Занимательные задачи по теме "Теорема Пифагора" (геометрия, 8класс)
Оценка 4.9

Занимательные задачи по теме "Теорема Пифагора" (геометрия, 8класс)

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
15.01.2021
Занимательные задачи  по теме "Теорема Пифагора" (геометрия, 8класс)
Занимательные задачи по теме Теорема Пифагора.docx

Занимательные задачи по теме «Теорема Пифагора» (8 класс)

 

Теорема Пифагора по праву считается самой важной в курсе геометрии и заслуживает пристального внимания. Она является основой решения множества задач. Поэтому для формирования понимания значимости теоремы Пифагора при изучении как геометрии, так и других дисциплин, умений применять теорему Пифагора к решению задач я предлагаю восьмиклассникам индивидуальные разноуровневые задачи, требующие творческого подхода в решении и оформлении. Решение таких занимательных задач помогает также воспитывать у учащихся интерес к предмету: математика уже не кажется им сухой и скучной наукой, дети видят, что и здесь нужны выдумка, полет фантазии, творческие способности.

 

Задача №1. Древнеиндийская задача.

Над озером тихим
С полфута размером
Высился лотоса цвет.
Он рос одиноко,
И ветер порывом
Отнёс его в сторону. Нет
Боле цветка над водой.
Нашёл же рыбак его
Ранней весною
В двух футах от места, где рос.
Итак, предложу я вопрос:
“Как озера вода здесь глубока?”

Какова глубина в современных единицах длины (1 фут ≈ 0,3 м) ?

Решение.

 https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_1.png

Выполним чертёж к задаче и обозначим глубину озера АС =Х, тогда AD = AB = Х + 0,5 .

Из треугольника ACB по теореме Пифагора имеем AB– AC= BC2,

(Х + 0,5 )– Х= 22,

Х+ Х + 0,25 – Х= 4,

Х = 3,75.

Таким образом, глубина озера составляет 3,75 фута.

3, 75 ∙ 0,3 = 1,125 (м)

Ответ: 3,75 фута или 1, 125 м.

 

 

Задача №2. Задача индийского математика XII в. Бхаскары.

На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой с теченьем реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в том месте река в четыре лишь фута была широка. Верхушка склонилась у края реки, осталось три фута всего от ствола. Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: у тополя как велика высота?

Решение.

https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_2.png

Пусть АВ – высота ствола.

По теореме Пифагора имеем

СDhttps://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_3.png.

АВ = АС + АD, АВ = 3 + 5 =8.

Ответ: 8 футов.

Задача №3. Задача арабского математика XI в.

На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота одной 30 локтей, другой – 20 локтей. Расстояние между их основаниями – 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами. Они кинулись к ней разом и достигли ее одновременно. На каком расстоянии от основания более высокой пальмы появилась рыба?

Решение.

https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_4.png

Итак, в треугольнике АDВ: АВ2=ВD2+АD2=3022=900+Х2;
в треугольнике АЕС: АС
2=СЕ2+АЕ2=202+(50-Х)2=
=400+2500- 100Х+Х
2=2900-100Х+Х2.

Но АВ=АС, так как обе птицы пролетели эти расстояния за одинаковое время. Поэтому АВ2=АС2,

900+Х2=2900-100Х+Х2,
100Х=2000,
Х=20,

АD=20.

Значит, рыба была на расстоянии 20 локтей от большой пальмы.

Ответ: 20 локтей.

 

Задача №4. Египетская задача.

На глубине 12 футов растет лотос с 13-футовым стеблем. Определите, на какое расстояние цветок может отклониться от вертикали, проходящей через точку крепления стебля ко дну.

Решение.

https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_5.png

Пусть АВ = АС – длина стебля.

Из ∆АDС по теореме Пифагора

СD = https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_6.png

Ответ: 5 футов.

 

Задача №5.

Бамбуковый ствол в 9 футов высотой переломлен бурей так, что если верхнюю часть его пригнуть к земле, то верхушка коснется земли на расстоянии 3 футов от основания ствола. На какой высоте переломлен ствол?

Решение.

https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_7.png

Пусть АВ=9 – высота ствола, искомая высота АС=Х, тогда СК = 9 - Х.

Из ∆САК по теореме Пифагора СК2 = АС2 + АК2;

(9 – Х)2 = Х+ 32,

81 – 18Х + Х2 = Х+ 9,

18Х = 72,

Х = 4.

Значит, ствол переломлен на высоте 4 футов.

Ответ: 4 фута.

 

Задача №6.

В центре квадратного пруда, имеющего 10 футов в длину и ширину, растет тростник, возвышающийся на один фут над поверхностью воды. Если его пригнуть к берегу, к середине стороны пруда, то он своей верхушкой достигнет берега. Какова глубина пруда в современных единицах длины (1 фут ≈ 0,3 м)?

