ЗАКЛИЧКИ И ПРИГОВОРКИ. ЧАСТУШКИ
Оценка 4.7

ЗАКЛИЧКИ И ПРИГОВОРКИ. ЧАСТУШКИ

Оценка 4.7
doc
08.05.2020
ЗАКЛИЧКИ И ПРИГОВОРКИ. ЧАСТУШКИ
Заклички и приговорки.doc

Заклички и приговорки. Частушки

Цели: познакомить с разными жанрами народного творчества; пробудить к нему интерес.

 

Ход занятия

Проверка домашнего задания.

– Что же такое закличка?

– Закличками принято называть стихотворные обращения детей к различным явлениям природы (солнце, дождь и пр.)

– А как вы понимаете приговорки?

– Приговорки – обращение к животным.

Работа над темой.

Учитель. Заклички восходят к древнейшим обрядам. Заклички-обращения превратились в песенки, которыми забавлялись дети по какому-либо случаю (дождь, солнце скрылось за тучами и т. д.). Вот закличка детей Урала:

Дождик, дождик, перестань!

Я поеду во Ристань

Богу молиться,

Кресту поклониться.

Но со временем заклички исчезают, как и эта.

Или вот закличка, которая несколько изменилась:

Дождик, дождик, дай воды,

По колено глубины!

Дождик, дождик, пуще,

Будет в поле гуще.

Некоторые заклички пришли в детский репертуар из детских книг:

Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

Многие заклички не только утратили магическое, религиозное значение, но приобрели шуточный характер: «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи, дам тебе вилку – бей по затылку!»

Широко бытуют заклички-пародии:

Эроплан, эроплан,

Посади меня в карман!

А в кармане пусто –

Выросла капуста!

Редко встречаются заклички, обращенные к солнцу, да и то с современными добавлениями и изменениями:

Солнышко, Солнышко,

Выгляни в окошечко,

Там, там твои детки

Кушают котлетки.

Заклички, обращенные к ветру, тучам, радуге и другим стихиям и явлениям природы, единичны.

Рефлексия.

– Когда и в связи с чем появились заклички?

– Какие заклички вы знаете?

– К кому и к чему обращались в закличках?

– От чего зависит бытование и сохранность текстов закличек?

– Какие заклички широко бытуют?

– К каким явлениям природы заклички единичны?

Работа по теме.

Приговорки.

Учитель. Дети, растущие в деревне, неизбежно вступают в контакт с природой. Уже в потешках и прибаутках няни и матери знакомят младенцев с повадками и голосами птиц и животных. Если дети начинают самостоятельно передвигаться, их внимание привлекают хищные птицы (гроза цыплят – коршун), певчие птицы ( жаворонок, перепел и т. д.), ярко окрашенные насекомые (божьи коровки, бабочки, разные жуки), дети ищут средства общения с ними. Этой цели служат приговорки. Их трудно отличить от закличек и по форме и по содержанию.

Бабочку трудно поймать. Дети обращаются к ней с приговоркой:

Бабочка, бабочка,

Сядь на лавочку,

Дам булавочку.

Божью коровку поймать легко, но по поверьям убить ее грешно. Ребенок любуется ею и старается сделать так, чтобы она улетела, и на это есть приговорки:

Божья коровка,

Улети на небо,

Там твои детки

Кушают котлетки,

Всем по одной,

А тебе ни одной!

Возьмет ребенок в руки улитку, улитка спрячется в домик, в свою раковину, ребенок начинает приговаривать. Выпадает молочный зуб, ребенок бросает его под печку и приговаривает. Купается ватага ребятишек. Набралась в уши вода, прыгают на одной ноге и приговаривают: «Мышка, мышка, вылей воду под железную колоду».

Детям поручали охранять цыплят, гусят, утят. Чуть зазевайся – коршун унесет цыпленка. Поэтому, как только появится коршун в небе, начинается громкая перекличка детей:

Коршун, коршун,колесом,

Твои дети за лесом

В огне горят, тебя зовут.

Иногда обращения к птицам строятся на звукоподражаниях. Поет малиновка. Дети слушают и кричат: «Бросай сани, бросай сани, возьми воз…»

Приговорки и в наше время повсеместно доставляют радость детям. Применяют их дети дошкольного и школьного возраста.

Рефлексия.

– С какого возраста дети говорят приговорки? В связи с чем?

– На чем строятся приговорки?

– А вы знаете приговорки? Можете сами сочинить приговорку? Попробуйте!

Рассказ учителя.

Частушки.

– Какие частушки вы знаете? На какие темы вы их поете на своих школьных праздниках?

Давайте поговорим о происхождении частушек.

Учитель. Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты – скоморохи – еще в ХVII–ХVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины XIX века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

Частушка широко стала распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения. Многое теперь зависело от самого человека, от его воли и способностей. (Можно связать с современностью.) Можно сравнить старую песню и частушку: в песне – покорность судьбе («Не велят Маше на улицу ходить, не велят Маше молодчика любить …»), в частушке – желание поспорить с обстоятельствами («Тятя с мамой, не перечь, на печи не устеречь…»).

