ЗАНЯТИЕ – БЕСЕДА «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА
НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ»
(воспитанники дошкольного возраста (6-7 лет)
Цель: расширение знаний воспитанников о закаливании, его пользе для здоровья.
Задачи:
1. Познакомить с правилами и видами закаливания;
2. Развивать стремление вести здоровый образ жизни;
3. Побуждать к применению закаливающих процедур.
Материалы и оборудование: мяч, презентация «Закаливание в жизни человека», магнитная доска, карточки «ФИТОНЦИДЫ», «ВИТАМИН Д», картинки к викторине, карточки к игре «Здоровье», картинки «Солнце», «Воздух», «Вода».
Предварительная работа:
Групповая дискуссия «Здоровье и режим дня», викторина «Здоровье»
Ход мероприятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами поговорим о том, как укреплять свой организм и сохранять свое здоровье и как сама природа может в этом нам помочь.
Игра «Здоровый человек»
Игроки встают в круг. Ведущий задает вопрос, игроки, передавая мяч, отвечают на вопросы.
- Назовите зимние виды спорта?
- Назовите летние виды спорта?
- Можно ли давать свою расческу другим людям? (Нет, т. к. можно подхватить вшей, кожные заболевания).
- Почему нельзя пить воду из реки или лужи? (В грязной воде находятся различные микробы, которые переносят опасные заболевания).
- Почему нельзя гладить бездомных и чужих кошек и собак? (Можно подхватить блох, клещей, лишай).
Совершенно верно. Вы прекрасно осведомлены о том, как сохранить свое здоровье. Предлагаю вам сегодня на занятии поговорить о том, как его не только сохранить, но и укрепить.
2. Основная часть
Воспитатель:
- Ребята, закончите известную фразу – «Солнце, воздух и вода…»
Ответы воспитанников: наши лучшие друзья.
Воспитатель:
- Объясните, что значат эти слова.
Ответы воспитанников: солнце нас греет, можно загорать, чистую воду
можно пить, есть минеральная вода, которая улучшает здоровье, можно плавать,
купаться, воздухом мы дышим и др.
Воспитатель:
- Вы правильно все сказали и все эти факторы: солнце, воздух и вода нужны нам для жизни, а еще это наши главные друзья и помощники в поддержке нашего здоровья.
На доску вывешивается картинка «Солнце».
Воспитатель:
- Солнце даёт свет и тепло. Солнечные лучи полезны для нашего здоровья. Они радуют нас, поднимают нам настроение, им хочется подставлять лицо. И детям для роста очень нужен солнечный свет, еще его называют витамином Д. Запомните это, пожалуйста. Витамин Д очень важен для роста и развития здорового человека.
Именно поэтому солнечные ванны полезны как детям, так и взрослым. Солнечные ванны – это и прекрасное закаливание, которое дарит нам сама природа. Но нужно соблюдать определённые правила, чтобы не навредить себе. Какие правила поведения на солнце вам знакомы? (ответы детей)
Совершенно верно. Также в жару на голове должен быть головной убор, а загорать лучше всего до 11 часов утра и с 16 часов вечера, как вы думаете почему? (Ответы воспитанников).
На доску вывешивается картинка «Воздух».
Воспитатель:
- Не менее полезны воздушные ванны и прогулки на свежем воздухе. Когда мы дышим свежим воздухом, в лёгких происходим активная циркуляция воздуха и газообмен. Кровь обогащается кислородом, и он разносится ко всем органам и тканям нашего организма.
- А где прогулки будут наиболее полезны для здоровья? (Ответы воспитанников)
- Правильно, ребята, а особенно полезный воздух в хвойных, сосновых лесах. И в лиственных лесах, и в борах в воздухе содержится много фитонцидов – особых летучих веществ, убивающих вредных микробов. ФИТОНЦИДЫ – новое слово для вас, я вывешиваю его на нашу магнитную доску для лучшего запоминания этого сложного слова. Благодаря фитонцидам происходит укрепление нашего иммунитета, нашего здоровья. Прогулки на свежем воздухе помогают нам закаливаться и потом не болеть.
- Сейчас я хочу предложить вам небольшую игру, чтобы узнать, как много вы знаете о здоровье?
Игра «Здоровый человек – это тот, кто…»
Инструкция: подойдите к столу. На нем разложены несколько карточек с различными ситуациями. Вам надо выбрать 7 карточек, по которым можно составить характеристику здорового человека.
(воспитанники подходят к столу с сюжетными картинками, находят нужные карточки-картинки, убирая лишние, устно объясняют свой выбор, отвечая на вопрос воспитателя: «Здоровый человек, это тот, кто…»).
Воспитатель:
- Итак, вы определились с выбором карточек, теперь продолжите мою фразу и ответьте на вопрос: «Здоровый человек, это тот, кто…»
Ответы воспитанников:
- Очень редко болеет.
- Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.
- Всегда носит тёплую одежду.
- Хороший, спокойный сон.
- Всегда отличное, “солнечное” настроение.
- Имеет бледный вид, тусклый взгляд.
- Живёт не менее 80 лет.
