6. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. Модель многоуровневой подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения / М. Е. Вайндорф-Сысоева, М. Л. Субочева // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». – 2019. – №2(7). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Vayndorf-
Sysoeva_ME_Subocheva_ML_2_2019 (Дата обращения: 09.11.2022).
7. Искусство сфокусированной беседы. 100 способов доступа к групповой мудрости в рабочей среде / Главный редактор: R. Brian Stanfield.
Издательство: iUniverse, 2017. – 232 с.
8. Как учителю правильно задавать вопросы // Дидактор: педагогическая практика. 20.11.2017. URL: http://didaktor.ru/kak-uchitelyu-pravilno-zadavatvoprosy (Дата обращения 20.11.2022).
9. Марторелла П. Использование вопросов в процессе обучения / П. Марторелла // Учительская газета. URL: http://www.ug.ru/old/01.28/t15.htm; https://multiurok.ru/blog/ispol-zovaniie-voprosov-v-protsiessie-obuchieniia.html (Дата обращения: 07.11.2022).
10. Назарук В.И. Требования к системе количественного оценивания учебных достижений: идентификация и анализ / В. И. Назарук. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/15014846 (Дата обращения: 07.11.2022).
11. Сесно Ф. Как узнать всё, что нужно, задавая правильные вопросы /
Ф. Сесно. – М.: Альпина Паблишер. 2018. – 316 с.
12. Штерензон В.А., Герасименко А.Ю. Экспертные обучающие системы как современный этап компьютеризации профессионального образования / В. А. Штерензон // НОТВ- 2013. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/26668/1/notv_2013_207.pdf (Дата обращения:
07.11.2022).
УДК 37.018:004
Зайцева Галина Владимировна, учитель экономики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 120 г. Челябинска»;
Журавлева Дарья Андреевна, учитель информатики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 120
г. Челябинска».
Постановка проблемы. Современный экономический рынок развивается стремительно, а современный участник экономического рынка, выступающий в том числе в качестве работника развиваемых, востребованных рабочих профессий, должен обладать качествами, которые можно представить перечнем востребованных качеств успешного члена современного общества, включающих: высокий профессионализм в любой области с одновременным умением менять вид деятельности, адаптироваться к новой, наиболее востребованной профессии; критичное мышление, решение востребованных задач на основе креативности и творческого подхода, умение проявить себя в представлении решения востребованной задачи самопрезентовать свои возможности. Необходимым компонентом является и владение грамотность в применении IT-технологий, на основе которых работает современное оборудование промышленности. Таким образом, современном этапе развития школьников необходимо внедрение цифровизации обучения. Президент России определяет целью прорывное развитие России с возможностью создания условий для самореализации и развития талантов, достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства [5]. Поэтому вопрос внедрения электронных средств в школы – это, скорее, вопрос технологического совершенства, инфраструктуры, внимательного отношения к здоровью детей, методологического сопровождения. [1, с. 107]
Анализ исследований и публикаций. Активное изменение картины мира привело к исследованиям вопросов формируемых новейших компетенций XXI века, равно, как и необходимых знаний и навыков будущего занимались Л. М. Андрюхина, Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков.
Цель статьи: выявление возможности формирования гражданина, наделенного востребованными компетенциями будущего в условиях цифровизации школьного образования в условиях организации наставнического процесса с применением модели «Учитель-ученик».
Изложение основного материала. В технологическом лицее в основу обучения положена подготовка обучающихся к владению современными профессиями, с применением высоких технологий. Одновременно образовательный процесс включает углубленное изучение математики, физики, информатики, экономики и финансовой грамотности. Однако, учителя технологии отмечают, что программы учебных предметов не могут удовлетворить запросы потенциального работника, владеющего современными технологиями в узком направлении деятельности.
