Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 2 8 . 0 9 1 5
У р о к 20
Тема:
Закрепление правил обозначения звука [а] буквами
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а :
Образовательные:
1) способствовать формированию умения правильно обозначать звук [а] буквами; познакомить с гласным звуком
[й’а]; научить соотносить печатные и письменные гласные буквы;
Развивающие:
2) создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения, развитие познавательной
активности учащихся; умения работать дружно и сообща, развивать умение следовать заданным вербальным
инструкциям учителя; совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь, эмоции; мелкую
моторику кистей рук; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё
мнение; расширение кругозора и словарного запаса;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого
ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают, как правильно обозначается звук [а] буквами; умеют проводить соотнесение звуковой
и буквенной записей слова; обозначать букву я в начале слова и после гласных двумя звуками [й’а]; вписывать
изученные буквы с опорой на звуковые модели слов; получат возможность закрепить правила обозначения звука
[а] буквами.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –
УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – написание букв по аналогии с предложенным в прописях и на доске
образцом начертания; сравнение звукового состава слов; логические – осуществление анализа поэлементного состава
букв а и я; моделирование звуковой схемы слова.
Р е г у л я т и в н ы е : умеют принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность
действий.
К о м м у н и к а т и в н ы е : умеют формулировать собственное мнение и позицию.
Л и ч н о с т н ы е : расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; проявляют старание в освоении новых
учебных действий; осуществляют самоконтроль при проведении графических работ.
Оборудование: запись на доске.
I. Организационный момент.
Х о д у р о к а
Эту букву, как тебя,
Называют буквой «я».
«Я» кончает алфавит,
Тихо после всех стоит.
II. Вступительное слово учителя.
– Какую роль может выполнять буква Я?
– Прочитайте стихотворение. Назовите слова, в которых буква я обозначает один звук, а затем слова, в которых
она обозначает два звука.
ЯКАЛКА
Наша утка – крякалка,
А Серёжка – якалка:
1«Я сумею, я смогу,
Я быстрее пробегу!»
Отдохни немножко,
Якалка Сережка!
И. Демьянов
III. Изучение нового материала.
1. Работа в прописи со схемами.
– Впишите букву в слово, руководствуясь схемой.
– Какую букву вписали? Объясните почему. (В начале слова и после гласных буква я обозначает два звука [й],
[а].)
– Прочитайте новые слова. (Якорь, маяк.)
– Какие одинаковые звуки есть в этих словах?
2. Выполнение заданий.
а) «Найди «лишнюю» букву».
– Рассмотрите желтый шар. Почему одна из букв зачеркнута? Какую букву надо зачеркнуть в следующем шаре?
Почему?
б) «Собери букву».
– Красным карандашом подчеркните элементы буквы а, простым – элементы буквы я.
Все ребята дружно встали и тихонько зашагали,
Мы отправились гулять, чтобы цаплю повстречать.
Тише, тише – вот она, у реки стоит одна.
На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
в) «Продолжи строчки».
– Найдите закономерность записи букв в каждой строке. Самостоятельно допишите строчки. (Учитель
оказывает индивидуальную помощь учащимся.)
3. Соотнесение печатных и письменных букв. Самостоятельная работа.
– Рассмотрите буквы на следующей строке. Сформулируйте задание, которое надо выполнить. (Задание «Впиши
пропущенные буквы в слова».)
Выполнение задания.
З а г а д к а . Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя.)
– А знаете ли вы, что слово «имя» – очень древнее?
♦
Имена – слова особые. В древности люди давали друг другу только такие имена, которые чтото значили,
Это интересно!
называя детей подходящими, на их взгляд, словами.
Индейцы Америки могли назвать ребёнка УнУис – «совёнок», или ХомаХомани – «утреннее облачко». У
древних греков встречались имена Пётр, что означало «камень», Фока – «тюлень», Хризис – «золото».
– Что означают ваши имена? Почему вас так назвали?
4. Игра «Занимательные имена».
– Имя этой девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и справа налево. (Анна, Алла,
Ада.)
– Если имя мальчика произнести без первого звука, то получится имя девочки. Как их зовут? (Коля – Оля,
Вася – Ася.)
– Какое русское женское имя не заканчивается ни на А, ни на Я? (Любовь.)
– Рассмотрите портреты детей. Угадайте, как их зовут. Запишите имена. (Аня, Яна, Вова, Ваня.)
2– Что вам помогло узнать имена ребят? Это имена полные или краткие? Что общего во всех словах?
Самостоятельное выполнение работы, проверка.
3