Загадка человека
Оценка 4.7

Загадка человека

Оценка 4.7
Документация
docx
обществознание
5 кл
19.06.2017
Загадка человека
На ввод­ном уроке к курсу лек­ций по об­ще­ст­во­зна­нию мы рас­смот­рим такую важ­ную, объ­ем­ную и вме­сте с тем ин­те­рес­ную тему, как «че­ло­век». Каж­дый из нас ко­гда-ни­будь за­да­вал­ся во­про­са­ми: а кто такой че­ло­век? По­че­му че­ло­век так похож на неко­то­рых живых су­ществ, на­се­ля­ю­щих нашу пла­не­ту, и в то же время так не похож на них? С дав­них вре­мен че­ло­век искал от­ве­ты на эти во­про­сы, а также на во­про­сы, ка­ко­во пред­на­зна­че­ние че­ло­ве­ка, по­че­му он так от­ли­ча­ет­ся от осталь­ных живых форм на пла­не­те Земля и от­ли­ча­ет­ся ли во­об­ще. Мы по­пы­та­ем­ся разо­брать­ся в них.
человек.docx
На вводном уроке к курсу лекций по обществознанию мы рассмотрим такую важную, объемную и вместе с тем интересную тему, как «человек». Каждый из нас когда-нибудь задавался вопросами: а кто такой человек? Почему человек так похож на некоторых живых существ, населяющих нашу планету, и в то же время так не похож на них? С давних времен чело- век искал ответы на эти вопросы, а также на вопросы, каково предназна- чение человека, почему он так отличается от остальных живых форм на планете Земля и отличается ли вообще. Мы попытаемся разобраться в них. Отличия эмоциональной сферы животных Может быть, впервые вы зададитесь вопросом: а кто мы? Первым, что при- ходит в голову, является ответ: мы – люди. Ведь мы способны общаться, обмениваться информацией, радоваться и страдать, смеяться и грустить – все это составляющие человеческой жизни. Казалось бы, все просто, но на самом деле, если вдуматься, человеческие эмоции – очень сложный меха- низм. Например, когда человеку плохо, он огорчается, переживает, пла- чет, страдает; в подобной ситуации животные могут скулить, как-то по- своему страдать, но эти проявления нельзя сравнить с той гаммой эмоций, которые присущи человеку. Великие о сущности человека Мудрыми людьми многое сказано о человеке. Вы, наверняка, слышали ин- тересные изречения о людях. Вот некоторые из них: точ ник) Рис. 1. Антуан де Сент-Экзюпери (Ис Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека. Быть человеком – значит буквально то же самое, что и нести ответствен- ность. Это значит – испытывать стыд при виде того, что кажется незаслу- женным счастьем. Антуан де Сент-Экзюпери. Что же милее всего для человека? Жизнь: потому что с нею только связа- ны наши радости, все наше счастье, все наши надежды. Николай Гаврилович Чернышевский. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А.П. Чехов Если верить нашим философам, человек отличается от других живых су- ществ умением смеяться. Аддисон Джозеф Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история. Генрих Гейне Влияние человеческой деятельности на природу Каждый из приведенных афоризмов указывает на что-то самобытное в че- ловеке, на уникальность каждой личности в сравнении со всем, что его окружает. Отличаясь от всего мира, человек в то же время старается улуч- шить его, изменить в хорошую сторону. Иногда мы, люди, ошибаемся и творим не только добро. Результатом человеческой деятельности является загрязнение окружающей среды, исчезновение редких видов животных и растений. Рис. 2. Загрязнение побережья мирового океана (Ис точ ник) Рис. 3. Рабочий собирает мертвую рыбу из озера в Ухане, Китай (Ис точ ник) Рис. 4. Птица, пострадавшая от крушения танкера с мазутом (Ис И все же мы стараемся заботиться о нашей планете, ведь это наш дом. Помимо социальной связи с природой, человек также имеет с ней и биоло- гическую связь. ник) точ Человек как биосоциальное существо Человек – существо биосоциальное. Это значит, что условно мы состоим из двух структур: биологической – наша физиология, психические реакции, эмоции, данные изначально; и со- циальной – наши связи с обществом, положение в социуме, жизнь в кол- лективе. Биологическая составляющая человека Ведя разговор о биологической составляющей, мы предлагаем вам вспом- нить, на кого вы похожи. Кто-то похож на маму, кто-то на папу, кто-то на бабушку или дедушку, а кто-то не похож ни на кого. Рис. 5. Часто дети очень похожи на родителей (Ис точ ник) Наследственность Это нормально, поскольку мы наследуем определенные признаки от наших предков. При рождении мы получаем определенные признаки био- логического вида человек: прямохождение, определенное строение верх- них и нижних конечностей, определенное расположение органов зрения и слуха. Так же происходит и в животном мире: голубь производит на свет голубя, не бывает ситуаций, чтобы голубка снесла яйцо, из которого вылу- пился бы орел. Исключением можно назвать только кукушку: она подбрасывает свои яйца в кладку к другим птицам. Птица выращивает кукушонка, который иногда бывает больше своих приемных родителей, как собственного птенца. точ ник) Рис. 6. Кормление кукушонка (Ис Хотя он, по сути, не является настоящим потомком этой птицы. Кукушонок не похож внешне на выкормившего его родителя, и поведение его будет совершенно другим – таким же, как у других кукушек. Точно так же и че- ловек перенимает у родителей определенную генетическую информацию, как-то: цвет волос, форма носа, разрез глаз, рост, голос, строение черепа и пр. Эти и другие признаки являются частью наследственности. Наследственность – свойства организмов повторять от поколения к поко- лению сходные природные признаки. С этим термином вы могли познакомиться на уроках биологии. У живот- ных, как и у людей, происходит передача определенной генетической ин- формации от родителей к потомству, т.