Школьная программа по предмету «физика», по мнению, учителя технологии, не дает полноценной информации ученикам для формирования знаний о современных лазерах, хотя лазерные технологии в современном мире весьма востребованы в медицине, IT-технологиях, робототехнике, применяются в различных прикладных сферах, в частности, в космонавтике, производстве высокоточных приборов и многих иных высоко точных производствах, организуемых том числе в области деятельности с применением нанотехнологий. Формируемые, а в дальнейшем, применяемые знания о лазерах, умения работать на станках, оснащенных лазерами, освоение техники безопасности в применении оборудования, оснащенного лазерами, потенциальными работниками будущего, дают возможность создания новейших лазерных технологий, а, в дальнейшем, и активного применения современными предприятиями для:
1) осуществления резки металлов и других прочных материалов в целях создания наиболее точной формы по предлагаемому чертежу или рисунку;
2) нанесения лазерной гравировки, которая имеет несколько преимуществ, отличающих ее от других методов, который выражается в бережном и безопасном воздействии на поверхность металла или иного предмета для долговечного сохранения надписи, которую невозможно удалить с поверхности, поскольку лазерная гравировка является частью непосредственно изделия;
3) производства лазерной сварки, которая обеспечивает высочайшую технологическую прочность сварных соединений, формируя небольшие деформации сварных конструкций, увеличивает срок службы изделий, сваренных с помощью лазерной сварки в несколько раз по сравнению с другими видами сварки;
4) модификации поверхностей из различных материалов, включая сверление отверстий, маркировки и других операций.
Применение лазера, обеспечивает точность и возможность обработки труднодоступных участков готовых деталей, резку и сверление материалов, которые не поддаются механической обработке.
От момента разработки лазерных технологий, лазер называют устройством, которое самостоятельно подбирает задачи для решения, поэтому лазеры нашли применение в самых различных областях – применения в медицине: от коррекции зрения до удаления опухолей в труднодоступных местах организма человека; управления транспортными средствами, применения в космосе и термоядерном синтезе.
Лазер – одно из наиболее значимых изобретений XX века, которое стало популярным и востребованным методом, обеспечивающим бесконтактную технологию обработки особо прочных материалов, а также в том случае, когда не требуется использование режущего инструмента.
Для более глубокого изучения лазерных технологий создана программа наставничества по компетенции «Лазерные технологии» «Совершенствуй навык – лазерные технологии» (далее «Программа-Лазер»), которая уникальна предоставляемыми возможностями, направлена на знакомство и деятельность в современных лазерных технологиях, на стимулирование интереса обучающихся к технологическому процессу конструирования и моделирования, формирования интереса и умения, навыков к созданию и продвижению современных технологий.
Участие в «Программе-Лазер» предоставляет возможность для профориентации обучающихся на выбор востребованных в перерабатывающем секторе промышленности рабочих профессий, направленных, как на активное развитие современных технологий, так и на профессиональную деятельность в будущем на современных предприятиях. Таким образом, с помощью участия в «Программе-Лазер» обучающихся, решается одна из непростых задач, которая поставлена перед современной школой.
«Программа-Лазер» посвящена освоению основ лазерной графики и системы автоматизированного проектирования (САПР). В процессе реализации «Программе-Лазер» обучающиеся приобретают навыки разработки чертежей для дальнейшего изготовления изделий из дерева, пластика и других материалов. Однако, необходимыми для обучающихся в «Программе-Лазер» являются навыки работы со специализированным программным обеспечением, являющимся основой для лазерной обработки деталей.
Освоение САПР невозможно без знаний и умений работать в системе информационных технологий (ИТ) – процессов, использующих совокупность средств и методов сбора, обработки, накоплении и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса, явления, информационного продукта, а также распространение информации и способы осуществления таких процессов и методов [6]. Люди разных возрастных категорий, а особенно молодежь и юные граждане интересуются IT-технологиями в том числе, как прикладной наукой, которая помогает в освоении технологической профессии – оператор лазерных станков с программных управлением. В связи с развитием технологий в производстве, область применения IT-технологий становится все более широкой и весьма активно развивается в последние годы. «…новейшие цифровые технологии выступают и как средство, и как объект ее изучения. их внедрение в процесс профильного обучения школьников приобретает особый смысл» [3, с.102].
