Занимательное географическое краеведение на примере ДОУ
Оценка 4.6

Занимательное географическое краеведение на примере ДОУ

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
география
Детсад
16.04.2019
Занимательное географическое краеведение на примере ДОУ
Для успешного усвоения знаний краеведческого характера применяются множество форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при их выборе отдаю тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный образовательный процесс.
Занимательное краеведение на примере дошкольного образовательного учреждения.docx
Занимательное краеведение на примере дошкольного образовательного учреждения. Девизом для краеведческой работы по географии могут служить слова В.А.Сухомлинского о том, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно   питали   сознание   учащихся   яркими   образами,   картинами, восприятиями, представлениями, чтобы чтение книги природы было началом активного   мышления,   теоретического   познания   мира,   началом   системы научных   знаний.   Сам   термин   «краеведение»   означает,   что   изучается территория, определяемая понятием «родной край». Краеведческий подход дает возможность формировать географические знания у детей дошкольного возраста согласно дидактическому правилу: «от простого   к   сложному»,   «от   известного   к   неизвестному»,   «от   близкого   к далекому». Имея представление о природе и ее закономерностях, а также о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географические знания  более отдаленных районов всей России, а также зарубежных стран.  Родной край, его географический комплекс и отдельные слагающие его компоненты, таким образом, служат тем уже известным и понятным образцом, постоянным   своего   рода   эталоном,   к   которому   педагог   может   с   успехом прибегать для разъяснений, сравнений и иллюстрации в время формирования географических знаний; а работа воспитанника по изучению края – средство для непосредственного познания географических явлений»  Актуальность   работы   гео­краеведческой   направленности   в   детском дошкольном   учреждении   заключается   в   том,   что   в   период   обновления дошкольного образования значительно возросли роль народной культуры и познавательный интерес к малой родине. Основная краеведческая цель работы в детском саду — становление понятия «Родина» и определение его значения в жизни каждого ребенка.  Задачи: 1.   Знакомить   с   понятием   «Родина   —   Россия»   через   ознакомление   с родным домом, родным городом, родным краем.  2.   Пробуждать   интерес   к   историческим   фактам,   осознание   ценности событий в жизни человека, детского сада, города, страны. 3.   Приобщать   к   русской   народной   культуре   через   устное   народное творчество, изобразительное искусство, музыкальное развитие.  4.   Знакомить   с   природой   родного   края,   воспитывать   осознанно правильное отношение к окружающему миру, родной природе.  5.   Воспитывать   в   детях   любовь,   привязанность,   уважение   к   семье, односельчанам.  Взяв во внимание выше перечисленные задачи, краеведческие знания у детей формируются поэтапно: I  этап:   Ребенок   и   окружающие   его   люди:   родители,   семья,   друзья, близкие   люди,   коллектив   детского   сада,   горожане.   (воспитание   чувства привязанности, любви, уважения к семье, жителям города).  II  этап:   Ребенок   и   Родина:   родной   дом,  родной   двор,  родная   улица, родной город , родной край, Родина — Россия. (формирование образа Родины в доступной для детей форме).  III  этап:   Ребенок   и   русская   народная   культура:   малые   фольклорные формы, русская народная игрушка, русская народная игра, русская народная песня, русский народный костюм, быт русского народа, сказки и сказочные герои,   календарно­обрядовые   праздники.   (ознакомление   дошкольников   с русской   народной   культурой   —   необходимым   компонентом   воспитания любви к Родине). IV  этап:   Ребенок   и   родная   природа:   гео­экологическая   культура, красота родной природы, животный мир, растительный мир, среда обитания. (изучение природы родного края, воспитание экологической культуры.  V этап: Ребенок и художественное творчество: декоративно­прикладное искусство, красота родной природы в изобразительной деятельности детей. (совершенствование изобразительной деятельности детей через эстетическое восприятие   народного   декоративно­прикладного   искусства,   эмоциональный отклик на красоту родной природы и окружающего мира).   Реализация   каждого   этапа   помогает   вести   работу   в   нескольких направлениях.  1.   Внедрение   в   педагогическую   практику   разнообразных   форм   и методов работы.  2.   Ознакомление   дошкольников   с   понятием   «Родина»   на   основе собственного литературного материала (авторские сказки и рассказы).  3.   Создание   условий   для   комплексной   интеграции   знаний дошкольников.  В   течение   дня   краеведческая   деятельность   тесно   переплетается   с различными видами детской деятельности.  Так   как,   играя,   является,   ведущей   деятельностью   в   дошкольных учреждениях   с   ее   помощью   решаются   множество   задач   образовательного характера. Развивающая   предметно­пространственная   среда,   сформированная   в групповых комнатах дошкольного образовательного учреждения – вариативна и   насыщена   элементами   краеведческого   характера.   