Государственное учреждение образования
«Средняя школа №2 г. Костюковичи»
Тема: Решение
нестандартных задач
(занятие объединения по интересам
«Решай-ка»)
Руководитель: Чехунова
Алла Ивановна
г. Костюковичи, 2020
Тема: Решение нестандартных задач
Цель занятия: развитие у учащихся познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышления)
Задачи занятия:
- формировать стремление к размышлению и поиску;
- развивать творческие способности;
- развивать навыки контроля и самоконтроля;
-развивать у ребят уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта
Ожидаемый результат: развитие у детей познавательных интересов, возникновение (у кого-то закрепление) интереса к учёбе; снижение тревожности
Ход занятия
I. Организационный момент (дети стоят полукругом)
Собрались в большой мы круг,
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- А теперь передайте улыбку нашим гостям и поприветствуйте их.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем!
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
- Спасибо, ребята! Садитесь. Я вижу, что вы готовы работать на занятии. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
II. Сообщение темы и цели
- Все ученики нашего класса посещают объединения по интересам по математике. Может, скажете, почему? Зачем нужно знать математику? (варианты ответов).
Без счёта не будет на улице света.
Без счёта не может подняться ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата.
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа!
- Математика очень важна для любого человека.
- А у вас, учеников 3 класса, посещение занятий объединения по интересам, это возможность подготовиться к районной олимпиаде по математике и достойно защитить в 4 классе честь школы. Этой работой мы сегодня и займемся.
-Тема занятия «Решение нестандартных задач».
- Сформулируем задачи на занятие. Продолжите фразу: «Сегодня на занятии мы узнаем… (какие задачи называются нестандартными); будем учиться … (решать нестандартные задачи); будем развивать умение… (рассуждать, делать умозаключения)».
Но в начале, я хочу, чтобы вы прочитали, что сказал великий французский математик, физик, философ и писатель 17 века Паскаль о математике:
«Предмет математики настолько серьёзен, что нельзя упускать случая, сделать его немного занимательным».
Сегодня мы постараемся не упустить случая и будем решать не совсем обычные, а занимательные задачи. Но для этого нам необходимо выполнить «Мозговую гимнастику». Как же заставить содержимое наших голов включиться в работу? Оказывается, учёные давно доказали, что выполняя определённые упражнения пальчиками рук, мы стимулируем работу головного мозга.
III. «Мозговая гимнастика»
«Ленивые восьмёрки». Первое упражнение повышает устойчивость внимания. Рисуем в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки». Сначала правой рукой три раза, теперь левой, теперь обеими руками.
«Шапка для размышлений». Второе упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речи. «Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки.
«Палец двоится» Вытянуть руку вперёд, Смотреть на кончик пальца, Медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. 3 раза. Это упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии, что нам сейчас же пригодится при выполнении «Разминки».
IV. Разминка
1. Какой день недели был вчера? (вторник)
2. Сколько месяцев в году? (12)
3. Сколько ушей у трёх мышей? (6)
4. Сколько пальцев на левой ноге? (5)
5. Самая лучшая школьная отметка? (10)
6. Назовите третий месяц года. (март)
7. Тройка лошадей пробежала 6 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (6 км)
III. Работа по теме занятия
1. Знакомство с понятием «нестандартные задачи»
- Я задам вам вопрос, а вы дайте ответ.
Гриша и Егор приколачивали доску: кто – то забивал маленькие гвозди, кто – то большие. Гриша забивал большие гвозди. Какие гвозди забивал Егор? (Маленькие)
- Это был обычный вопрос? (Нет, это задача)
- Задача была обычная, такая, как мы решаем на уроке математики? (Нет, задача нестандартная).
Нестандартный - это значит, необычный, нетиповой.
2. Первичное закрепление
Карточка 1. Реши задачу.
«Пять мальчиков встретились на вокзале, чтобы поехать за город. При встрече все они поздоровались друг с другом за руку. Сколько различных рукопожатий было?»
(Дети две минуты решают самостоятельно на листочках, потом называют ответы, показывают решение на доске)
3. Физкультминутка
4. Решение нестандартных задач (создание ситуации выбора)
НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАНИЯ
Ø Задачи «Пространство вокруг нас»
Ø Задачи-шутки
Ø Числа в пословицах и поговорках
Ø Математические загадки
Ø Магические квадраты
Ø Геометрические задачи
Ø Задачи, связанные с промежутками
Ø Логические задачи
Ø Задачи в стихах
Ø Математические ребусы
v Задачи «Пространство вокруг нас» (самостоятельно)
Как расставить 10 точек в квадрате, чтобы у каждой стороны квадрата стояло по 3 точки?
v Задачи-шутки (коллективно)
1. Сколько горошин может войти в один стакан? (Сами войти не могут)
2. Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)
3. На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое)
4. Сколько яиц можно съесть натощак? (1)
5. Из какой посуды не едят? (Из пустой)
v Числа в пословицах и поговорках (в группе)
Вставьте пропущенные числа в пословицах и поговорках.
1) _________рукой в ладоши не хлопнешь.
2) ________голова хорошо, а ______лучше.
3) _____раз отмерь, _____ раз отрежь.
4) ______за всех и все за ___________.
v Математические загадки (коллективно)
1)
У него - два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами. (Велосипед)
2) Двое глядят, да двое слушают. (Глаза и уши)
3)
Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
4)
Двенадцать братьев друг за другом ходят,
Друг друга не находят. (12 месяцев)
5) Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)
v Магические квадраты (в паре)
- Расставь числа 1, 4, 3, 9, 6 так, чтобы в каждом ряду, столбце и диагонали получилось 15.
|
|
8 |
7 |
5 |
|
2 |
|
|
v Геометрические задачи (в группе)
Сколько и каких фигур вы видите на этом рисунке?
|
|
v Задачи, связанные с промежутками (самостоятельно)
Реши задачи.
А) Боря распилил длинную тоненькую палочку на 10 одинаковых палочек. Сколько ему пришлось сделать распилов?
Б) В колесе 10 спиц. Сколько между спицами промежутков?
v Логические задачи (коллективно)
1. У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов стало? (5)
2. Собачка весит на двух лапках 3 кг. Сколько она будет весить, если станет на все лапы? (3кг)
3. В деревню ехала машина, а ей навстречу – 2 трактора, каждый из которых тянул по одной сломанной машине. Сколько машин ехало в деревню?
4. Что тяжелее: 1 кг пуха или 1 кг железа?
v Задачи в стихах (коллективно)
1. К трём зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (7 · 6 = 42)
2. Мышка зерна собирала,
По два зернышка таскала,
Принесла уж девять раз.
Каков мышкин стал запас? (2 · 9 = 18)
3. Пять зайчат сидят в углу,
Чистят репу на полу.
Насчитали 20 штук,
Как делить забыли вдруг.
Мамы с папой нет нигде…
Помогите им в беде! (20 : 5 = 4)
4. Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте».
Сколько всех? Пересчитайте! (2 · 3 = 6)
5. Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла.
Разделила на троих –
Сколько каждому из них? (9 : 3 = 3)
v Математические ребусы (в паре)
IV. Итог занятия
- Какую тему изучали?
- Чему учились?
V. Рефлексия
- Ребята, расскажите, интересно ли вам было на занятии, комфортно ли вы чувствовали себя, довольны ли вы своей работой, достигли ли цели урока.
- Продолжите фразу:
- На занятии я узнал…
- Самым интересным было…
- Мне бы хотелось похвалить…
- Сегодня на занятии вы были активны, внимательны и старательны. Спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.