СБОРНИК ТРУДОВ XII ВСЕРОССИЙСКОЙ (НАЦИОНАЛЬНОЙ) НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ НАУЧНЫХ, НАУЧНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И АСПИРАНТОВ
0
ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет»
СБОРНИК ТРУДОВ XII ВСЕРОССИЙСКОЙ (НАЦИОНАЛЬНОЙ)
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
НАУЧНЫХ, НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И
АСПИРАНТОВ
Челябинск
2022
1
УДК 001(082)
ББК 72я43
И 66
Управление в современных системах: сборник трудов XII Всероссийской (национальной) научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов/ [науч. ред. А.В. Молодчик, С.В. Гаврилов, А.М. Ромодина]. – Челябинск: ОУ ВО «ЮжноУральский технологический университет», 2022. – 65 с.
Агентство CIP Челябинской ОУНБ
Научные редакторы – доктор исторических наук, ректор ОУ ВО «ЮУТУ» А.В. Молодчик; кандидат исторических наук, проректор по научной работе ОУ ВО «ЮУТУ» С.В. Гаврилов; зав. учебно-научной лабораторией социально-экономических исследований ОУ ВО «ЮУТУ» А.М. Ромодина
Редактор-корректор – специалист редакционно-издательского отдела ОУ ВО «ЮУТУ» К.М. Фролова
В сборник включены статьи участников XII Всероссийской (национальной) научнопрактической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов «Управление в современных системах», состоявшейся в г. Челябинске 14 декабря 2022 г.
ISBN 978-5-6048829-5-5
© ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет», 2022 © Коллектив авторов, 2022
2
Попюк В.И., Рандин А.С. Развитие системы обеспечения экономической безопасности региона в
условиях усиления санкционного давления 222
Пронина Д.Э. Опыт функционирования зарубежных технопарков как инструмент развития
инновационной отечественной инфраструктуры 232
Ромодина А.М. Инклюзивные практики в образовательной системе 234
Ромодина А.М. Ресурсный класс как инклюзивная технология в школах на территории
Челябинской области 238
Сергеичева И.А. Реорганизация социальных фондов в России: принцип «одного окна» 242
Соловьев А.К. Проблемы управления долгосрочным развитием государственной пенсионной
системы России 247
Тугарина Ю.Г., Койшина Е.А. Управление социально-экономическим развитием
муниципального образования в арктическом регионе 252
Устюжанина Д.А., Крамин Т.В. К вопросу о сущности понятия «качество жизни населения» 259
Черепанов А.В., Поликарпова Я.Н. Проблемы аналитической информации при оценке
нематериальных активов в условиях нестабильной экономической среды 264
Шарохина С. Методологические основы построения системы ценового стимулирования 272
Ши Цзясинь. Анализ проблем и перспектив развития современных технологий управления в
газовой промышленности Китая 281
Штирц Н.П. Финансовая политика Российской Федерации 287
Системные проблемы государственного, муниципального и частного управления
Архипова А.В. Методика оценки человеческого капитала региона 297
Балаев С.А. Права налогоплательщиков в современных условиях: возможности и угрозы 304
Горяйнова Н.М. Особенности региональной социальной политики на современном этапе 309
Гузова Е.Ю. Актуальные вопросы кадрового развития государственной гражданской службы
Челябинской области 316
Дерябин В.С. Основы внедрения модели «New public management» в государственном
управлении 323
Зайцева Г.В., Айчувакова Е.Р. Формирование финансово-управленческих знаний и
технологических умений как основа создания бизнеса от изучения к апробации и созданию
предпринимательства 328
Иванов Д.Ю., Демент Н.С. Задача материального стимулирования персонала в многоагентной
системе 335
Михайлова Е.А. Особенности управления карьерой в образовательной организации:
профессиональное развитие педагогических работников в системе СПО 340
Михнева С.В. Анализ системных проблем государственного и муниципального управления в
период формирования единой системы публичной власти в Российской Федерации 350
Пасешник Н.П., Болдашов А.В. Анализ особенностей государственного управления в сфере
природопользования и охраны окружающей среды Челябинской области 356
Пасешник Н.П., Загуменнов П.А. Особенности государственного управления в сфере
образования на муниципальном уровне 364
Семенов Р.Ю., Русоцкий Н.Г., Морозова А.И. Стратегический менеджмент в органах
государственного управления 370
Чабанова Е.В., Нестеров Р.А. Материальные и нематериальные факторы мотивации сотрудников 374
