Захириддин Мухаммад Бобур
Оценка 4.6

Захириддин Мухаммад Бобур

Оценка 4.6
Документация
docx
преподавание
10 кл—11 кл +1
22.02.2020
Захириддин Мухаммад Бобур
З.Бобур
З.Бобур.docx

Учитель:Бекчанова.Ш.Б                               Зам дир по духов___________________________

__________________

 

 Тема: «Жизнь и творчество Захириддина Мухаммада Бабура»

 

Цели:

познакомить учащихся с личностью и творчеством великого узбекского поэта, мыслителя, историка и государственного деятеля Захириддина Мухаммада Бабура; формировать уважительное отношение к истории и культуре родной страны; воспитание патриотизма и гражданственности; развитие патриотических чувств любви и преданности к родной земле; расширять кругозор учащихся; развивать чувство гордости за родное Отечество; способствовать интеллектуальному развитию учащихся.

Оборудование урока: портреты поэта, его книги; проектор, компьютер, видеофильм о Бабуре.

Межпредметные связи: история, музыка, эстетика

ХОД УРОКА:

Эпиграф урока:

В своих скитаньях ни на час

я радости не знал,-

По милой родине скорбит

извечно человек.

(З.М.Бабур)

1. Орг.момент. (приветствие, отметить отсутствующих)

2. Сообщение темы и целей урока:

Февраль можно назвать счастливым месяцем узбекской поэзии. Один за другим отмечаются дни рождения великих национальных поэтов и мыслителей - сначала Алишера Навои (9 февраля), потом Захириддина Мухаммада Бабура (14 февраля).

Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Бабура; определим жанровое своеобразие его произведений; характерные особенности и основные мотивы его лирики; а также поговорим о том, какую роль в творчестве Бабура занимает тема Родины.

3. Слово учителя (лекция)

Краткое изложение биографии З.М.Бабура

Автор строк эпиграфа нашего урока – Захириддин Мухаммад Бабур, величайший поэт, мыслитель и ученый Востока, он же полководец и государственный деятель, завоеватель Индии и Афганистана, достойный потомок великого прадеда Амира Тимура. Имя Бабур означает «лев, полководец, барс". Бабур родился 14 февраля 1483 года в городе Андижане. Он происходил из рода Тимуридов и был прямым потомком великого Тамерлана. Отец его, правитель Ферганы, Омар-шейх Мирза был правнуком третьего сына Тимура Миран-шаха. Его мать, Кутлуг Нигорханым, чингизидка, была дочерью могулистанского правителя Юнусхана. Сестра Бабура Ханзаде была замужем за правителем Самарканда Шейбани-ханом.

В возрасте 12 лет, в результате трагической гибели своего отца, он становится новым правителем Ферганской области и вступает в жестокую борьбу за власть в Мавераннахре. В течение 1494-1496 гг., будучи еще подростком, он участвует в сражениях за Самарканд и впервые встречается на поле боя со своим самым сильным врагом – Шейбаниханом, который оказал огромное влияние на дальнейшую судьбу Бабура.

В 1504, воспользовавшись междоусобицами и войнами между соперничавшими правителями из рода Тимуридов, предводитель кочевых узбекских племен Мухаммед Шейбани-хан захватил Самарканд и Андижан, а затем Ташкент, вынудив Бабура отступить в Кабул.

Бабур безуспешно пытался объединить разрозненные области Мавераннахра и создать новое великое государство Тимуридов. После 9 лет упорной борьбы за объединение тимуридских династий, Бабур потерпел поражение и вынужден был покинуть родной край. Так, в возрасте двадцати одного года он стал изгнанником. Позже тема изгнанничества и потери родины станет одной из центральных тем лирики Бабура.

Ты на чужбине – и забыт, конечно, человек!

Жалеет только сам себя сердечно человек.

В своих скитаньях ни на час я радости не знал!

По милой родине скорбит извечно человек.

Укрепившись в Кабуле, Бабур пытался в 1505-1515 гг. вернуть среднеазиатские владения, но каждый раз терпел поражения. Его мечтам суждено было осуществиться в Индии. Разгромив войска делийского султана, он основывает на подвластной ему территории империю, вошедшую в историю мировой цивилизации под именем «Империи Великих Моголов», которая просуществовала после его смерти более 300 лет.

Умер Захириддин Мухаммад Бабур 26 декабря в 1530 году в Агре. Выполняя последнее желание Бабура, впоследствии его останки были перевезены в Кабул. Гробница его сохранилась до наших дней.

Творчество Бабура.

«Бабур-наме»- исторический памятник, «личные наблюдения и изящные мысли о мире тонкого знатока восточной литературы».

Захириддин Мухаммад Бабур занимает особое место в истории культуры и литературы узбекского народа. В этом человеке сочетались различные таланты.

Его перу принадлежит одно из самых известных в мировой литературе восточных произведений «Бабур-наме» (Записки Бабура).