Самое главное доказательство позднего происхождения частушки – ее художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины («Я девчонка боевая…», «Я по бережку ходила…»). Как и в песне, в частушке чувствам человека соответствует и состояние природы – этот прием называется психологическим:

Закатилось красно солнышко,

Не стало меня греть,

Оженился мой миленочек,

Не стал меня жалеть.

Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников – украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше. Некоторые из них перешли и к русским:

Одна гора высокая,

А другая низка;

Одна мила далекая,

А другая близка!

Этот отрывок из песни стал популярной частушкой. Или:

У меня миленков тридцать,

Я не знаю, куда скрыться.

Пойду с горя на реку –

Все сидят на берегу.

Я хотела в воду пасть –

Заорали во всю пасть.

В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодого человека. В годы Гражданской войны распространилось по всей России знаменитое «Яблочко», по своему происхождению связанное с украинским фольклором. Красные пели:

Эх, яблочко, куда котишься,

В ВЧК попадешь – не воротишься!

Белые отвечали на тот же мотив:

Пароход идет

Мимо пристани,

Будем рыбу кормить

Коммунистами!

А вот частушка, которую пели в годы раскулачивания народа:

Едет Сталин на корове,

У коровы один рог.

Ты куда, товарищ Сталин?

«Раскулачивать народ».

Когда окончательно выяснилось, что колхоз почти никогда не приводит к зажиточной жизни, то так и пели – правду:

Как лавровская деревня

Начинает богатеть:

Окна тряпкам затыкают,

Чтоб вороне не влететь.

Частушки времен Великой Отечественной войны рассказывают об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа. О тяжелом труде:

Мой миленок на войне

Управляет ротою,

А я тоже не гуляю,

На быке работаю.

И, конечно, по всей стране звучали частушки о милом, который где-то воюет:

Неужели пуля-дура,

Ягодиночку убьет?

Пуля влево, пуля вправо,

Пуля, сделай поворот!

В современной деревне немало частушек, которые сейчас имеют другой смысл, меняется жизнь, меняются и частушки. Раньше было: «Без лучины, без огня зажег сердечко у меня», сегодня поют: «Без бензина, без огня…»

Постоянно создаются новые частушки:

Как у наших у ребят

Голова из трех частей:

Карбюратор, вентилятор

И коробка скоростей.

Или:

У миленочка в дому

Была конференция:

Ему невесту выбирала

Вся интеллигенция!

Поют частушки и школьники:

Говорят, я ученица,

Ученица – не позор!

Ученицу крепче любят

За веселый разговор.

Еще один вид, родственный частушке, – двустрочные страдания (на Руси «страдать» означает еще «любить»). Распространены они преимущественно на Волге:

Маменька, купи чаю,

А не купишь, осерчаю.

Или:

Маменька, купи кофту,

А не купишь, я утопну.

Бывает, частушки поют в ответ («на отпев»), известны частушечные диалоги.

А вот в городе песенная частушка превратилась просто в эпиграмму – веселый задиристый стишок.

Рефлексия.

– Когда появилась частушка? Кто их распевал?

– Когда особенно стала распространяться частушка?

– Какое доказательство есть о происхождении частушки?

– Что помогло становлению русской частушки?

– О чем поется в частушках?

– Какие частушки поют в наши дни?

– Какие частушки поют школьницы? И о чем?

– Какие частушки пели во время Отечественной войны?

– Что в них выражали?

– Как вы понимаете частушка-диалог?

– Попробуйте сочинить частушки о школьных делах, об учебе.

В о п р о с   н а   з а с ы п к у:

– Как вы понимаете литературоведческий термин романс.

Учитель. Романс (от фр. Romance) – небольшая музыкальная пьеса для пения. Так называют также небольшое певучее лирическое стихотворение, обычно посвященное мимолетным настроениям, любовным переживаниям и т. п.

Например, стихотворение И. С. Тургенева:

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые…

Домашнее задание. Сочините частушки о своей школьной жизни, частушку-диалог.


Заклички и приговорки. Частушки

Заклички и приговорки. Частушки

Там, там твои детки Кушают котлетки

Там, там твои детки Кушают котлетки

В огне горят, тебя зовут. Иногда обращения к птицам строятся на звукоподражаниях

В огне горят, тебя зовут. Иногда обращения к птицам строятся на звукоподражаниях

Одна гора высокая, А другая низка;

Одна гора высокая, А другая низка;

В современной деревне немало частушек, которые сейчас имеют другой смысл, меняется жизнь, меняются и частушки

В современной деревне немало частушек, которые сейчас имеют другой смысл, меняется жизнь, меняются и частушки

Учитель . Романс (от фр. Romance ) – небольшая музыкальная пьеса для пения

Учитель . Романс (от фр. Romance ) – небольшая музыкальная пьеса для пения
Скачать файл