. 1) Изготовление примитивных орудий труда. 2) Изготовление более сложных орудий труда. 3) Умение поддерживать огонь. 4) Умение добывать огонь. 5) Объем мозга 1400 см3. 6) Объем мозга 650 см3. 7) Целенаправленная (загонная) коллективная охота. 8) Стихийная охота. 9) Первые признаки речи. 10) Прямохождение. 11) Признаки социальных отношений.12) Возникновение социальных отношений. 13) Использование предметов. 10. Признаки ограничивающего фактора в воде, в пустыне, в тундре: А. В воде. Б. В пустыне. В. В тундре. 1) Недостаток тепла. 2) Концентрация кислорода. 3) Недостаток влаги. 11. Факторы, оказывающие влияние на популяцию окуней в реке. Выпишите цифры,   обозначающие   абиотические,   биотические   и   антропогенные   факторы, экологические факторы. А. Абиотические факторы. Б. Биотические факторы. В. Антропогенные факторы. 1) Увеличение скорости течения реки весной. 2) Увеличение численности мальков других видов рыб. 3) Увеличение прозрачности воды во время половодья. 4) Понижение температуры зимой. 5) Загрязнение воды в водоеме сточными водами. 6) Увеличение   численности   хищников,   поедающих   отложенную   окунями икру. 12. Из  приведенного  перечня  выберите  приспособления  растений к жизни в пустыне (А) и в тундре (Б). Выпишите соответствующие им цифры. А. Пустыня. Б. Тундра. 1) Поверхностное расположение корней. 2) Глубинное и поверхностное расположение корней. 3) Листья опушенные, имеют восковой налет. 4) Листья видоизменены в колючки или имеют небольшие размеры. 5)  Стебель имеет серебристое или беловатое опушение, у ряда растений в нем происходит фотосинтез. 13.   Распределите   перечисленные   ниже   факторы   на   абиотические   ибиотические: А. Абиотические факторы. Б. Биотические факторы. 1) Химический состав воды. 2) Разнообразие планктона. 3) Влажность, температура почвы. 4) Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых. 5) Скорость течения воды. 6) Засоленность почвы. 7) Разнообразие растений. 8) Химический состав воздуха. 9) Наличие в воздухе бактерий. 14. Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, а образуют определенные  сообщества,  приспособленные  к  совместному  обитанию. Между ними возникают отношения: А. Позитивные (симбиоз). Б. Негативные. В. Нейтральные. 1) Партнеры не влияют друг на друга (окунь – крот). 2) Оба партнера (или один из них) извлекают пользу от другого. 3)  Обе   взаимодействующие   популяции   (или   одна   из   них)   испытывают отрицательное влияние. 15. Соотнесите понятия (А–В) и определения к ним (1–3). А. Мутуализм. Б. Комменсализм (нахлебничество). В. Комменсализм (квартирантство). 1) Особи  одного  вида  используют  остатки  пищи  особей  другого вида. 2) Особи одного вида предоставляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы. 3) Совместное   взаимовыгодное   сосуществование   особей   двух   или   более видов. 16. Взаимодействие двух организмов теоретически можно представить в виде парных комбинаций символов «+», «–» и «0», где «+» обозначает улучшение положения для организмов, «–» – его ухудшение и «0» – отсутствие значимыхизменений при взаимодействии. А. Симбиоз (…). Б. Нахлебничество (…). В. Квартирантство (…). Г. Кооперация (…). 17. Заполнить последнюю колонку таблицы примерами, характеризующими тип биотического взаимодействия между разными организмами: цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак­отшельник, щука, рыба­лоцман, пшеница,   наездник­трихограмма,   росянка,   смородина,   подберезовик,   актиния, тля,   муравьиный   лев,   бодяк   полевой,   бизон,   аскарида,   муравей,   заяц­беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц­русак, карась. Тип взаимоотношений Количество  примеров Примеры взаимоотношений данного типа А. Конкуренция Б. Паразитизм В. Мутуализм (симбиоз) Г. Хищничество Д. Комменсализм 3 3 2 5 2 18. Какие из приведенных ниже положений относятся к агроценозам, а какие – к биогеоценозам? А. Агроценоз. Б. Биогеоценоз. 1) Состоят из большого числа видов. 2) Способны к саморегуляции. 3) Не способны к саморегуляции. 4) Состоят из небольшого числа видов. 5)  Все   поглощенные   растениями   элементы   питания   со   временем возвращаются в почву. 6)  Значительная   часть   элементов   питания   изымается   из   почвы.   Для возмещения потерь необходимо постоянно вносить удобрения. 7) Единственным источником энергии является солнечный свет.8) Основной движущей силой эволюции является искусственный отбор. 