Занятие 1. «Семь хитроумных фигур».
Оценка 4.7

Занятие 1. «Семь хитроумных фигур».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
другое
1 кл—4 кл
21.02.2021
Занятие 1.  «Семь хитроумных фигур».
До появления компьютерных игр и бурного развития настольных, одним из основных развлечений для большинства детей и множества взрослых была игра - головоломка "Танграм ".
Занятие 1. «Семь хитроумных фигур»..docx

Занятие 1.  «Семь хитроумных фигур».

Время проведения: 40 минут.

Задачи:

Образовательные:

·         закрепление и обобщение полученных знаний;

·         включение элементов занимательности во неурочную работу для усвоения материала;

·         научить  выделять, отображать, перемещать фрагменты рисунка.

Развивающие:

·         развитие оперативного  мышления у учащихся, наглядного воображения;

·         развитие поисковой, творческой, познавательной деятельности;

·         развитие геометрических способностей  учащихся.

Воспитательные:

·         воспитание ответственности за результаты учебного труда, аккуратности и правильности в оформлении заданий;

·         формирование эстетического наслаждения от выполненной работы;

·         формирование навыков само- и взаимоконтроля.

Оборудование:

·         раздаточный материал на каждую парту (приложение 2);

·         компьютер, проектор;

·         конструктор «Танграм»

·         компьютерная презентация (приложение 1)

ГоловоломкиХод занятия.

Слайд 1

     До появления компьютерных игр и бурного развития настольных, одним из основных развлечений для большинства детей и множества взрослых была игра - головоломка "Танграм ". 

Базовыми элементами танграма являются таны, которые получают при разрезании квадрата на 7 геометрических фигур.

Из них можно сложить большое количество различных фигур (животные, птицы, орудия труда, мебель, предметы быта и т.д.).

Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию.

Слайд 2. О названии Танграм

Буквально слово «танграм»  означает «семь дощечек мастерства».

Это головоломка, состоящая из 7 плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).

В Китае игра имеет название Чи-Чао-Ту (7 хитроумных фигур).

В учебнике И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой “Наглядная геометрия, 5-6”, на с.38 мы читаем: “Название “Танграм” возникло в Европе, вероятнее всего, от слова “Тань” (что означает “китаец”) и корня “грамма” (в переводе с греческого “буква”).

В книге “Китайский философский и математический транграм” (1817 г.) слово “Танграм” — трактуется, как старинное английское слово — обозначающие игрушка - головоломка.

Когда же зародилась игра?

Слайд 3. Миф создания

Существует ряд версий и гипотез возникновения игры “Танграм”.

Слайд 4. Легенда 1

Более  4 тысяч лет назад у одного человека выпала из рук фарфоровая плитка и разбилась на 7 частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из 7 геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

 is?axpdiIP1Upf_3dX-n4MR-AHsvbipWltKG0wuLHxhzPQ

Слайд 5. Легенда 2

Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.

Слайд 6. Легенда 3

Местом, где была изобретена игра, является Китай.

Дата создания может быть определенна приблизительно XVIII век. Первой известной древней книгой по танграму является “Собрание фигур из семи частей” (Китай 1803 г.). Издана она была на рисовой бумаге. Книги, изданные в Европе, были лишь отчасти оригинальны, а в своей основе имели китайские источники.

“В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что 7 книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно 1000 фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те 40 лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть 1-ое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и несколько разрозненных фрагмента второго тома.

В этой книге связи уместно напомнить, что части одной из книг, напечатанной золотом на пергаменте, были обнаружены в Пекине английским солдатом, продавшим свою находку за 300 фунтов стерлингов одному собирателю китайской старины, который любезно предоставил некоторые наиболее изысканные фигурки для воспроизведения в этой книге”.

Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли.

Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа “инь и ян”.

Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека.

По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения.

Лойд часто цитирует высказывания Конфуция, философа по имени Шуфуце, комментатора Ли Хуанчжан и вымышленного профессора Челленора.

Ли Хуанчжан упоминается в связи с тем, что по преданию он знал все фигуры из семи книг Тана прежде, чем научился говорить. Встречаются у Лойда и ссылки на “известные” китайские пословицы типа “Только глупец взялся бы написать восьмую книгу Тана”

Вывод

Если не принимать во внимание легенду о разбитой плитке на 7 частей как основу зарождения игры «Танграм», то мы все равно в этом вопросе уходим корнями в Китай, где именно в этой стране мудрецами (согласно легендам) была придумана эта игра-головоломка.

 

http://www.xsp.ru/pub/pub00391/1.jpgСлайд 7

1.                 фотография Вырежьте из цветного картона или бумаги большой квадрат и разрежьте его на 7 частей, как показано на рисунке.

Из этих частей нужно будет складывать различные фигурки так, чтобы части не накладывались друг на друга, а только соприкасались.

2.                   Суть игры - в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов.

Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.

Слайд 8

  1. В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все 7 элементов.
  2. При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т.е. располагаться только в одной плоскости.
  3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.

Слайды 9-11

У каждого учащегося на парте  лежат  картинки фигур (Приложение 2), которые можно составить их из 7 частей квадрата. Попробуйте составить картинки.

Домашнее задание: (слайд 12) 

составить из частей квадрата любую фигуру, наклеить её на альбомный лист и «обыграть картинку», т.е. подобрать стихотворение, дорисовать, и т.д.


 

Занятие 1. « Семь хитроумных фигур »

Занятие 1. « Семь хитроумных фигур »

Из них можно сложить большое количество различных фигур (животные, птицы, орудия труда, мебель, предметы быта и т

Из них можно сложить большое количество различных фигур (животные, птицы, орудия труда, мебель, предметы быта и т

Слайд 5. Легенда 2 Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад

Слайд 5. Легенда 2 Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад

Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те 40 лет, которые профессор

Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те 40 лет, которые профессор

Лойда и ссылки на “известные” китайские пословицы типа “Только глупец взялся бы написать восьмую книгу

Лойда и ссылки на “известные” китайские пословицы типа “Только глупец взялся бы написать восьмую книгу

При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга , т

При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга , т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2021