Тема занятия: «Встреча с зарубежными друзьями»
Цель: познакомить учащихся с заимствованными словами; создать условия для развития речи и расширения кругозора учащихся.
Задачи внеурочного занятия:
Образовательная: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка.
Развивающая: развитие смекалки и сообразительности; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями.
Воспитательная: воспитание познавательной активности; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
УУД
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение работать в группах, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Личностные результаты: проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Средства обучения (в том числе и интернет-ресурсы): карточки, презентация
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ |
|
-Здравствуйте, ребята! - Возьмемся за руки. Улыбнитесь друг другу. Пожелайте успеха. Подарите и мне свои улыбки. Изучив высказывания ребят, представленных на слайде, найдите ошибки в словах. Они помогут вам сформулировать тему нашего занятия сегодня. Мама каждое утро любит выпить чашечку кофя. Мой друг Миша в школу едет на метре. Катя хорошо играет на пианине. На польте у Вики вышит красивый цветок. -В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются и не имеют окончания. - Как вы думаете, откуда в русском языке такие «непослушные» слова? |
Приветствуют учителя. Высказывают свое мнение.
|
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
|
-Послушайте рассказ «Слова-пришельцы» Любые новые предметы, явления объективной действительности вызывают к жизни новые слова. Однако эти новые наименования не только создаются на базе собственного строительного материала (лунник, прилуниться, приводниться, вертолётчик и др.), но и заимствуются из других языков. Сравнительно недавно появились в русском языке слова, заимствованные, например, из английского: кемпинг (лагерь для туристов), нейлон (синтетическое волокно и ткань из него), хобби (любимое занятие, увлечение, страсть) и др. В то же время из немецкого языка пришли к нам слова мотороллер (разновидность мотоцикла), шлягер (модная песенка). Заимствованные слова есть в каждом языке, это явление закономерное. Народы разных стран не могут жить обособленно. Между ними возникают разные контакты – политические, экономические, культурные. Тесное общение знакомит людей с новыми идеями, новыми предметами, происходит взаимный обмен новыми понятиями. Русский язык усвоил, например, за период с начала нашего века таки английские слова, как глиссер, джемпер, сервис, акваланг, ралли, мотель и т.п. За тот же период английский язык пополнился новыми русскими словами :большевик, комиссар, колхоз, совхоз, комсомол, спутник и др. Ещё раньше в английском языке появились русские слова степь, соболь, копейка, указ, баян. Иноязычные слова различны по времени заимствования. Некоторые из них пришли к нам очень давно (тетрадь, кукла, школа, чугун, карандаш и т.п.) и настолько обрусели, что не воспринимаются как иноязычные. Другие пришли сравнительно недавно (например, английское лайнер, аутсайдер и др.), и мы ещё чувствуем их инородность; сфера употребления таких слов значительно уже. — Когда вы собирались идти в первый класс, то, наверное, были знакомы с таким стихотворением Самуила Яковлевича Маршака: Семь ночей и дней в неделе. Семь вещей у вас в портфеле: Промокашка и тетрадь, И перо, чтобы писать, И резинка, чтобы пятна Подчищала аккуратно, И пенал, и карандаш, И букварь — приятель ваш. Самая первая книга, по которой начинает учиться каждый человек,— это букварь. А происходит это название от слова буква, ведь учение по букварю мы начинаем с букв. Не правда ли? -А знаете вы, почему тетрадь, пенал и карандаш называются так, а не по-другому? Тетрадь — слово не русское, а греческое, и означает оно «сложенный вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом еще раз пополам. Остается разрезать эту книжечку, сшить ее посредине, и тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Такими и были первые тетради, потом листов стало больше, но название так и осталось. Пенал — тоже нерусское слово, пришло оно к нам из латинского языка. Слово перо по-латыни будет «пенна». А где хранят перья? В специальной коробочке, которую и назвали пенал. Теперь мы в нее складываем и ручки, и карандаши, найдется там место и для резинки. А название все-таки произошло от слова пенна — «перо». Слово карандаш произошло от тюркского кара, что означает «черный», и таш — камень». Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налетом. Потом появились черные палочки, стали готовить для них «одежду»—кожаную, металлическую и, наконец, деревянную. Теперь стерженек может быть разного цвета, но мы по-прежнему пользуемся словом карандаш. Слово школа пришло через польское посредство из латинского языка Многие слова-пришельцы мы можем узнать по разным признакам. Например, русских слов, которые начинались бы с буквы а, очень мало (ах, ахать, аи, ам, ау), остальные слова, начинающиеся с а, пришли к нам из других языков. Если вы встретите в слове букву ф, то знайте, что это слово нерусское: фонарь, фрукт, лифт, арифметика, кефир, фикус, графин и др. Буква э встречается тоже в основном в словах нерусского происхождения: этаж, экран, экскаватор. Русскими будут слова эх, эй. -Приведите примеры таких слов |
Слушают рассказ
Ответы детей
-Аренда, афиша, актёр, флаг, флот |
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
|
-А сейчас вы поработаете в группах Шесть и шесть. Весна, дерево, аист, арбуз, лес, фиалка, эхо, филин, берёза, дрова, апельсин. -Среди этих слов шесть слов нерусского происхождения. Назовите их. -Составьте предложения со словами на слайде • Джаз • Жюри • Кофе • Кино • Студент • Телефон • Галстук • Браслет • Дирижёр • Караоке • Метро • Такси • Бутерброд • Цирк |
Работа в группах
-Аист, арбуз, фиалка, эхо, филин,апельсин |
IV. РЕФЛЕКСИЯ |
|
- О чем говорили сегодня? - Что нового узнали? -Что вспомнили? |
Отвечают на вопросы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.