9) Основной движущей силой эволюции является естественный отбор. 10)  Процветание,   сохранение   и   высокая   продуктивность   связаны   с деятельностью человека. 19. Определите: А. Какие из перечисленных взглядов и заслуг относятся к Линнею? Б. Что из перечисленного относится к Ламарку? В. Что из перечисленного относится к Дарвину? 1) Виды произошли путем эволюции от ранее живших видов. 2) Виды созданы творцом. 3) Виды неизменны, постоянны, вечны, эволюции нет. 4) Многообразие и сходство видов – результат создания их одним творцом по заранее намеченному плану. 5)   Многообразие   видов   –   результат   эволюции   в   различных   условиях, сходство видов – результат их родства. 6)   Приспособления   (целесообразность)   организмов   –   результат   эволюции путем естественного отбора. 7) Основная движущая сила эволюции в природе – естественный отбор. 8) Основная движущая сила эволюции в природе – стремление организмов к прогрессу, самосовершенствованию. 9) Организмы обладают только наследственностью. 20. Признаки классов Двудольные и Однодольные. А. Класс Двудольные. Б. Класс Однодольные. 1) Две семядоли. 2) Одна семядоля. 3) Стержневая корневая система. 4) Мочковатая корневая система. 5) Сетчатое жилкование листа. 6) Параллельное или дуговое жилкование листа. 7) Цветок четырех­ или пятичленный с двойным околоцветником. 8) Цветок трехчленный с простым околоцветником. 21. Выберите   признаки,  характерные   для   специфических   условий   жизни   в определенной среде.А. Наземно­воздушная среда. Б. Водная среда. В. Живой организм. 1) Мягкий температурный режим. 2) Достаточно высокая плотность среды. 3) Сравнительно малая плотность среды. 4) Ограниченность кислорода. 5) Резкие изменения температуры. 6) Различный солевой состав. 7) Практически неограниченный запас пищи. 8) Относительная стабильность условий. 9) Практически полное отсутствие кислорода. 10) Активное сопротивление среды обитания. 11) Относительно постоянное количество кислорода. 22. Перечислите последовательность изменений, которые будут происходить в численности популяций бактерий и инфузории­туфельки. А. Популяция бактерий. Б. Популяция инфузории­туфельки. 1) Быстрое увеличение численности. 2) Медленное увеличение численности. 3) Замедление роста популяции. 4) Ускорение роста популяции. 5) Уменьшение численности популяции. 6) Колебания  численности  популяции,  носящие  циклический  характер. 7) Относительная стабилизация численности. 8) Колебания численности, носящие хаотичный характер. 9) Рост популяции, происходящий по типу J-образной кривой. 10) Рост популяции, происходящий по типу S­образной кривой. 23. Выберите признаки, характеризующие соответственно хищника, паразита и паразитоида. А. Хищник. Б. Паразит. В. Паразитоид. 1) В  течение  своей  жизни  нападает  на  одну,  иногда  на  несколько особей.2) В течение своей жизни нападает на большое количество особей. 3) Поедает только часть вещества своей жертвы. 4) Поедает практически всю жертву. 5) Приводит свою жертву к гибели. 6) Наносит вред жертве, но редко приводит ее к быстрой гибели. 7) Гибель жертвы неизбежна, но наступает через определенное время. 8) Цикл развития тесно связан с жертвой. 9) Нападает на жертву и сам ею питается. 10) Нападает на жертву, но сам ею не питается. 24.   Выберите   характеристики,   соответствующие   экосистемам   суши   и Мирового океана. А. Экосистема суши. Б. Экосистема океана. 1) Занимают более 2/3 поверхности земного шара. 2) Занимают более 1/3 поверхности земного шара. 3) Дают 2/3 всей продукции биосферы. 4) Дают 1/3 всей продукции биосферы. 5)  Основными   продуцентами   биомассы   являются   одноклеточные растительные организмы. 6) Основными продуцентами биомассы являются высшие растения. 7) Главные запасы фитомассы находятся в умеренном поясе. 8) Главные запасы фитомассы находятся в тропических областях. 9) Запасы фитомассы распределены равномерно. 10) Фитомасса составляет 1/20 часть общей биомассы. 11) Фитомасса составляет более 90 % общей биомассы. 12) Пирамида биомассы прямая. 13) Пирамида биомассы перевернутая. 25.   Укажите   последовательность   изменений,   происходящих   в   водоеме, загрязненном большим количеством органических соединений азота и фосфора. Правильная последовательность – это … 1) Уменьшение количества кислорода. 2) Быстрое размножение фитопланктона. 3) Возрастание   количества   зоопланктона   ракообразных   и   других   водных организмов. 