1. Волкова Светлана Александровна.
2. МБОУ ДО «ДШИ №1 им. Ю.А. Розума» г. Сатка, Челябинская область.
3. Преподаватель теоретических дисциплин.
Занимательное сольфеджио (из опыта работы).
Методическая разработка из опыта работы преподавателя теоретических дисциплин. В материале даётся информация о формах работы на уроках сольфеджио в 1 и 2 классах ДМШ и ДШИ с акцентом на занимательные и развивающие моменты.
В современных условиях детские музыкальные школы и детские школы искусств являются очагами широкого распространения музыкальной культуры, а возрастающая роль развивающих моделей обучения способствует воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.
Начальный этап приобщения к искусству в системе музыкального образования является очень важным, а иногда решающим. В связи с этим на уроках сольфеджио и музыкальной грамоты помимо задач, положенных в основу учебной программы, стремлюсь к решению следующих задач:
· Развитие эмоциональной отзывчивости и познавательного отношения к эстетической стороне окружающей действительности.
· Формирование положительной творческой самооценки учащихся через создание «ситуаций успеха» и привлечение принципа доступности.
· Воспитание активной жизненной позиции, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности, коммуникативных умений.
Сделать урок сольфеджио для младших школьников современным и занимательным мне позволяет: а) систематическое использование на уроках авторских пособий по сольфеджио и ритмике Н. Г. Щипуновой, б) информационные технологии, в) проблемные задачи и проблемные ситуации, г) собственное творчество.
Пособия по сольфеджио и ритмике Н. Г. Щипуновой – это практическое приложение к программе хорового сольфеджио и ритмики. Пособие «Изучение и чтение нот» помогает приобрести на начальном этапе обучения навык свободного чтения нот в соединении с простейшими длительностями: половинными, четвертями и восьмыми в размере 2/4. Пособие «Ритмические таблицы» помогает отработать навык перехода от одной длительности к другой и навык чтения ритмоформул, изучаемых в курсе сольфеджио. Для чтения ритмических таблиц пользуемся ритмослогами: та-а, та, ти-ти, ти-ри-ти-ри. На уроках я эти пособия чередую, то есть на одном уроке работаем по пособию «Изучение и чтение нот», а на другом по пособию «Ритмические таблицы». Пособия распечатаны в необходимом количестве и на уроке раздаются каждому учащемуся. Эти материалы разработаны автором для учащихся хорового отделения ДШИ; но, на мой взгляд, для учащихся инструментальных классов с целью отработки необходимых навыков на начальном этапе обучения они подходят очень хорошо.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках сольфеджио видоизменяет традиционные формы подачи информации, оптимизирует образовательный процесс, обеспечивает лёгкость и удобство. Трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность компьютерных программ позволяют эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную виды памяти. Это значительно повышает интенсивность проведения урока. На своих уроках я применяю следующие формы информационно-коммуникационных технологи
· Видеофайлы, в которых сочетаются нотный текст и аудио сопровождение, что очень удобно для сольфеджирования. Дети видят ноты для пения, а также слышат музыкальное сопровождение. С их помощью мы исполняем вокализы и мелодии с текстом, а также изучаем интервалы.
· Электронные презентации Microsoft Power Point помогают преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышают степень восприятия представляемой на уроке информации.
· Обучающие картинки, наглядно показывающие правила по сольфеджио.
Проблемные задачи и проблемные ситуации.
Проблемный метод обучения - это тот тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности; в процессе решения таких задач учащимися в совместной деятельности с учителем происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это - формирование творческих способностей.
Использование проблемных задач и проблемных ситуаций на уроке сольфеджио позволяет удовлетворить поисковый инстинкт и активизировать познавательную деятельность учащихся. Приведу примеры.
· Проблемная задача «Зимой в лесу». Педагог рассказывает сказку: «Рано утром на полянке, очень белой от только что выпавшего снега, кто-то проскакал и оставил следы. (На доске изображаются разрозненные точки- следы). Потом кто-то прополз по снегу. След остался совсем другой. Из норки неподалёку выглянул барсучонок и сразу «прочитал», какие гости были на полянке. Барсучонок решил сочинить про них песенку». К заранее записанной на доске мелодии преподаватель записывает штрихи и просит отгадать по их записи, чьи следы увидел барсучонок. Дети помогают барсучонку - проговаривают мелодию с названием нот в характере «следов» лесных героев, выстукивая метрические доли. Затем мелодия пропевается со штрихами. Даётся понятие «стаккато» и «легато». В завершении мелодия поётся со словами, которые сочинил барсучонок: «Скачет быстро белочка по снегу, а лиса ползёт за ней по следу».
· Проблемная ситуация «Разгадай партитуру» хороша при изучении количественной величины интервалов. Солисты ансамбля потеряли свои партитуры, а вечером у них выступление на концерте. Остались только партии, где записан один голос, а мелодия другого обозначена цифрами, отмечающими интервал между голосами.
· По мере необходимости пользуюсь проблемными ситуациями «В гостях у братьев Мажора и Минора» и «Путешествие в город Маршанск».
Собственное творчество.
Иногда создаю стихи и упражнения, в которых с соблюдением принципа доступности изложен материал о некоторых явлениях музыкального языка.
Регистр.
Звуки все живут в регистрах –
Как в высоких, так и в низких.
Отгадай теперь загадку
И движенья повтори,
Верхний, средний или низкий
Ты регистр определи.
На носочки ты вставай,
Руки кверху поднимай,
Слушай птичьи трели
И голосок свирели.
А теперь согни колени
И вразвалочку ходи.
Слышишь: грозный рёв медведя
Раздаётся впереди?
Разнотемная полифония.
А теперь давай, дружок,
Посложней решим урок.
Первым ты сейчас вступи
И стишок проговори:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли мыши погулять.
Рыжий Васька, хитрый кот
Притаился у ворот».
За тобою я вступлю
И стишок тот повторю.
«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли мыши погулять.
Рыжий Васька, хитрый кот
Притаился у ворот».
Получилась догонялка,
Интересная игра,
Называется КАНОН,
И не сложен вовсе он.
Первым ты сейчас вступил
И стишок проговорил,
Называется непросто
Первый голос, он - ПРОПОСТА.
Первый будто убегает,
А второй-то догоняет.
Повтором занимается,
РИСПОСТОЙ называется.
Так, опора на интересные и полезные формы и методы работы, позволяет достигать целей обучения, получая удовольствие и развиваясь вместе с детьми; помогает создавать на уроке атмосферу радостного сотрудничества и сотворчества, превращать урок в своеобразную «игру в открытия».
Литература.
1. Щипунова Н. Г. Изучение и чтение нот. Пособие по сольфеджио и ритмике. / Н. Г. Щипунова. - Челябинск, 2003.
2. Щипунова Н. Г. Ритмические таблицы. Пособие по сольфеджио и ритмике. / Н. Г. Щипунова. - Челябинск, 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.