Занимательные задания по теме «Лексика и фразеология» (5 класс)
Оценка 5
Занимательные материалы
docx
русский язык
5 кл
25.05.2017
Подборка занимательных заданий по теме `Лексика и фразеология` для подготовки к олимпиаде и работы на уроках в 5 классе. Предлагаемый материал поможет учителю сделать урок более красочным и разнообразным, вызвать интерес к занятиям со стороны учащихся, развить творческую и познавательную активность.
Занимательные задания.docx
Занимательные задания по теме «Лексика и фразеология» (5 класс)
Учитель русского языка и литературы
Сампурского филиала
МБОУ «Сатинская СОШ»
Тамбовской области
Осипова Н. В.
1. Назовите как можно больше русских пословиц, в которых упоминается одно из
следующих слов
Вариант 1: дом, свинья, ворона, кошка, дрова цыплята, телега, конь, яблоня,
теленок.
Вариант 2: камень, собака, колодец, платье, топор овца, сапоги, мешок, кувшин,
оса.
2. Фразеологический зверинец
Вместо точек вставьте названия животных.
Вариант 1 Вариант 2
Голоден, как… Нем, как…
Хитер, как… Грязный, как…
Труслив, как… Упрям, как…
Здоров, как… Болтлив, как…
Изворотлив, как… Колючий, как…
Надут, как… Глуп, как…
3. В три колонки
Укажите сначала фразеологизмы со значением «бездельничать», затем со значением
«обманывать», и, наконец, со значением «быстро». Выпишите их в 3 колонки.
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки,
лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в
заблуждение, высунув язык, со всех ног.
4. Что это?
А) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют,
вмешиваясь не в своё дело.
Б) Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чегото не понимают; не бельё,
а их развешивают чрезмерно доверчивые люди.
5. Кашу маслом не испортишь!
(Найдите в рассказе 10 фразеологизмов и объясните их)
– Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, – сказала мама.
А Саша стучит.
– Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит...
– Как об стенку горох, – говорит бабушка.– Ему хоть кол на голове теши, а он все свое... Отберу молоток!..
Стучит.
– Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
– Отдай!
– Завтра. А сейчас молотка не видать тебе, как своих ушей!
Саша заплакал.
– Я машину чиню...
А бабушка:
– Всему свое время.
– Зачем молоток унесла?
– Ему про Фому, а он про Ерему. Да ты как с луны свалился. Русским языком сказано:
поздно уже, все спят.
– Не все: мы не спим.
– Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать!
Папа сказал:
– Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана: что ни слово, то
пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
– Кашу маслом не испортишь.
6. Найди антонимы
Вариант 1
Не разлей водой, повесить нос, до седьмого пота, звёзд с неба не хватает, воспрянуть
духом, как кошка с собакой, ума палата, кто в лес, кто по дрова, китайская грамота,
спустя рукава, плечом к плечу, вставлять палки в колёса, лить воду на чьюто мельницу,
проще пареной репы.
Вариант 2
Выложить как на духу, ни гроша за душой, как изпод земли вырос, кривить душой,
денежный мешок, как сквозь землю провалился, восходящая звезда, на закате дней,
последняя спица в колеснице, на заре жизни, играть первую скрипку, держать в уме,
упустить из виду, угасшее светило.
7. Используя книгу Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной «Крылатые слова», укажите
литературный источник (произведение и его автора) данных выражений.
Вариант 1
1. Дистанция огромного размера.
2. Не мудрствуя лукаво.
3. Легкость в мыслях необыкновенная.
4. А ларчик просто открывался.
5. Умом Россию не понять.
1. Сильнее кошки зверя нет.
2. С чувством, с толком, с расстановкой.
Вариант 2 3. Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!
4. Не вытанцовывается.
5. Дела давно минувших дней.
8. Вспомните, какое слово нужно написать, чтобы получился фразеологизм.
Придумайте с полученными фразеологизмами словосочетания (предложения), из которых
стало бы ясным их значение
Летучий …
Открытое …
Открытая …
Указующий …
9. Замените фразеологизмами
Находиться рядом – в двух шагах; понимать друг друга – найти общий язык; замолчать –
прикусить язык; очень страшно – мороз по коже; искать спасения – хвататься за
соломинку; находиться в состоянии волнения, беспокойства – как на иголках.
10. Фразеологические загадкискладки
Закончите в рифму строчку крылатой фразы и объясните ее.
а) Сидит очень прямо
Гордецгосподин –
Как будто сейчас
ПРОГЛОТИЛ он …
б) «Двоек» у Борьки в четверти две.
Да, БЕЗ ЦАРЯ мой дружок В …
в) Быть как все девчонки
С детства не хотела я.
Слёз не лью, не крашусь –
Я ВОРОНА
Боксом занимаюсь,
Нравом непокорная.
Не желаю птицей
Становиться чёрною!
г) Ох, копуша наш Тарас –
Ждали друга БИТЫЙ ...
д) Делать нечего Илюше –
Целый день он БЬЁТ …
Не рисует, не читает,
Просто ВРЕМЯ…
Пропадает даром лето –
Нет на даче Интернета.
Информационные источники 1. Волина В. В. Этимологический словарь: Популярное пособие для начальной школы.
– М.: АСТПРЕСС, 1988
2. http://banakhevich.ucoz.ru
3. http://nsportal.ru
4. http://zanimatika.narod.ru/
Занимательные задания по теме «Лексика и фразеология» (5 класс)
Занимательные задания по теме «Лексика и фразеология» (5 класс)
Занимательные задания по теме «Лексика и фразеология» (5 класс)
Занимательные задания по теме «Лексика и фразеология» (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.