«Замкнутые и незамкнутые ломаные линии».
Оценка 4.6

«Замкнутые и незамкнутые ломаные линии».

Оценка 4.6
docx
10.02.2020
«Замкнутые и незамкнутые ломаные линии».
Тема урока математика 4 класс.docx

Тема урока: «Замкнутые и незамкнутые ломаные линии».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель: создание условий для усвоения учащимися учебного материала по теме.

Задачи урока:

Образовательные: - Познакомить с понятиями «замкнутая ломаная линия», «незамкнутая ломаная линия». - Научить различать замкнутую и незамкнутую ломаную линию; строить чертежи замкнутых и незамкнутых ломаных линий.

Коррекционно-развивающие: - Совершенствовать геометрические представления.
- Развивать познавательные процессы: произвольное внимание и образную память; приемы умственной деятельности: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, умение делать выводы.

Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету, стремление к овладению новыми знаниями; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Регулятивные: - организовывать своё рабочее место;

- выполнять учебные действия;

- выполнять самопроверку учебного задания;

- контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

Познавательные: - сравнивать и группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;

- осуществлять под руководством учителя действие подведения под понятие;
- давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.

Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; 
- строить понятные высказывания;

 - осуществлять диалог на уроке, включая работу в паре;
- объяснять свой выбор, формулировать своё мнение.

Форма урока: традиционная.

Методы обучения:

- практические (наждачная бумага, нитки, счетные палочки, проволока, цветные шнурки, построение ломаных линий)

- наглядные (иллюстрации, изображения, модели),

- словесные (беседа, рассказ),

- частично-поисковые - сочетание восприятия учеником объяснений учителя с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса (создание и решение проблемных ситуаций).

Приемы обучения: слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем и пр.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: таблица с геометр. фигурами; раздаточный материал: наждачная бумага, нитки, счетные палочки; наборы звёздочек из картона, карточки с заданиями, линейки, простые карандаши; учебники, рабочие тетради, мультимедийный проектор.

Структура урока сочетает этапы: организационный, актуализации знаний, постановки цели, сообщения знаний, первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, включая рефлексию.

ХОД УРОКА.

1. Оргмомент. (слайд 1)

Вот звонок нам дал сигнал –

 Поработать час настал.
Так что время не теряем и работу начинаем!
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу: все ребята снова Начинать урок готовы.

- Какой у нас сейчас урок?

- Урок математики.

-А какой он по счету?

- Поднимите руки, кто из вас любит путешествовать?

- Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие. В какое вы узнаете чуть-чуть попозже, потому что к любому путешествию нужно подготовиться. А для этого мы выполним несколько заданий.

- Для начала откройте тетради и запишите число и слова «Классная работа».

2. Коррекц. упр-е на развитие внимания, зрительного восприятия

Задание: Рассмотреть фигуры, изображённые на карточке, определить закономерность их расположения. Продолжить данный ряд фигур, соблюдая закономерность.

3. Актуализация опорных знаний.

а) Игра «Цепочка слов» (слайд 2)

Задание: Назвать все известные геометрические фигуры. Правило игры: «Назову, не ошибусь и не повторюсь». Каждое названное вами слово образует звено цепочки. Чем больше слов, тем длиннее цепочка. Каждая ваша ошибка - разрыв цепочки.

б) Называние геометрических фигур на таблице

в) Называние геометрических фигур на инд. карточках

г) Повторение материала

- Вспомните, какие геометрические фигуры вы знаете?

- Какие линии вы знаете?

- Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. (слайд 3)

- Что вы узнали о кривых линиях? Какие они бывают?

- Замкнутые кривые линии и незамкнутые кривые линии.

- Почему их так называют? Чем они отличаются? - У незамкнутой линии есть начало и конец, а у замкнутой линии нет ни начала, ни конца. Замкнутую линию можно начинать рисовать или обводить с любой её точки. Завершится рисование или обведение замкнутой кривой линии в той же точке, с которой его начали.

Практическое задание (работа в группах).

- На компьютере для вас задание. (слайд 4) На какие группы можно распределить эти линии?

- Запишите в тетради: 1группа (ряд) - под какими цифрами находятся замкнутые кривые линии, 2 группа (ряд) - под какими цифрами находятся незамкнутые кривые линии.

(Один ученик работает у доски.)

- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Назовите цифры, какие вы записали. (при проверке цифры, которыми обозначены замкнутые кривые линии, меняют цвет).

- А теперь я предлагаю вам практическую работу : у каждого  на столе лежит раздаточный материал с которым он будет работать. Посмотрите у каждого он разный.