Черных С.И. Тактика есть: будет ли стратегия? (полемические заметки о перспективах
управления российской системой образования) 379
Управление современными техническими системами
Белов В.С. Контуры управления акустической информационной системы пространственного
действия в естественных и имитационно-модельных условиях 385
Новожилова К.В., Саетгареев А.В., Применение систем усовершенствованного управления
технологическими процессами на нефтегазохимических предприятиях 398
Информационные системы и технологии: проблемы и перспективы
Бурдов И.О., Хмелькова Н.В. Информационные системы в органах государственного управления:
практическая реализация 406
Вандышева О.Д. Повышение эффективности внедрения информационных технологий в
образовательный процесс 414
Гайнутдинов И.Р., Гайсин А.К. Планировщик ресурсной сетки для нисходящего канала LTE с
эффективным распределением пользователей 419
4
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ БИЗНЕСА
Зайцева Г.В. – учитель экономики, Муниципальное бюджетное учреждение «Лицей № 120 г. Челябинска»
Айчувакова Е.Р. – заместитель директора по научной работе
Муниципальное бюджетное учреждение «Лицей № 120 г. Челябинска»
Статья посвящена раскрытию темы организации бизнеса на основе функциональной грамотности и профессиональных умений обучающихся технологического лицея. В статье отражается первичный этап подготовки к созданию бизнеса на основе формирования идеи бизнеса; организация постоянной обработки идеи бизнеса для дальнейшего бизнеспланирования.
Рассматривается формирование личного финансового капитала на основе личной постановки финансовой цели, как основы вложения в бизнес на первоначальном этапе, как форма подготовки управлением бизнесом. Материалами статьи подтверждается возможность организации первоначального этапа создания бизнеса в дуальном образовании технологического лицея на основании наставнической деятельности.
На современном этапе роста российской экономики одним из основных направлений развития считается малый бизнес, организуемый в любых формах на основе законодательства, требующий подготовки его потенциального руководителя, который одновременно является создателем бизнеса от идеи до воплощения.
Развитие малого предпринимательства способствует развитию государства в целом, поскольку по некоторым причинам: граждане сами изучают рынок, самостоятельно выявляют свободные ниши и сами, как минимум, для себя организуют, а в лучшем случае и для многих, обеспечивают рабочие места, самостоятельно осуществляют руководство бизнесом.
Малое предприятие или бизнес в любом его проявлении ставит своей целью достижение максимально возможной прибыли, в условиях достижения наиболее высокого дохода при минимальном вложении затрат. Поэтому планирование будущего бизнеса, продумывание и предварительная детализация планов малого бизнеса, в том числе организация управления малым бизнесом, дает возможность наиболее успешно организовать бизнес на начальном этапе и продвигать его в дальнейшем, с организацией успешной формы управления.
Планирование деятельности фирмы способствует решению главной задачи бизнеса – получения наивысшей прибыли в условиях планирования наиболее выгодных источников финансирования и рационального расходования средств для достижения успеха на рынке.
Планирование способствует снижению рисков при принятии решений. Принимая обоснованные плановые решения, руководство уменьшает риск ошибок, обусловленных недостаточно точной информацией о возможностях предприятия или о внешней ситуации [1].
Значимую роль в предварительной подготовке потенциального предпринимателя к организации бизнеса, играет его умение создавать бизнес-план, адаптированный к любой ситуации меняющегося рынка, перерабатывать бизнесплан, применительно к сложившимся условиям, поиске наиболее выгодной ниши, а, вместе с тем, и идеи бизнеса.
Идея бизнеса – это первое, к созданию, разработке, исследованию и непрерывному улучшению чего стремится потенциальный предприниматель, который имеет целью создание бизнеса, имеет готовность к продвижению бизнеса, готовится к управлению бизнесом.
Исследование рынка, поиск наиболее приемлемой для предпринимателя ниши бизнеса, осознание первоначальной организации бизнеса, выявление возможностей будущего бизнеса, ложится в основу формирования бизнес-идеи, как первичного звена в создании бизнес-плана.
