Закрепление гласных е,ё,ю,я. Одна буква- два звука.( 1 класс)
Оценка 4.7

Закрепление гласных е,ё,ю,я. Одна буква- два звука.( 1 класс)

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русский язык
1 кл—4 кл
06.11.2023
Закрепление гласных е,ё,ю,я. Одна буква- два звука.( 1 класс)
Урок рассчитан на первоклассников. Предусмотрены игровые моменты, используются приемы креативного мышления.
Урок-учительгода 2022 декабрь.docx

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

 Тема : Закрепление гласных е,ё,ю,я.   Одна буква- два звука.

ЦЕЛИ:

- закрепить гласные звуки е,ё,ю,я, анализ этих гласных в разных словах ( обозначают не только мягкость согласных, но и два звука),

- развитие внимания, мышления,

- умение обобщать, доказывать,

- воспитание дружеских отношений, уважения к другим.

Цель урока :

Закрепить знания детей о йотированных гласных буквах Я, Ю, Е, Ё.

Задачи урока:

Образовательные:

Формирование четкого представления о том, что буквы Я, Ю, Е, Ё в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков дают два звука, а после согласных букв дают один звук и смягчают его,

закрепление навыка звукового анализа,

закрепление в подборе схем звукового анализа к словам,

определение количества слов в предложении.

Развивающие:

Развитие фонематического слуха,

развитие мелкой моторики,

развитие слухового и зрительного внимания, памяти,

развитие мышления, воображения, любознательности, наблюдательности.

Воспитательные:

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, желания говорить красиво, правильно, интереса к предмету, уважения к языку,

формирование эмоционального положительного отношения к окружающему миру и природе.

Тип занятия : обобщение

Форма организации работы : групповая, работа в паре, фронтальная, индивидуальная

Форма обученияурок

Методы обучения:

словесный — беседа, вопросы, ответы детей.

игровой- использование сюрпризных моментов, инсценирование песенки «В лесу родилась елочка»

наглядный — использование карточек, иллюстраций, компьютера, схем, плана урока.

Дифференцированный подход к обучению.

 Применение ИКТ на уроке: использование сайтов Учи.ру  в процессе урока.

Оборудование:  Пять снежинок для букв, буквы, звуки, которыми они обозначаются, схема- вывод  для чтения, презентация, мультимедийный проектор, аудиописьма.

Изображения: яблоко, юла, енот, ёлка.

Карточки с напечатанными словами: ЯБЛОКО, ЮЛА, ЕНОТ, ЁЛКА, 

 Снеговик ( картинка)

Раздаточный материал:  Снежинки на ниточке. Елочка, цветные карандаши (розовый ,желтый, синий)

Этапы организации урока:

I. Организационный момент

II. Основная часть

III. Итог - рефлексия

 

Прогнозируемый результат:

Учащиеся научатся объяснять причины расхождения количества звуков в словах.

Предметные результаты:

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными;

- определять работу букв е,ё,ю.я после согласных и в начале слова.

Метапредметные результаты:

-строить понятные высказывания,

-давать адекватную самооценку,

- слушать и оценивать друг друга,

-формулировать вывод по результатам наблюдений.

Ход занятия:

I.             Организационный момент.

Учащиеся :

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Ребята посмотрите, сегодня на уроке у нас гости. Покажем как мы умеем работать на уроке обучения грамоте.

Учитель:

-Давайте ,друзья ,улыбнемся друг другу

Улыбки подарим гостям.

К уроку  готовы?

Тогда за работу

Удачи желаю всем нам!

Учитель: Присаживайтесь.

Поприветствуйте друг друга . Приветствие «ЗДРАВСТВУЙТЕ»

Учащиеся поочередно касаются одноименных рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

Желаю ( соприкасаются большими пальцами)

Успеха ( указательными)

Большого (средними)

Во всем ( безымянными)

И везде ( мизинчиками):

Здравствуйте ! ( прикосновение всей ладонью).

