"Закруглись как радуга"
Оценка 4.9

"Закруглись как радуга"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
экология +1
Взрослым
01.02.2018
"Закруглись как радуга"
Презентация занятия
Публикация является частью публикации:
Закруглись как радуга Конспект занятия Усовская С.Ю. (2).docx
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей г. Хабаровска  «Детский экологический центр «Косатка»   Интегрированное занятие: «Закруглись как радуга….» (из цикла занятий о дальневосточной детской писательнице Тамаре Чинаревой)           Автор разработки:                            Усовская Светлана Юрьевна,                                                                                        методист, педагог г. Хабровск                                                              2018г. Пояснительная записка. С творчеством дальневосточной детской писательницы Тамары Федоровны Чинаревой ребята   знакомы   по   книгам,   (а   их   издано   ­8),   по   публикациям   в   учебнике   по Дальневосточной литературе «Лукошко» для учащихся 1 и 2 класса. В ее произведениях героями   рассказов   и   повестей   стали   дети   и   взрослые,   животные:   куры,   корова,   котик, козленок, уж.  Но провести занятие педагогам по творчеству Т. Чинаревой очень сложно, потому что литературы о ее жизни выпущено очень мало. Ребята из детского объединения «НОУ» и педагоги Центра, разработали проект «Мы тебя никогда не забудем…» ­ нашли друзей, родственников Тамары Чинаревой. Этот материал был собран, систематизирован. В 2018   году   замечательной   детской   писательнице   исполнилось   бы   69   лет.   Материалы   о Тамаре   были   опубликованы   в   журнале   «Растем   с   Хабаровском»,   ребята   читают   книги автора,   в   библиотеках   проводятся   мероприятия,   посвященные   Т.   Чинаревой,   педагоги проводят   уроки   по   предмету   «Дальневосточная   литература»,   на   которых   говорят   и разбирают   ее   произведения,   вошедшие   в   учебник   «Лукошко».  Мы   решили популяризировать   жизнь   и   творчество   Тамары.   Найдено   много   интересных   фактов, которых   ранее   не   публиковали   в   печати.   Разработана   серия   занятий.   Одно   из   них   о творчестве Т. Чинаревой, работе ее с детьми в «Брокколи», предлагаем на конкурс. Тамара прекрасно писала, рисовала, издавала газету «ДЕТИктив».          Тамара сделала много для того, чтобы развивалась детская литература на Дальнем Востоке.   И   я   считаю,   что   разработка   занятия   по   творчеству   Т.   Чинаревой   будет востребованной у педагогов.                   Это второе интегрированное занятие по творчеству автора.   Перед занятием детям было дано задание прочитать книги Т. Чинаревой  2 Тема: «Закруглись как радуга….» (из цикла занятий о дальневосточной детской писательнице                                            Т. Чинаревой) Цель: популяризация жизни и творчества детской писательницы Тамары Чинаревой Задачи: ­познакомить воспитанников с жизнью и деятельностью Тамары Чинаревой ­создать условия для развития творческих способностей детей ­ научить рисовать детей через нестандартный подход к различным ситуациям  ­ подготовить защиту рисунков (рассказ, заметка, сказка) ­оформить выставку рисунков по произведениям Т. Чинаревой                 Возраст детей: 10­12 лет Условия для проведения: кабинет ИЗО или литературы Оборудование,   технические   средства:  компьютер,   интерактивная   доска, презентация, столы, ватман, краски, кисточки, карандаши, мелки.                          Ход проведения занятия:  1. Организационный этап 2. Основной этап. 2.1 Беседа о Т. Чинаревой. 2.2 Разгадывание кроссворда 2.3 Что такое «брокколи»? 2.4 Физкультминутка 2.5 Рассказ о детском центре «Брокколи» 3. Практический этап. Создание рисунков. 4.Заключительная этап – защита рисунков и оформление выставки работ, задание на дом.                                      Презентация  Здравствуйте,   ребята.   Мы   сегодня   продолжаем   с   вами Организационный   этап. знакомится с жизнью и творчеством замечательной дальневосточной детской писательницы Тамары Чинаревой. Слайд 1 Основной этап.  Педагог:  «Ребята, вы любите читать сказки? А сочинять и оформлять пробовали сами?»      Начать наше занятие мы хотим со стихотворения Тамары Чинаревой, которое прочитает нам…. Слайд 2. «Если в нашу дверь стучаться, Может кое­что начаться… Если нашу дверь открыть, Тоже может что­то быть… Если просто так уйти, 3 Может мимо жизнь пройти.»           