4) Увеличение количества кислорода.5) Быстрое  размножение  бактерий,  разрушающих  мертвые  организмы. 6) Накопление сероводорода. 7) Отмирание большого количества организмов. 26.   Дайте   характеристику   различных   видов   загрязнений   и   их   возможного влияния на организм человека. А. Химические загрязнения. Б. Биологические загрязнения. В. Шумовые загрязнения. 1)  Различные   химические   вещества,   как   правило,   составляющие   отходы производства. 2) При попадании в организм большими концентрациями способны привести к острому отравлению его и даже к смерти. 3) Болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. 4) Звуки в 20–30 дБ. 5) Звуки в 80 и более дБ. 6) Инфразвуки, ультразвуки. 7) При попадании в организм вызывающие инфекционные болезни. 8) Способные вызвать тиф, чуму, малярию. 9)  Вызывающие   нервно­психические   заболевания,   расстройства   сердечно­ сосудистой системы, ухудшение или потерю слуха. 10) Заражающие организм воздушно­капельным путем, при тесном контакте с больным или через переносчиков. 11)  Вызывающие   хроническое   отравление   организма   при   систематическом поступлении в него даже небольшими количествами. 12)  Вызывающие   хронические   воспалительные   заболевания   различных органов, изменения нервной системы, отклонения в развитии плода. 13) Попадающие в организм человека при дыхании, с продуктами питания и водой. 27. Форма отбора, когда действует и примеры. Соотнесите цифры и буквы. Форма отбора Когда действует (а) Примеры (б) I. Движущий II. СтабилизирующийIII. Разрывающий или дизруптивный 1) Действует при изменении условий существования. 2) Действует в постоянных условиях. 3)  Давление   отбора   направлено   против   особей,   имеющих   отклонения   от средней нормы. Действует в изменяющихся условиях существования. 4)  На   океанических   островах,   где   дуют   сильные   ветры,   мухи   либо   с длинными крыльями (оказывают сопротивление ветру), либо с рудиментарными крыльями (ползающие). 5) Устойчивость крыс к яду, вызывающему кровотечение. Сейчас крысы без вреда для себя поедают приманки, отравленные таким ядом. 6)  У  насекомоопыляемых   растений   размеры   и   форма   цветков,   которые соответствуют строению и размерам насекомых­опылителей, очень устойчивы. 28.   Даны   вопросы.   Из   предложенных   вариантов   ответов   выберите правильный и проставьте его букву напротив вопроса. В о п р о с ы : 1) В результате какого процесса гаплоидный набор хромосом переходит в диплоидный? 2) В результате какого процесса диплоидный набор хромосом переходит в гаплоидный? 3) Какие клетки содержат гаплоидный набор хромосом? 4) Какие клетки содержат диплоидный набор хромосом? 5) Какие клетки образуются в результате мейоза? 6) Какая диплоидная клетка дает начало зародышу? 7) Результатом какого процесса является рост организма? О т в е т ы : А. Зигота. Б. Женские гаметы. В. Мужские гаметы. Г. Оплодотворение. Д. Соматические клетки. Е. Митоз. Ж. Мейоз. З. Гаметы. 29. Дополните предложенные формулировки символами:1) Доминантный ген – это … 2) Рецессивный ген – это … 3) Гомозигота – это … 4) Гетерозигота – это … 5) Дигетерозигота – это … 6)   Сорта   гамет,   образующиеся   при   мейозе   диплоидной   клетки гетерозиготного родителя (АаBb), – это … 7) Гамета А + гамета а = зигота – это … 8) По фенотипу формула расщепления – это 3 черные : 1 белый, формула по генотипу – это … 9) Родители – это …, дети – это …, внуки – это … 10) Генотип белой крольчихи – это … (белая окраска шерсти – рецессивный признак). 30. Заполните таблицу, используя порядковый номер предложения из текста (1–14). Обозначения в некоторых графах могут повторяться. Сравнительная характеристика форм изменчивости Характеристика Модификационная изменчивость (А) Мутационная изменчивость (Б) I. Объект изменения II. Наследование признаков III. Изменение хромосом IV. Значение для особи V. Значение для вида VI. Роль в эволюции VII. Формы изменчивости 1) Наследуются. 2) Материал для естественного отбора. 3) Индивидуальная (неопределенная). 4) Фенотип в пределах нормы реакции. 5) Не изменяются. 6) Способствует выживанию вида. 7) Генотип.8) Полезные изменения способствуют повышению жизнеспособности особей, а вредные приводят к их гибели. 9) Определенная (групповая). 10) Возникает приспособленность организмов к условиям среды обитания. 11) Способствует выживанию особи. 12) Изменяются. 13) Возникают новые популяции и виды. 14) Не наследуются.