Закрепление счета в пределах 5 ( 2 младшая группа)
Автор: Паршонок Нина Ивановна
Организация: МБДОУ «Детский сад № 19 «Катюша», г.Смоленск
Цель: закреплять умение применять полученные математические знания в разных ситуациях
Задачи:
1. Продолжать учить детей считать в пределах 5-и (количественный и порядковый счёт).
2. Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник.
3. Закреплять умение различать правую и левую руку, пространственные направления «слева направо», «сверху вниз».
4. Продолжать учить соотносить число с количеством предметов.
5. Развивать внимание, память, воображение.
6. Воспитывать познавательный интерес к математике.
Дополнительные задачи.
«Речевое развитие».
Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Словарная работа: «треугольное печенье в самую большую красную тарелку, квадратное печенье в жёлтую тарелку поменьше, круглое печенье в самую маленькую синюю тарелку», «этот прямоугольник большой, этот поменьше, этот самый маленький», «первый, второй, третий, Мишутка третий», «один, два, три, четыре, пять, всего пять птичек», «число пять больше четырёх, а четыре меньше пяти».
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: три прямоугольника разного размера коричневого цвета, на обратной стороне которых изображены три медведя из сказки «Три медведя», Машеньки, картинка с изображением дерева (на дереве 5 птиц, под деревом 4 зайца),три обруча разного размера (самый большой, поменьше, самый маленький красного, жёлтого, синего цвета).
Раздаточный материал: карандаш, картинка, на которой слева расположены девочки, возле каждой числовая фигура, а справа корзинки с ягодами (от одной до пяти), геометрические фигуры: треугольники, квадраты и круги.
Ход:
– Ребята! Сегодня мы с вами побываем в сказке. А в какой сказке, попробуйте отгадать. Подсказка на доске.
-Посмотрите и скажите, как называются эти геометрические фигуры?
-Прямоугольники
-Что нужно сделать, чтобы определить их количество?
-Сосчитать
- Сосчитайте, сколько прямоугольников на доске. Варя, подойди к доске, определи количество прямоугольников, считать нужно слева направо, правой рукой, дотрагиваясь до каждого прямоугольника
-Один, два, три, всего три прямоугольника
– Скажите, чем похожи эти прямоугольники?
-Они одного цвета-коричневого
– Чем они отличаются?
-Прямоугольники разного размера
– Назовите размер каждого прямоугольника, начиная слева.
- Этот прямоугольник самый большой, этот поменьше, этот самый маленький
– Ребята, а вы ещё не догадались, в какой сказке мы сегодня побываем?
-Нет
. В какой сказке есть 3 героя коричневого цвета и разного размера?
-В сказке «Три медведя»
-Правильно, ребята, сегодня мы с вами побываем в сказке «Три медведя».
– Про эту сказку даже есть загадка. Послушайте:
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки –
Кто герои этой сказки?
-Три медведя
– Действительно, ребята, мы недавно читали с вами сказку, в которой три героя. У них у всех коричневые шубы и все они разного размера. Эта сказка называется «Три медведя». Сегодня мы с вами побываем в этой сказке.
– Ребята, снова посмотрите на прямоугольники на доске и скажите, прямоугольником какого размера может быть Михайло Потапыч?
-Давайте перевернём самый большой прямоугольник обратной стороной и посмотрим, действительно ли Михайло Потапыч спрятался за ним.
-Миша, выйди к доске и переверни пожалуйста прямоугольник
-Какой по величине прямоугольник будешь переворачивать?
-Самый большой
– Действительно, ребята, за самым большим прямоугольником спрятался Михайло Потапыч. Ребята, а за прямоугольником какого размера может спрятаться Настасья Петровна?
-За прямоугольником поменьше
-Проверим?
-Да
-Кто перевернёт прямоугольник поменьше?
– Дети, как вы думаете, почему Настасья Петровна спряталась за прямоугольником поменьше, чем у Михайло Потапыча?
– Ребята, а какого героя из этой сказки мы ещё не нашли?
-Мишутку
– Как вы думаете, Мишутка какого размера может быть?
-Самый маленький
-Прямоугольник какого размера спрятал Мишутку?
-Самый маленький
-Перевернём самый маленький прямоугольник
– Ребята, Настасья Петровна спрашивает, а все ли члены её семьи стоят на своём месте. -На каком по счёту месте стоит Мишутка, как это можно определить?
Давайте посчитаем, на котором месте стоит Мишутка. Откуда вы начнёте считать?
-Слева, начиная с Михайло Потапыча
- Первый, второй, третий, Мишутка на третьем месте, он третий
– Ребята, чтобы Настасья Петровна была спокойна, давайте определим количество медведей в её семье. Как мы это сделаем?
-Один, два, три, всего три медведя
– А чтобы Настасья Петровна убедилась в том, что все члены её семьи на месте, давайте назовём порядковое место каждого из них по имени и назовём величину каждого медведя слева направо.
- Первый – Михайло Потапыч – самый большой, вторая – Настасья Петровна – поменьше, третий – Мишутка –самый маленький
– Ребята, Настасья Петровна вас благодарит за то, что вы сумели посчитать членов её семьи, определить величину каждого из них и узнать, на каком по счёту месте они стоят.
-А теперь давайте вспомним, с чего начиналась сказка?
- С того, как Машенька пошла с подруженьками в лес за ягодами
-Правильно, а как вы думаете, что она могла взять с собой в лес?