- Возьмите ниточку и с её помощью изобразите сначала незамкнутую кривую линию.

- А можно ли из незамкнутой кривой линии сделать замкнутую? А как?

- Соединить концы (показ на образце)

- У кого что получилось?

- Молодцы!

4. Сообщение темы урока.

- О каких фигурах мы будем сегодня говорить вы узнаете, выполнив сказочное задание. Почему «сказочное»? Потому, что вы сейчас встретитесь с героями одной сказки и они помогут вам частично отгадать тему урока. (слайд 5)

- Вспомните, какой путь проделала героиня сказки Красная Шапочка и мысленно себе его представьте. На какую фигуру похож её путь?

- Правильно, на ломаную линию.

-Ребята,а кто догадался над какой темой мы с вами будем работать?

Знания, полученные вами ранее, очень вам пригодятся на этом уроке.

 (слайд 6) Вы познакомитесь с названными линиями, узнаете, какие ломаные называются замкнутыми, а какие незамкнутыми, научитесь их различать и поупражняетесь в их изображении (черчении).

- Что вы знаете о ломаных линиях?

- Ломаные линии состоят из нескольких отрезков. Отрезки ломаной соединены последовательно: конец предыдущего является началом следующего. (слайд 7)

- Вы хорошо подготовились к нашему путешествию и мы можем оправляться в полет.

- Отгадав загадку, вы сможете узнать, на чем мы отправимся в путь.

* Что за чудо - алый хвост,

Полетела в стаю звезд. (ракета) (слайд 8)

- Правильно - это ракета и на ней мы и отправляется в увлекательное путешествие.

5. Физминутка.

Ручки мы сейчас замкнём, влево - вправо повернем.
Набираем быстро ход, чтоб отправиться в полёт.
А теперь их разомкнули и усталость всю стряхнули.
Полетели, полетели и тихонечко присели.
Ручки снова мы замкнём, влево - вправо повернём. 
Набираем быстро ход, быстро движемся в полёт. 
Встали, ручки разомкнули и усталость всю стряхнули. Полетели, полетели и за парты тихо сели.

- Глазки дружно закрываем, потому что подлетаем.

6. Изучение нового материала.

а) Сообщение новых знаний.

Путешествие в мир звёзд (слайд 9)

- Ребята, посмотрите, куда же мы с вами попали?
- Да - это необыкновенно красивое звездное небо, сколько здесь звезд и каждая светится как-то по-особенному.

Звёзды - это самосветящиеся небесные тела, состоящие из раскаленных газов. Звездный мир чрезвычайно многообразен. Некоторые Звезды в миллионы раз больше (по объему) и ярче Солнца (звезды-гиганты); в то же время имеется множество звезд, которые по размерам и количеству излучаемой ими энергии значительно уступают Солнцу (звезды-карлики)

Из-за больших расстояний от Земли звезды видны как точки.

- Кто из вас знает, а что образуют звезды на небе?

- Созвездия.

- История созвездий очень интересна. Еще очень давно наблюдатели неба объединили наиболее яркие и заметные группы звёзд в созвездия и дали им различные наименования. Это были имена различных мифических героев или животных, персонажей легенд и сказаний - Скорпион, Овен, Телец, Большая Медведица и др. (слайды 10)

- Одно из известных созвездий - это созвездие Орион (слайды 11-13)

- Орион - имя охотника из древнегреческой мифологии. В наши дни - это одно из самых знаменитых созвездий земного неба, одно из крупнейших и узнаваемых. Огромные звезды Ориона находятся на небесном экваторе, поэтому видны в обоих полушариях нашей планеты.

- Его легко найти по трем звездам, которые расположены в ряд. Это пояс Ориона.
- Посмотрите, если соединить звезды, которые к нему относятся, из чего же это созвездие будет состоять? (слайд 13)

- Правильно, из отрезков, и образует ломаную линию, какую?
- Верно, замкнутую ломаную!

- Значит, что же такое замкнутая ломаная? - Это ломаная линия, у которой нет ни начала, ни конца.

Практическое задание

- Давайте с вами сейчас попробуем при помощи счётных палочек выложить это созвездие.

(учащиеся работают индивидуально за партами, учитель в это время выкладывает созвездие  у доски) на наждачной бумаге

- Ребята, у вас получилась замкнутая ломаная линия, а можем ли мы из замкнутой ломаной сделать незамкнутую ломаную?

- Что мы должны сделать?

- Какая ломаная называется незамкнутой?

- Это ломаная линия, у которой есть начало и конец.