Учитель: -- Какое сейчас время года (Зима)

--Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль).

- А какой скоро праздник ( Новый год)

- Вот именно под Новый год происходят разные чудеса.

Ребята, посмотрите на доску- ребусы.  Давайте попробуем их разгадать.

Ребусы.

1. 100ю     3. Яц       

2. 7я

 

 

 

Что их объединяет?

Какие знакомые интересные  буквы вам встретились?

 

 

--  Ребята, сегодня к нам пришло интересное аудиописьмо. Послушайте. ( прослушивание аудиозаписи)

«Мои дорогие юные друзья! Я Снежная Королева. Сегодня я приглашаю вас в гости, в мою Снежную страну! Мне так хочется узнать, про какие такие «волшебные» буквы вы говорили на уроках по Обучению грамоте. В Снежной стране вас ожидают интересные задания. И если вы справитесь со всеми, то вас ждет награда. Желаю вам удачи!»

Учитель: Ну, что вы готовы отправиться в Снежную страну? Рассказать Снежной Королеве про Буквы, обозначающие два гласных звука ?

---- А вы знаете, ребята, а ведь Снежная королева права,   что нам надо вспомнить  эти хитрющие буквы,  при произношении которых мы слышим два звука и рассказать про них еще раз. Я вот зашла на платформу Учи.ру и увидела , что не все ребята смогли понять с первого урока в каких случаях мы слышим два звука, а когда один.

( Показываю статистику д/з- она разного цвета: кто с первого раза смог выполнить задание, кто со второго, кто только приступил).

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА. Мотивация учебной деятельности.

---Ребята, а что это за гласные буквы, которые дают двойные  звуки? (ЯЁЮЕ, про мягкость согласных звуков).

Ребята, о чем  мы сегодня будем говорить? Как вы думаете, какая тема  урока?

Открываю тему урока-

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ Е,Ё,Ю.Я

………..

Так что  будем делать на уроке обучения грамоте ? Поставим цели:

 

- закрепить гласные звуки е,ё,ю,я, анализ этих гласных в разных словах ( обозначают не только мягкость согласных, но и два звука),

- развитие внимания, мышления,

- умение обобщать, доказывать,

- воспитание дружеских отношений, уважения к другим.

 

-- Но прежде вспомним, чем отличается буква от звука?

(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим).

На какие две группы делятся звуки и буквы(гласные и согласные)

Что любят гласные(петь)

Назовите гласные, которые не смягчают согласные( а ,о,у,э,ы)

Назовите гласные, которые смягчают согласные ( е,ё,ю,я,и)

Каким цветом мы обозначаем гласные (красным)

  Молодцы!

II.           Основная часть.

АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ.

Закрепление гласных Я, Ю, Е, Ё.

-- Ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный клубочек который поможет нам оказаться в Снежной стране. Закрываем глазки. Один-два-три в Снежную страну нас веди! 

СЛАЙД(На экране фотография Снежной королевы)

-- Итак, мы в Снежной стране. 

Вот и первое задание.

ЗАДАНИЕ №1:

--- ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА :

У вас на столах лежит лента букв. За одну минуту надо подчеркнуть красным цветом буквы, которые при произношении обозначают два звука.

(индивидуальная работа, самопроверка по образцу). СЛАЙД

Сегодня вы сами будете себя оценивать, на сколько вы знаете материал.

Ребята у вас на столах лежит ёлочка, также разноцветные игрушки- это сюрприз от Снежной Королевы, но игрушки не простые , а волшебные. Каждая имеет свой цвет и значение:

РОЗОВАЯ- у меня все получилось, я сам справился с заданием;

ЖЕЛТАЯ- справился, но мне подсказали или помогли;

СИНЯЯ- что-то я запутался, надо повторить!

Оцените, пожалуйста, себя, все ли буквы вы нашли. Покажите и прикрепите снежинку.

ЗАДАНИЕ №2.