Выпускники лицея, желающие освоить современные рабочие профессии, строят свои планы на карьерный рост, связанными именно с информационными технологиями. Внедрение высоко развитых, современных технологий, наличие работников, способных применять IT-компетенции в профессиональной деятельности, дают возможность и работнику, и организации занять конкурентоспособное место на рынке на рынке производства и труда.
Возможность быть конкурентоспособным, эффективным приводит к тому, что самые перспективные рабочие места и планы на карьеру потенциальные работники связывают с владением IT-технологиями. Одновременно в некоторых регионах наблюдается существенный недостаток квалифицированных специалистов, которые способны работать в области информационных технологий.
В рамках организации деятельности IT-технологий решаются новые задачи по исследованию новейших методик повышения результативности полного рабочего процесса. Во-первых, ИТ-деятельность направлена на улучшение условий труда людей, которые заняты обработкой информационных баз людей. Во-вторых, IT-технологии развиваются в области решения вопросов, связанных с обеспечением сохранности данных, что является весьма ценным компонентом в области сохранности личных данных и работников, наряду с материалами организаций, содержащих коммерческие тайны.
Владение персонала ИТ-технологиями на современном этапе предполагает применение наилучших организационных методов управления, внедрения технических составляющих, которые позволяют эффективно организовать работу предприятия на условиях взаимодействие между персоналом и современным оборудованием. Для развития умений, навыков, компетенций в ИТ-технологиях, в технологическом лицее разработана программа наставничества «ИТ-технологии – начало» (далее по тексту ИТпрограмма)
«Программа-Лазер» направлена на возмещения основного «дефицита» обучающихся лицеистов: недостаточность получаемых навыков для работы на современных лазерных станках. Новизна «Программа-Лазер» состоит в одновременном дуальном обучении, обеспечивающем, как получение основных теоретических знаний, так и формирование практики в области лазерных технологий, что обеспечивает глубокое осознанное понимание инженернопроизводственного процесса в целом. В процессе участия в программе, обучающиеся получают знания, умения, навыки и компетенции, которые в дальнейшем позволят им самим планировать и осуществлять трудовую деятельность в качестве операторов лазерных станков с программным управлением в условиях освоенной техники безопасности.
Однако, в деятельности в «Программе-Лазер» возникает дефицит, который связан с формированием, накоплением, извлечением информации с помощью организации деятельности и на базе информационных технологий – весьма сложная для изучения и применения область деятельности, включающая практическое применение техники, электроники и использование в полной мере их возможностей, поэтому специалисты, применяющие в своей деятельности ITтехнологии должны пройти длительный путь обучения, начало которому закладывается в детские годы на основе профессиональной ориентации, определяющей необходимые знания, умения и компетенции, взаимосвязанные для становления профессионала. «Образовательная среда школы должна быть спроектирована таким образом, чтобы обучающимся была предоставлена вся полнота возможностей для саморазвития с учетом их индивидуальных образовательных запросов и карьерных предпочтений.» [2, с.66].
Внедрение ИТ-технологий на предприятии предполагает создание комплекса, объединяющего создание баз для хранения информации, решений, промежуточных сведений, создания и совершенствования на базе математического обеспечения и моделирования, систем автоматизированного проектирования.
Программа наставничества направлена на решение основного «дефицита», присутствующего у талантливого обучающегося: «IT-технологии: начало» (далее по тексту «IT-технологии»): низкая мотивация к учебе и саморазвитию, впечатление, что необходимость глубокого изучения доступных «ITтехнологий» необязательна. Осюда неудовлетворительная успеваемость в отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации в условиях высокого порога вхождения в образовательные программы, программы развития талантливых обучающихся, формирования профессиональных навыков, в том числе в направлении прикладной деятельности.
«Программа-Лазер» и «IT-технологии» (далее Программы) в совместном применении направлены на воспитание современных детей творчески активных, проявляющих креативность, и технически грамотных, владеющих современными, в том числе лазерными и IT-технологиями начинающих технологов-инженеров.
