Занимательное сольфеджио (из опыта работы).
Оценка 4.9

Занимательное сольфеджио (из опыта работы).

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
музыка
23.08.2020
Занимательное сольфеджио (из опыта работы).
Методическая разработка из опыта работы преподавателя теоретических дисциплин. В материале даётся информация о формах работы на уроках сольфеджио в 1 и 2 классах ДМШ и ДШИ с акцентом на занимательные и развивающие моменты.
Нескучное сольфеджио.docx

1.     Волкова Светлана Александровна.

2.     МБОУ ДО «ДШИ №1 им. Ю.А. Розума» г. Сатка, Челябинская область.

3.     Преподаватель теоретических дисциплин.

 

Занимательное сольфеджио (из опыта работы).

 

Методическая разработка из опыта работы преподавателя теоретических дисциплин. В материале даётся информация о формах работы на уроках сольфеджио в 1 и 2 классах ДМШ и ДШИ с акцентом на занимательные и развивающие моменты.

 

В современных условиях детские музыкальные школы и детские школы искусств являются очагами широкого распространения музыкальной культуры, а возрастающая роль развивающих моделей обучения способствует воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.

       Начальный этап приобщения к искусству в системе музыкального образования является очень важным, а иногда решающим. В связи с этим на уроках сольфеджио и музыкальной грамоты помимо задач, положенных в основу учебной программы, стремлюсь к решению следующих задач:

·        Развитие эмоциональной отзывчивости и познавательного отношения к эстетической стороне окружающей действительности.

·        Формирование положительной творческой самооценки учащихся через создание «ситуаций успеха» и привлечение принципа доступности.

·        Воспитание активной жизненной позиции, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности, коммуникативных умений.

Сделать урок сольфеджио для младших школьников современным и занимательным мне позволяет: а) систематическое использование на уроках авторских пособий по сольфеджио и ритмике Н. Г. Щипуновой, б) информационные технологии, в) проблемные задачи и проблемные ситуации, г) собственное творчество.

 

Пособия по сольфеджио и ритмике Н. Г. Щипуновой – это практическое приложение к программе хорового сольфеджио и ритмики. Пособие «Изучение и чтение нот» помогает приобрести на начальном этапе обучения навык свободного чтения нот в соединении с простейшими длительностями: половинными, четвертями и восьмыми в размере 2/4. Пособие «Ритмические таблицы» помогает отработать навык перехода от одной длительности к другой и навык чтения ритмоформул, изучаемых в курсе сольфеджио. Для чтения ритмических таблиц пользуемся ритмослогами: та-а, та, ти-ти, ти-ри-ти-ри. На уроках я эти пособия чередую, то есть на одном уроке работаем по пособию «Изучение и чтение нот», а на другом по пособию «Ритмические таблицы». Пособия распечатаны в необходимом количестве и на уроке раздаются каждому учащемуся. Эти материалы разработаны автором для учащихся хорового отделения ДШИ; но, на мой взгляд, для учащихся инструментальных классов с целью отработки необходимых навыков на начальном этапе обучения они подходят очень хорошо.

 

 

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках сольфеджио видоизменяет традиционные формы подачи информации, оптимизирует образовательный процесс, обеспечивает лёгкость и удобство. Трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность компьютерных программ позволяют эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную виды памяти. Это значительно повышает интенсивность проведения урока. На своих уроках я применяю следующие формы информационно-коммуникационных технологи

·        Видеофайлы, в которых сочетаются нотный текст и аудио сопровождение, что очень удобно для сольфеджирования. Дети видят ноты для пения, а также слышат музыкальное сопровождение. С их помощью мы исполняем вокализы и мелодии с текстом, а также изучаем интервалы.

·        Электронные презентации Microsoft Power Point помогают преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышают степень восприятия представляемой на уроке информации.

·        Обучающие картинки, наглядно показывающие правила по сольфеджио.

 

Проблемные задачи и проблемные ситуации.

Проблемный метод обучения - это тот тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности; в процессе решения таких задач учащимися в совместной деятельности с учителем происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это - формирование творческих способностей.

Использование проблемных задач и проблемных ситуаций на уроке сольфеджио позволяет удовлетворить поисковый инстинкт и активизировать познавательную деятельность учащихся. Приведу примеры.

