Конспект занятия-беседы для детей старшей группы «Профессия шахтёр звучит гордо!»
Цель: Привитие интереса к профессии шахтёр.
Задачи:
Обучающие:
- дать детям представление о шахте, познакомить с шахтёрскими профессиями, рассказать о их работе, познакомить со схемой прохождения угля от добычи до людей.
- обогатить словарный запас (забой, штреки, лава, клеть).
Развивающие:
- развивать внимание, зрительную память, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать гордость за свой край, любовь и уважение к труду взрослых.
Интеграция образовательных областей :
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
-физическое развитие.
Виды деятельности:
- игровая;
- двигательная;
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Место проведения: групповая комната
Оборудование и материалы: картинки, иллюстрации, каски, маленькие фонарики, обруч, несколько кусочков угля, 2 лупы, вода в стакане, 2 листа бумаги А4, влажные салфетки.
Словарная работа:
Ход:
Воспитатель читает стихотворение Н. Забила «Моя Родина»
Как велика моя страна,
Как широки просторы.
Озёра, реки и моря,
Леса, поля и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом метель и вьюга.
Ребята, сегодня на занятии вы узнаете много интересного. Скажите, как
называется наша страна, в которой мы живём?
Ответы детей : Россия.
Воспитатель: Правильно. Наша страна большая и огромная. Она богата растительным и животным миром. В ней много морей, озёр и рек. Россия славится своими городами. Каждый город по - своему прекрасен и полон замечательных людей.
Воспитатель: А как называется наша республика, в которой мы с вами живём?
Ответы детей : ЛНР
Воспитатель: В каком городе мы живём?
Ответы детей : Краснодоне
Воспитатель: Да нам посчастливилось жить в одном из красивейших мест Земли: городе Краснодоне, который находится вЛНР.
Воспитатель: Чем же славится наш край?
Ответы детей : Больше всего он славится углём.
Воспитатель: А где добывают уголь?
Ответы детей : в шахте.
Воспитатель: Как называют тех людей, которые добывают уголь?
Ответы детей : шахтёры.
Воспитатель: Одна из главных профессий нашего города – шахтёры. Во многих семьях есть люди, которые работают на угольных предприятиях города.
Воспитатель показывает картину с изображением шахтёров и читает стих :
Такая важная профессия - шахтёр
Они в России уголь в шахтах добывают
И там совсем уж не смешно
В пыли вы угольной и саже
И опыт горняка тут очень важен
Не каждый в шахту сможет опуститься
Со страхом подземелья же своим смириться
Вы опускаетесь на глубину легко,
И по забою движетесь же далеко.
Вы уголь добываете стране родной.
Он нужен ей, он всем даёт тепло.
Физминутка:
Летит высоко самолёт (Руки вверх)
Над нашею страною. (Руки в стороны, покачивание)
Работа на земле идёт, (Имитация копания лопатой)
Идёт и под землёю. (Приседание на корточках)
Богатство есть у нас в стране (Разведение руками)
Невидимые взору. (Прикрывание глаз руками)
Внизу в подземной глубине (Приседание)
Работают шахтёры. (Имитация работы шахтёров).
Воспитатель: Профессия шахтёра очень трудная, опасная и тяжёлая показывает картинку в шахте. Давайте заглянем вглубь шахты.
Сначала шахтёры проходят в ламповую, получают аккумуляторы и самоспасатели. Представьте, что мы вместе с шахтёрами, в рабочей одежде, с лампочками на касках, входим в подъёмную машину – клеть она опускает вверх и вниз шахтёров. А называется она так потому что стены её железные, решётчатые, и когда в неё заходишь, чувствуешь себя, как в клетке.
Когда шахтёры заходят в клеть, подаётся сигнал, а машинистка
подъёма нажимает на кнопку, большое колесо крутится на копре и клеть с
ветерком летит вверх или вниз, только видно, как сверкают лампочки на касках шахтёров. Всего за минуту кабина опускается на глубину несколько сотен метров. Вот и глубокое подземелье.
(Дети берут фонарики и заходят в обруч-лифт). Даже сердце замирает, как быстро мы мчимся! Всего за минуту мы с вами оказались глубоко под землей (дети выходят из «лифта»).