Участие в Программах способствует возрождению и воспитанию интереса молодежи к технике, в формировании культуры и способности в планировании жизненного пути, к профессиональному самоопределению.
Целью взаимосвязанных Программ наставничества «Программе-Лазер» и «IT-технологии» является: формирование ранней профориентации на основе профессиональной пробы, с подготовкой обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность в условиях раскрытия личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализация
индивидуальной траектории образовательного процесса
Участие в Программах помогает преодолеть разрыв между теорией и практикой, дополняя знания, полученные обучающимися в ходе изучения, практическим опытом сотрудничества с наставником.
Задачи объединенных программ:
1) сформировать знания о лазерных технологиях;
2) освоить практическое умение работы на лазерных станках по чертежам с совершенствованием освоения приемов безопасной работы на лазерных станках;
3) приобрести умения выполнения заданий по чертежам, соответствующих условиям чемпионата Worldskills (ЮНИОРЫ) для успешного участия в чемпионате.
4) подготовить обучающихся к участию в состязаниях школьников в профессиональном мастерстве на чемпионатах профессиональной подготовки «World Skills» по компетенции «Лазерные технологии»
5) раскрыть потенциал каждого наставляемого в условиях повышения мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в программах поддержки, академических и профессиональных соревнованиях, проектной и внеурочной деятельности, профориентационных программах, стажировках с преодолением подросткового кризиса на основе самоидентификации подростка и формирования его жизненных ориентиров для осознанного выбора профессии обучающимся и формирование потенциала для построения успешной карьеры.
6) создать условия для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирования ценностей и активной гражданской позиции, наставляемого в том числе для обучающихся с особыми потребностями (дети с
ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации);
7) развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности), в том числе формирования предпринимательского потенциала наставляемого (проактивное мышление, практикоориентированность, способность решать нестандартные задачи), с участием в проектных конкурсах и акселерационных программах.
Таким образом, объединение сотрудничества преподавателей и учеников в объединенной программе наставничества помогает преодолеть разрыв между теорией и практикой, дополняя знания, полученные обучающимися в ходе формального обучения, практическим опытом сотрудничества с опытными наставниками. Программа объединенного наставничества помогает преодолеть разрыв между теорией и практикой, дополняя знания, полученные обучающимися в ходе формального обучения, практическим опытом сотрудничества с опытным наставником.
В рамках деятельности в «Программе-Лазер» и «IT-технологии» реализуется модель наставничества «Учитель- мастер производственного обучения-ученик (группа учеников)»
В роли наставников выступают педагоги – учителя технологии и информатики МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска» и педагог-мастер производственного обучения ГБНОУ Образовательного комплекса «Смена». основная задача состоит в педагогическом сопровождении продуктивной деятельности обучающегося. Педагоги-наставники оказывают разнообразную поддержку на пути выбора специализации, будущей профессиональной деятельности, социализации, поиска индивидуальных жизненных целей и определения пути их достижения, развивая такие метакомпетенции как: ответственность, устойчивый интерес к профессии человека труда, стремление к непрерывному самосовершенствованию.
Основная миссия наставника (мастера производственного обучения, педагога) ГБНОУ Образовательный комплекс «Смена» – это показ и передача собственных практических навыков по компетенции, а также в преодолении разрыва между теорией и практикой (наставник показывает, а наставляемый – повторяет).
Использование модели наставничества позволяет:
– улучшить образовательные результаты;
– развить гибкие навыки и метакомпетенции у обучающихся;
– создать комфортную и стабильную развивающую среду внутри объединения;
– успешное выступление на региональном чемпионате WorldSkills по компетенции: лазерные технологии.
Информационные технологии (ИТ) – процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки, накоплении и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса, явления, информационного продукта, а также распространение информации и способы осуществления таких процессов и методов [2].