Предприниматель должен показать, представить свою бизнес-идею, в привлекательном свете, интересной для потенциальных инвесторов, банкиров, а, главное, для покупателей. Уже на фоне бизнес-идеи потенциальный предприниматель формулирует миссию, цель, определяет задачи своего бизнеса применительно к бизнес-идее и оценивает свою бизнес-идею с желательным привлечением экспертов.
На этапе формирования бизнес-идеи, потенциальный предприниматель может принять решение о том, нужно ли ему дальнейшее продвижение в построении бизнес-плана, либо неувязки бизнес-идеи и возникающих вопросов по формированию не позволят продвигать сформированную, продуманную и, казалось бы, нужную, идею бизнеса. В глазах предпринимателя идея может быть очень интересной потенциальным покупателям, однако на поверку, эффект востребованности может быть обратным, а идея окажется невостребованной. Запрос на разработанную идею бизнеса, может появиться позже, если предприниматель будет работать над идеей, проводить опросы, отслеживать рынок. Востребованность идеи в будущем, может предоставить предпринимателю шанс ее быстрой разработки и внедрения в ином временном промежутке, поэтому нельзя отказываться от идеи, нужно просто заявить о ней, определить свое авторство (опубликовать статью, предложение о внедрении, оформить патент), а в дальнейшем начать продвижение идеи.
Актуальную идею бизнеса, востребованную людьми сейчас, сегодня, в ближайшем будущем, необходимо продвигать, для чего предприниматель должен составить полный бизнес-план, который обычно включает: титульный лист, резюме, инвестиционный, маркетинговый, производственный, организационный, финансовый план, завершаются анализом рисков потенциального бизнеса.
В любом рекомендательном перечне, на первое место ставится резюме – как краткая форма непосредственно бизнес-плана. Несмотря на то, что резюме включается в первую часть бизнес-плана, его дорабатывают в конце, после создания всех составляющих бизнес-планирования, из которых краткие выдержки вставляются в резюме, включая непосредственно идею бизнеса. Инвестор, банкир, представитель предприятия по поддержке бизнеса малого бизнеса, потенциальный партнер, прежде всего, должен прочитать резюме бизнес-плана, оценить его идею и принять решение по финансированию проекта и, вероятно, только в этом случае, он начнет читать проект дальше. По этой причине резюме бизнес-плана отводится столь значительная роль.
Немаловажным моментом, присутствующем в резюме проекта будет финансирование, представленное автором бизнеса – потенциальным предпринимателем. На этапе формирования идеи, до момента разработки бизнесплана, разработчик-потенциальный предприниматель должен знать все составляющие, оказывающие влияние на подготовку бизнеса, в том числе способы финансирования: личное финансирование и финансирование инвесторами, определение потенциальных покупателей в бизнесе, которые смогут покупать изготовленные изделия, на коротком временном этапе внесут оплату за востребованные ими же изделия или услуги. Именно по этой причине, многие специалисты и потенциальные предприниматели первоначально определяют финансовый план, решают вопросы финансирования, а потом начинают составление бизнес-проекта именно с момента определения его финансовой составляющей, в привлечении финансов демонстрируется в том числе возможность управления зарождающимся бизнесом с планированием финансов.
В момент знакомства с резюме представленного бизнес-плана, потенциальный инвестор оценивает собственные возможные риски вложений в бизнес-проект, поэтому им обязательно оцениваются и те риски, которые запланировал для себя предприниматель: в каком количестве денежные средства свои собственные он готов затратить на свой будущий бизнес. Одновременно, возникает вопрос готовности потенциального предпринимателя к открытию и продвижению бизнеса.
Инвесторы частенько могут задать достаточно жесткий вопрос о рисках самого предпринимателя при развитии бизнеса. Инвестора интересует, какие финансы, в каком объеме и количестве готов внести в свой бизнес потенциальный предприниматель. Вопрос может поставить предпринимателя в затруднительное положение, поскольку именно риски собственных вложений он нести не готов. Часто потому, что у него просто ничего нет: ни квартиры, ни дома, ни накоплений – есть только идея. В таком случае, терять предпринимателю в случае потери бизнеса нечего. Но риск потери денежных средств ложится целиком на инвестора, поэтому инвестор в целях собственной безопасности должен оценить не только идею, но и ее владельца.