-Корзинку
– Ребята, представьте, что мы все друзья Машеньки и сейчас отправимся в лес. Встаньте, подойдите к этому обручу и представьте, что вы берёте корзинку правой рукой. Взяли корзинки правой рукой. А теперь идём все в лес. Машенька с подружками собирают ягоды, грибы. Набрали много ягод и грибов. Решили отдохнуть на пенёчках. Садитесь на свои места-пенёчки. А когда подружки стали собираться домой, поняли, что перепутали корзинки. Давайте поможем им найти свои корзинки
– Посмотрите, у каждого из вас есть листочки. На листочках изображены девочки-подружки Машеньки. Около каждой девочки написано, сколько ягод или грибов она набрала в корзинку.
– Валя, сосчитай, сколько девочек изображено. А вы, ребята, проверяйте пальчиком.
- Одна, две, три, четыре, пять – всего пять девочек
-Дети, у всех ли 5 девочек изображено?
-Да
– Тимофей, сосчитай, сколько корзинок изображено на листочке.
-Один, два, три, четыре, пять, всего пять корзинок
- У всех 5 корзинок?
-Да
– По сколько девочек и корзинок у каждого из вас?
-По пять
-Молодцы, ребята, правильно определили количество девочек и корзинок.
– Ребята, возьмите в правую руку карандаш и прочертите-покажите дорогу девочкам к их корзинкам. Будьте внимательны: в корзинке должно быть столько ягод и грибов, какое число изображено рядом с девочкой.
– Ребята, посмотрите, всем ли девочкам вы помогли найти свои корзинки?
-Да
- Думаю, что девочки очень благодарны вам.
– Все девочки уже ушли домой. А Машенька заигралась, увидела на дереве птичек, под деревом зайчиков и стала их считать. (Показываю картинку).
– Как вы думаете, сколько птичек увидела Машенька?
- Одна, две, три, четыре, пять, всего пять птичек увидела Машенька
– А сколько зайчат под деревом увидела Машенька?
- Один, два, три, четыре, всего четыре зайчика
Пока Машенька считала, подружки уже далеко ушли. Давайте поможем Машеньке сравнить количество птичек и зайцев. Может, успеет ещё догнать своих подружек.
– Кого же больше: птичек или зайчат?
- Птичек больше, чем зайчат
-Почему?
-Зайцев 4, а птичек 5, 5 больше 4, а 4 меньше 5
-Правильно, молодцы, вы помогли Маше сосчитать зайчиков и птичек и сравнить их количество, но она так и не смогла догнать подружек, потому что на другом дереве увидела белочек и снова их стала считать.
– А в это время медведи по лесу ходили и грибочки собирали. Давайте представим, что мы медведи из эй сказки. Подойдите все сюда.
Я буду говорить слова, где говорится о том, какие грибы собирали медведи и где они их находили, а вы выполняйте движения, как будто их собираете вы это медведи этой сказки.
Мишки по лесу гуляли
И грибочки собирали
Один-грибок и два-грибок.
Их положим в кузовок.
Под кусточком три маслёнка,
На болоте – маховик,
На пенёчке – два опёнка,
А под ёлкой – боровик
– Молодцы, вот мы и узнали, чем занимались медведи в то время, пока Машенька считала встретившихся на её пути птиц и лесных животных.
–Оказывается, ребята, сегодняшняя наша сказка заканчивается по-другому. Хотите узнать, как?
-Да
- Машенька увидела домик, зашла туда и увидела: на стене висели фотографии трёх медведей разной величины. Машенька решила им приготовить сюрприз. Напекла им печенье разной формы. Хотела разложить их по тарелкам, но не смогла. Давайте поможем ей разложить угощенье. У медведей были вот такие тарелки (раскладываю обручи разной величины)
-Сколько тарелок было в семье медведей, сосчитайте?
- Одна, две, три, всего три тарелки
-Как узнать, какая тарелка кому принадлежит?
- Потапыча должна быть самой большой, тарелка Настасьи Петровны – поменьше, Мишуткина тарелочка – самая маленькая
– Молодцы, вы помогли Машеньке в правильном порядке разложить тарелки. А теперь я вам раздам вот такое печенье и открою вам секрет: Михайло Потапыч любит печенье треугольной формы, Настасья Петровна – квадратной формы, а Мишутка – круглой формы. Какое печенье в какую тарелку вы положите?
– Помогите Машеньке разложить печенье в тарелки.
-Какой формы печенье сюда кладёшь?
-Квадратной
- Почему?
-Потому что это тарелка Настасьи Петровны и она любит печенье квадратной формы – Ребята, давайте посмотрим, все ли печенья правильно разложили в тарелочки?
-Да
В самой большой тарелке какой формы печенья?
-Треугольной
- В какой по величине тарелке круглые печенья?
-Самой маленькой
– Маша благодарит вас за помощь. Теперь медведи смогут полакомиться вкусными печеньями из своих любимых тарелок.
– Вот и пришла пора прощаться с героями любимой сказки. Они вам очень благодарны за ваши старания. А сейчас они прощаются с вами до новой встречи. А на память медведи оставили свои фотографии. Вам нужно будет их раскрасить.
-Молодцы, вы добрые, отзывчивые ребята. Любите сказки, а больше всего вы хотите, чтобы все сказки заканчивались хорошо. Ваши умения считать, сравнивать числа, сравнивать героев и их тарелки по величине, находить нужной формы печенья помогли всем героям сказки «Три медведя».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.