Люди разных возрастных категорий, а особенно молодежь и юные граждане интересуются IT-технологиями. Область применения становится все более широкой и весьма активно развивается в последние годы. Выпускники лицея строят свои планы на карьерный рост, связанными именно с современными (лазерные) и информационными технологиями. Внедрение высоко развитых, современных технологий дают возможность и работнику, и организации занять конкурентоспособное место на рынке.
Возможность быть конкурентоспособным, эффективным приводит к тому, что самые перспективные рабочие места и планы на карьеру потенциальные работники связывают с владением современными и IT-технологиями. Одновременно в некоторых регионах наблюдается существенный недостаток квалифицированных специалистов, которые способны работать в области информационных технологий.
В рамках организации деятельности IT-технологий решаются новые задачи по исследованию новейших методик повышения результативности полного рабочего процесса.
Во-первых, ИТ-деятельность направлена на улучшение условий труда людей, которые заняты обработкой информационных баз и станочной деятельностью.
Во-вторых, владение IT-технологиями совместно с иными современными технологиями определяет изобретательство в области высоких и нанотехнологий, а, значит, дает возможность развития
В-третьих, IT-технологии развиваются в области направлений, связанных с обеспечением сохранности внутрикорпоративных данных, часто являющихся секретными в коммерческих интересах предприятий, организаций, бизнеса.
Организация защиты сведений любого характера, в том числе в технологическом развитии лазерных технологий, является весьма ценным компонентом в области сохранности личных данных работников, наряду с материалами организаций, содержащих коммерческие тайны. Владение персонала ИТ-технологиями на современном этапе предполагает применение наилучших организационных методов управления, внедрения технических составляющих, которые позволяют эффективно организовать работу предприятия на условиях взаимодействие между персоналом и современным оборудованием.
Таким образом деятельность в программах наставничества «ПрограммаЛазер» и «IT-технологии» ориентированы на достижения целевых показателей федеральных проектов «Современная школа», «Социальная активность», «Успех каждого ребенка», и Национального проекта «Образование».
Для развития взаимоотношений между наставником и наставляемым с целью их развития применяются мотивационный, знаниевый, деятельностный компоненты, определяющие помимо развития профессиональных навыков, навыки и компетенции надпрофессиональные, мягкие, предназначенные для применения в течение всей жизни каждым наставляемым, прошедшим столь ценные программы.
1.Мотивационный компонент [4] формирует интерес к нестандартным и продуктивным решениям в разных видах деятельности, желание формировать нестандартные решения; установка на ответственный подход в решении учебных и внеучебных задач; стремление к продуктивному сотрудничеству со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной, производственной среде потребность налаживать новые продуктивные коммуникации; готовность вести конструктивный диалог с другими людьми; стремление к достижению взаимопонимания с различными возрастными категориями людей; направленность на получение профессионального образования; наличие сформированной мотивации к проектированию собственных жизненных планов в отношении к дальнейшей профессиональной деятельности с учетом собственных возможностей и особенностей рынка труда и потребностей региона; потребность решать в будущей профессиональной деятельности личные, общественные проблемы.
2.Знаниевый компонент определяет понимание значимости самостоятельных и ответственных решений, многообразия проявлений творческих подходов; знание эффективных приемов коммуникации с учетом возрастных особенностей лиц; знание приемов бесконфликтного общения в совместной деятельности с различными участниками образовательных отношений; знание механизмов взаимовыгодного сотрудничества; выявление эффективных способов развития своих способностей для реализации в будущей профессии; своевременное определение своих профессиональных предпочтений и собственных возможностей в отношении дальнейшей профессиональной деятельности; владение стратегиями осуществления осознанного выбора будущей профессии для реализации собственных жизненных планов.
3. Деятельностный компонент формируется в процессе практической деятельности и дает возможность проявления самостоятельности и ответственности в учебной и внеучебной деятельности; креативного подхода в различных видах деятельности; умения высказывать свою позицию, аргументировать свои убеждения, считаться с мнением сверстников, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; выявлять совместные цели и сотрудничать с людьми для их достижения; организации деятельности по расширению своей осведомленности в аспекте выбранной профессиональной сферы; осуществления осознанного выбора будущей профессии для реализации собственных жизненных планов с учетом собственных возможностей, особенностей рынка труда и потребностей региона.