е. информация касательно строе- ния тела. У животных наследственность проявляется в передаче инстинк- тов. Инстинкты у животных и у человека Инстинкты – совокупность врожденных компонентов поведения и психи- ки. Инстинкты проявляются в действиях и психических реакциях, присущих организму изначально, не требующих специального обучения. Например, хамелеон при рождении получает способность менять цвет: естественным образом при приближении опасности окрас хамелеона адап- тируется к окружающей среде. точ ник) Рис. 7. Хамелеон (Ис Многие животные практически с момента рождения умеют прыгать, бе- гать, защищаться. Например, жеребенок уже через несколько часов после рождения может самостоятельно ходить. В то время, когда ребенку требуется не менее 10- ти месяцев для того, чтобы начать ходить, как люди (человек – homo erectus – человек прямоходящий). Прямохождение – сложный механизм, для формирования опорно-двигательной системы (достаточной стойкости позвоночника, силы мышц) человеку требуется не менее 10 месяцев после рождения, в отличие от жеребенка, который очень быстро обретает спо- собность передвигаться. Такая способность жеребенка является инстинк- том. точ ник) Рис. 8. Новорожденный жеребенок (Ис Также животные, в отличие от человека, от рождения чувствуют, что представляет для них опасность. Вы можете понаблюдать за маленькими детьми, если таковые есть в вашей семье, или попросить рассказать роди- телей, как они вели себя в младенчестве, и увидеть, что взрослые стара- ются не оставлять ребенка без присмотра ни на минуту. А все потому, что маленькие дети очень любопытны и все пытаются попробовать на вкус. Рот человека является одним из наиболее чувствительных органов, именно поэтому ребенок, пока еще не зная других способов познания окружающе- го мира, инстинктивно пробует все на вкус, т. к. на данный момент этот орган чувств развит у него наиболее сильно. Данный пример иллюстриру- ет человеческие инстинкты. Рис. 9. Семимесячный младенец (Ис точ ник) Формирование человека, опыт Итак, мы можем сделать вывод, что человеку изначально дается достаточ- но большой набор качеств как инстинктов, но это далеко не все, из чего состоит человеческая сущность. Биологической составляющей недостаточ- но для полноценного существования в современном мире. Человек не смог бы полноценно существовать без опыта предыдущих поколений. Так от своих родителей мы унаследовали возможность развить речь, возмож- ность правильно ходить, сидеть, возможность развить мелкую моторику рук, но, чтобы превратить эти возможности в реальные умения, необходи- ма правильная соорганизация инстинктов и процесса обучения. Таким образом, шаг за шагом (англ. step by step) формируется человек. Несмотря на то, что мы рождаемся с приблизительно одинаковым набором качеств, каждый человек с рождения заявляет о своей индивидуальности, уникальности. Эмоциональная сфера человека Ребенок появляется на свет с определенным набором эмоций, так сказать со своим характером: есть дети, которые много плачут, это может быть связано не только с его физиологическими потребностями в тепле, пище, комфорте; но и с внутренними потребностями во внимании, заботе, при- знании его значимости. Но есть дети, которые при возникновении любой из перечисленных выше потребностей громко плачут, а есть такие, кото- рые достаточно долго не заявляют о них, т. е. являются более спокойными. Каждый человек – индивидуальность. Древние римляне называли ново- рожденных tabula rasa (лат. «чистая доска»), считая, что на эту чистую доску можно вписать все, что угодно, формируя нового человека. В этом есть доля правды, но все же мы знаем, что это не совсем так, ведь на этой доске уже имеются какие-то записи: наша внешность, унаследованная от родителей и вместе с тем уникальная; Рис. 10. Вместе с характером мы наследуем от родителей внешность (Ис наш характер, преобладающий тип темперамента, эмоции. Когда же мы начинаем вносить записи на доску – обучать ребенка, каждый такой ребе- нок, исходя из своих особенностей, способностей и задатков, получается уникальным. Из совокупности всех факторов, о которых мы говорили, и со- стоит человек и человечество. ник) точ Итоги урока Подводя итог нашего разговора, мы можем сказать, что человек является частью природы. точ ник) Рис. 11. Планета Земля из космоса (Ис При рождении мы получаем приблизительно такой же набор качеств, как и другие живые существа, какие-то способности у нас развиты лучше, какие- то – хуже. В то же время мы обладаем уникальными качествами: разумом, прямохождением, приспосабливаемостью к окружающей среде. Это биоло- гическая составляющая нашей жизни, но мы, помимо биологии, которая в животном мире зачастую составляет всю жизнь, обладаем еще и социаль- ным сознанием. То есть, рождаясь живым существом, с течением времени человек перерождается в существо социальное и живет уникальной чело- веческой жизнью.

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека

Загадка человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.