Тема: Заглавная буква З
Цель: формирование умения писать заглавную букву З.
Задачи: закреплять умение проводить поэлементный анализ письменной буквы, выделять элементы, входящие в ее состав; учить писать букву З, правильно соединять ее с другими буквами;
закрепить правила написания большой буквы, алгоритм списывания с образца;
воспитывать аккуратность при выполнении письменных работ.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие «Пропись 1», рисунки, плакат «Сиди правильно»; калька, элементы-шаблоны букв.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Повторение знаний о звуках [з], [з’] и букве З. Подготовка ответов
на вопросы.
— С какой буквой вы работали на уроке чтения? Как она называется?
Какие звуки обозначает? Для чего нужны знания о существовании двух букв
з, З и умение их писать?
2. Прослушивание стихотворения Агния Барто .
Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзинке принесли.
Она была разиней —
Резиновая Зина,
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
· Подготовка ответов на вопросы.
— Кто главный персонаж? Кто такая резиновая Зина? (Кукла.) Что обозначает слово Зина? (Женское имя.) Почему автор назвал куклу разиней? (В разговорной речи так называют человека рассеянного, невнимательного.) Кто виноват,
что кукла упала из корзины?
— В каких еще словах стихотворения слышатся согласные звуки [з], [з’]?
3. Повторение правила о написании большой буквы. Подбор слов, в написании которых первой будет большая (заглавная) буква З: имена и фамилии детей, сказочных героев — Зоя, Зиновий, Захар, Золушка, Змей Горыныч.
- Умеете писать заглавную букву З? Хотите научиться?
4. Размышление над целью урока и задачами, которые будут решаться.
III. Сообщение темы и цели урока
IV. Изучение новой темы
1. Знакомство с письменной буквой З (с.43).
· Рассматривание рамок с печатной и письменной буквой З. Сопоставление печатной буквы З и письменной З.
· Графический анализ письменной буквы З с опорой на фрагменты пазла с элементами буквы.
- Из каких элементов состоит письменная буква З? Сколько элементов? Назовите их.
2. Конструирование буквы из элементов-шаблонов.
3. Объяснение учителем написания буквы З с показом на доске (передача целостного образа письменной буквы): буква пишется без отрыва руки. В заглавной письменной букве З два основных элемента - полуовала.
Размышление о возможности правильно написать новую букву.
- Начинаем писать ниже середины нерабочей строки. Пишем верхний правый полуовал: слева на право прописываем закругление к середине нерабочей строки, опускаем плавно вниз полуовальную линию к верхней линейке рабочей строки и вытягиваем её влево. Пишем нижний правый полуовал: от нижней точки верхнего полуовала на верхней линейке ведём полуовальную линию вправо вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линейки, поднимаем плавно вверх.
Физкультминутка
4. Повторение организационных правил письма.
5. Пальчиковая гимнастика: упражнение «Игра на пианино», веерные движения пальцев, сжимание/разжимание кулачков.
6. Письмо буквы З в прописи (с.43).
· Демонстрация учащимися готовности к выполнению заданий с помощью сигнала-жеста «Готов к письму».
· Строка-подсказка (условный знак «Образец учителя»). Учитель повторно комментирует последовательность (обозначена на букве З красным цветом и стрелкой) написания элементов буквы З, а учащиеся в прописи под рабочей строкой переставляют пальчик на соответствующий образец буквы.
· Письмо буквы в воздухе.
· Письмо элементов буквы З в увеличенной строке (условный знак «Пропиши»).
· Обводка в красной рамке образца буквы З тыльной стороной ручки.
· Письмо буквы З: обводка по данному образцу; остановка.
· Дописывание буквы по ее началу (обозначено точками черного цвета); самостоятельная работа по написанию буквы З; остановка. Демонстрация учащимися сигналов-жестов «Писать закончил», «Работа выполнена».
· Самооценка по критерию «Сходство с образцом» с использованием линеечек самооценки.
7. Обучение чтению слогов с буквой З (с. 43).
· Чтение слогов, написанных печатными буквами (условный знак «Читай быстро»).
- Как будем читать слоги? В каком слоге буква З будет читаться как мягкий согласный звук? Какая буква «командует»?
· Чтение слогов структуры СГ с буквой З, написанных пунктирной линией.
Рассматривание первого слога, называние гласной а, чтение слога За; называние во втором слоге гласной у, чтение слога Зу. И т. д. Фиксация внимания на том, что в печатных слогах буквы стоят хоть и рядом, но раздельно, а в письменных — «взялись за руки», соединены.
· Письмо слогов с буквой З — обводка в прописи по пунктирным линиям (каждый раз с проговариванием). Упражнение в правильном написании верхнего и нижнего соединений букв в слогах (с. 43).
Физкультминутка
8. Обучение написанию слогов с буквой З: За, Зу, Зо, Зы, Зи (с.43, три рабочие строки): чтение слога в рабочей строке, определение соединения букв в слоге, запись по образцу, запись слога по пунктирным линиям. Самооценка.
· Демонстрация учащимися сигналов-жестов «Писать закончил», «Работа выполнена».
· Договаривание записанных слогов до целого слова. (Зоя, Зося, Зара, Захар, Зураб, Зина, Зимфира, Зиновий.)
V. Закрепление изученного
1. Запись слова Зина с предварительным анализом (с. 43).
- Прочитайте слово, записанное пунктирной линией. Сколько в нем слогов? Прочитайте первый слог. С какой буквой гласного звука этот слог? Как соединены буквы З и и?
Обведите по пунктирам первый слог.
- Прочитайте второй слог. С какой буквой гласного звука этот слог? Как соединены буквы н и а? Обведите по пунктирам второй слог.
- Как соединим первый и второй слоги? Прочитайте слово.
· Самостоятельная запись слова Зина по слогам. Самооценка.
· Демонстрация учащимися сигналов-жестов «Писать закончил», «Работа выполнена».
2. Решение ребуса.
- Прочитаем слово, написанное пунктирной линией. Какой слог нужно «вычесть» (отнять)? Закройте его пальчиком в слове морозы. Какое слово получится, кто догадался?
3. Запись слова розы.
· Образец письма учителем с комментированием. Например: «Пишу слово розы: ро с буквой о, соединение нижнее; добавляю зы, плавное верхнее соединение букв о и з; верхнее соединение букв з и ы. Проверяю».
· Самостоятельная работа по записи слова розы, диктуя себе по слогам.
4. Списывание предложений У Зины рана. Там заноза (см. алгоритм работы по списыванию предложения в уроке 23).
VI. Подведение итогов
Подготовка ответов на вопросы.
- Чем вы занимались на уроке? Какую букву вы учились писать? Какие задания выполняли? Назовите имена и фамилии, которые будут писаться с большой буквы З.
VII. Рефлексия. Оценка продуктивности деятельности на уроке
- Вспомните, какая перед нами стояла задача. Назовите. Выполнили мы ее?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.