- Если заболел, то быстро поправляется.
- Может без одышки пробежать 5 километров.
- Постоянно раздражителен.
- На уроках собран и внимателен.
- Излишне не утепляется.
Воспитатель:
- Вы прекрасно справились с заданием. Молодцы! Прошу вас занять свои места.
На доску вывешивается картинка «Вода».
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас кто может мне сказать, для чего человеку нужна вода? (Ответы воспитанников)
Воду мы пьем. Готовим пищу при помощи воды.Вода помогает поддерживать нам чистоту: мы моем руки, умываемся, принимаем душ (смываем с себя грязь, вредных микробов). Мы убираем свое жилище, моем полы, посуду, вытираем пыль, листочки комнатных растений - всё это делает наш дом и нас чистыми и здоровыми. И, конечно, купание – это огромное удовольствие и хороший способ закаливания.
- Ребята, как вы думаете, почему люди болеют?
Ответы воспитанников (простужаются, общаются с больными, плохо одеваются,
гуляют в плохую погоду, не занимаются спортом, не заботятся о здоровье и др.)
Воспитатель:
- Правильно, все эти причины могут привести к заболеванию. Люди простужаются потому, что кожа человека гораздо чувствительнее к холоду, чем к теплу, поэтому даже маленький сквозняк может привести к насморку, чиханью и к более серьезным последствиям. В результате охлаждения, защитные силы нашего организма ослабевают, и болезнетворные микробы начинают проявлять свои вредные свойства, в результате чего появляется насморк, кашель или ангина. Возникает общая реакция организма, которая называется простудой. Чтобы этого не происходило, необходимо тренировать свое тело, закаливать.
И сейчас мы с вами проведем небольшую викторину под названием «В здоровом теле-здоровый дух». Я задаю вопросы, вы поднимаете руку и отвечает тот, кого я назову. На магнитной доске вы можете видеть ответы в картинках, которые помогут вам найти правильный ответ. Все понятно? Тогда начинаем викторину.
Викторина «В здоровом теле - здоровый дух».
Вопросы викторины:
1. В какое время года лучше всего начинать закаляться? (Летом).
2. Кто такие «моржи»? (Люди, купающиеся зимой в проруби).
3. Какие фрукты, овощи и растения используют для понижения температуры и для лечения от простуды? (Малина, лимон, чеснок, липа).
4. Листья, какого растения используют при ушибе и кровотечении? (Лопух, подорожник).
5. В какое время суток безопаснее загорать? (Утром с 9 до 11 часов, вечером с 16 до 18 часов.)
7. Как предотвратить солнечный удар? (На голове должен быть головной убор - платок, шляпа.)
(Во время викторины детям предлагаются варианты ответов – картинок, расположенных вразнобой на магнитной доске)
Воспитатель:
- Вы с легкостью справились с заданием. Молодцы! Сейчас я хочу вам рассказать, как начать закаливаться дома и укрепить свое здоровье. Ведь это так просто. В настоящее время все больше людей стремится к здоровому образу жизни: правильное питание, спорт, закаливание. Чтобы укрепить иммунитет, придать бодрости, нужно закаливать организм.
Перед тем, как начать закаливаться, необходимо придерживаться некоторых несложных правил. Все внимание на экран телевизора
(презентация «Закаливание в жизни человека»)
Воспитатель:
- Простуду или любое другое заболевание, связанное с вирусами или повреждениями на коже, нужно вылечить до того, как начнете закаливаться.
Правило 1. Закаляться должен здоровый человек. (слайд 1)
- Можно начать закаливаться с умывания прохладной водой, постепенно переходить к умыванию холодной водой. Затем переходить к полосканию горла холодной водой и ножным ваннам, обливанию рук. Эти процедуры отлично закаляют ноги, горло и руки, потому что эти участки тела в первую очередь подвержены воздействию холода.
Правило 2. Закаляться нужно постепенно.
- После начала закаливающих процедур нельзя их прекращать, так как все нужно будет начинать сначала. Постепенность и регулярность — это одни из главных принципов закаливая, которые повышают эффективность закаливания и помогут вам привыкнуть к воздействию разных температур. Прекращением закаливания может послужить повышенная температура тела. Насморк (не обильный) не является причиной прекращения закаливания организма.
Правило 3. Закаляться необходимо регулярно.
- Зная и соблюдая эти правила, можно успешно укреплять свой организм.
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
- Мы с вами сегодня говорили о сохранении своего здоровья, о методах и факторах укрепления здоровья. Предлагаю вам для закрепления знаний игру под названием «Полезно - неполезно»
Игра «Полезное – неполезное»
Инструкция: все встают в одну линию, лицом к ведущему. Ведущим будет воспитатель. Ведущий бросает мячик игроку и говорит короткое утверждение, например: «Гулять вредно для здоровья». Игрок ловит мяч и отвечает, согласен он или нет с данным утверждением. Затем бросает мяч обратно воспитателю. Если игрок ошибся, ему дается шанс исправиться и сказать, почему утверждение неправильное.
Воспитатель:
- На этом занятие подошло к концу, вы можете быть свободны.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.