Ребята,   давайте   откроем   двери   и   попадем   в   мир   творчества   замечательной   дальневосточной писательницы Т. Чинаревой, узнаем, как она начала сочинять сказки. Слайд 3 Педагог: «Есть дети, которые любят, чтобы им читали книжки, и упаси бог, чтобы от написанного хоть на слово отступили. И есть дети, которые не любят повторений. Вот у Тамары и была такая четырехлетняя дочка Юлечка. Она требовала, чтобы мама каждый вечер   рассказывала   ей   новую   сказку   –   с   хорошим   концом.     Знаменитую   «Русалочку», заподозрив неладное, девочка спрятала в самый дальний угол книжного шкафа. ­Принц на ней не женится?  И Русалочка умрет? – спросила Юля с близкими    слезами в голосе.   Ты   мне   таких   печальных   сказок   больше   никогда   не   читай!   Ты   закруглись,   как радуга!»   Надо   же   «как   радуга».   И   Тамара   закруглилась.   Стала   рассказывать   ребенку истории собственного сочинения, про уточек, про курочек…. Потом связала их в один сюжет. Так появилась ее первая книжка ­повесть­сказка «Переулок Птичий, дом 1». А за ней другие: «Однажды в Шишкино весной», «Петина фотография»…Ребята, какие книги вы читали?   Педагог может обобщить. ­ В небольшой по объёму книге автор старается пробудить в маленьком человеке добрые чувства: благородство, справедливость, верность, сочувствие к попавшим в беду. Тамара умеет видеть мир глазами ребенка, умеет передать это видение весело и остроумно. Вы уже знакомы с книгами Тамары Чинаревой, предлагаю заполнить   кроссворд.   За   основу   взято   слово   РАДУГА.   Предлагаю   вспомнить   ее произведения и заполнить пустующие клеточки. Для этого я вам буду задавать вопросы по творчеству Чинаревой, а ваши ответы мы впишем в кроссворд.  Слайд 4­5 1 П о р т ф е л ь ч е м п и о н а 2 П е р в о к л а с с н и к и 3 О д н а ж д ы в Ш и ш к и н о в е с н о й 4 П е р е у л о к П т и ч и й д о м 1 5 П е т и н а ф о т о г р а ф и я 6 П р о щ а й т е , б е л ы е м е д в е д и 1. Книга о победителе. 2. Книга про одноклассников начальной школы. 3. В названии книги говорится о времени года и деревне. 4.   Самая   первая   изданная   книга   Т.   Чинаревой,   в   которой   указывается   адрес проживания героев 5. Книга о мальчике и фото. 6. Книга об окончании учебного года и экскурсии на реку Амур. Слайд 6­7­ На экране «Вернисаж  книг Т. Чинаревой» А   что   вы   можете   рассказать   о   Тамаре   Чинаревой.   Какая   она?   (ребята рассказывают, что о ней знают.) Чем она любила заниматься?  Слайд   8.Тамара   очень   хорошо   рисовала   и   делала   зарисовки   к   своим   рассказам.   Она рисовала детей, животных, растения. А один овощ очень нравился Тамаре. Название в 90­ 4 годы редкое –брокколи.       А знаете ли вы, что Тамара Чинарева создала в Хабаровске детский концерн и назвала его «Брокколи».   Ребята,   а   что   такое   «Брокколи»?   (капуста).   Какая   она? Рассказывает   ученик:   Брокколи  (спаржевая   капуста— однолетнее овощное растение семейства капустных, подвид капусты огородной. У этих разновидностей  капусты съедобны не листья, а нераскрывшиеся  соцветия.   Согласно   новейшим   данным,   эта разновидность капусты была получена путём гибридизации на северо­ востоке   Средиземноморья   в   VI­V   вв.   до   н.э.   Итальянское   слово broccoli —   множественная   форма  broccolo,   что   означает   цветущий   стебель   капусты  Описание  Цветущая (уменьшительное   от  brocco,   «отросток»,   «сухая   веточка»). брокколи.  Слайд 9.  Стебель в первый же год достигает высоты 60—90 см и на вершине образует множество   суккулентных   ветвей   (цветоносов),   оканчивающихся   плотными   группами мелких   зелёных   бутонов.   Вместе   они   собраны   в   небольшую   рыхлую   головку,   которую срезают для использования, не дожидаясь, пока бутоны разовьются в жёлтые цветки. Лучше всего брокколи растёт в прохладном сыром климате, при температуре от 18 до 23°. Урожай собирают, когда головка достигнет диаметра 10—17 см. Если её срезать, из боковых почек часто развиваются новые, поэтому брокколи иногда «плодоносит» в течение нескольких месяцев   подряд,   причём   в   условиях   мягкого   климата   даже   зимой.   