Если   рассмотреть наполняемость каждой зоны группового пространства можно выделить:  Театрализованная зона – содержит картотеку народных игр, потешек, попевок, народные и обрядовые костюмы для театрализованных постановок; Литературная   зона   –   укомплектована   произведениями   отечественных писателей, рассказами о стране, городах, жителях, природе, красная книга Новосибирской   области   и   т.д.   Рассматривая   иллюстрации   в   книгах   по устному народному творчеству, знакомим детей с декоративно­прикладным искусством. Зона   творчества   –   насыщенна   выставочным   материалом   народных промыслов,   атрибутов   быта,   раскрасками   народных   костюмов,   объемные аппликации.   Рисуя картины природы, дети используют свои впечатления от путешествий по родному краю.  Зона   познания   –   представлены   коллекции   гербария,   горных   пород; тематические   альбомы:   «Новосибирск»,   «Моя   улица»,   «Любимые   места города   Новосибирска»   и   т.д.;   картотеки   бесед   о:   стране,   крае,   городе, особенности животного и растительного мира нашего региона; карты страны, области, города и района. Зона музыкального творчества – народные музыкальные инструменты, сборники народных, обрядовых песен и фонотека народной музыки. Русская изба – тематическая комната, создана для проведения занятий по   реализации   программы   «Приобщение   к   истокам   русской   народной культуры». Играя   в   развивающих   зонах,   познают   окружающий   мир,   проявляют пытливость, любознательность, учатся самостоятельности.      Для успешного усвоения знаний краеведческого характера применяются множество  форм и методов обучения и  воспитания.  Предпочтение  при  их выборе отдаю тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют   развитию   у   детей   познавательной   активности   и   их самореализации,  органически   вписываются   в   современный   образовательный процесс.  К таким формам относятся: Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания.   В   зависимости   от   темы,   цели   занятия,   времени   проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей города, края проводятся   в   тесном   контакте   с   работниками  библиотеки   имени   Грина. Ознакомление с растительным миром происходит в процессе тематических экскурсий   на   территории   дошкольного   учреждения,   аллее   имени  Горбаня, Бугринской рощи. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным   разнообразием   города.   Для   увлечения   детей   на   занятиях использую   всевозможные   ребусы,   пазлы,   кроссворды,   рукотворные   игры­ ходилки,   картосхемы.   Увлеченные   работой   дети   могут   и   сами   составить параллельно задания для своих друзей.  Беседы,   сопровождаемые   мультимедийными   презентациями     на   разные темы:  "Кто   такие   Сибиряки­Гвардейцы?",  "Как   узнать,   что   человек   любит свой город?", "Новосибирск – столица  Сибири" и т.д. Праздники,   развлечения   –   общенародные   (масленица,   проводы   птиц, коляда,   встреча   весны),   государственные   (День   победы,   День   флага, освобождение  блокадного  Ленинграда,  день  космонавтики, день  защитника Отечества),   дни   рождения   города,   края   и   т.д.   Во   время   их   проведения воспитанники приобщаются к культуре  нашего народа, а также города и края в целом.  Замечательной традицией нашего детского сада стал конкурс «Театральная весна»,   в   котором   принимают   участия   дети   всех   возрастных   групп, разыгрывая в постановках русские народные, и авторские сказки.  Прогулки, путешествия, походы, гео­экологическая тропинка ­ эти формы незаменимы   в   краеведческой   работе.   Воспитание   любви   к   родному   краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому. В ходе работы с детьми по изучению определенной темы, например «город Новосибирск»   был   создан   лэпбук.   Это   отличный   способ   закрепить пройденную тему, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Для   педагогической   диагностики   краеведческого   содержания составлены карты целевых ориентиров для детей средней и старшей подгрупп, которые   помогают   оценить   эффективность   работы   в   этом   направлении,   а затем составить таблицы и оценить результат в процентном отношении.  Проблема   формирования   краеведческих   представлений   актуальна именно у дошкольников, ведь ребенок формируется как личность до 5—6 лет, а реализация краеведческого содержания способствует воспитанию любви к Родине, родной природе, родному краю и людям, его населяющим, к русской народной   культуре,   созданию   благоприятных   условий   для   полноценного проживания детьми дошкольного детства. Ведь «дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло» — учит народная мудрость.

Занимательное географическое краеведение на примере ДОУ

Занимательное географическое краеведение на примере ДОУ

Занимательное географическое краеведение на примере ДОУ

Занимательное географическое краеведение на примере ДОУ

Занимательное географическое краеведение на примере ДОУ

Занимательное географическое краеведение на примере ДОУ

Занимательное географическое краеведение на примере ДОУ

Занимательное географическое краеведение на примере ДОУ

Занимательное географическое краеведение на примере ДОУ

Занимательное географическое краеведение на примере ДОУ

Занимательное географическое краеведение на примере ДОУ

Занимательное географическое краеведение на примере ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2019