У Снежной Королевы очень много помощниц-снежинок. Так случилось, что некоторые снежинки забыли, как их зовут. Давайте поможем им. Для этого нужно отгадать загадки.

(К каждой отгадке демонстрируется картинка).

(На доске 4 вырезанных снежинок, звуковые схемы).

 

ПЕРВАЯ ЗАГАДКА.

Круглое, румяное, я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко).

Вывешивается слово ЯБЛОКО на доске.

-- На какую букву начинается слово Яблоко? (Я).

Откройте тетради, запишите букву –Я.

 Мы вернули снежинке её имя. Подберите звуковую схему к этому слову. Письменно в тетради, каждый сам записывает.

ВТОРАЯ ЗАГАДКА.

Кручусь, верчусь, и мне не лень крутиться даже целый день. (Юла).

Вывешивается слово ЮЛА на доске.

-- На какую букву начинается слово Юла? (Ю).

Запишите букву- Ю

 Мы и второй снежинке вернули ее имя. Звуковая схема

ТРЕТЬЯ ЗАГАДКА.

Немытое в рот

Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким,

Как чистюля. (Енот)

Слово ЕНОТ на доске.

-- На какую букву начинается слово Енот? (Е).

Запишите букву –Е.

Третья  снежинка получила свое имя. 

Звуковая

4). Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими.

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная (Ёлка).

На доске слово ЁЛКА.

-- Какая первая буква в слове Ёлка? (Ё).

Запишите в тетради букву- Ё.

Подберите звуковую схему.

--Все снежинки теперь с именами-буквами.

--Давайте еще раз прочитаем их. (Е.Ё,Ю,Я)

Выходит 4 ученика и они составляют звуковые схемы к буквам Е ,Ё,Ю,Я. И читают по очереди, какие звуки обозначают буквы.

Посмотрите на доску, оцените себя, прикрепите новогоднюю игрушку.

Чистоговорка:   ( СЛАЙД – читаем все вместе)

Е-е-е люблю помогать семье  .

Ё-ё-ё глажу с бабушкой бельё

Ю-ю-ю с папой песни я пою

 Я-я-я Все умею делать Я.

ВЫВОД: Какие эти буквы? (гласные, хитрые). Почему хитрые ? (Мы слышим у них два звука).

А когда мы слышали два звука? Где в слове стоят эти буквы?

(когда буква стоит в начале слова)

 Посчитайте, сколько букв в слове ЯБЛОКО и ЁЛКА , и сколько звуков мы произнесли?

Учитель:

А ещё когда мы слышим два звука?

 после мягкого и твёрдого знака, -приведите пример (обезьяна, вьюга, съезд, пьёт).

- после гласной

ВЫВЕСИТЬ СХЕМУ, ГДЕ ВСЕ ВОЕДИНО СОБРАНО.

 –СЛАЙД

ЗАДАНИЕ 3.

На экране слова ( взаимопроверка).

Прочитайте слова, где буквы обзначают два звука ( маяк, поют, поезд, пляшет, месяц, моет)

РАБОТА В ПАРЕ.9 1 минутка)

 Поднимите парочки ручки, что вы готовы.

ОЧЕНИТЕ СЕБЯ. ПРИКРЕПИТЕ игрушку.

 

III. Физкультурная минутка. Игра “Камни и ваты”.

(Камни - мальчики: твердые согласные)

(Ваты – девочки: мягкие согласные).

 Слова: Юра, Юля, яблоко, яблоня, енот, ель, елка, котенок, рюкзак, Яна, юла, песня.

 

ЗАДАНИЕ 4:

Фонематическая игра «Составь и прочитай слово».

--Морозный ветер принес мне из снежной страны следующее задание для вас.

-- Я сейчас буду называть слова, а на доске вы в тетради пишете первые буквы каждого слова.

