Заклички и приговорки. Частушки
Цели: познакомить с разными жанрами народного творчества; пробудить к нему интерес.
Ход занятия
Проверка домашнего задания.
– Что же такое закличка?
– Закличками принято называть стихотворные обращения детей к различным явлениям природы (солнце, дождь и пр.)
– А как вы понимаете приговорки?
– Приговорки – обращение к животным.
Работа над темой.
Учитель. Заклички восходят к древнейшим обрядам. Заклички-обращения превратились в песенки, которыми забавлялись дети по какому-либо случаю (дождь, солнце скрылось за тучами и т. д.). Вот закличка детей Урала:
Дождик, дождик, перестань!
Я поеду во Ристань
Богу молиться,
Кресту поклониться.
Но со временем заклички исчезают, как и эта.
Или вот закличка, которая несколько изменилась:
Дождик, дождик, дай воды,
По колено глубины!
Дождик, дождик, пуще,
Будет в поле гуще.
Некоторые заклички пришли в детский репертуар из детских книг:
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Многие заклички не только утратили магическое, религиозное значение, но приобрели шуточный характер: «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи, дам тебе вилку – бей по затылку!»
Широко бытуют заклички-пародии:
Эроплан, эроплан,
Посади меня в карман!
А в кармане пусто –
Выросла капуста!
Редко встречаются заклички, обращенные к солнцу, да и то с современными добавлениями и изменениями:
Солнышко, Солнышко,
Выгляни в окошечко,
Там, там твои детки
Кушают котлетки.
Заклички, обращенные к ветру, тучам, радуге и другим стихиям и явлениям природы, единичны.
Рефлексия.
– Когда и в связи с чем появились заклички?
– Какие заклички вы знаете?
– К кому и к чему обращались в закличках?
– От чего зависит бытование и сохранность текстов закличек?
– Какие заклички широко бытуют?
– К каким явлениям природы заклички единичны?
Работа по теме.
Приговорки.
Учитель. Дети, растущие в деревне, неизбежно вступают в контакт с природой. Уже в потешках и прибаутках няни и матери знакомят младенцев с повадками и голосами птиц и животных. Если дети начинают самостоятельно передвигаться, их внимание привлекают хищные птицы (гроза цыплят – коршун), певчие птицы ( жаворонок, перепел и т. д.), ярко окрашенные насекомые (божьи коровки, бабочки, разные жуки), дети ищут средства общения с ними. Этой цели служат приговорки. Их трудно отличить от закличек и по форме и по содержанию.
Бабочку трудно поймать. Дети обращаются к ней с приговоркой:
Бабочка, бабочка,
Сядь на лавочку,
Дам булавочку.
Божью коровку поймать легко, но по поверьям убить ее грешно. Ребенок любуется ею и старается сделать так, чтобы она улетела, и на это есть приговорки:
Божья коровка,
Улети на небо,
Там твои детки
Кушают котлетки,
Всем по одной,
А тебе ни одной!
Возьмет ребенок в руки улитку, улитка спрячется в домик, в свою раковину, ребенок начинает приговаривать. Выпадает молочный зуб, ребенок бросает его под печку и приговаривает. Купается ватага ребятишек. Набралась в уши вода, прыгают на одной ноге и приговаривают: «Мышка, мышка, вылей воду под железную колоду».
Детям поручали охранять цыплят, гусят, утят. Чуть зазевайся – коршун унесет цыпленка. Поэтому, как только появится коршун в небе, начинается громкая перекличка детей:
Коршун, коршун,колесом,
Твои дети за лесом
В огне горят, тебя зовут.
Иногда обращения к птицам строятся на звукоподражаниях. Поет малиновка. Дети слушают и кричат: «Бросай сани, бросай сани, возьми воз…»
Приговорки и в наше время повсеместно доставляют радость детям. Применяют их дети дошкольного и школьного возраста.
Рефлексия.
– С какого возраста дети говорят приговорки? В связи с чем?
– На чем строятся приговорки?
– А вы знаете приговорки? Можете сами сочинить приговорку? Попробуйте!
Рассказ учителя.
Частушки.
– Какие частушки вы знаете? На какие темы вы их поете на своих школьных праздниках?
Давайте поговорим о происхождении частушек.
Учитель. Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты – скоморохи – еще в ХVII–ХVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины XIX века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.