- Какую геометрическую фигуру вам напоминает созвездие Орион?
- Правильно - это многоугольник.

- Назовите эти многоугольники (слайд 14)

- Покажите границу каждого многоугольника. Что она собой представляет? Что это за линия?

- Запомните: Граница многоугольника - замкнутая ломаная линия. (слайд 15)

б) Первичное закрепление и систематизация знаний

Выполнение практических заданий:

 Задание 1.

- Покажите на окружающих вас предметах замкнутые и незамкнутые линии.

Задание 2. (черчение фигур в соответствии с заданием)

- Поставьте у себя в тетради 5 точек, обозначьте их буквами,соедините их отрезками так, чтобы получилась незамкнутая ломаная линия. Из скольких отрезков состоит эта ломаная?

- Поставьте рядом ещё 5 точек, обозначьте их буквами, соедините их отрезками так, чтобы получилась замкнутая ломаная линия. Из скольких отрезков она состоит?

********

- Начертите любую (состоящую из нескольких отрезков) незамкнутую ломаную линию. Скажите, что вы начертили. (Н-р: Я начертил(а) незамкнутую ломаную линию, состоящую из …отрезков).

- Начертите любой многоугольник. Как называется этот многоугольник? Как называется граница этого многоугольника? Из скольких отрезков состоит ломаная линия - граница многоугольника?

(Н-р: Я начертил(а) четырехугольник. Граница четырехугольника - замкнутая ломаная линия, состоящая из 4 отрезков).

Задание 3. (на карточках)

- Назовите изображённые фигуры.

- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями.

7. Рефлексия.

- А теперь посмотрите и скажите, что это произошло? (слайд 16) 
- Принято считать, что когда падает звезда, нужно что сделать?
- Загадать желание! Вы успели? 
- Встаньте поудобнее и закройте глаза.

- Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой - желанием.

- Теперь протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину.

- Опустите руки и давайте попробуем еще раз. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о вашей мечте.

- Теперь потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звездочку с неба и положите в корзину к первой звезде.

- А теперь глазки откроем и тихонько садимся, а ваша мечта обязательно исполнится.

Дополнительно: Звезда - замкнутая линия или незамкнутая? Почему? Докажите.

8. Итог урока.

- Вот и закончился наш урок. Мы прощаемся со звёздным небом, с его прекрасными созвездиями. Сегодня мы побывали с вами в воображаемом путешествии, которое помогло нам в изучении нового учебного материала, и которое, я надеюсь, просто открыло для вас что-то новое и интересное о мире звёзд. (слайд 17)

- Какие цели мы перед собой ставили? Удалось ли достичь их?

- Ваше терпение и старание помогло сегодня многое узнать, повторить изученное и получить новые знания. Вспомните задания, которые выполняли на уроке и оцените свою работу.

- У каждого из вас на столе лежит 2 звездочки. Я предлагаю вам составить свое созвездие на звездном небе и дать ему название.

- работал(а) отлично, все получилось.

* Желтая звезда - не все в работе удалось.

* Красная звезда - - работал(а) отлично, все получилось.

- Давайте составим это созвездие на доске (в виде оценки 5). Наше созвездие - «Пятёрочка».

Д/з.: - Я предлагаю вам выполнить одно интересное задание в группах: начертить своё созвездие и дать ему название.

- Урок окончен. Спасибо за хорошую работу на уроке.


 

Тема урока: «Замкнутые и незамкнутые ломаные линии»

Тема урока: «Замкнутые и незамкнутые ломаные линии»

Приемы обучения: слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем и пр

Приемы обучения: слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем и пр

Вспомните, какие геометрические фигуры вы знаете? -

Вспомните, какие геометрические фигуры вы знаете? -

Вы познакомитесь с названными линиями, узнаете, какие ломаные называются замкнутыми, а какие незамкнутыми, научитесь их различать и поупражняетесь в их изображении (черчении)

Вы познакомитесь с названными линиями, узнаете, какие ломаные называются замкнутыми, а какие незамкнутыми, научитесь их различать и поупражняетесь в их изображении (черчении)

Это были имена различных мифических героев или животных, персонажей легенд и сказаний -

Это были имена различных мифических героев или животных, персонажей легенд и сказаний -

Поставьте рядом ещё 5 точек, обозначьте их буквами, соедините их отрезками так, чтобы получилась замкнутая ломаная линия

Поставьте рядом ещё 5 точек, обозначьте их буквами, соедините их отрезками так, чтобы получилась замкнутая ломаная линия

Какие цели мы перед собой ставили?

Какие цели мы перед собой ставили?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020