Для того чтобы раскрыть всю глубину музыкального образа, чтобы показать процесс постепенного его преображения и переход от лирической песенности к сосредоточенно-драматической экспрессии, понадобилось максимальное разнообразие полифонических средств выразительности.
Ми-бемоль минорная фуга – одна из труднейших по музыкальному языку, по приемам изложения и развития среди клавирных пьес Баха.
ИЗМ8.docx
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К концу XVIII века казалось, что музыка Баха безнадежно забыта.
Память о лейпцигском канторе жила лишь в среде музыкантов. Но даже те,
кто им восхищался, Моцарт, Бетховен – мало его знали. Рукописи Баха
пылились на полках архивов, многие рассеялись по городам Германии,
безвозвратно погибли.
В XIX веке началось медленное, но упорное возрождение искусства
великого музыканта.
Появление первой биографии композитора,
опубликованной в 1802 году, привлекает внимание к забытому мастеру.
Работа его проникнута подлинным энтузиазмом. Следом за первой
появляются и другие работы о Бахе. Одновременно воскрешается и сама
музыка.
Созданное в 1850 году «Баховское сообщество» (его активным членом
был Шуман) собирает рукописи и начинает издавать первое собрание
сочинений Баха. Эта работа была завершена лишь в 1900 году. Начавшееся в
50е годы прошлого столетия систематическое изучение баховского наследия
постепенно приподнимает завесу, скрывавшую подлинное лицо этого
художника. Исследования продолжались в течение XIX века, они ведутся в
наши дни, но источник не исчерпан и едва ли будет когданибудь исчерпан до
конца.
Величие Баха со всей новой силой утверждается в каждую следующую
эпоху. Музыкантыромантики первыми склонились перед его гением. Они
увидели в нем своего учителя и предтечу. На протяжении XIX века Бах все
глубже проникает в художественную жизнь Германии, а затем – Европы,
Америки. В XX веке его музыка не только не устарела – она кажется
особенно современной. И может быть, именно нынешнему веку, трагическому
и величественному одновременно, требующему философского осмысления
мира и человека в этом мире, искусство Баха особенно близко. «Хорошо темперированный клавир» справедливо считается
своеобразной энциклопедией баховских образов. В редком разнообразии
камерных форм «Хорошо темперированного клавира» раскрывает Бах
большой и сложный внутренний мир человека, его художественно
поэтические представления, богатейшую область человеческих чувств.
«Не далее как в «Wohltemperiertes Klavier», говорил А. Рубинштейн,
меланхолического,
вы находите фуги религиозного,
героического,
величественного,
драматического характера; в одном только они все схожи – в красоте …»
юмористического,
жалобного,
пасторального,
Этическое содержание,
воплощенное в форме безупречного
совершенства, подняло «Хорошо темперированный клавир» на положение
величайшего явления мирового искусства. Недаром на этих произведениях
учились великие музыканты: Бетховен, Шопен, Шуман, Лист и многие другие.
Бах не подозревал того, что создаваемые им творения представляют
сокровища искусства исключительной ценности.
То, что он мог и хотел сказать своей музыкой о скорби и радости,
страданиях и душевном мужестве, о вере в победу жизни над смертью и добра
над злом, о человеке в единстве с природой и о великой человечности, он
сказал в тех формах и теми средствами, какие отвечали его образной системе.
И никто не сделал это лучше его.
Художественное наследие Баха стало неотъемлемой частью нашей
духовной жизни. На его музыке воспитываются профессионалы, она звучит в
концертах, принося любителям музыки радость и нравственное обновление.
Имя этого гения, этого скромного музыкантатруженика окружено
благоговейным чувством. Местом паломничества людей со всего света стала в
Лейпциге церковь св. Фомы, где в алтарной части на простой надгробной
плите высечено: «И. С. Бах». СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берченко Р. Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о
«Хорошо темперированном клавире». – М.: КлассикаXXI, 2005. – 372
с., ил
2. Галацкая В. С. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск 1. –
М.: Музыка, 1978. – 366 с.
3. Гивенталь И.А., Щукина Л. Д. Музыкальная литература зарубежных
стран. Выпуск 1. – М.: Музыка, 1986.
4. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Том 1.
– М.: Музыка, 1982.
5. Розеншильд К. К. История зарубежной музыки до середины XVIII века.
Выпуск 1 – М.: Музыка, 1978.
6. Форкель И. Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна
Баха – М., 1979, с. 7374
7. Хаммершлаг Янош. Если бы Бах вел дневник, с.50
Заключение
Заключение
Заключение
Заключение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.