Занятие с элементами тренинга
Тема: «Настроение похожее на салют»
Цели занятия:
· создать в классе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них.
· дать представление о том, что такое настроение и от чего оно зависит, развивать у детей умение управлять своим настроениемрРазвивать у детей умение управлять своим настроением;
· дать детям представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением;
· развивать способность детей к анализу своей жизни (чувств, поступков), способность к саморегуляции.
Материалы:
-пиктограммы цветы – настроения, альбомные листы, цветные карандаши или фломастеры, мягкая игрушка – дракончик;
-три стакана с водой, блестки,кусок глины;
-текст рассказа "Памси грустит" (начало);
-презентация к занятию.
Ход занятия:
Слайд 2
Педагог – психолог: Сегодня на занятии мы с вами поговорим о настроении, будем учиться справляться с проблемами, которые нередко возникают у школьников и портят им настроение. Часто не получается сделать что-то так, как хотелось бы, иногда бывает грустно без близких людей, обидно и т. д. Но в начале нашего занятия я хотела бы, что бы вы выполнили следующее задание.
Слайд 3
Упражнение «Цветок моего настроения»
Педагог-психолог: Ребята вы знаете, что наше настроение бывает разным. Давайте сравним наше настроение с цветками. У вас на столах лежат цветы – настроения, посмотрите на них внимательно и выберете тот цветок, который соответствует Вашему настроению.
Слайд 4
Дети рассматривают пиктограммы (цветов - настроения), называют изображённые на них эмоции, а затем каждый выбирает пиктограмму, которая соответствует их настроению, и объясняют свой выбор.
Педагог-психолог: А сейчас я хочу вас познакомить со сказочным дракончиком Памси.
Слайд 5
Ему 8 лет. Он уже многое знает, умеет считать, знает буквы и т. д. Он хочет с нами подружиться, давайте пожмем ему латку и скажем привет.
Учащиеся передают игрушку друг другу, и каждый из учеников здоровается с дракончиком, общается с ним. Это помогает детям включиться в игровую ситуацию, почувствовать себя свободнее.
Педагог-психолог: Все подружились с Памси. Он вам нравится? Но у нашего друга дракончика есть одна проблема, он еще не научился справляться с плохим настроением и не знает, как прогонять плохие мысли. Сейчас я вам прочитаю сказку про Памси.
Педагог - психолог читает детям начало рассказа "Памси грустит".
Слайд 6 - 23
Педагог - психолог: На краю луга среди диких цветов есть каменная пещера. В пещере живет маленький дракончик по имени Памси. Он – особенный дракончик. Дело в том, что Памси умеет думать. И очень любит учиться! Он уже умеет считать и знает названия всех цветов, растущих на лугу около пещеры. Но самое удивительное – это мысли Памси, которые бывают очень разными. Иногда они похожи на праздничный салют – яркие, быстрые, как разноцветные искорки. Когда его мысли похожи на салют, они блестят, играют, мчатся, и окружающий мир кажется Памси таким разноцветным! В его голове появляются замечательные идеи. Когда мысли у Памси такие, то у него прекрасное настроение и он мечтает, чтобы это продолжалось как можно дольше.
Но мысли не всегда похожи на салют, иногда они как озеро в центре весеннего луга – спокойные и тихие, очень-очень светлые. Все краски – как отражение в чистой и прозрачной воде. При этом он чувствует себя хорошо и уверенно. Он мечтает, чтобы так было всегда, и тогда душевное спокойствие никогда не покинет его.
Иногда Памси чувствует себя очень плохо, даже отвратительно, будто с ним происходит что-то неприятное и мрачное. И тогда мысли Памси похожи на мутную лужу в плохую погоду. Они темные и вязкие. Памси называет их гадкими. Когда у Памси такие неприятные мысли, он чувствует себя несчастным! Ему очень плохо, он расстроен. В такие моменты Памси хочет только одного: чтобы поскорее прошло неприятное состояние. Он ждет, ждет и ждет… Памси даже устает от этого ожидания, и ему хочется знать, когда же снова будет хорошо и когда он опять почувствует себя счастливым. Он понимает: для того чтобы плохие мысли ушли, должно что-то произойти, а что именно – не знает.
Он лежит и ждет, ждет, ждет…
После чтения рассказа педагог - психолог берет три стакана с водой и говорит:
– Когда Памси чувствует себя хорошо, у него все получается, он всем доволен и всех любит.
В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и чистые (показывает стакан с водой).
– Когда в его голову приходят отличные идеи, то и настроение бывает прекрасным, радостным, и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане (бросает во второй стакан блестки и палочкой их размешивает). Но бывает, что мысли Памси грустны и неприятны, ему плохо или обидно. Тогда его мысли похожи на темную, мутную воду (бросает кусочек глины в третий стакан).
