Закаливание детей дошкольного возраста
Оценка 4.9

Закаливание детей дошкольного возраста

Оценка 4.9
pptx
3 кл—7 кл
22.11.2023
Закаливание детей дошкольного возраста
закаливание.pptx

Закаливание как средство оздоровления детей

Закаливание как средство оздоровления детей

Закаливание как средство оздоровления детей

Закаливание Система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям…

Закаливание Система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям…

Закаливание

Система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.

Мощное оздоровительное средство, которое в 2-4 раза снижает число простудных заболеваний. Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Цели закаливания Укрепление здоровья детей

Цели закаливания Укрепление здоровья детей

Цели закаливания

Укрепление здоровья детей.

Повышение сопротивляемости организма к различным неблагоприятным факторам внешней среды и заболеваниям.

Рост физической работоспособности.

Появление положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Развитие эмоционально положительного настроя детей к закаливающим мероприятиям.


Во многом именно в дошкольном возрасте закладывается здоровье человека, поэтому в период нахождения в детском саду следует уделить процессу закаливания пристальное внимание.

Основные принципы закаливания -

Основные принципы закаливания -

Основные принципы закаливания

- Постепенность и последовательность
(расширение зон воздействия и увеличение времени проведения процедур).

Систематичность и постоянство (непрерывность).

Комплексное использование природных факторов.

Учет индивидуальных особенностей.

Контроль за физиологической реакцией ребенка.

- Наличие обязательной эмоционально-положительной реакции малыша на любую закаливающую процедуру.

Требования для организации закаливания

Требования для организации закаливания

Требования для организации закаливания

Провести комплексную оценку здоровья ребенка.
Определить тип и дозировку закаливания.
Выбрать метод закаливания.
Заинтересовать родителей.
Соответствие возрасту.
Учитывать противопоказания к закаливанию организма.

Противопоказания Менее пяти дней после выздоровления или профилактической прививки

Противопоказания Менее пяти дней после выздоровления или профилактической прививки

Противопоказания

Менее пяти дней после выздоровления или профилактической прививки.
Менее двух недель после обострения хронического заболевания.
Повышенная температура тела.
Протест и страх ребенка.
Температура окружающего воздуха ниже нормы.
Период адаптации.

Средства закаливания Закаливание воздухом

Средства закаливания Закаливание воздухом

Средства закаливания

Закаливание воздухом
Закаливание водой
Закаливание солнцем

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

СОЛНЦЕ ПОЛЬЗА ОПАСНОСТЬ СПОСОБЫ

СОЛНЦЕ ПОЛЬЗА ОПАСНОСТЬ СПОСОБЫ

СОЛНЦЕ

ПОЛЬЗА

ОПАСНОСТЬ

СПОСОБЫ ПРЕДОТВРРАЩЕНИЯ

Согревает

Перегрев, солнечный удар

Ограничение времени воздействия

Стимулирует загар

Ожог, стимуляция раковых клеток

Регламентация силы и времени воздействия

Необходимо для образования в коже витамина D (противорахитного)

Передозировка
витамина D, торможение роста костей

Контроль за поступлением провитамина D с пищей (рыбий жир)

Стимулирует деятельность некоторых желез внутренней секреции

Гиперфункция щитовидной железы

Регламентация силы и времени воздействия; восполнение дефицита йода

Закаливающее значение действия солнца своеобразно.
Солнце является сильно действующим средством закаливания.

ВОЗДУХ ПОЛЬЗА ОПАСНОСТЬ СПОСОБЫ

ВОЗДУХ ПОЛЬЗА ОПАСНОСТЬ СПОСОБЫ

ВОЗДУХ

ПОЛЬЗА

ОПАСНОСТЬ

СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

Охлаждает за счет скорости потока

Переохлаждение

Соблюдение методики

Обогащает легкие кислородом

На открытом воздухе высока вероятность встретить кровососущих насекомых

Использование репеллентов

Вымывает газообразные продукты обмена из помещения

Может содержать аллергены

Решения принимаются в индивидуальном порядке

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека.

Воздух является наиболее действующим средством закаливания для всех детей в любое время года.

ВОДА ПОЛЬЗА ОПАСНОСТЬ СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

ВОДА ПОЛЬЗА ОПАСНОСТЬ СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

ВОДА

ПОЛЬЗА

ОПАСНОСТЬ

СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

Охлаждает за счет высокой теплоемкости

Переохлаждение

Ограничение времени воздействия

Стимулирует физическую активность

Переутомление

Текущий контроль и регламентация с учетом индивидуальных особенностей

Обеспечивает личную гигиену

Может содержать вредные примеси

Использовать только надежные, проверенные источники

        Вода - общепризнанное средство закаливания.