Когда   бутоны приобретают ярко­жёлтый цвет, это говорит о том, что капуста перезрела и не пригодна для употребления в пищу.      А   знаете   ли   вы,   что   Тамара   Чинарева   создала   в   Хабаровске   детский   концерн   «Брокколи»? И чем ребята там занимались? Предлагаю на машине времени отправиться в путешествие в 90 годы и стать воспитанниками концерна «Брокколи».  Слайд 10.   Рассказ о Детском центре «Брокколи», созданным   Тамарой Федоровной и американской   художницей   Карен   Льюис   (5­7   минут).  Ребята,   попытайтесь проанализировать жизнь детей в Хабаровске в 90 г. (90­е годы были сложными в нашей стране. Предприятия закрывались, все больше становилось безработных и людей, которые растерялись в новых условиях. Но для людей предприимчивых и активных новое время открывало новые возможности для самореализации. И у Тамары появилась идея создать детский   центр   «Брокколи»).  Мы   нашли   приглашение   (вызов)   ассоциации   Побратимств Портленд­ Хабаровск для Тамары Чинаревой, детского писателя, редактора детской газеты «Детский   мир»   в   гости   к   художнику   Керен   Элизабет   Льюис.   Они   решили   совместно создать книги о жизни советских и американских детей. Керен Льюис –профессиональный художник, имеет опыт работы в иллюстрировании книг. В 1986 году она путешествовала по России   и   по   итогам   путешествия   подготовила   книгу   для   детей.  В   1993   году   Тамара Чинарева   совместно   с   Керен   Льюис   регистрирует   детский   центр   «Брокколи»   с   целью эстетического развития детей, организации их досуга, издательской деятельности. Вскоре в Хабаровском   артподвальчике­   выставочном   зале,   открылась   выставка   картин   детской художественной студии «Брокколи». «Мамин праздник» ­ так назвали ребята свою первую городскую выставку, которую преподнесли в подарок родителям. Детские работы, яркие, индивидуальные,   объединяло   одно   слово  –   радость.  Ребята,   объясните,   почему   решили 5 назвать   детский   центр   «Брокколи»,   что   общего   авторы   нашли   с   капустой   брокколи? (Экзотическое название студии возникло по аналогии: если считать, что детей находят в капусте,   то   талантливых   –   только   в   цветной,   в   особо   полезной   ее   разновидности   – брокколи.  Так объясняли создатели центра «Брокколи» свое название.) Физкультминутка. Предлагается всем стать в круг и сделать «Брокколи» (одну на всех) кто­то   становится   стеблем,   затем   прикрепляются   мелкие,   зеленые   соцветия   и   т.д.   Все выстраиваются. (Время создания 2 мин) Для руководителей «Брокколи» все дети были талантливыми. Когда в студию приходил   ребенок,   его   не   спрашивали:   умеет   ли   он   рисовать.   Педагоги   помогали маленькому   человеку   выразить   все   хорошее,   что   в   нем   было,   избавиться   от закомплексованности,   учили   мыслить   и   фантазировать.   Художник   студии   «Брокколи» Ольга   Тимошенко   считала,  что   обучение   детей   через   необычные   подходы   к   различным ситуациям   обязательно   поможет   им   в   жизни.   Ребята   участвовали   во   многих международных выставках рисунка в Италии, Перу, США, Японии, Германии. В Японии, например, некоторых юных художников наградили серебряными и золотыми медалями, а экспозиция  детского   рисунка   была   награждена  премией  министерства   иностранных   дел Японии.   Четыре   года   «Брокколи»   был   одним   из   организаторов   Всемирной   выставки детского   рисунка,  а  в 1996  году   был  признан   лучшим  творческим   коллективом   на 1­й Международной детской экологической выставке. Слайд 11 Ребята, какие газеты издавались в Хабаровске для детей в 90­х годах? («ДЕТИктив»   и   «Детский   мир»).     В   течение   двух   лет   «Брокколи»   под   руководством Тамары Чинаревой издавал детскую газету «ДЕТИктив». Дети сами иллюстрировали ее, писали рассказы, сказки, заметки и продавали. Для Тамары было важно, чтобы не только интересно было написано для детей, но и красиво оформлено и сделано все руками детей. Мы нашли несколько газет, они сохранились у друзей Тамары. Их наставникам и педагогам приходилось вовремя вносить арендную плату за крохотные полуподвальные комнатки, в которых помещался «Брокколи», покупать краски, кисти, бумагу, ­ для всего этого были необходимы деньги.  