Занимательные задания по теме «Лексика и фразеология» (5 класс)
Оценка 5

Занимательные задания по теме «Лексика и фразеология» (5 класс)

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
русский язык
5 кл
25.05.2017
Занимательные задания по теме «Лексика и фразеология»  (5 класс)
Подборка занимательных заданий по теме `Лексика и фразеология` для подготовки к олимпиаде и работы на уроках в 5 классе. Предлагаемый материал поможет учителю сделать урок более красочным и разнообразным, вызвать интерес к занятиям со стороны учащихся, развить творческую и познавательную активность.
Занимательные задания.docx
Занимательные задания по теме «Лексика и фразеология»  (5 класс) Учитель русского языка и литературы  Сампурского филиала  МБОУ «Сатинская СОШ» Тамбовской области  Осипова Н. В. 1. Назовите как можно больше русских пословиц, в которых упоминается одно из  следующих слов  Вариант 1: дом, свинья, ворона, кошка, дрова цыплята, телега, конь, яблоня,  теленок. Вариант 2:  камень, собака, колодец, платье, топор овца, сапоги, мешок, кувшин,  оса. 2. Фразеологический зверинец Вместо точек вставьте названия животных.  Вариант 1                                               Вариант 2 Голоден, как…                                        Нем, как… Хитер, как…                                            Грязный, как… Труслив, как…                                        Упрям, как… Здоров, как…                                           Болтлив, как… Изворотлив, как…                                   Колючий, как… Надут, как…                                             Глуп, как… 3. В три колонки Укажите  сначала фразеологизмы со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать», и, наконец, со значением «быстро».  Выпишите их в 3 колонки.  Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки,  лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в  заблуждение, высунув язык, со всех ног. 4. Что это? А) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют,  вмешиваясь не в своё дело. Б) Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чего­то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. 5. Кашу маслом не испортишь! (Найдите в рассказе 10 фразеологизмов и объясните их) – Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, – сказала мама. А Саша стучит. – Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит... – Как об стенку горох, – говорит бабушка.– Ему хоть кол на голове теши, а он все свое... Отберу молоток!.. Стучит. – Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. – Отдай! – Завтра. А сейчас молотка не видать тебе, как своих ушей! Саша заплакал. – Я машину чиню... А бабушка: – Всему свое время. – Зачем молоток унесла? – Ему про Фому, а он про Ерему. Да ты как с луны свалился. Русским языком сказано:  поздно уже, все спят. – Не все: мы не спим. – Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать! Папа сказал: – Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана: что ни слово, то  пословица или поговорка. А бабушка говорит: – Кашу маслом не испортишь. 6.  Найди антонимы Вариант 1 Не разлей водой, повесить нос, до седьмого пота, звёзд с неба не хватает, воспрянуть духом, как кошка с собакой, ума палата, кто в лес, кто по дрова, китайская  грамота, спустя рукава, плечом к плечу, вставлять палки в колёса, лить воду на чью­то мельницу, проще пареной репы. Вариант 2 Выложить   как   на   духу,   ни   гроша   за   душой,   как   из­под   земли   вырос,   кривить   душой, денежный   мешок,   как   сквозь   землю   провалился,   восходящая   звезда,   на   закате   дней, последняя   спица   в   колеснице,   на   заре   жизни,   играть   первую   скрипку,   держать   в   уме, упустить из виду, угасшее светило. 7. Используя книгу Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной  «Крылатые слова», укажите литературный источник (произведение и его автора) данных выражений. Вариант 1 1. Дистанция огромного размера. 2. Не мудрствуя лукаво. 3. Легкость в мыслях необыкновенная. 4. А ларчик просто открывался. 5. Умом Россию не понять. 1. Сильнее кошки зверя нет. 2. С чувством, с толком, с расстановкой. Вариант 2 3. Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! 4. Не вытанцовывается. 5. Дела давно минувших дней. 8. Вспомните, какое слово нужно написать, чтобы получился фразеологизм.  Придумайте с полученными фразеологизмами словосочетания (предложения), из которых  стало бы ясным их значение Летучий …   Открытое …  Открытая …  Указующий … 9. Замените фразеологизмами Находиться рядом – в двух шагах; понимать друг друга – найти общий язык; замолчать –  прикусить язык; очень страшно – мороз по коже; искать спасения – хвататься за  соломинку; находиться в состоянии волнения, беспокойства – как на иголках. 10. Фразеологические загадки­складки Закончите в рифму строчку крылатой фразы и объясните ее. а) Сидит очень прямо Гордец­господин – Как будто сейчас  ПРОГЛОТИЛ он …  б) «Двоек» у Борьки в четверти две. Да, БЕЗ ЦАРЯ мой дружок В …  в) Быть как все девчонки С детства не хотела я. Слёз не лью, не крашусь – Я ВОРОНА  Боксом занимаюсь, Нравом непокорная. Не желаю птицей Становиться чёрною! г) Ох, копуша наш Тарас – Ждали друга БИТЫЙ ...  д) Делать нечего Илюше – Целый день он БЬЁТ …  Не рисует, не читает, Просто ВРЕМЯ…  Пропадает даром лето – Нет на даче Интернета. Информационные источники 1. Волина В. В. Этимологический словарь: Популярное пособие для начальной школы.  – М.: АСТ­ПРЕСС, 1988 2. http://banakhevich.ucoz.ru 3. http://nsportal.ru 4. http://zanimatika.narod.ru/

Занимательные задания по теме «Лексика и фразеология» (5 класс)

Занимательные задания по теме «Лексика и фразеология»  (5 класс)

Занимательные задания по теме «Лексика и фразеология» (5 класс)

Занимательные задания по теме «Лексика и фразеология»  (5 класс)

Занимательные задания по теме «Лексика и фразеология» (5 класс)

Занимательные задания по теме «Лексика и фразеология»  (5 класс)

Занимательные задания по теме «Лексика и фразеология» (5 класс)

Занимательные задания по теме «Лексика и фразеология»  (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017