-- СНЕГ, НОВОСТЬ, ЕЛЬ, ГОЛОЛЁД, ОБЛАКО, ВЕТЕР, ИНЕЙ, КОНФЕТЫ = СНЕГОВИК

-- Какое слово получилось? СНЕГОВИК

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ. КТО какого цвета выбрал новогоднюю игрушку ?

У Снежной Королевы помощников не счесть,

Средь них один забавный снеговичок такой вот есть.

(Вывешивается картинка со снеговиком)

Он предлагает отдохнуть.

Какая волшебная буква есть в слове снеговик?

Какая у неё роль в этом слове? (смягчает согласную).

Прочитайте, что любит снеговик?

Наш снеговичок любит песни, любит клюкву, любит мёд,

А может, всё наоборот?

(выставляются карточки со словами, читают)

В словах снеговик, песня, клюква, мёд тоже есть хитрые буквы.

Вспомните, какой приказ в эти слова отдают хитрые буквы? (Буква, звучи мягко).

Упражнение на развитие дыхания «Сдуй снежинку».

-- Пока мы с вами выполняли задания, Снежная королева отправила к нам свою свиту- снежинок. Посмотрите, какие они?

(Раздаю каждому ребенку снежинку на ниточке).

Снежинки – это волшебные спутницы зимы, всегда разные и неповторимые, они неизменно сопровождают нас зимой.

--Попробуем заставить наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, положите язык на нижнюю губу и дуйте на снежинки. (Следить, чтобы дети не поднимали плечи и не надували щеки).

С помощью чего мы заставили снежинки кружиться?

ЗАДАНИЕ 5.

 

     Работа с деформированным текстом.

Впиши недостающие буквы в слова ( в паре).

1.   Однажды ёжик пошел в лес.

2.   На  ёлочке он увидел дятла.

3.    Ёж чуть- чуть не упал в яму.

 

 

Итог занятия- рефлексия.

 

Покажите, ребята, какие елочки у вас получились?

Продолжи предложения:

 

--- НА УРОКЕ Я УЗНАЛ(А)…..

---Я ВЫПОЛНЯЛ(А)   ЗАДАНИЯ ……

---САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ ЗАДАНИЕ….

---Я ВСТРЕТИЛ ТРУДНОСТИ….

--- Я СЧИТАЮ, ЧТО У МЕНЯ……

 

 

АУДИОСООБЩЕНИЕ. «Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вас вновь в моей Снежной Стране. До скорой встречи, мои дорогие друзья!»

-- Ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Снежную страну, пора возвращаться. Давайте опять закроем глазки!

-- один, два, три домой нас веди!

 

-- Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии(Дети получают сувениры от снежной королевы).

 

Игра «Назови ласково» .

--Снежинки мне сообщили, что в Снежной стране всё называют ласково. Я буду называть слово, тот, кому кидаю волшебный клубок - называет его ласково.

Снег-снежок Сосулька-сосулечка

Мороз-морозец Дерево-деревце

Ветер-ветерок Горка-горочка

Лёд-ледок Холод-холодок

Зима-зимушка Санки-саночки.


 

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

В лесу родилась елочка» наглядный — использование карточек, иллюстраций, компьютера, схем, плана урока

В лесу родилась елочка» наглядный — использование карточек, иллюстраций, компьютера, схем, плана урока

Ребята посмотрите, сегодня на уроке у нас гости

Ребята посмотрите, сегодня на уроке у нас гости

Ребята, сегодня к нам пришло интересное аудиописьмо

Ребята, сегодня к нам пришло интересное аудиописьмо

I. Основная часть

I. Основная часть

Кручусь, верчусь, и мне не лень крутиться даже целый день

Кручусь, верчусь, и мне не лень крутиться даже целый день

Ю-ю-ю с папой песни я пою

Ю-ю-ю с папой песни я пою

Какое слово получилось? СНЕГОВИК

Какое слово получилось? СНЕГОВИК

Итог занятия - рефлексия.

Итог занятия - рефлексия.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023