Решение.

https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_8.pnghttps://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_9.png

Обозначим глубину озера ВD = х, тогда АВ = ВС = х + 1 – длина тростника. Из ∆ВDС по теореме Пифагора СD2 = СВ2 –ВD2,

52 = (х + 1)2 – х2,

25 = х2 + 2х + 1 – х2,

2х = 24,

х = 12.

Значит, глубина пруда 12 футов. 12 ∙ 0,3 = 3,6 (м).

Ответ: 3,6 м.

 

Задача №7.

Эскалатор метрополитена имеет 17 ступенек от пола наземного вестибюля до пола подземной станции. Ширина ступенек 40 см, высота 20 см. Определите а) длину лестницы, б) глубину станции по вертикали.

Решение.

https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_10.png

а) Пусть АВ – длина лестницы из 17 ступенек.

Из ∆АКD по теореме Пифагора

АD = https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_11.png(см),

АВ = 45 ∙ 17 = 765 (см) = 7, 65 (м).

б) ВС = 40 ∙ 17 = 680 (см).

Из ∆АСВ по теореме Пифагора

АС =https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_12.png (см) = = 3,5 (м).

Ответ: длина лестницы 7, 65 м, глубина станции 3,5 м.

 

Задача №8.

Параллельно прямой дороге на расстоянии 500м от неё расположена цепь стрелков. Расстояние между крайними стрелками равно 120 м, дальность полёта пули 2800 м. Какой участок дороги находится под обстрелом?

Решение.

https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_13.png

 

 

Из ∆АНD по теореме Пифагора

АН = https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_14.png(км),

АВ = 2 ∙ АН + НК, АВ = 2 ∙ 2,755 + 0,12 ≈ 5,63 (км).

Ответ: 5,63 км.

 

Задача №9.

Пловец поплыл от берега реки, всё время гребя в направлении по перпендикуляру к берегу (берега реки считаем параллельными). Плыл он, приближаясь к противоположному берегу со скоростью 3 км/ч. Через 5 мин. он был на противоположном берегу. Узнайте, на каком расстоянии от мести начала заплыва он вышел на противоположном берегу, считая скорость течения всюду равной 6 км/ч.

Решение.

https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_15.png

Пловец приближался к противоположному берегу со скоростью https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_16.pnghttps://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_17.png, значит ширина реки

АВ = 50 ∙ 5 = 250 (м). Скорость течения реки https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_18.png, следовательно, течение снесло его за 5 мин. на 500м (ВС=500м). По теореме Пифагора находим расстояние от точки первоначального заплыва до точки выхода на противоположный берег

АС = https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_19.png

≈ 250 ∙ 2,24=560 (м)

Ответ: 560 м.

 

 

 

Задача №10.

Вы плывёте на лодке по озеру и хотите узнать его глубину. Нельзя ли воспользоваться для этого торчащим из воды камышом, не вырывая его?

Решение.

https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_20.png

Слегка отклонив камыш и держа его в натянутом состоянии, замерим расстояние а между точками А и В, в которых камыш пересекает поверхность воды соответственно в вертикальном и наклоненном положении. Возвратим камыш в исходное положение и определим высоту в над водой, на которую поднимется при этом точка В наклонённого камыша, заняв исходное положение С. Тогда обозначив через D основание камыша, а через х – искомую глубину АD, из прямоугольного ∆АВD по теореме Пифагора находим

х22= (х+в)2,

х22= х2+2хв+в2

2хв=а22,

х=https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_21.png

Задача №11.

Как далеко видно с маяка данной высоты над уровнем моря?

Решение.

https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_22.png

Если обозначить через Н высоту маяка, а через R радиус Земли (R≈6400 км), то искомое расстояние будет равно S=https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_23.png.

При Н=125 м S ≈ 40 км.

Ответ: с высоты маяка в 125 м обозревается расстояние в 40 км.

Задача №12.

Вертолет поднимается вертикально вверх со скоростью 4 м/с. Определите скорость вертолета, если скорость ветра, дующего горизонтально, равна 3 м/с.

Решение.

 

https://fhd.multiurok.ru/9/0/b/90b8071af6024b294ed1ee69ec83e19a549f9bbc/zanimatiel-nyie-zadachi-po-tiemie-tieoriema-pifaghora-ghieomietriia-8-klass_24.jpegv2 = 32 + 4= 25

v = 5.



Ответ: 5 м/с.


 

Занимательные задачи по теме «Теорема

Занимательные задачи по теме «Теорема

Х = 3,75. Таким образом, глубина озера составляет 3,75 фута

Х = 3,75. Таким образом, глубина озера составляет 3,75 фута

На глубине 12 футов растет лотос с 13-футовым стеблем

На глубине 12 футов растет лотос с 13-футовым стеблем

Значит, глубина пруда 12 футов

Значит, глубина пруда 12 футов

Пловец приближался к противоположному берегу со скоростью , значит ширина реки

Пловец приближался к противоположному берегу со скоростью , значит ширина реки

Если обозначить через Н высоту маяка, а через

Если обозначить через Н высоту маяка, а через
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021