Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса и предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их ин-теллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по следующим темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика».
Загадки русского языка.docx
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса и
предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их ин
теллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к
русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся
получают углубленные знания по данному предмету по следующим темам: «Морфемика»,
«Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика»,
«Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется
практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Исполь
зуя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргумен
тировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как русский язык
как родной в школе относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе
с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.
Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к
языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята
учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель:
развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
способствовать развитию творческих способностей школьников.
Общая характеристика курса
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10 лет.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс
конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
лекции;
•практические занятия с элементами
игр и игровых элементов, дидактических и разда
точных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, голо
воломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными
словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоя
тельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
I. игровая;
II. теоретическая;
III. практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуали
зации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств
школьника
Программа курса рассчитана на 35 часов 1 час в неделю.
Место предмета в учебном плане
2 № Название темы (раздела)
Всегочасов Из них
теория
практика
4
5
Организационное занятие
1
1
Секр еты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
2
2
3
Разночтение слов в звучании и написании.
Для чего используют звуковые повторы в речи.
Какова роль интонации в устной речи
Обобщающее занятие «Кто говорит сеет, кто
слушает собирает»
Загадки русского словообразования.
(Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)
О чём рассказывает словообразовательная
6
1
модель слова.
7
Что такое словообразовательное гнездо од
нокоренных слов.
Почему с течением времени может измениться
морфемный состав слова
Этимология слов. Работа со словарями
Сказочные превращения.
Презентация творческой работы.
8
9
1
1
10
11
Секреты письменной речи (Г рафика. Орфография. Пунктуация) (5ч)
12
13 В чём секрет правописания морфем.
14 Как пунктуационные знаки помогают пере
Зачем нужно знать алфавит.
0,5
0,5
0,5
1
1
1
давать смысл высказывания
15 Не пером пишут умом. Тайны письма.
16 Бенефис знаний.
Загадки русского слова (Лексика. Фразеология) i 5 ч)
17
1
На какие группы делится словарный состав
русского языка
В чём особенность употребления слова в
художественном тексте.
О чём рассказывают фразеологизмы
1
1
18
19
20
Фразеология в художественных произведе
ниях.
Практическая работа.
21
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
0,5
22
Чем отличаются склоняемые части речи друг
от друга.
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
Учебнотематический план
3 23
24
25
В чём секрет глагола и его форм.
Как отличать грамматические омонимы.
Какими бывают предложения.
Грамматике учиться всегда пригодится.
Мониторинг проверки знаний.
26
Речевой этикет.(3 ч)
27
Правила речевого этикета.
88
Формулы речевого этикета.
Обобщающее занятие. (2ч)
Итого часов: 35
1
1
1
2
2
1
0,5
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5
0,5
1
1
Личностные результаты:
Планируемые результаты.
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного умение чувствовать красоту и выразительность речи, стре
миться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
4 определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосо
четание, предложение, текст; особенности ударения в русском языке; основные правила ор
фоэпии; основные способы образования слов; основные способы определения лексического
значения слова; тематические группы слов; правила русской орфографии; морфологические
признаки частей речи; нормы употребления в речи языковых единиц; виды словосочетаний;
виды предложений; основные группы пунктуационных правил; признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать содержание научноучебного и художественного текстов, воспринимае
мых на слух;выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его
принадлежность определённому типу речи; сохранять при письменном изложении типологи
ческую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства; анализировать
тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензиро
вать чужие тексты и редактировать собственные; проводить фонетический и орфоэпический
разбор слов; правильно произносить широко употребляемые слова; по типичным суффиксам и
окончанию определять изученные части речи и их формы; определять способы образования
разных частей речи; соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их
лексическим значением, а также с условиями общения; толковать значение общеупотре
бительных слов и фразеологизмов; различать постоянные и непостоянные признаки частей
речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; владеть правильным спо
собом применения изученных правил орфографии; составлять схемы словосочетаний и кон
струировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех
частей речи; объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций; строить
пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить зна
ния, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим
темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало
заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лин
гвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, по
пробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые сек
реты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из
жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунк
туационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из
практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие вы
работать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для
письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формиро
ванию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практиче
ского. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интел
лектуальной игры, тренинга, мониторинга, прессконференции. После окончания курса уча
щиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает
мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
5 Содержание программы
Организационное занятие.(1ч.)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с
примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел1
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи
Тема 1.4. Обобщающее занятие «Кто говоритсеет, кто слушает собирает»
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные
тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2
Загадки русского словообразования.
( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2.4 Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5 Сказочные превращения.
Тема 2.6 Презентация творческой работы.
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела
учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации
(по желанию): телевидение, радио, интернет.
РазделЗ.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)
Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема3.2. В чём секрет правописания морфем
ТемаЗ.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема3.4. Не пером пишут умом. Тайны письма.
Тема3.5. Бенефис знаний.
Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произ
ведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипо
тезы.
Раздел 4
Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка Тема
4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изу
чают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел5
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)
Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема5.4. Какими бывают предложения.
Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса,
даются задания повышенной трудности, для любознательных.
.
6 Тема 7.1 Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый
эрудированный и интеллектуальный школьник. На занятии проводится мониторинг, под
тверждающий знания, умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
7 9
Загадки русского языка
Загадки русского языка
Загадки русского языка
Загадки русского языка
Загадки русского языка
Загадки русского языка
Загадки русского языка
Загадки русского языка
Загадки русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.