·        Проблемная задача «Зимой в лесу». Педагог рассказывает сказку: «Рано утром на полянке, очень белой от только что выпавшего снега, кто-то проскакал и оставил следы. (На доске изображаются разрозненные точки- следы). Потом кто-то прополз по снегу. След остался совсем другой. Из норки неподалёку выглянул барсучонок и сразу «прочитал», какие гости были на полянке. Барсучонок решил сочинить про них песенку». К заранее записанной на доске мелодии преподаватель записывает штрихи и просит отгадать по их записи, чьи следы увидел барсучонок. Дети помогают барсучонку - проговаривают мелодию с названием нот в характере «следов» лесных героев, выстукивая метрические доли. Затем мелодия пропевается со штрихами. Даётся понятие «стаккато» и «легато». В завершении мелодия поётся со словами, которые сочинил барсучонок: «Скачет быстро белочка по снегу, а лиса ползёт за ней по следу».

·        Проблемная ситуация «Разгадай партитуру» хороша при изучении количественной величины интервалов. Солисты ансамбля потеряли свои партитуры, а вечером у них выступление на концерте. Остались только партии, где записан один голос, а мелодия другого обозначена цифрами, отмечающими интервал между голосами.

·        По мере необходимости пользуюсь проблемными ситуациями «В гостях у братьев Мажора и Минора» и «Путешествие в город Маршанск».

 

Собственное творчество.

        Иногда создаю стихи и упражнения, в которых с соблюдением принципа доступности изложен материал о некоторых явлениях музыкального языка.

Регистр.

Звуки все живут в регистрах –

Как в высоких, так и в низких.

Отгадай теперь загадку

И движенья повтори,

Верхний, средний или низкий

Ты регистр определи.

     На носочки ты вставай,

     Руки кверху поднимай,

     Слушай птичьи трели

     И голосок свирели.

А теперь согни колени

И вразвалочку ходи.

Слышишь: грозный рёв медведя

Раздаётся впереди?

Разнотемная полифония.

А теперь давай, дружок,

Посложней решим урок.

Первым ты сейчас вступи

И стишок проговори:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли мыши погулять.

Рыжий Васька, хитрый кот

Притаился у ворот».

     За тобою я вступлю

     И стишок тот повторю.

     «Раз, два, три, четыре, пять,

     Вышли мыши погулять.

     Рыжий Васька, хитрый кот

     Притаился у ворот».

     Получилась догонялка,

     Интересная игра,

     Называется КАНОН,

     И не сложен вовсе он.

Первым ты сейчас вступил

И стишок проговорил,

Называется непросто

Первый голос, он - ПРОПОСТА.

Первый будто убегает,

А второй-то догоняет.

Повтором занимается,

РИСПОСТОЙ называется.

 

      Так, опора на интересные и полезные формы и методы работы, позволяет достигать целей обучения, получая удовольствие и развиваясь вместе с детьми; помогает создавать на уроке атмосферу радостного сотрудничества и сотворчества, превращать урок в своеобразную «игру в открытия».

Литература.

 

1. Щипунова Н. Г. Изучение и чтение нот. Пособие по сольфеджио и ритмике. / Н. Г. Щипунова. - Челябинск, 2003.

 

2. Щипунова Н. Г. Ритмические таблицы. Пособие по сольфеджио и ритмике. / Н. Г. Щипунова. - Челябинск, 2009.

 

 

 


 

Волкова Светлана Александровна

Волкова Светлана Александровна

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках сольфеджио видоизменяет традиционные формы подачи информации, оптимизирует образовательный процесс, обеспечивает лёгкость и удобство

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках сольфеджио видоизменяет традиционные формы подачи информации, оптимизирует образовательный процесс, обеспечивает лёгкость и удобство

Видеофайлы, в которых сочетаются нотный текст и аудио сопровождение, что очень удобно для сольфеджирования

Видеофайлы, в которых сочетаются нотный текст и аудио сопровождение, что очень удобно для сольфеджирования

Как в высоких, так и в низких

Как в высоких, так и в низких

Так, опора на интересные и полезные формы и методы работы, позволяет достигать целей обучения, получая удовольствие и развиваясь вместе с детьми; помогает создавать на уроке…

Так, опора на интересные и полезные формы и методы работы, позволяет достигать целей обучения, получая удовольствие и развиваясь вместе с детьми; помогает создавать на уроке…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2020