Рассматривая идею бизнеса, инвестор оценивает и личность, и возможности владельца идеи, его способности, знания в области предпринимательской деятельности, менеджмента, управленческую подготовку к ведению и продвижению бизнеса. Оценивается инвестором и возможность, и желание вложений финансов в бизнес, финансовая подготовка предпринимателя, как наиболее высокий риск бизнеса.
Перечисленные выше риски, которые рассматривает инвестор, определяют необходимость потенциального предпринимателя – человека, который готовится к открытию бизнеса, иметь как знания о продвижении бизнеса, управлением бизнесом, так и наличие личных накоплений, которые бизнесмен готов вложить в бизнес, которыми готов рискнуть ради воплощения собственной, выстраданной идеи бизнеса.
На этапе формирования новейшей бизнес-истории России (80-90 годы ХХ в.) многие горе-бизнесмены остались без собственного жилья, оставили без средств к существованию свои семьи, в том числе своих детей. Произошло много человеческих трагедий, поэтому с годами общество пришло к необходимости формирования финансовой грамотности молодых граждан в образовании, начиная с начального, продолжая в основном общем и среднем общем образовании наряду с грамотностью читательской, математической, естественно-научной, глобальными компетенциями и креативным мышлением, включением управленческих компетенций, объединенных в функциональной компетентности выпускников школ.
В программе элективного курса технологического лицея «Технологии предпринимательства» рассматривается тема формирования личного финансового плана, как одного из способов аккумулирования собственных накоплений с целью дальнейшего вложения в бизнес в будущем, а в ходе мозговых штурмов определяется собственная идея бизнеса, способы управления идеей бизнеса на первоначальном этапе.
В процессе практической работы на уроках технологии, определяются профессиональные пристрастия обучающихся, знания и умения в областях интереса, возможности управления бизнесом, которые можно применить в развитии предпринимательской деятельности, индивидуального бизнеса.
Наличие сформированного личного денежного капитала на раннем этапе жизни, возможность вложения накопленных личных средств у бизнесмена, раскроет для инвестора уровень возможностей предпринимателя, включающий управление денежными средствами на этапе подготовки к открытию бизнеса. Имеющий собственные финансы бизнесмен, вкладывая накопления в бизнес, разделит с инвестором риски будущего бизнеса, а, значит, должен будет соответствующим образом организовать деятельность, в том числе управленческую работу по продвижению бизнеса, с целью получения максимально возможной прибыли для возврата вложенных личных финансов и финансов инвестора.
Дети, стремящиеся к обучению предпринимательству, часто ссылаются на известных предпринимателей, которые в молодом возрасте добились успеха. В частности, Марк Цукерберг может быть примером молодого бизнесмена, который создал, сделал бизнес и себя. Но история успешного бизнеса Цукерберга только подтверждает, что успех приходит в сочетании с обучением и абсолютным профессионализмом.
История Цукерберга, как молодого основателя огромной компании, который почти 20 лет развивает свой бизнес, говорит о врожденном таланте молодого человека, помноженном на постоянный труд. Его подготовкой стало получение достойного образования, в том числе по программированию – профессиональному направлению деятельности, которое Марк успешно продвигает в бизнесе всю свою жизнь.
Марк Цукерберг уже в возрасте 10 лет, в 1994 г. получил свой первый компьютер, занимался программированием дополнительно, с репетиторами. В школьном возрасте, будучи школьником Марк Цукерберг создал незатейливый, но вполне приемлемый программный продукт «ZuckNet», положивший начало его будущему бизнесу.
В дальнейшем его идея будущего бизнеса прошла апробацию на уровне студенческого кампуса в обучении в Гарварде, когда и была определена цель бизнеса стало расширение общения от личного в студенческой среде к виртуальному.
Пройдя определенный путь обучения, проб, ошибок и достижений, будучи двадцатилетним студентом Гарварда, Марк смог создать социальную сеть от запуска Thefacebook по адресу thefacebook.com 4 февраля 2004 г.
Появились и первые инвесторы: родители передали все отложенные деньги в размере 85 тысяч долларов, которые он вложил в социальную сеть – зарегистрировал свой проект как юридическое лицо, стал генеральным директором «Facebook», переехал с друзьями в Пало-Альто в Силиконовой долине, где и появилась сеть Facebook.com.