Результатом участия в деятельности в «Программе-Лазер» и «ITтехнологии» являются личностные планируемые результаты, определяющие в дальнейшем карьеру обучающегося на основе полученных компетенций в ITдеятельности и работе на лазерных станках с программным управлением: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; воспитание критичного мышление формируемого на основе непрерывной рефлексии и постоянного анализа ситуации; приобретение навыков делового общения с одновременным активным включением в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания и способности формировать логически обоснованные суждения и принимать обдуманные, взвешенные решения; формирование умения объединять людей на основе общих целей и работы в команде, управлять персоналом на основе общих целей; формировать способности управления некоторыми людьми в коллективе в процессе изучения их эмоционального состояния, проявление и совершенствование способности управления конфликтами в коллективе; развитие умения проявлять себя в представлении решения востребованной задачи, самопрезентовать свои возможности предложения решения м непосредственно решение востребованных задач на основе креативности и творческого подхода; становление умения выявлять и определять наиболее востребованные к решению задачи, способность их решению в поставленные сроки с переключаемостью на наиболее срочные дела, одновременное решение нескольких задач одновременно. Формирование умения работать в коллективе над оптимальным решением общей задачи даст возможность применения накопленного опыта практической деятельности в информационных технологиях.
Выводы. Современные запросы общества, связанные с формированием востребованных компетенций выпускников школ, могут быть достигнуты путем взаимодействия в программах наставничества от учителя к ученику, в условиях непрерывной поддержки наставляемых, в формировании профессиональных, предпринимательских и надпрофессиональных навыков, в том числе в области информационных и иных современных технологий.
Резюме. В статье раскрываются современные способы организации наставничества в технологическом лицее с целью формирования профессиональных, предпринимательских и надпрофессиональных навыков для подготовки профессионала будущего, обладающего востребованными жесткими профессиональными и мягкими надпрофессиональными знаниями в области информационных и иных современных технологий, навыками, компетенциями успешно выстраивающего собственную карьеру в соответствии с запросами общества.
Ключевые слова: технологический лицей, профессиональные, предпринимательские и надпрофессиональные навыки, наставничество, наставническая деятельность, информационные технологии.
Summary. The article reveals modern ways of organizing mentoring at the technological lyceum in order to form professional, entrepreneurial and supraprofessional skills to train a professional of the future who has in-demand hard professional and soft supra-professional knowledge in the field of information and other modern technologies, skills, competencies successfully building his own career in accordance with the demands of society.
Key words: technological lyceum, professional, entrepreneurial and supraprofessional skills, mentoring, mentoring activity information technology.
1. Бобкова И. А. Цифровизация школы: школьная жизнь в условиях модернизации / И. А. Бобкова // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Компьютер. Образование. – 2019. – Т. 26. – № 7. – С. 99-107. – DOI 10.20537/mce2019econ09.
2. Гуров Д. С. Цифровизация школы: реальность и возможности / Д. С. Гуров // Цифровое пространство: экономика, управление, социум: сборник 2-й Всероссийской научной конференции, Смоленск, 25 июня 2020 года / Смоленский государственный университет. – Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2020. – С. 64-72.
3. Козлов С. В. Организация обучения в профильной школе в условиях цифровизации системы образования / С. В. Козлов, А. А. Быков // Аксиологические проблемы педагогики. – 2020. – № 11. – С. 102-110.
4. О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 sudact.ru URL: https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-23012020n-mr-4202/ дата обращения 14.11.2022 г.
5. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 www.garant.ru URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ дата обращения
14.10.2022 г
6. Об информации, информационных технологиях и защите информации
Федеральный закон от 27.07.2006 г № 149-ФЗ с изм. от 14.07.2022 г. № 277-ФЗ www.consultant.ru URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ дата обращения
14.10.2022 г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.