1. «Какой фигуры не стало?»
Выставляются карточки с изображение геометрических фигур разного цвета.
Дети запоминают порядок их расставления. Затем фигура убирается, а дети определяют, какой фигуры не стало и какого она цвета.
2. «Четвертый лишний» (на развитие образно-логического мышления и речи).
Детям предъявляются четыре картинки, три из которых имеют обобщающий признак, а четвертая не подходит под этот признак, и ребенку нужно ее исключить.
Например: курица – гусь – утка – яйцо.
Варианты предлагаемой серии картинок:
пирамидка – матрешка – портфель – кукла;
сосиски – печенье – тарелка – сыр;
чайник – кружка – колбаса – кастрюля;
кепка – шапка – шляпа – тапочки;
перчатки- ботинки – сапоги – туфли;
муха – воробей – стрекоза – кузнечик;
мандарины – бананы – помидоры – лимоны;
машина – троллейбус – самолет – скакалка;
синичка – индюк – гусь – петух;
пенал – тетрадь – карандаш – юла;
сом – щука – жук – окунь;
куртка – полотенце – платье – костюм.
3. «Цветные слова» (на развитие умения проводить ассоциации между цветом и словом, формой, цветом и словом в процессе запоминания).
Детям по одной предъявляются цветные карточки разной формы и одновременно произносятся слова, которые нужно запомнить к каждой карточке. Затем снова предъявляются карточки, а дети называю т слова, которые они запомнили.
4. «Живая страница» (на развитие пространственной ориентировки).
Перед детьми вывешивается страница (лист бумаги форматом А3), в центре которой изображение домика (возможна аппликация) с прорезью (отверстием) для вставки изображений четырех сказочных героев. Например, Красная Шапочка, Винни-Пух, Карлсон, кот Леопольд. Каждая сторона страницы обозначена цветом: верхняя – красный цвет, нижняя – синий цвет; правая – желтый цвет, левая – зеленый цвет. Углы обозначаются соответственно образованием двух цветов: верхний левый угол – красно-зеленый, верхний правый угол – красно-желтый; нижний левый угол – сине-зеленый, нижний правый угол – сине-желтый.
Педагог предлагает детям послушать сказку: «Жила была Страничка. В середине этой Странички стоял домик, и жили в этом домике сказочные герои (перечисляются). Чтобы не скучать, каждое утро герои выходили из домика и отправлялись в гости к разным сторонам и углам Странички. Однажды утром…
· Красная Шапочка пошла в гости к Верхней стороне. Каким цветом она обозначена? (Красным)
(Педагог берет фигурку из домика и вставляет в отверстие у верхней стороны листа, сопровождая свои действия речью: «Здравствуй, Верхняя сторона!»)
· Винни-Пух пошел в гости к Нижней стороне.
(Теперь педагог предлагает кому-нибудь из детей поместить фигурку в соответствующее отверстие и поздороваться с ней. Так определяются все стороны страницы).
Вечером все герои снова собрались в своем домике и рассказывали о том, где они были и что видели.
- Давайте, ребята, вспомним, где гостили наши герои.
- Как называется красная сторона? (Верхняя). Кто здесь гостил? (Красная шапочка)
- Как называется синяя сторона? (Нижняя). Кто здесь гостил? (Винни-Пух)
На следующее утро наши герои пошли в гости к разным уголкам. Красная Шапочка пошла в гости в правый верхний угол. Какого он цвета? (Вставляет фигурку Красной Шапочки в соответствующее отделение, сопровождая свои действия словами: «Здравствуй, Правый верхний угол!»)
Вечером друзья снова собрались в своем домике и рассказывали о том, где были и что видели».
5. «Третий лишний» (на развитие памяти, внимания и символической функции мышления, умения классифицировать предметы по определенному признаку).
В каждом цветном круге изображения животных: в красном – домашние животные; в зеленом – дикие животные; в желтом – домашние птицы; в синем – дикие птицы. Детям раздаются наборы из 4 кружочков красного, синего, желтого и зеленого цветов. Педагог называет по очереди животных и птиц, а дети поднимают кружочки соответствующих цветов.
Можно назвать следующих животных и птиц: слон, орел, корова, тигр, чайка, лиса, собака, кролик, индюк, воробей, лев, белка, поросенок, еж, курица, дятел, рысь, петух, бык, жираф, утка, овца, кенгуру, волк, бегемот, синица, коза, щегол, кошка, енот, суслик, дрозд.
6. «Говори наоборот» (на развитие речи и мышления).
Я сейчас буду говорить слова, а вы будите отвечать мне словами, противоположными по значению моим. Например, большой – маленький, чистый – грязный.
Начинаем игру:
быстро – медленно;
далеко – близко;
день – ночь;
сухо – мокро;
поздно – рано;
начало – конец;
высоко – низко;
светлый – темный;
встать – сесть;
холод – жара;
детский – взрослый.
7. « Магазин» (на развитие внимания, наблюдательности).
Детям предлагают демонстрационный материал форматом А3 (рис. 1)
Педагог. У Овечки был магазин. Посмотрите на полки и ответьте на вопросы:
- Сколько полок в магазине?
- Что находится на нижней полке, средней, верхней?
- На какой полке стоят чашки?
- Сколько в магазине матрешек (больших и маленьких)?
- На какой полке они стоят?
- Сколько в магазине мячей (больших и маленьких)?
- На какой полке они стоят?
- Что стоит слева от пирамиды (справа от пирамиды)?
- Слева от кувшина, справа от кувшина?
- Слева от стакана, справа от стакана?
- Что стоит между маленькими и большими мячами?
Однажды под Новый год в магазин пришел Серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотрите внимательно и скажите, что купил волк (детям предъявляется демонстрационный материал форматом А3, рис. 2)
На следующий день в магазин пришел Заяц и купил новогодние подарки для своих зайчат (показывает демонстрационный материал форматом А3, рис. 3). Что купил Заяц?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.