Первая половина дня Прием детей на улице в теплый период года и круглый год при благоприятной погоде, кроме младшего возраста, закаленным детям

Первая половина дня Прием детей на улице в теплый период года и круглый год при благоприятной погоде, кроме младшего возраста, закаленным детям

Первая половина дня

Прием детей на улице в теплый период года и круглый год при благоприятной погоде, кроме младшего возраста, закаленным детям.
Утренняя гимнастика ежедневно в проветренном помещении (в теплое время года на улице), в облегченной одежде под музыку.
Облегченная одежда в группе.
Температура воздуха в группе +21,+22 (соблюдение графика проветривания!)
Умывание прохладной водой: руки до локтей, лицо.
Полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.
Физкультминутки на занятиях.
Прогулки на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону с соблюдением двигательного режима.

Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня

Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика в детском саду имеет большое оздоровительное значение и является обязательной частью распорядка дня.

Упражнения для утренней гимнастики в детском саду затрагивают различные мышечные группы: плечевой пояс, ноги, стопы, боковые мышцы туловища и мышцы спины, мышцы брюшного пресса.

Проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной группе и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда)

Одежда в группе Температура воздуха в группе

Одежда в группе Температура воздуха в группе

Одежда в группе

Температура воздуха в группе

Количество слоев одежды

Одежда на ребенке

+23 и выше

1-2 слоя

тонкое х/б белье, легкое х/б платье, с короткими рукавами, носки, босоножки. 

+21 +22

2 слоя

белье, платье х/б или полушерстяное с длинным рукавом, колготки для детей 3-4х- лет,
для детей 5-7ми лет - гольфы, туфли. 

+18 +20

2 слоя

белье, платье с длинным рукавом, колготки, туфли.

+16 +17

3 слоя

х/б белье, трикотажное или шерстяное платье с длинным рукавом, кофта, колготки, туфли.

Проветривание В первую очередь воспитатели детского сада должны позаботиться о том, чтобы в помещении группы был оптимальный микроклимат

Проветривание В первую очередь воспитатели детского сада должны позаботиться о том, чтобы в помещении группы был оптимальный микроклимат

Проветривание

В первую очередь воспитатели детского сада должны позаботиться о том, чтобы в помещении группы был оптимальный микроклимат.

В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком;

В присутствии детей организуем угловое проветривание групповой комнаты и спальни (при благоприятной погоде). При этом строго следим за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытой фрамуге!

Комнаты сна и игр должны быть слегка прохладными. Рекомендуемая температура воздуха при обучении составляет +22 градуса, в период сна +18 градусов. Важным нюансом является то, что в прохладное время года одеяло должно быть тёплое, чтобы под ним держалась температура в 39 градусов.

Полоскание рта и горла ребенка

Полоскание рта и горла ребенка

Полоскание рта и горла ребенка

Это очень важная и гигиеническая,
и профилактическая, и лечебная процедура.
С профилактической и закаливающей целью можно полоскать рот и горло три-четыре раза в течение дня.

Если маленький ребенок еще не освоил процедуру полоскания рта и горла, ему в этом деле нужно помочь: лучший способ научить - показать, как делать полоскание.

Дети во всем стремятся подражать взрослым, вот это стремление и нужно использовать...

Физкультминутки Физкультминутки — кратковременные физические упражнения, улучшающие кровообращение, работу сердца, легких, способствующие восстановлению положительно-эмоционального состояния

Физкультминутки Физкультминутки — кратковременные физические упражнения, улучшающие кровообращение, работу сердца, легких, способствующие восстановлению положительно-эмоционального состояния

Физкультминутки

Физкультминутки — кратковременные физические упражнения, улучшающие кровообращение, работу сердца, легких, способствующие восстановлению положительно-эмоционального состояния.

Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей.
Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 минут.

Врачи советуют делать небольшие физкультминутки в детском саду в середине занятия, продолжительностью 2-3 минуты, после чего, ребенок, сняв напряжение, может с новыми силами приступить к занятиям.

Виды физкультминуток • Упражнения для снятия общего и локального утомления; •

Виды физкультминуток • Упражнения для снятия общего и локального утомления; •

Виды физкультминуток

• Упражнения для снятия общего и локального утомления;  • Упражнения для кистей рук; • Гимнастика для глаз; • Упражнения, корректирующие осанку; • Дыхательная гимнастика; • Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.

Прогулка Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, таким образом предупреждаем перегревание детского организма

Прогулка Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, таким образом предупреждаем перегревание детского организма

Прогулка

Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, таким образом предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя.
Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды.

- Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже - 20 С в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе.
- Во избежание переохлаждения
обязательно организуем двигательную деятельность: подвижные игры,
общеразвивающие упражнения.

Сон Сквозное проветривание спальни в отсутствии детей до +18 градусов

Сон Сквозное проветривание спальни в отсутствии детей до +18 градусов

Сон

Сквозное проветривание спальни в отсутствии детей до +18 градусов.
Раздевание и одевание детей в группе.
Сон без маек, под теплыми одеялами.
Обеспечение спокойной обстановки перед сном.
Сон при открытой фрамуге с одной стороны.
Сквозное проветривание группы во время тихого часа и закрытие окон за 30 минут до подъема детей.
Закрытие фрамуги в спальне до подъема детей.

Организация сна детей Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса (до +18С)

Организация сна детей Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса (до +18С)

Организация сна детей

Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса (до +18С).