Оплата за обучение была чисто символической. Дети, которые посещали студию, были из не очень обеспеченных семей, а Тамаре совестно брать за их обучение сколько­нибудь значительную плату. А с некоторых ребятишек вообще никакой платы не получали.  Тамаре Чинаревой и Ольге Тимошенко тем временем, тоже приходилось заниматься торговлей…  Слайд   12            В   1995   году   Тамара   Чинарева   и   Керен   Льюис   под   эгидой «Брокколи» организовали экспедицию игрушек «Сиэтл – Хабаровск», в результате которой было собрано и передано в детские больницы, детские дома и интернаты 2000 игрушек. Эти игрушки прислали из Америки для детей Хабаровска в трудные 90­е годы.         В 1996 году в Сиэтле расписали экологическую стену дружбы по рисункам хабаровских и американских детей.  Практический этап. Ребята на занятиях в студии получали задания и творили… Вот и мы сегодня представим, что мы воспитанники студии «Брокколи» и предлагаю вам выполнить работу:  Задание:  посмотреть, на рыбу:  1.глазами мамы, спешащей к прилавку с тяжелой авоськой;   6 2.глазами кошки, которая облизывается за стеклянной витриной.  И нарисовать!  А теперь –творите! Время для выполнения 20 минут.  Защита рисунка каждым ребенком. (20 мин). Рисунки   детей   и   название   выставки   «Закруглись   как   радуга»   прикрепляются магнитами на доске.  Ребята получают домой задание сочинить сказку по теме сегодняшнего задания. И мы продолжим работу с знакомством с творчеством Тамары Чинаревой и в следующий раз вместе создадим книгу сказок, оформленную художниками нашей студии. Заключительный этап. Рефлексия: Воспитанники должны рассказать о результатах  занятия:  Что вам понравилось на нашем занятии? Каковы впечатления от создания рисунка?  Что ты хотел сказать своим рисунком? О чем ты думал, когда рисовал? Предлагаю к следующему занятию прочитать еще одну книгу Т. Чинаревой.  Слайд 13.  Результат. Ребята узнают новое о жизни и деятельности Т. Чинаревой, сделают первые  шаги как художники и писатели: создадут рисунки на заданную тему, подготовят их  защиту: сочинят сказку. Оформляются все рисунки на выставке и приступят к созданию  книги.  Список   рекомендованной литературы. 1. Чинарева Т. Переулок Птичий, дом 1: Повесть­сказка. — Хабаровск: Кн. изд­во, 1982. — 96 с: ил. 2. Рец.: Осипова Э. Доброе начало//Дал. Восток. — 1983. — № 3. — С. 155–157; Рябов В. В зеркале сказки//Тихоокеанская звезда — 1983. — 14 мая. 3. Чинарева Т. Однажды в Шишкино весной: Повесть. — Хабаровск: Кн. изд­во, 1984. — 128 с. 4. Рец.: Трофимова И.//Дет. лит. — 1986. — № 4. — С. 73–74. 5. Чинарева Т. Прощайте, белые медведи: Рассказы о первоклассниках [для мл, школ, возраста]. — Хабаровск: Кн. изд­во, 1985. — 62 с. 6. Чинарева   Т.   Первоклассники:   [Рассказы:   Для   дошкол,   возраста].  —  М.:   Малыш, 1986. — 33 с. — цв. ил. 7. Чинарева   Т.   Портфель   чемпиона:   Повести   и   рассказы.   ­   Хабаровск,   Кн. Изд.,1988,144с. 8. Чинарева Т.«Деревня сверчка Питирима». ­ Хабаровск, Кн. изд.,1996 Петина фотография. ­ М.: Малыш. 1993. 9. Чинарева Т. Командир в полоску. ­Хабаровск, Кн. изд­во, 1995. 10.Чинарева Т. Как Пантюшкин телевизор искал: Повесть//Костер — 1986 — № 6–9 7 11.Панин В. Мусорный ветер.­Молодой дальневосточник, 2013, №30. 12.Николашина А. Клоун Дино не прилетит никогда. ­ Молодой дальневосточник. 2013, №30 13.Радость открытий: Подборка материалов о тв­ве Т. Чинаревой. /Литературная учеба, 1984, №6. С.107­127 14.Библиографический справочник,­Хабаровск, Кн. изд. 1990, 228 с. 15.Степанова Н. Не будем о грустном. ­Молодой дальневосточник, 1998, 24 апреля 16.Мордовцева   Е.   Талантливых   детей   ищите   в   цветной   капусте.   ­Приамурские ведомости», 1995, май 17.Усовская С. Мусорный праздник. /Сообщества и альянсы на муниципальном уровне. 2014, №1­2. 18.Чинарева Т. Сколько стоит лошадь? – очерк. — Журнал «Уральский следопыт»  1982'06» 19.Чинарева Т. Придет серенький волчок: Повесть//Дал. Восток — 1984 — № 3. — С. 19–41 8

"Закруглись как радуга"

"Закруглись как радуга"

"Закруглись как радуга"

"Закруглись как радуга"

"Закруглись как радуга"

"Закруглись как радуга"

"Закруглись как радуга"

"Закруглись как радуга"

"Закруглись как радуга"

"Закруглись как радуга"

"Закруглись как радуга"

"Закруглись как радуга"

"Закруглись как радуга"

"Закруглись как радуга"

"Закруглись как радуга"

"Закруглись как радуга"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2018