Вершиной научно-литературного наследия Бабура, творением, принесшим ему мировую славу, несомненно, является эта уникальная автобиографическая книга, отражавшая сведения об истории и жизни народов, экономике, природе и географии Средней Азии, Афганистана и Индии в конце XV-начале XVI вв.

«Бабур-наме» - это личные дневники Бабура, которые он вел на протяжении всей жизни и собранные им в одно произведение.

В этом своеобразном историческом документе отражены не только события из жизни Бабура за двадцать пять лет, но и дается подробное описание окружающей природы, растений и животных, самые различные сведения по культуре, архитектуре, искусству, географии, климату тех стран, в которых довелось побывать автору. Книга полна ярких портретов современников Бабура, известных деятелей своего времени – поэтов, музыкантов, художников, правителей. Особенно тепло отзывается Бабур о своем духовном наставнике, великом узбекском поэте Алишере Навои.«Бабур-наме» является не только интересным литературным произведением, образцом мемуарной прозы на узбекском языке, но и историческим памятником, который дает полное представление о жизни народов Узбекистана и Центральной Азии на рубеже XV-XVI веков.

"Мемуары Бабура - не дневник воина о наступлении или отступлении, - пишет английский историк Лейн Пуул. - В этих воспоминаниях - личные наблюдения и изящные мысли о мире тонкого знатока восточной литературы, человека благородного, образованного и наблюдательного, глубоко изучившего людские души и чрезвычайно объективного в оценке ситуаций".

По богатству и разнообразию материала, языку и стилю главный труд Бабура "Бабур-наме" превосходит любую историческую хронику, составленную придворными летописцами того времени.

С момента написания произведения прошло более 500 лет, но оно остается понятным и доступным. По мнению специалистов, секрет в ясности мысли и "легкости" языка автора.

Кто проявит верность людям, всюду верность тот найдет,
Кто проявит к ним жестокость, злую скверну тот найдет.
Человек с душою доброй не увидит в жизни зла, 
Кто добро предал забвенью, мук безмерность тот найдет.

Лирика Бабура.

Почти вся жизнь Бабура прошла в военных экспедициях, но он уделял время и науке, и литературе, и музыке, добившись и на этом поприще значительных успехов. Ему принадлежат стихотворные трактаты по правоведению, трактаты в прозе по музыке, поэтике и по военному делу. Он создал свой особый стиль письма, называемый «Хатти Бабури».

И в то же время Бабур был талантливым лирическим поэтом, продолжившим лучшие традиции поэзии Алишера Навои и сумевшим внести свой вклад в развитие узбекского языка и литературы.

Он сумел привнести в достаточно устоявшиеся жанровые и образные каноны газели своеобразную легкость и пронзительную искренность чувств, ясность, простоту и реалистичность.

Для лирики Бабура характерно то, что глубокие и сложные переживания автор передает в чрезвычайно простых выражениях:

Меня судьба, увы, измучила вконец.

Оторвала давно от любящих сердец.

Чего-чего она мне только не дарила:

И горе, и позор, и царственный венец.

Прекрасно владея персидским языком, он все свои главные произведения создал на родном узбекском языке и до последних дней жизни мечтал вернуться на родину, с теплотой вспоминая прекрасную Ферганскую долину, ее благодатные земли и журчащие реки. Разлука с родным краем была огромной жизненной трагедий Бабура. Ностальгические нотки, любовь к родному краю присутствуют во многих его произведениях.

Нередко тема потерянной родины совмещена в стихах поэта с темой любви.

Чужбине заплатил своею кровью дань я.

Мое лицо давно покрыла пыль изгнанья.

Мне страшно расспросить о том, как ты жила,

Мне страшно говорить и про свои страданья.

Согласно традициям восточной лирики, воспевающей любовь, красоту возлюбленной, радость свидания и страдания от разлуки, темой большинства газелей Бабура является тема неразделенной любви. Лирический герой страдает от ветрености и капризов возлюбленной, и в то же время не устает восхищаться ее красотой. Поэт называет ее солнцем, луной, часто сравнивает с цветами – розой, тюльпаном, фиалкой. Влюбленный герой сравнивает себя с мотыльком, сгорающим в пламени любовного жара, с соловьем, воспевающим гордую красоту неприступной розы. Эти поэтические средства были характерны для поэтики жанра газели. Бабур творчески переработал традиции газели, внес в описания простоту и реалистичность. Лирическая героиня его газелей, несмотря на возвышенные эпитеты, земная женщина, капризная и непостоянная, приносящая страдания полюбившему ее поэту.

Я сердцу говорю: «Любовью не живи,

Тебе, увы, не стать счастливей от любви!»

А есть ли в мире тот, кто знал в любви удачу?

Коль есть, скажу ему: «Судьбу благослави!»