Гарвард пришлось покинуть, хотел вернутся, но работа, связанная с развитием бизнеса, затянула, да и на этом этапе, Гарвард вряд ли что-то мог дать развивающемуся бизнесмену.
Вложив накопления родителей, Цукерберг смог привлечь единомышленников, значимую роль в успешном развитии карьеры сыграл Шон Паркер, который отыскал первых инвесторов Facebook – основателя системы PayPal Питера Тиля и Рида Хоффмана. Паркер, представляя интересы Марка, добился, что за Цукербергом остались 3 из 5 мест в совете директоров [2]. Таким образом, молодой человек, находящийся в начале предпринимательского пути максимально проявил свои профессиональные знания, умения, компетенции, способности управленца в создании собственного бизнеса, по этой причине может служить примером для наших начинающих бизнесменов.
Путь, который прошел Марк Цукерберг всего лишь подтверждает необходимость поэтапного развития бизнесмена от обучения к апробации, практического применения знаний, проявления управленческих способностей.
Каждый молодой человек, который хочет заниматься бизнесом, должен понимать, что необходимыми компонентами образования бизнесмена являются функциональная грамотность, включающая грамотность финансовую, умения, компетенции и навыки в профессии, знания о профессии, в которой создается бизнес. Знания, непосредственно относимые к предпринимательству, могут стать основой для создания и развития бизнеса в будущем. И нужно отметить, что база технологического лицея, программы профессиональной подготовки, сотрудничество с учителями-специалистами в программе наставничества, дают возможность формирования инженерно-технологических компетенций, на основе которых зарождается идея бизнеса.
Одновременно обучение на элективном курсе «Технология предпринимательства» дает возможность проявления способностей и процессе обучения с целью формирования управленческих компетенций в области грамотного управления финансами и в организации производства.
Путь становления предпринимателя длителен и сложен. Дуальное образование, объединяющее формирование знаний в процессе обучения и профессиональную деятельность обучающихся в профессиональной деятельности на базе технологического лицея, постоянное общение с наставником, дает возможность формирования потенциального предпринимателя, желающего заниматься любимым делом.
Технологический лицей обеспечивает инженерно-технологическую подготовку молодых граждан, способных работать в развитии технологий по выбранным направлениям деятельности. Школа, которая готовит потенциального предпринимателя, обеспечивает возможность социально-экономического и инновационного развития региона силами молодых людей, которые поступая в высшие учебные заведения могут вести собственный бизнес в качестве самозанятых начинающих предпринимателей, а, работая в области развития бизнеса, проявляют и развивают свои способности в менеджменте.
Развивая профессиональные компетенции и управленческие способности, образовательные организации региона могут взять на себя подготовку потенциальных предпринимателей, владеющими правовыми и экономическими, технологическими знаниями и компетенциями построения бизнеса на основе генерирования и разработки востребованных идей технологического и экологического направления.
Список используемых источников
1. Афонасова М.А Бизнес-планирование: учебное пособие. Томск: Эль Контент, 2012. 108 с.
2. Марк Цукерберг, основатель сети Facebook svpressa.ru // АНО «ИнПресс». [Электронный ресурс]. URL: svpressa.ru/persons/mark-cukerberg/ (дата обращения: 23.10.2022).
Иванов Д.Ю. – д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента и организации производства, ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Демент Н.С. – аспирант кафедры менеджмента и организации производства, ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика
С.П. Королева»
В статье сформулирована задача материального стимулирования персонала в многоагентной системе. В роли центра выступает руководство организации, устанавливающее нормативы и целевые показатели, а также определяющее функции стимулирования. В роли агентов, выбирающих свое действие в зависимости от функции стимулирования, выступает персонал. Представлена формализованная запись целевых функций и ограничений центра и агентов.
Предприятия и организации любой отрасли экономики в процессе организации производства сталкиваются с вопросами стимулирования сотрудников. Стимулирование возможно как материальное, так и нематериальное. Материальное стимулирование подразумевает денежное вознаграждение сотрудника в виде премий и надбавок к заработной плате в случае выполнения плановых заданий, а также штрафы и другие аналогичные санкции в случае невыполнения задания. Нематериальное стимулирование представлено вербальными поощрениями, награждение похвальными грамотами, включением в кадровый резерв и т. д. В данной статье будут рассмотрены методы материального стимулирования сотрудников организации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.