Частушка широко стала распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения. Многое теперь зависело от самого человека, от его воли и способностей. (Можно связать с современностью.) Можно сравнить старую песню и частушку: в песне – покорность судьбе («Не велят Маше на улицу ходить, не велят Маше молодчика любить …»), в частушке – желание поспорить с обстоятельствами («Тятя с мамой, не перечь, на печи не устеречь…»).
Самое главное доказательство позднего происхождения частушки – ее художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины («Я девчонка боевая…», «Я по бережку ходила…»). Как и в песне, в частушке чувствам человека соответствует и состояние природы – этот прием называется психологическим:
Закатилось красно солнышко,
Не стало меня греть,
Оженился мой миленочек,
Не стал меня жалеть.
Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников – украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше. Некоторые из них перешли и к русским:
Одна гора высокая,
А другая низка;
Одна мила далекая,
А другая близка!
Этот отрывок из песни стал популярной частушкой. Или:
У меня миленков тридцать,
Я не знаю, куда скрыться.
Пойду с горя на реку –
Все сидят на берегу.
Я хотела в воду пасть –
Заорали во всю пасть.
В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодого человека. В годы Гражданской войны распространилось по всей России знаменитое «Яблочко», по своему происхождению связанное с украинским фольклором. Красные пели:
Эх, яблочко, куда котишься,
В ВЧК попадешь – не воротишься!
Белые отвечали на тот же мотив:
Пароход идет
Мимо пристани,
Будем рыбу кормить
Коммунистами!
А вот частушка, которую пели в годы раскулачивания народа:
Едет Сталин на корове,
У коровы один рог.
Ты куда, товарищ Сталин?
«Раскулачивать народ».
Когда окончательно выяснилось, что колхоз почти никогда не приводит к зажиточной жизни, то так и пели – правду:
Как лавровская деревня
Начинает богатеть:
Окна тряпкам затыкают,
Чтоб вороне не влететь.
Частушки времен Великой Отечественной войны рассказывают об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа. О тяжелом труде:
Мой миленок на войне
Управляет ротою,
А я тоже не гуляю,
На быке работаю.
И, конечно, по всей стране звучали частушки о милом, который где-то воюет:
Неужели пуля-дура,
Ягодиночку убьет?
Пуля влево, пуля вправо,
Пуля, сделай поворот!
В современной деревне немало частушек, которые сейчас имеют другой смысл, меняется жизнь, меняются и частушки. Раньше было: «Без лучины, без огня зажег сердечко у меня», сегодня поют: «Без бензина, без огня…»
Постоянно создаются новые частушки:
Как у наших у ребят
Голова из трех частей:
Карбюратор, вентилятор
И коробка скоростей.
Или:
У миленочка в дому
Была конференция:
Ему невесту выбирала
Вся интеллигенция!
Поют частушки и школьники:
Говорят, я ученица,
Ученица – не позор!
Ученицу крепче любят
За веселый разговор.
Еще один вид, родственный частушке, – двустрочные страдания (на Руси «страдать» означает еще «любить»). Распространены они преимущественно на Волге:
Маменька, купи чаю,
А не купишь, осерчаю.
Или:
Маменька, купи кофту,
А не купишь, я утопну.
Бывает, частушки поют в ответ («на отпев»), известны частушечные диалоги.
А вот в городе песенная частушка превратилась просто в эпиграмму – веселый задиристый стишок.
Рефлексия.
– Когда появилась частушка? Кто их распевал?
– Когда особенно стала распространяться частушка?
– Какое доказательство есть о происхождении частушки?
– Что помогло становлению русской частушки?
– О чем поется в частушках?
– Какие частушки поют в наши дни?
– Какие частушки поют школьницы? И о чем?
– Какие частушки пели во время Отечественной войны?
– Что в них выражали?
– Как вы понимаете частушка-диалог?
– Попробуйте сочинить частушки о школьных делах, об учебе.
В о п р о с н а з а с ы п к у:
– Как вы понимаете литературоведческий термин романс.
Учитель. Романс (от фр. Romance) – небольшая музыкальная пьеса для пения. Так называют также небольшое певучее лирическое стихотворение, обычно посвященное мимолетным настроениям, любовным переживаниям и т. п.
Например, стихотворение И. С. Тургенева:
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые…
Домашнее задание. Сочините частушки о своей школьной жизни, частушку-диалог.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.