Без луноликой не светло от солнечного света,
Несладок сахар без нее, чья сладость мной воспета.
Без тонкостанной кипарис мне грудь стрелой пронзает,
Без розоликой нет у роз ни запаха, ни цвета.

Что стану делать я в раю? Хочу быть с нею рядом,
Зачем же мне другой приют в садах другого света?
Пусть голову из-за нее, тебе, Бабур, отрубят,
Но невозможно оторвать от милой сердце это!

Для восточной поэзии характерна ярко выраженная философская направленность, получившая отражение и в лирике Бабура.

Тому, кто свет искал и знания постиг,

Достойный ученик нужнее всяких книг

Я многое постиг, но нищ учениками,

Быть может потому, что сам я ученик

В его поэзии также затронуты вопросы нравственности и духовного совершенства человека. В своих рубаи (лирических четверостишиях) он говорит о том, как человек должен воспитывать в себе лучшие моральные качества. Его многогранное творчество и в наши дни несет воспитательную миссию для молодого поколения. Идеи добра и гуманизма не утратили своей ценности и значимости на протяжении веков.

Рубаи и газели Бабура восхищают и вдохновляют многих людей и сегодня.

Творчество Бабура в истории культуры и литературы узбекского народа.

Автор "Бабур-наме" ушел из жизни в 48 лет, оставив после себя не только славу, но и богатое, многогранное духовное наследие. В одном из своих рубаи Бабур напишет:

"Каких страданий не терпел и тяжких бед Бабур?
Каких не знал измен, обид, каких клевет Бабур?Но кто прочтет "Бабурнаме", увидит, сколько мук
И сколько горя перенес царь и поэт Бабур!"

 

Он был одним из величайших людей своего времени. Создав одну из самых сильных империй в истории Востока, он, тем не менее, оставался в душе пламенным патриотом своей Родины и до конца своих дней стремился наладить дипломатические и дружественные связи с родным городом Андижаном.

Сегодня наш народ с гордостью произносит имя Захириддина Мухаммада Бабура и чтит его память. Многочисленные исторические памятники, центры досуга названы в честь великого поэта. В городе Андижане есть памятник Бабуру, а так же Дом Бабура, сохранившийся до нашего времени.

Имя Захириддина Мухаммада Бабура в истории Узбекистана стоит наравне с такими деятелями политики и военного дела как Джалоддин Мангуберды, Амир Тимур, Улугбек, Алишер Навои. Тимуридский царевич, создавший империю Бабуридов в Индии, был преданным сыном своей Родины и до конца своих дней боролся за её благополучие.

Творчество Бабура в истории мировой культуры и литературы.

"Бабур-наме" на протяжении многих веков привлекает внимание ученых и высоко ими оценивается. Она издана более чем на 30 языках, а в 70 с лишним музеях мира хранятся бесценные источники, относящиеся к периоду жизни Бабура и его потомков. Наряду с учеными Узбекистана научные исследования в области бабуроведения проводят и зарубежные специалисты.

Они подчеркивают высокие личностные качества Бабура как крупного полководца, тонкого знатока и ценителя науки и просвещения, покровителя творческой интеллигенции, мецената культуры и искусства.

Английский историк Эдуард Холден ставит Бабура в один ряд с Цезарем как полководца, общественного деятеля и литератора, обладающего обаятельным характером: "На его челе отпечатывалась суть человека высоких благородных качеств".

Гений Бабура явил миру бессмертные творения, обогатившие сокровищницу человеческой цивилизации. Переведенные на разные языки, они дарят зерна истины и красоту наслаждения разным народам мира.

Проходят столетия, сменяют друг друга исторические эпохи.

Труды Бабура, глубокие по содержанию и совершенные по поэтической форме, стали органичной частью мирового наследия. Он продолжает говорить с нами на благородном, мудром языке добра и любви.

Не говорите, что Бабур

не завершил пути:

Остановился я на миг,-

мне снова в путь пора...

"Бабур - неординарная личность, - писал Джавахарлал Неру. - Он является выдающимся правителем, человеком эпохи Возрождения, любящим искусство, литературу, умеющим наслаждаться красотой жизни".

Ему посвящены сотни научных трудов, повестей и романов, художественных фильмов, музеев.

4. Закрепление.

Просмотр видеофильма о З.М.Бабуре.

Ответы на вопросы.

5. Рефлексия

  • что дал вам сегодняшний урок?
  • какие выводы мы сделаем для себя?
  • что помог понять, осознать урок?

6. Заключительное слово учителя.

Д/з. Выучить наизусть рубаи, газели Бабура.

8. Итог урока (выставление оценок).


 

Скачано с www.znanio.ru

Учитель:Бекчанова.Ш.Б

Учитель:Бекчанова.Ш.Б

Узбекистана и Центральной Азии на рубеже

Узбекистана и Центральной Азии на рубеже

Он был одним из величайших людей своего времени

Он был одним из величайших людей своего времени
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2020