Занимательное сольфеджио (из опыта работы).

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 23.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка из опыта работы преподавателя теоретических дисциплин. В материале даётся информация о формах работы на уроках сольфеджио в 1 и 2 классах ДМШ и ДШИ с акцентом на занимательные и развивающие моменты.
Иконка файла материала Нескучное сольфеджио.docx

1.     Волкова Светлана Александровна.

2.     МБОУ ДО «ДШИ №1 им. Ю.А. Розума» г. Сатка, Челябинская область.

3.     Преподаватель теоретических дисциплин.

 

Занимательное сольфеджио (из опыта работы).

 

Методическая разработка из опыта работы преподавателя теоретических дисциплин. В материале даётся информация о формах работы на уроках сольфеджио в 1 и 2 классах ДМШ и ДШИ с акцентом на занимательные и развивающие моменты.

 

В современных условиях детские музыкальные школы и детские школы искусств являются очагами широкого распространения музыкальной культуры, а возрастающая роль развивающих моделей обучения способствует воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.

       Начальный этап приобщения к искусству в системе музыкального образования является очень важным, а иногда решающим. В связи с этим на уроках сольфеджио и музыкальной грамоты помимо задач, положенных в основу учебной программы, стремлюсь к решению следующих задач:

·        Развитие эмоциональной отзывчивости и познавательного отношения к эстетической стороне окружающей действительности.

·        Формирование положительной творческой самооценки учащихся через создание «ситуаций успеха» и привлечение принципа доступности.

·        Воспитание активной жизненной позиции, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности, коммуникативных умений.

Сделать урок сольфеджио для младших школьников современным и занимательным мне позволяет: а) систематическое использование на уроках авторских пособий по сольфеджио и ритмике Н. Г. Щипуновой, б) информационные технологии, в) проблемные задачи и проблемные ситуации, г) собственное творчество.

 

Пособия по сольфеджио и ритмике Н. Г. Щипуновой – это практическое приложение к программе хорового сольфеджио и ритмики. Пособие «Изучение и чтение нот» помогает приобрести на начальном этапе обучения навык свободного чтения нот в соединении с простейшими длительностями: половинными, четвертями и восьмыми в размере 2/4. Пособие «Ритмические таблицы» помогает отработать навык перехода от одной длительности к другой и навык чтения ритмоформул, изучаемых в курсе сольфеджио. Для чтения ритмических таблиц пользуемся ритмослогами: та-а, та, ти-ти, ти-ри-ти-ри. На уроках я эти пособия чередую, то есть на одном уроке работаем по пособию «Изучение и чтение нот», а на другом по пособию «Ритмические таблицы». Пособия распечатаны в необходимом количестве и на уроке раздаются каждому учащемуся. Эти материалы разработаны автором для учащихся хорового отделения ДШИ; но, на мой взгляд, для учащихся инструментальных классов с целью отработки необходимых навыков на начальном этапе обучения они подходят очень хорошо.

 

 

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках сольфеджио видоизменяет традиционные формы подачи информации, оптимизирует образовательный процесс, обеспечивает лёгкость и удобство. Трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность компьютерных программ позволяют эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную виды памяти. Это значительно повышает интенсивность проведения урока. На своих уроках я применяю следующие формы информационно-коммуникационных технологи

·        Видеофайлы, в которых сочетаются нотный текст и аудио сопровождение, что очень удобно для сольфеджирования. Дети видят ноты для пения, а также слышат музыкальное сопровождение. С их помощью мы исполняем вокализы и мелодии с текстом, а также изучаем интервалы.

·        Электронные презентации Microsoft Power Point помогают преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышают степень восприятия представляемой на уроке информации.

·        Обучающие картинки, наглядно показывающие правила по сольфеджио.

 

Проблемные задачи и проблемные ситуации.

Проблемный метод обучения - это тот тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности; в процессе решения таких задач учащимися в совместной деятельности с учителем происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это - формирование творческих способностей.

Использование проблемных задач и проблемных ситуаций на уроке сольфеджио позволяет удовлетворить поисковый инстинкт и активизировать познавательную деятельность учащихся. Приведу примеры.

·        Проблемная задача «Зимой в лесу». Педагог рассказывает сказку: «Рано утром на полянке, очень белой от только что выпавшего снега, кто-то проскакал и оставил следы. (На доске изображаются разрозненные точки- следы). Потом кто-то прополз по снегу. След остался совсем другой. Из норки неподалёку выглянул барсучонок и сразу «прочитал», какие гости были на полянке. Барсучонок решил сочинить про них песенку». К заранее записанной на доске мелодии преподаватель записывает штрихи и просит отгадать по их записи, чьи следы увидел барсучонок. Дети помогают барсучонку - проговаривают мелодию с названием нот в характере «следов» лесных героев, выстукивая метрические доли. Затем мелодия пропевается со штрихами. Даётся понятие «стаккато» и «легато». В завершении мелодия поётся со словами, которые сочинил барсучонок: «Скачет быстро белочка по снегу, а лиса ползёт за ней по следу».

·        Проблемная ситуация «Разгадай партитуру» хороша при изучении количественной величины интервалов. Солисты ансамбля потеряли свои партитуры, а вечером у них выступление на концерте. Остались только партии, где записан один голос, а мелодия другого обозначена цифрами, отмечающими интервал между голосами.

·        По мере необходимости пользуюсь проблемными ситуациями «В гостях у братьев Мажора и Минора» и «Путешествие в город Маршанск».

 

Собственное творчество.

        Иногда создаю стихи и упражнения, в которых с соблюдением принципа доступности изложен материал о некоторых явлениях музыкального языка.

Регистр.

Звуки все живут в регистрах –

Как в высоких, так и в низких.

Отгадай теперь загадку

И движенья повтори,

Верхний, средний или низкий

Ты регистр определи.

     На носочки ты вставай,

     Руки кверху поднимай,

     Слушай птичьи трели

     И голосок свирели.

А теперь согни колени

И вразвалочку ходи.

Слышишь: грозный рёв медведя

Раздаётся впереди?

Разнотемная полифония.

А теперь давай, дружок,

Посложней решим урок.

Первым ты сейчас вступи

И стишок проговори:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли мыши погулять.

Рыжий Васька, хитрый кот

Притаился у ворот».

     За тобою я вступлю

     И стишок тот повторю.

     «Раз, два, три, четыре, пять,

     Вышли мыши погулять.

     Рыжий Васька, хитрый кот

     Притаился у ворот».

     Получилась догонялка,

     Интересная игра,

     Называется КАНОН,

     И не сложен вовсе он.

Первым ты сейчас вступил

И стишок проговорил,

Называется непросто

Первый голос, он - ПРОПОСТА.

Первый будто убегает,

А второй-то догоняет.

Повтором занимается,

РИСПОСТОЙ называется.

 

      Так, опора на интересные и полезные формы и методы работы, позволяет достигать целей обучения, получая удовольствие и развиваясь вместе с детьми; помогает создавать на уроке атмосферу радостного сотрудничества и сотворчества, превращать урок в своеобразную «игру в открытия».

Литература.

 

1. Щипунова Н. Г. Изучение и чтение нот. Пособие по сольфеджио и ритмике. / Н. Г. Щипунова. - Челябинск, 2003.

 

2. Щипунова Н. Г. Ритмические таблицы. Пособие по сольфеджио и ритмике. / Н. Г. Щипунова. - Челябинск, 2009.