Занятие для старших дошкольников
про профилактике агрессивного поведения
Ошкина Марина Владимировна
старший воспитатель МКДОУ «Детский сад «Снежинка»
Целевая группа: старшие дошкольники (6-7 лет).
Необходимое время: 20-25 минут.
Цель: игровая коррекция агрессивности, снятие вербальной агрессии; заучивания социально принятых норм поведения с помощью обратных связей со сверстниками, установление доверительных отношений, стимуляция гуманных чувств; ауторелаксация.
Материал: клубок, набор карточек со схематическим изображением различных эмоциональных состояний людей, пиктограммы «Злость», «Радость».
Ход занятия:
- Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Посмотрите, у меня есть волшебный клубок, с его помощью мы с вами будем говорить друг другу добрые пожелания. Упражнение «Паутинка» (Дети стоят в кругу и передают клубок ярких ниток тому, кому захотят, говоря при этом добрые пожелания. Во время игры образуется паутинка, которая соединяет детей.)
- Какая паутинка у нас получилась, хорошо постарались.
(предлагаю детям присесть на стульчики)
- Дети, обратите внимание на картинки (на магнитной доске), что вы видите?
Упражнение «Знакомство с чувством злости» (Детальное рассмотрение пиктограммы «Злость», сравнение с пиктограммой «Радость»)
- Когда бывает весело? Почему печально? Когда люди сердятся? Почему злятся? На что похожа злость? Какая злость на вкус? Какого цвета может быть злость?
- Давайте поиграем в игру «Зло или добро». По моей команде: «Зло» вы своей мимикой будете изображать Зло. По команде «Добро» - изображать доброго и ласкового ребенка.
Сказкотерапия «Как злость Олю и Толю в плен поймала»
Дети, я прочту вам сказку, а вы послушайте.
«Жили веселые дети Оля и Толя. Все их очень любили: и мама с папой, и воспитательница, и дети в детском саду. Но как-то они вышли гулять на улицу, налетела вдруг откуда-то злая фея и захватила в плен Олю и Толю, и понесла в «Королевство Злобляндию». Все, кто попадал в то королевство, сразу становились вот такими (дети показывают), злыми и некрасивыми, и Оля с Толей тоже стали злыми, научились кусаться, плеваться, драться и даже, ногами пинаться. Кто может показать, чему они научились? И даже обзываться они научились? Как вы думаете, какими словами? Но злая фея еще большее зло для наших малышей придумала. Она вернула их обратно в свой дом, но не расколдовала. И что тут началось! Оля и Толя на маму злятся. У папы потихоньку компьютер ломают. А малышей в детском саду то обидят, то стукнут, то игрушки заберут. А как вы думаете, как изменилась жизнь у Оли и Толи? Почему? Правильно вы догадались, совсем плохая жизнь в них настала, так как злым людям очень трудно живется на свете.
Но был у Оли и Толи лучший друг Даня. Решил Даня победить злу фею и попросил помощи у воспитательницы Тамары Андреевны, и она сказала:
«Зло ты злом не пересилишь, только людям навредишь». «А чем же мне победить зло? » - растерялся Даня.
«Злого надо полюбить, чтобы о зле он мог забыть», - ответила ему мудрая воспитательница. Вот и мы с вами запомним эти слова и поиграем в заколдованных злых Олю и Толю, которых все вместе расколдуем.
Игра «Меняем Олю и Толю»
Двое детей - Оля и Толя - садятся на стульчиках в центре группы, делают злые лица. Дети по очереди подходят к ним, гладят и говорят добрые слова. Оля и Толя не расколдовываются и не улыбаются. Психолог предлагает детям сказать правила, которые должны знать Оля и Толя. Только тогда они расколдуются.
Правила: жить дружно; мириться; игрушками делиться; помогать другим; не обижать детей.
Дети закрепляют правила.
- А если вы очень рассержены кем то, то можете сделать так (учебные действия): смять или порвать какую-то бумажку; потопать ногами; попрыгать; громко покричать в «стаканчик для криков»; помять пластилин.
А можно поиграть в игру «Злые мыльные пузыри». Закройте глаза и представьте, что у вас в руках трубочка для мыльных пузырей. (Дети подносят ладони к губам, имитируя соломинку.) Медленно выдыхайте, чтобы образовался мыльный пузырь, который наполнен злостью. Сделайте большой злой пузырь. Вот он образовался и полетел вверх, выше и выше. Он становится меньше и меньше и вот совсем исчез. Теперь сделайте другой «злой» пузырь и подождите, пока он исчезнет в воздухе или лопнет. Пускайте пузыри до тех пор, пока вся злость не выйдет из вашего тела. Теперь можно открыть глаза. Подул прохладный ветерок и унес остатки всех злых пузырей, которые были у нас в группе.
Психологический этюд «Подари доброту»
Ребята, представьте себе, что от вашего теплого дыхания в ваших ладошках появилась маленькая искорка! Маленькая искорка доброты постепенно растет и становится все больше и больше, как цветочек на волшебной поляне, и все, кто ее касаются становятся добрыми.
Вопросы к детям. Какого она может быть цвета? Какая она на ощупь? Как она может изменится, когда ее коснуться? А какая она могла бы быть на вкус и запах? Как она звучит?
Хорошие слова – это разноцветные шарики. Это всегда праздник. Они похожи на красоту, на цветы, на солнышко. Это тепло и ласка. Это лучшая в мире музыка. От нее все становятся добрыми и сильными. Давайте подарим ее друг другу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.