Слайд 24
Обсуждение
Примерные вопросы для обсуждения:
· бывало ли у вас такое грустное настроение, как у дракончика Памси, когда;
· что вы чувствовали при этом;
· о чем думали;
· как вы выходили из грустного состояния;
· нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение;
· что нужно делать, чтобы оно прошло?
Слайд 25
Учим правило
Учитель открывает детям "правило - секрет": НАШЕ НАСТРОЕНИЕ ЗАВИСИТ ОТ НАШИХ МЫСЛЕЙ, поэтому если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем.
Когда нам хорошо, то мир вокруг нас оживает, расцветает, радуется вместе с нами.
Когда нам плохо, то все словно становится мрачным, темным, неприятным.
Упражнение « Мысли и настроение»
Слайд 26
Педагог-психолог: Сейчас я Вам предлагаю поиграть в оду игру. Я буду называть Вам разные мысли, а вы с помощью смайликов которые лежат у вас на столе, должны показывать мне, какие из них создают хорошее настроение и помогают нам, а какие плохое настроение и мешают нам.
Педагог – психолог перечисляет мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение, а учащиеся с помощью карточек-пиктограмм показывают, какие мысли создают хорошее настроение и помогают нам, а какие создают плохое настроение и мешают нам.
· я справлюсь;
· я плохой;
· я научусь;
· меня обидели;
· я не умею;
· все будет хорошо;
· я не буду бояться.
· я не справился;
· я боюсь;
· у меня все получится
Слайд 27
Педагог-психолог: Молодцы вы правильно определили, где у нас хорошие мысли которые помогают нам и где плохие которые нам мешают. В жизни бывает по разному, у нас может что то не получаться, нас могут обидеть не все зависит от наших желаний однако мы можем изменять свои мысли, а значит, и свое настроение и состояние. А мысли нужно выбирать, как цветы, – только хорошие (красивые).
Упражнение «Танец с дракончиком»
Слайд 28
Педагог-психолог: Ребята, а вы знаете, что есть еще способы для поднятия настроения? Вот, например танцы тоже поднимают настроения, а танцы вместе с друзьями еще больше. Вот я сейчас вам предлагаю потанцевать с дракончиком под веселую песню.
Слайд 29 - 54
Танец основан на игре «Дракон ловит свой хвост» и исполняется под клип «Хорошее настроение». Первый (педагог-психолог) держит игрушку-дракончика героя рассказа в поднятой руке. Дети, взявшись за руки (цепочкой), изображают тело и хвост дракона, подпрыгивая под музыку. Ребенок, замыкающий цепочку, управляет хвостом, поворачиваясь в разные стороны.
Педагог-психолог: Ну как вам понравилось танцевать с дракончиком Памси?
Упражнение «Подари улыбку»
Выполняется под клип «Подари улыбку миру»
Слайд 55
Педагог-психолог: Мы с вами знаем, что доброжелательная улыбка друзей и добродушные их объятия могут поднять любому настроение. Так давайте сейчас улыбнемся, друг другу и обнимем друг друга.
Слайды 56 - 76
Учащиеся под музыку улыбаются друг другу и обнимаются.
Упражнение «Салют нашего настроения»
Педагог-психолог: Ребята, какое у вас сейчас настроение?
Слайд 77
Давайте сейчас с вами устроим салют нашего настроения. Возьмите те полоски, которые вам нравятся. Можно взять несколько разноцветных полосок, которые вам нравятся. Встаньте в круг и на раз, два, три запустим наш салют радости. Раз, два, три салют радости лети! (учащиеся запускают салют, затем кричат «Ура» и хлопают в ладоши).
Вам понравился наш салют, какой он получился красивый!
Упражнение «Цветочная поляна»
Слайд 78
Педагог-психолог: Ребята, а сейчас я вам предлагаю выбрать из ваших цветочков – настроений, тот цветок, который соответствует вашему настроению на данный момент. И составим из ваших цветков цветочную поляну вашего настроения.
Учащиеся выбирают цветы – настроения. Затем все цветы приклеиваются на ватман или доску.
Слайд 79
Педагог-психолог: Посмотрите, какая у нас получалась красивая цветочная поляна. Нашему другу дракончику Памси она тоже понравилась, и он решил на ней поселиться. Смотрите, он нам машет рукой и желает всего хорошего. Давайте попрощается с ним.
Учащиеся машут руками и говорят ему до свидания.
Слайд 80
Педагог-психолог: Наше занятие закончено. Желаю вам, чтобы у вас всегда было настроение на отлично.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.