Шахта - это огромный, подземный лабиринт, за любым поворотом может произойти обвал и огромные глыбы перекроют «проспекты» - штреки, «переулки» - забои, скопиться под землёй горючий и ядовитый газ или прорваться вода и шахтёры становятся беспомощными. Чтобы этого не случилось, за этим следят инженеры, техники, машинисты насосных установок, подъёмников, диспетчера.
Воспитатель: Под землёй помогает шахтёрам добывать уголь угольный комбайн. В нём трудятся сразу несколько машин.
Рассматривают картинку:
«Машины на помощь шахтёру
Ползут, грохоча и пыля.
И словно под тяжестью танка
Дрожит под комбайном земля»
Одна машина острыми зубьями вырезает из стенки глыбы угля, другая - дробит глыбу на мелкие кусочки, третья грузит их на дорожку - самокатку транспортёр и уголь мчится по ней в обратную сторону, прочь от лавы, прямиком по подземному проспекту - штреку. Пересаживается в маленькие вагонетки, которые тянет электровоз. А управляет им - машинист электровоза. Дальше электровоз вагонетки отвозит к подъёмной машине, высыпает в огромные железные ящики - бункера, и по стволу в железных ящиках его поднимает на - гора.
Вместе с углем вывозят на поверхность много лишней породы, которую тут же на месте и оставляют. Так постепенно скапливаются целые горы отходов. Называют их —терриконы. Они занимают много места. Ученые и изобретатели никак не могут придумать, как использовать эти искусственные горы!
И вот уголь выдали на - гора.
Он движется по самоходной дорожке на обогатительную фабрику. Дальше, обогащённый уголь грузят в вагоны и отправляют во все концы нашей республики.
-А сейчас я вам предлагаю поближе познакомиться с углём, хотите?
Сейчас мы с вами побудем маленькими исследователями. Давайте наденем фартуки и пройдём в наш исследовательский уголок.
Исследовательская деятельность
-Ребята, посмотрите на уголь, какой он? (чёрный)
-А теперь возьмите уголь в руку, потрогайте его. Какой он ещё? Попробуйте сжать его, надавить на него (твёрдый) . На что похож?
-Да, ребята, он твёрдый, как камень. Поэтому его и называют –каменный
уголь.
-А сейчас, ребята, я возьму молоток и ударю по нему. Посмотрите, что
произойдёт! (воспитатель демонстрирует).
-Что же случилось? (рассыпался на мелкие кусочки). Значит он какой?
(хрупкий, если ударить по нему).
-А сейчас возьмите лист бумаги и проведите по нему углём. Что получилось?
(На листе остаются черные линии, значит им можно рисовать).
-У вас есть лупы. Давайте возьмём их, и рассмотрим уголь. Что вы видите? (ребята по очереди рассматривают уголь)
-Да, ребята. Уголь не ровный, он как будто состоит из слоев. Каменный уголь
– это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют
остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный
уголь.
- Как вы думаете, что произойдет если мы опустим каменный уголь в
воду? (Предположения детей). Давайте опустим его в стакан с водой. (Уголь
утонул). Почему? (Он тяжелый).
- Как вы думаете он растворяется или нет? Давайте проверим. Как это можно проверить? (Помешать воду ложечкой). Меняет ли цвет вода? (Нет). Какой вывод можно сделать? (Каменный уголь не растворяется в воде и не
окрашивает воду). Правильно.
-Вот оказывается какой интересный этот уголь.
Трудом добытый из глубин уголь даёт тепло в квартиры, заводам силу для машин, большое пламя горнам, пароходам плавный ход, паровозам движенье. А ещё нужен уголь для специальных печей, в которых из угля
выжигают кокс без которого нельзя плавить сталь, так необходимую для машин.
Из угля добывают витамины и делают аспирин, самое лучшее стекло и стеклянные предметы, получают порошок, которым посыпают землю, чтобы лучше росли фрукты, овощи, хлеб и лоскутки цветной шерсти, пушистого меха, разноцветные краски, духи и разные сиропы для конфет и пирожных, а также бензин для машин.
За такой важный для народа и страны труд, шахтёров награждают медалями, орденами, хорошо оплачивают их работу, выпускают про них газеты, пишут книги, стихи, слагают песни. В честь таких сильных и мужественных людей создают памятники.
Последнее воскресенье августа отмечают праздник «День Шахтёра!» и запускают салют
Заключительная часть:
- Ребята, с какой профессией вы познакомились?
- Что интересного вы узнали?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.