Организуем одевание и раздевание детей только в групповой комнате (помним про контрастную ванну).

Через 15 минут после того, как засыпает последний ребёнок, открываем форточку. За 30 минут до пробуждения закрываем её.

Нервная система ребенка не способна выдержать бодрствование на протяжении целого дня. Если эмоциональные и физиологические силы малыша не восстанавливаются во время дневного сна, то ухудшается не только его настроение, но и самочувствие.

Вторая половина дня Пробуждение и гимнастика после сна под спокойную музыку

Вторая половина дня Пробуждение и гимнастика после сна под спокойную музыку

Вторая половина дня

Пробуждение и гимнастика после сна под спокойную музыку.
Ходьба по дорожке здоровья.
Босохождение в сочетании с контрастными воздушными ваннами.
Хождение по мокрым дорожкам (полотенце с соленой водой, мокрое полотенце, сухое полотенце)
Обширное умывание: руки до локтей, лицо и шея, растирание мокрой рукой груди.
Растирание полотенцем до легкого покраснения.
Элементы точечного массажа.
Элементы дыхательных упражнений.
Полоскание рта (горла) солевым раствором (на 1 литр воды 1столовая ложка соли).
Прогулка на свежем воздухе с соблюдением двигательного режима в одежде по сезону.

Гимнастика после сна Цель: пробудить организм, нормализовать сердечно – сосудистую, дыхательную системы, снять сонливость, вялость; укреплять здоровье детей

Гимнастика после сна Цель: пробудить организм, нормализовать сердечно – сосудистую, дыхательную системы, снять сонливость, вялость; укреплять здоровье детей

Гимнастика после сна

Цель: пробудить организм, нормализовать сердечно – сосудистую,
дыхательную системы, снять сонливость, вялость; укреплять здоровье детей

Задачи:
повысить жизненный тонус,
совершенствовать и развивать координацию движений, укреплять опорно-двигательный аппарат, воспитывать привычку к здоровому образу жизни

Элементы точечного массажа и дыхательные упражнения

Элементы точечного массажа и дыхательные упражнения

Элементы точечного массажа и дыхательные упражнения

Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний

Дыхательные упражнения очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика

Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом ты утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два, раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились.
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.

Босохождение Закаливание путём хождения босиком является отличной профилактикой простудных заболеваний

Босохождение Закаливание путём хождения босиком является отличной профилактикой простудных заболеваний

Босохождение

Закаливание путём хождения босиком является отличной профилактикой простудных заболеваний.

На подошве располагается большое количество чувствительных рецепторов, которые реагируют на температурные перепады. При постоянном ношении обуви ноги привыкают к особому микроклимату. Стоит этот микроклимат нарушить, как и организм уже реагирует заболеванием.

Босохождение снижает чувствительность стоп ног к колебаниям температуры, что благотворно сказывается на здоровье.

Хождение по мокрым дорожкам Эффективным средством закаливания является хождение босиком по мокрым солевым дорожкам, раздражающим нервные окончания на стопах ног

Хождение по мокрым дорожкам Эффективным средством закаливания является хождение босиком по мокрым солевым дорожкам, раздражающим нервные окончания на стопах ног

Хождение по мокрым дорожкам

Эффективным средством закаливания является хождение босиком по мокрым солевым дорожкам, раздражающим нервные окончания на стопах ног.

Для этого понадобятся три полотенца, одно смачиваем в растворе соли (на 1 литр воды - 100 грамм соли), второе смачиваем пресной водой, третье остается сухим.

Расстилаем полотенца на клеенке рядом друг с другом.

Перед процедурой необходимо подготовить стопы ребенка, для этого
можно использовать массажер, старые счеты, а также полезно было бы
иметь специальный коврик для массажа стоп ребенка, который можно
сделать самим.

Еще можно сделать упражнения для стоп - походить на пальчиках, перекатываться с пятки на носок, попрыгать.

Затем ребенок ходит по соленому полотенцу в течение 4-5 минут, танцует, прыгает - находится все время в движении, затем переходит на второе полотенце и старается протереть стопы ног от соли, затем на сухое и вы вытираете ему ноги насухо.

Обширное умывание

Обширное умывание

Обширное умывание

Правильно организованная система закаливания

Правильно организованная система закаливания

Правильно организованная система закаливания

Поддержит температурный баланс тела
Нормализует поведенческие реакции ребенка
Снизит инфекционно-воспалительные заболевания
Улучшит показатели физического развития
Повысит уровень физической подготовленности

Используемая литература 1. Гаврючина

Используемая литература 1. Гаврючина

Используемая литература

1. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». М., 2007г.

2. Голубева Л.Г., Доскин В.А. «Как сохранить и укрепить здоровье ребенка» М., 2006г.

3. Сонькин В.Д., Анохина И.А. «Как правильно закаливать ребенка» М., 2003г.

4. Возная В.И., Коновалова И.Т. и др. «Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ» М., 2006г.

5. «МААМ. РУ» (интернет – ресурс)

6. «doshvozrast.ru» (интернет – ресурс)

Закаливание детей дошкольного возраста

Закаливание детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2023